Темы статей
Выбрать темы

Нацстандарты бухучета: знакомимся с изменениями

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Уже почти год бюджетные учреждения работают в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе. Конечно, за это время требования таких документов вызвали огромное количество вопросов у бухгалтерского сообщества. Со временем Минфин понял, что отдельные документы нуждаются в определенной адаптации к специфике деятельности бюджетных учреждений, и наконец внес некоторые уточнения и изменения. Указанные изменения утверждены приказом Минфина от 23.07.2015 г. № 664 (см. с. 12), который вступил в силу 04.09.2015 г. В этом материале рассмотрим, на что они влияют и как их нужно понимать.

Изменились некоторые определения

Приказом № 664 в некоторые НП(С)БУ внесены изменения, касающиеся ряда определений.

Так, внесены изменения в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Подача финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541, а именно в абз. 1 п. 1 разд. II.

Именно в этом пункте определена суть и назначение учетной политики для бюджетных учреждений. Давайте посмотрим, как выглядит теперь указанный пункт:

«Учетная политика определяется на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе. Учетная политика субъекта государственного сектора определяется в распорядительном документе, в котором должны быть установлены методы оценки, учета, виды сегментов и их приоритетность и процедуры, которые должен применять субъект государственного сектора и относительно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено больше одного варианта».

Чем отличается новая редакция этого пункта от предыдущей? А тем, что теперь при определении учетной политики бюджетные учреждения не должны устанавливать порядок организации бухгалтерского учета. Поэтому при формировании своей учетной политики, которую определяют в приказе бюджетного учреждения об учетной политике, не нужно прописывать требования, касающиеся порядка организации бухгалтерского учета.

Считаем такие изменения вполне уместными. Поскольку вообще под учетной политикой понимают совокупность принципов, методов и процедур, используемых учреждением для составления и подачи финансовой отчетности. Это указано прежде всего в ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (ср. ), а также в разд. I п. 4 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

Также уточнено понятие «активы», приведенное в НП(С)БУ 121:

До изменений

После изменений

Активы — ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем

Активы — ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем и/или будет иметь потенциал полезности

Вроде бы такое дополнение и не изменило суть термина «активы», но согласитесь, что подобное уточнение является вполне уместным. Для чего это сделал Минфин?

Дело в том, что непосредственно в НП(С)БУ 121 приведено определение такого понятия, как «потенциал полезности активов» — имеющиеся и потенциальные возможности, которые получит субъект государственного сектора от использования активов, непосредственно не генерирующих поступления денежных средств, для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей. И более того, упоминание о потенциале полезности, присущем активам бюджетных учреждений, используется в самом НП(С)БУ 121.

Первоначальную стоимость бесплатно полученных активов определяем по-новому

Изменены требования к определению первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов, бесплатно полученных от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора).

Давайте посмотрим, как бюджетные учреждения раньше определяли первоначальную стоимость при бесплатном получении основных средств и как должны делать это теперь ( п. 7 разд. II НП(С)БУ 121):

До изменений

После изменений

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), может быть стоимость, относительно которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121

Справочно: справедливая стоимость — сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату.

Уверены, что такое изменение в порядке определения первоначальной стоимости бесплатно полученных активов порадует бухгалтерское сообщество. А сколько было сломано копий бухгалтерами при определении справедливой стоимости! Минфину, по-видимому, и не снилось…

Теперь же для определения первоначальной стоимости бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться достоверной информацией. В частности, такая стоимость может быть определена соответствующими первичными документами, оформленными при получении активов (например, акты, накладные и т. п.). Как и раньше, в эту стоимость включают расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств и другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Что касается справедливой стоимости, то упоминание о ней все-таки осталось в НП(С)БУ 121. Такую стоимость необходимо определять при бесплатном получении основных средств от субъектов государственного сектора (т. е. от других бюджетных учреждений), в случае если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости таких основных средств.

Основные средства учитываем с копейками

Согласитесь: довольно неожиданно для всех бюджетных учреждений Минфин определил новое требование относительно учета объектов основных средств. Имеется в виду требование, определенное в абз. 2 п. 11 разд. II НП(С)БУ 121:

До изменений

После изменений

После первоначального признания объекта основных средств как актива его учет ведется по первоначальной стоимости в гривнях без копеек

После первоначального признания объекта основных средств как актива его учет ведется по первоначальной стоимости

Как видите, теперь (с 04.09.2015 г.) учет объектов основных средств бюджетные учреждения должны вести в гривнях с копейками, а не в полных гривнях, как это было раньше. Конечно, раньше вести учет без копеек было проще, также удобно было осуществлять контроль и проверку правильности учета, начислять износ (амортизацию), сверять актив-пассив баланса. Но такое изменение в НП(С)БУ 121 является вполне логичным и последовательным шагом Минфина. Поскольку обычные предприятия все время ведут учет объектов основных средств в гривнях с копейками. Поэтому будем постепенно и мы привыкать к этому требованию.

Одновременно такие изменения относительно учета основных средств повлекли за собой изменения в п. 1.5 Типовой корреспонденции:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до изменений

Корреспонденция субсчетов после изменений

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Зачисленные объекты капитальных инвестиций после ввода их в эксплуатацию в состав основных средств и нематериальных активов

101 — 122

141 — 143

101 — 122

141 — 143

(без сумм копеек)

(с копейками)

Одновременно: отражаются изменения в капитале

402

401

402

401

2

Списание сумм копеек с приобретенных, созданных, построенных, улучшенных необоротных активов

402

141 — 143

Определены сроки проведения переоценки

Так, переоценка основных средств осуществляется, если остаточная стоимость объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на годовую дату баланса ( п. 3 разд. III НП(С)БУ 121).

Напомним, что Минфин свою позицию, касающуюся проведения переоценки, изложил в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 15). В частности, в нем четко определено, что учреждение может принять решение о проведении переоценки объекта основных средств на годовую дату баланса. Теперь такое мнение авторов этого письма закреплено в НП(С)БУ 121.

Изменения в порядке начисления амортизации

Приказом № 664 наиболее существенные изменения коснулись вопросов начисления амортизации. Остановимся на них подробнее.

Во-первых, дополнен перечень объектов основных средств, на которые бюджетные учреждения не начисляют амортизацию, а именно добавлены:

1) редкие и особо ценные документы, предметы и коллекции, являющиеся частью библиотечных фондов, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного наследия Украины;

2) объекты основных средств, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции.

Во-вторых, совсем неожиданно для всех нас Минфин разрешил бюджетным учреждениям начислять амортизацию один раз в год — на годовую дату баланса.

Именно так определено в п. 5 разд. IV НП(С)БУ 121:

«По решению руководителя субъекта государственного сектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса».

Итак, давайте вместе проанализируем такое интересное изменение:

1) бюджетное учреждение может, но не обязательно должно принимать такое решение. То есть каждое учреждение самостоятельно определяет для себя периодичность начисления амортизации (или ежеквартально, или раз в год);

2) решение о периодичности начисления амортизации руководитель бюджетного учреждения принимает самостоятельно, но его нужно согласовать с органом управления;

3) такое решение должно быть закреплено в приказе об учетной политике бюджетного учреждения.

В-третьих, уточнено, что в случае выбытия объекта основных средств амортизацию необходимо начислять в месяце выбытия такого объекта. Кстати, именно такой порядок начисления амортизации основных средств, которые выбывают из учреждения (т. е. списываются с баланса по различным причинам), мы неоднократно предлагали в своих материалах и приводили примеры расчета амортизации («Амортизация — 2015: начисляем по новым правилам», см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11; «Начисляем амортизацию: решаем рабочие задания», см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 21).

В-четвертых, уточнен момент, когда учреждение начинает начислять амортизацию на объект основных средств. А именно, решающим в этом вопросе является не только месяц, следующий за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования, но и то, что такой объект должен быть введен в эксплуатацию (т. е. оформлен акт ввода в эксплуатацию). И хотя раньше такое требование не было предусмотрено в п. 5 разд. IV НП(С)БУ 121, на практике именно этими условиями руководствовались бюджетные учреждения.

В-пятых, уточнен порядок начисления амортизации на отдельные необоротные материальные активы. Объясним, в чем именно заключается такое уточнение.

В п. 7 разд. IV НП(С)БУ 121 определено, что амортизация необоротных материальных активов начисляется в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 % его первоначальной стоимости, а оставшиеся 50 % первоначальной стоимости — в месяце их изъятия из активов (списания с баланса). При этом перечень активов, которые бюджетные учреждения включают в состав необоротных материальных активов, приведен в п.п. 3.2 разд. II НП(С)БУ 121. В частности, в этот перечень включены необоротные материальные активы специального назначения.

Вместе с тем в приложении 1 к Методическим рекомендациям по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, определено, что для необоротных материальных активов специального назначения срок полезного использования составляет 20 лет.

С учетом этого Минфин приказом № 664 исправил такое противоречие требований между указанными нормативно-правовыми актами — исключил необоротные материальные активы специального назначения из перечня активов, на которые начисляют амортизацию по принципу 50 % на 50 % (см. обновленный абз. 1 п. 7 разд. IV НП(С)БУ 121).

Следовательно, для такого вида необоротных материальных активов, как необоротные материальные активы специального назначения (субсчет 119), учреждения используют прямолинейный метод начисления амортизации. И хотя это вопрос только теперь урегулирован в измененном НП(С)БУ 121, именно на таком порядке начисления амортизации на необоротные материальные активы специального назначения мы настаивали на страницах нашей газеты.

Как оценивать материалы, полученные от списания основных средств

Раздел VI НП(С)БУ 121 дополнен пунктом 5, в котором определен порядок оценки запасов, полученных в результате списания основных средств. Речь идет об узлах, деталях, материалах и агрегатах разобранного и демонтированного оборудования, пригодных для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалах, полученных в результате списания имущества.

Согласитесь, требования по оприходованию таких запасов с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов для бюджетных учреждений не так уж и новы. Аналогичная норма содержится в п. 23 Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Но есть некоторые занятные штучки в указанных изменениях, а именно в порядке оценки таких запасов. Так, оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания основных средств, проводится:

1) по чистой стоимости реализации запасов;

2) или по оценке возможного их использования, которая может быть определена, исходя из стоимости подобных запасов (при их наличии на балансе) с учетом степени их пригодности к эксплуатации.

Напомним, что чистая стоимость реализации запасов — это ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности, за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию.

Бюджетные учреждения отражают запасы по чистой стоимости реализации в случаях, если на дату баланса:

— цена запасов снизилась;

— запасы испорчены или устарели;

— запасы иным образом потеряли первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

Отметим, что определить такую стоимость учреждение может самостоятельно. Определение чистой стоимости реализации запасов осуществляет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя. Следовательно, бюджетное учреждение может самостоятельно определить чистую стоимость реализации запасов, полученных в результате списания основных средств.

В случае, если на балансе бюджетного учреждения учитываются подобные запасы, то стоимость запасов, полученных от списания активов, разрешено определять исходя из стоимости таких подобных запасов. Но при этом необходимо учесть степень их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Что касается узлов, деталей, материалов и агрегатов, не пригодных для дальнейшего использования для нужд учреждения, то их оприходуют как вторичное сырье. Кстати, вторичное сырье (металлолом и т. п.), подлежащее сдаче (продаже) на специализированное предприятие, бюджетные учреждения должны учитывать на субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи».

Также добавлено, что сумму оприходованных материалов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения, бюджетные учреждения признают доходом специального фонда.

Напомним: такие средства являются собственными поступлениями бюджетных учреждений, зачисляемыми в первую группу собственных поступлений (четвертая подгруппа). Такое требование предусмотрено в ч. 4 ст. 13 БКУ.

Распределение транспортно-заготовительных расходов разрешено осуществлять пропорционально стоимости запасов

Напомним, что с 2015 года при включении суммы транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) в стоимость запасов НП(С)БУ 123 и Методическими рекомендациями по учету запасов субъекта государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, предусмотрены два варианта учета таких расходов:

1) прямым методом;

2) по среднему проценту ТЗР.

Первый вариант целесообразно применять в случае, когда существует возможность точно определить расходы, непосредственно связанные с транспортировкой тех или иных единиц запасов. Второй применяют, когда такой возможности нет.

И если для второго варианта учета ТЗР в НП(С)БУ 123 был прописан механизм его применения, то для первого — нет.

В настоящее время благодаря изменениям, внесенным приказом № 664, четко определено, что при применении прямого метода ТЗР ежемесячно пропорционально относятся на сумму стоимости запасов, выбывших в течение месяца.

Изменения, касающиеся учета библиотечных фондов

Определенные изменения касаются требований по учету библиотечных фондов. Предлагаем сравнить старые и новые требования по учету таких объектов, которые определены в п. 13 разд. II НП(С)БУ 121:

До изменений

После изменений

Книги, пособия и другие издания, входящие в фонд библиотек, учитываются по групповому учету и номинальным ценам, включая стоимость первоначальных переплетных работ. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и на повторные переплетные работы, на увеличение стоимости книг не относятся, а признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены

Книги, пособия и другие издания, входящие в фонд библиотек, учитываются по групповому учету. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и на повторные переплетные работы, на увеличение стоимости книг не относятся, а признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены

Согласитесь, такие изменения выглядят вполне целесообразными, поскольку упоминание о номинальных ценах в НП(С)БУ 121 выглядит совсем не уместным. Поэтому книги, пособия, другие издания, которые входят в фонд библиотек (т. е. учитываются на субсчете 112 «Библиотечные фонды»), подлежат зачислению на баланс и учету по общим правилам, определенным НП(С)БУ 121.

Учреждения могут применять собственные корреспонденции субсчетов

Конечно, для бухгалтеров бюджетных учреждений главными нормативно-правовыми актами при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета являются План счетов и Типовая корреспонденция. Но, наверное, многие из вас сталкивались с ситуацией, когда для отражения определенной хозяйственной операции в Типовой корреспонденции не было предусмотрено необходимой корреспонденции.

Наконец-то Минфин исправил такую ситуацию. В настоящее время в План счетов включена норма, которая разрешает бюджетным учреждениям применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета, не предусмотренную в Типовой корреспонденции.

При этом Минфин определил условия для применения бюджетными учреждениями собственных корреспонденций субсчетов:

1) должны быть сохранены единые методологические принципы, определенные НП(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по вопросам бухгалтерского учета;

2) корреспонденция субсчетов, не предусмотренная в Типовой корреспонденции, должна быть приведена в распорядительном документе бюджетного учреждения (приказе об учетной политике).

Отметим, что собственные корреспонденции субсчетов, как правило, определяют в Рабочей схеме корреспонденции субсчетов бюджетного учреждения, которая является приложением к приказу об учетной политике.

Кстати, Минфин в письме от 14.05.2015 г. № 31-11420-08-27/15976 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 28) разрешил министерствам, другим центральным органам исполнительной власти в случае необходимости разрабатывать методические рекомендации относительно порядка отражения операций с активами, капиталом и обязательствами (корреспонденцию субсчетов) в подчиненных им учреждениях.

Уточнен учет МБП

Приказом № 664 внесены некоторые изменения в План счетов, касающиеся малоценных и быстроизнащивающихся предметов (далее — МБП).

Во-первых, заменено название субсчета 221 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации» на «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Во-вторых, уточнен перечень предметов, включаемых в состав МБП. Так, к ним относятся другие предметы, срок полезной эксплуатации которых, как ожидается, не превышает один год, в частности смарт-карты.

Отметим, что ранее требование об учете стоимости смарт-карты в составе МБП было предусмотрено в п. 2.6 разд. II Порядка № 372. В настоящее время это требование исключено из этого Порядка, а закреплено в Плане счетов.

В-третьих, внесены изменения в п. 2.11 Типовой корреспонденции относительно оприходования МБП. Давайте сравним бухгалтерские записи до и после изменений:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до изменений

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов после изменений

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Оприходованы приобретенные МБП

(стоимость без НДС):

Оприходованы приобретенные МБП:

в случае предварительной оплаты

221 — 222

362, 364

в случае предварительной оплаты

221 — 222

362, 364

в случае оплаты после их получения

221 — 222

675

в случае оплаты после их получения

221 — 222

675

Одновременно производится вторая запись (сумма без НДС)

801, 802, 811 — 813

411

Одновременно производится вторая запись

801, 802, 811 — 813

411

2

Сумма НДС с МБП:

Отражены суммы расходов, которые включаются в состав первоначальной стоимости МБП, предусмотренных НП(С)БУ 123 «Запасы»

221 — 222

362, 364, 675

приобретенных за счет средств общего фонда

221 — 222

362, 364, 675

приобретенных за счет средств специального фонда:

если НДС не включен в налоговый кредит

221 — 222

362, 364, 675

Одновременно производится вторая запись

801, 802, 811 — 813

411

если НДС включен в налоговый кредит

641

362, 364, 675

Сумма НДС, если этот налог включен в налоговый кредит

641

362, 364, 675

Что касается порядка списания МБП, то все осталось по-прежнему: МБП, переданные в эксплуатацию, подлежат изъятию из состава активов. Такие предметы учреждения списывают с баланса, т. е. с субсчета 221. В бухгалтерском учете осуществляют такую запись: Дт 411 — Кт 221. Именно такая корреспонденция субсчетов предусмотрена в п. 2.14 Типовой корреспонденции.

В дальнейшем в учреждении необходимо организовать оперативный количественный учет таких предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования. Такие требования определены в п. 9 разд. IV НП(С)БУ 123.

Изменения, касающиеся учета денежных документов

Как и раньше, для учета денежных документов учреждения применяют субсчет 331 «Денежные документы в национальной валюте». Поскольку в нормативно-правовых документах отсутствует перечень документов, относящихся к денежным, бюджетные учреждения в этом вопросе ориентируются именно на требования Плана счетов.

На этот раз Минфин приказом № 664 внес изменения в План счетов относительно применения субсчета 331. Давайте сравним эти требования:

До изменений

После изменений

На счете 33 «Прочие средства» ведется обобщение информации о наличии и движении денежных документов (в национальной и иностранной валюте), находящихся в кассе учреждения (почтовых марок, оплаченных проездных документов, оплаченных путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, средств, содержащихся в аккредитивах, в чековых книгах, в оплаченных талонах на бензин, мазут, питание и в других денежных документах и т. п.), и о средствах в пути

На счете 33 «Прочие средства» ведется обобщение информации о наличии и движении денежных документов (в национальной и иностранной валюте), находящихся в кассе учреждения (почтовых марок, оплаченных проездных документов, оплаченных путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, средств, содержащихся в аккредитивах, в чековых книгах и в других денежных документах и т. п.), и о средствах в пути

Как видим, из перечня денежных документов Минфин исключил упоминание о талонах на бензин, которые раньше бюджетные учреждения учитывали на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте».

По нашему мнению, такие изменения вполне целесообразны, поскольку талоны на ГСМ являются только документами, подтверждающими право его владельца на получение на АЗС фиксированного количества нефтепродукта определенных наименования и марки. Об этом указано в п. 3 Инструкции о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденной совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи и Госкомпотребполитики от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155. Тем более что талон на ГСМ не является платежным или расчетным документом, а только подтверждает право покупателя на получение ранее оплаченных ГСМ, временно хранящихся на АЗС. Кстати, аналогичные изменения, касающиеся талонов на бензин, внесены в п. 2.6 разд. II Порядка № 372.

Наряду с этим уточнен порядок применения субсчета 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы». Напомним, что на этом субсчете учреждения учитывают все виды топлива, горючих и смазочных материалов, находящихся на складах или в кладовых (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. п.), а также непосредственно у материально ответственных лиц. Добавлено, что на этом субсчете также учреждения учитывают нефтепродукты, газ, которые закуплены и переданы на хранение и которые будут отпускаться по талонам и смарт-картам.

В связи с этим считаем целесообразным открыть к субсчету 235 дополнительные субсчета, на которых учреждение будет вести учет, например:

235/1 «Бензин в баках автомобилей»;

235/2 «Бензин по талонам»;

235/3 «Бензин по смарт-картам».

Уточнен учет документов строгой отчетности

Приказом № 664 внесены изменения в п. 3.11 Типовой корреспонденции по оприходованию бланков строгой отчетности. Давайте сравним бухгалтерские записи до и после изменений:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до изменений

Корреспонденция субсчетов после изменений

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Оприходованы бланки строгой отчетности, стоимость бланков (без НДС)

331

311, 313, 321, 323, 364, 675

331

311, 313, 321, 323, 364, 675

Отражены суммы НДС, если этот налог не включен в налоговый кредит

801, 802, 811

311, 313, 321, 323, 364, 675

Отражены суммы НДС, если этот налог включен в налоговый кредит

641

311, 313, 321, 323, 364, 675

2

Одновременно производится запись на забалансовом счете 08

08

08

Как видим, благодаря изменениям, внесенным приказом № 664, урегулированы несогласованности относительно формирования первоначальной стоимости бланков строгой отчетности* — Минфин приказал учитывать бланки строгой отчетности на субсчете 331 и на забалансовом счете 08 без НДС.

* Этой проблеме мы уделяли внимание в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 13, с. 30.

Наряду с этим обратите внимание на то, что за последние годы перечень таких бланков существенно сократился. Подробнее об этом вы можете узнать из статей «Бланки документов строгой отчетности как вымирающий вид» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 22), «Пишите письма и посылайте вовремя…» и о марках помните» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 23).

Другие изменения в Типовой корреспонденции

1. Все расходы на строительство, изготовление (создание), разработку, приобретение и улучшение, капитальное строительство объектов основных средств от начала и до окончания проведения указанных работ и ввод объектов в эксплуатацию считаются незавершенными капитальными инвестициями. При этом расходы, связанные с их приобретением, доставкой, уплатой прямых и непрямых налогов и пошлин, доведением до рабочего состояния по мере их проведения накапливаются в бухгалтерском учете на отдельном счете 14 «Незавершенные капитальные инвестиции в необоротные активы».

Благодаря изменениям, внесенным в п. 1.1 Типовой корреспонденции, уточнено, что субсчета 141 — 143 корреспондируют не только с субсчетами 364, 675, но и с субсчетом 825. Такой субсчет учреждения применяют в случае изготовления основных средств собственными силами (хозяйственным способом). В связи в этим исключен п. 8.13 Типовой корреспонденции.

2. Обычно доходы от реализации имущества являются собственными поступлениями бюджетных учреждений, которые зачисляют в первую группу собственных поступлений (четвертая подгруппа). Вместе с тем в некоторых случаях средства от реализации имущества бюджетные учреждения зачисляют в состав доходов государственного или местного бюджетов. При определении состава доходов государственного и местного бюджетов следует руководствоваться ст. 29 и 64 БКУ.

С учетом этого внесены изменения в п. 1.10 Типовой корреспонденции, а также добавлен п. 3.26.

3. Ситуация, когда остаточная стоимость объектов основных средств равняется нулю, является распространенной среди бюджетных учреждений. В этом случае учреждение должно определить ликвидационную стоимость объекта основных средств.

Напомним, что под ликвидационной стоимостью понимают сумму средств или стоимость других активов, которую бюджетное учреждение ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с ликвидацией (продажей).

О том, как обращаться бюджетным учреждениям с объектами основных средств, остаточная стоимость которых равняется нулю и которые продолжают использоваться в учреждении, Минфин разъяснял в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 15).

Так, если остаточная стоимость объекта основных средств, который продолжает эксплуатироваться, равняется нулю, а определить справедливую стоимость невозможно или нецелесообразно, для такого объекта определяют ликвидационную стоимость. В результате именно на такую стоимость необходимо увеличить первоначальную стоимость объекта основных средств.

Учитывая это, Минфин дополнил Типовую корреспонденцию п. 1.28, а именно корреспонденцией субсчетов по увеличению первоначальной стоимости объекта на сумму ликвидационной стоимости: Дт 101 — 122 Кт 401.

4. Внесены уточнения относительно учета валютных средств.

Поскольку валютные средства могут находиться как на валютном счете бюджетного учреждения, так и в кассе (некоторое время), в п. 3.33 Типовой корреспонденции внесено определенное уточнение:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до изменений

Корреспонденция субсчетов после изменений

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Начислена курсовая разница на средства на валютном счете (в кассе):

при увеличении курса

318

741

318, 302

741

при уменьшении курса

831

318

831

318, 302

При этом отметим, что порядок начисления курсовых разниц не изменился. С 2015 года бюджетные учреждения в этом вопросе руководствуются Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденным приказом Минфина от 11.08.2011 г. 1022.

5. Наконец Типовая корреспонденция (пп. 7.14 — 7.17) дополнена корреспонденцией с субсчетами 716 «Доходы будущих периодов» и 851 «Расходы будущих периодов». Наряду с этим исключена бухгалтерская запись: Дт 716 — Кт 432 (п. 4.6 Типовой корреспонденции).

Рассмотрим на примерах особенности применения субсчета 851. Напомним, что такие расходы включают суммы произведенных расходов в отчетном периоде, относящихся к расходам будущих отчетных периодов.

К ним можно отнести следующие понесенные расходы (произведенные платежи):

— оплаченные авансом арендные платежи (за несколько отчетных периодов);

— произведенную предоплату за подписку на периодические печатные издания (квартал, полугодие, год) и т. п.

Рассмотрим пример, когда бюджетное учреждение осуществило подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия» в текущем 2015 году на следующий 2016 год.

Пример 1. Бюджетное учреждение в 2015 году осуществило подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия» на первое полугодие 2016 года. Стоимость подписки на газету за месяц составляет 149 грн.

Средства за подписку на газету на первое полугодие 2016 года перечислены за счет средств спецфонда в ноябре 2015 года в сумме 894 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражены следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

В 2015 году

1

Осуществлена подписка на газету «Бюджетная бухгалтерия» на первое полугодие 2016 года

364

323

894

2

Расходы, осуществленные в отчетном 2015 году, отнесены на расходы будущих отчетных периодов

851

364

894

В 2016 году

3

Списаны на фактические расходы текущего периода расходы, ранее учтенные в расходах будущих периодов (ежемесячно или ежеквартально)

811

851

149 или 447

4

Отнесены расходы текущего периода на результаты выполнения сметы (в конце года)

432

811

894

Теперь рассмотрим другую ситуацию — когда учреждение в текущем году на текущий год оформило подписку на периодические издания (такие издания не являются для нее библиотечными фондами).

Пример 2. Бюджетное учреждение осуществило подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия» на октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года. Стоимость подписки на газету «Бюджетная бухгалтерия» за месяц — 108,90 грн. Средства за подписку на газету перечислены в августе 2015 года за счет общего фонда в сумме 326,70 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражены следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Осуществлена подписка на газету «Бюджетная бухгалтерия» на октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года

364

321

326,70

2

Списана на фактические расходы текущего периода стоимость подписки

801

364

326,70

Следовательно, в этом случае расходы, связанные с приобретением периодических изданий, списываются на фактические расходы учреждения на основании полученных первичных документов.

Это все изменения, которые внесены приказом № 664 в НП(С)БУ, Типовую корреспонденцию и другие документы. Но Минфин продолжает совершенствовать свои нормативно-правовые акты. На очереди изменения к Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. Потому следите за нашими материалами, ведь мы всегда держим руку на пульсе.

Нормативные документы

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НП(С)БУ 121 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 123 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Порядок № 372 — Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372.

Приказ № 664 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 23.07.2015 г. № 664.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше