Об использовании РРО при предоставлении платных услуг

В избранном В избранное
Печать
Бюджетная бухгалтерия Май, 2016/№ 19
Письмо от 30.03.2016 г. № 1307/10/16-31-14-05-19

Главное управление ГФС в Полтавской области по результатам рассмотрения Вашего запроса <…> предоставляет налоговую консультацию в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, с изменениями и дополнениями.

Вопрос. Национальный природный парк является неприбыльной организацией.

В соответствии с Законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины» (ст. 22, 47), Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 41), постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2000 г. № 1913 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями природно-заповедного фонда» (с изменениями) парк может предоставлять платные услуги.

Просим предоставить налоговую консультацию по вопросам:

1. Существует ли необходимость в использовании кассового аппарата при предоставлении платных услуг?

2. Какие документы необходимо подать в местный орган ГНИ перед началом предоставления платных услуг?

3. В какие сроки и какую отчетность подавать в органы фискальной службы?

4. Каковы особенности налогообложения средств, поступивших от предоставления платных услуг учреждениями природно-заповедного фонда (ПЗФ)?

Вопрос 1. Существует ли необходимость в использовании кассового аппарата при предоставлении платных услуг?

В соответствии с нормами пп. 1, 3 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее — ЗУ № 265/95-ВР), субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для дальнейшего их перевода обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением установленного порядка их применения (последний Государственный реестр регистраторов расчетных операций утвержден приказом Государственной фискальной службы Украины от 09.07.2015 г. № 485), с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек.

Согласно ст. 2 ЗУ № 265/95-ВР расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя.

Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» внесены изменения, в частности, в п. 1 ст. 9 ЗУ № 265/95-ВР относительно обязательного применения РРО и расчетных книжек при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Указанным пунктом дано право проводить расчеты в кассах предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном законодательством порядке, исключительно при осуществлении торговли продукцией собственного производства.

Статьей 10 ЗУ № 265/95-ВР и соответственно постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 утвержден перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг (далее — Перечень), которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

Согласно пп. 24, 25 Перечня предоставлена возможность субъектам туристической и экскурсионной деятельности в случае предоставления услуг по организации приема и обслуживанию туристов в Украине, расчеты за которые проводятся в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков), а также предоставления туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений и всем субъектам хозяйствования, предоставляющим услуги по выдаче разрешений на вылов рыбы и охоту, проводить расчетные операции с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций без применения регистраторов расчетных операций и ограничения размера годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг).

Исходя из вышеизложенного, при получении денежных средств от юридических и физических лиц за предоставленные услуги в наличной и безналичной форме с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п. при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг с использованием платежного терминала, установленного на месте проведения расчетов (предоставления услуги), обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки с использованием регистратора расчетных операций, а в случае исключительно предоставления услуг, подпадающих под действие пп. 24, 25 Перечня, — с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

В случае проведения расчетных операций с юридическими и физическими лицами исключительно в безналичной форме путем их зачисления на Ваш банковский счет через учреждения банков путем оплаты с банковского счета плательщика или с использованием специального платежного средства (платежной карты) через платежные терминалы, установленные в учреждениях банков, регистратор расчетных операций не применяется.

Вопрос 2. Какие документы необходимо подать в местный орган ГНИ при начале предоставления платных услуг?

Пунктами 1, 2 разд. II Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417 (далее — Порядок), определено, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной формах (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг и в соответствии с требованиями законодательства должны применять РРО, обязаны зарегистрировать РРО в соответствии с положениями этого Порядка, выполнить персонализацию РРО, опломбировать РРО и перевести РРО в фискальный режим работы.

Регистрации в органе доходов и сборов подлежат РРО, модификации которых включены в Государственный реестр РРО, с учетом областей их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документации на РРО, не исчерпан, а также с учетом сроков первичной регистрации, установленных Государственным реестром РРО.

Регистрация РРО осуществляется в органе доходов и сборов по основному месту учета субъекта хозяйствования как налогоплательщика.

Субъект хозяйствования, являющийся плательщиком налога на прибыль, кроме субъектов, которые приняли решение об уплате и/или уплачивают этот налог консолидированно, может зарегистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений, которые расположены на территории иной, нежели такой субъект, территориальной громады и являются плательщиками налога на прибыль.

Для регистрации РРО субъект хозяйствования подает в орган доходов и сборов:

— заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (приложение 1) (далее — регистрационное заявление);

— копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

— копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;

— копию договора субъекта хозяйствования с ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Регистрационное заявление должно быть подписано руководителем субъекта хозяйствования или физическим лицом — предпринимателем с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению.

Копии документов удостоверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования или личной подписью физического лица — предпринимателя.

В случае подачи регистрационного заявления в бумажном виде субъектом хозяйствования предъявляются оригиналы соответствующих документов.

При подаче регистрационного заявления в электронном виде оригиналы таких документов предъявляются органу доходов и сборов вместе со справкой ЦСО об опломбировании РРО и актом ввода в эксплуатацию.

Оригиналы документов, кроме регистрационного заявления, возвращаются субъекту хозяйствования, копии остаются в органе доходов и сборов.

Субъекты хозяйствования, включенные в систему подачи налоговых документов в электронном виде, могут подавать регистрационные заявления в электронной форме средствами телекоммуникационной связи с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи».

Порядок и сроки рассмотрения органами доходов и сборов регистрационных заявлений, поданных в электронном виде, являются такими же, как и для регистрационных заявлений, поданных в бумажном виде.

К заявлению о регистрации РРО прилагаются отсканированные копии документов, указанных в абзаце 5.

В случае подачи заявления в электронном виде субъект хозяйствования может получить справку о резервировании фискального номера РРО и копию регистрационного удостоверения средствами телекоммуникационной связи на адрес своей электронной почты. Для этого в регистрационном заявлении субъект хозяйствования указывает способ получения таких документов: в электронном виде на электронную почту, адрес которой указан в заявлении, или непосредственно в органе доходов и сборов.

В случае проведения расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, в соответствии с разд. II п. 1 п.п. 7 Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417, для регистрации первой и последующих книг УРО на хозяйственную единицу в органе доходов и сборов субъект хозяйствования подает в этот орган:

заявление о регистрации книги УРО по форме № 1-КУРО (приложение 3);

копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться книга УРО;

книгу УРО на хозяйственную единицу.

При подаче регистрационного заявления субъектом хозяйствования предъявляется оригинал документа.

Вопрос 3. В какие сроки и какую отчетность подавать в органы фискальной службы?

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 3 ЗУ № 265/95-ВР субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для дальнейшего их перевода, обязаны подавать в органы доходов и сборов отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позже 15-го числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено предоставление информации по проводным или беспроводным каналам связи.

Субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти присоединенных к ним модемов.

Исходя из вышеизложенного, при подаче в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в присоединенных к ним модемов, подавать отчетность в бумажном виде не нужно.

В случае проведения расчетных операций без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций в соответствии с требованиями пп. 3 — 5 Порядка подачи отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.01.2016 г. № 13, предусмотрена обязательная подача отчетности в бумажном виде, не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме № ЗВР-1 в орган государственной фискальной службы по месту регистрации расчетных книжек.

В соответствии с п.п. 16.1.3 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), налогоплательщик обязан подавать в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Согласно п.п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее — неприбыльная организация), которая одновременно отвечает таким требованиям:

создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования). Положение этого абзаца не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов;

внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами ( п.п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ).

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 ст. 133 НКУ, подают отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной налоговой политики, в сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий ( п. 46.2 ст. 46 НКУ).

Форма Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций утверждена приказом Министерства доходов и сборов от 27.01.2014 г. № 85 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11.02.2014 г. под № 276/25053) (далее — приказ № 85).

До утверждения определенного п.п. 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации осуществляется подача Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденного приказом № 85.

При этом и до утверждения Кабинетом Министров Украины Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр) включение неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключение из Реестра для целей подачи Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций в части применения признака неприбыльности следует руководствоваться приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37 «Об утверждении Положения о Реестре неприбыльных учреждений и организаций».

При подаче Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций следует учитывать требования п. 46.4 ст. 46 НКУ, которыми определено, что если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НКУ по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.

Налогоплательщик в случае необходимости может подать вместе с налоговой декларацией приложение к такой декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое приложение подается с объяснением мотивов его подачи.

Указанные разъяснения предоставлены письмом ГФС от 04.01.2016 г. № 102/7/99-99-19-02-01-17.

Подпунктом 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ установлен порядок предоставления отчетности неприбыльной организацией, которая в течение отчетного периода утратила право на применение особых правил налогообложения прибыли как неприбыльная организация.

Так, в случае несоблюдения неприбыльной организацией требований, определенных п. 133.4 ст. 133 НКУ, такая неприбыльная организация обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции нецелевого использования средств. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

С первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (нарастающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном разд. III НКУ для неприбыльных организаций — плательщиков налога на прибыль.

Вопрос 4. Каковы особенности налогообложения средств, поступивших от предоставления платных услуг учреждениями ПЗФ?

Доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами ( п.п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ).

В соответствии с п.п. 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ в случае несоблюдения неприбыльной организацией требований, определенных п. 133.4 ст. 133 НКУ, такая неприбыльная организация обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции нецелевого использования средств. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

С первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган квартальную, финансовую и налоговую отчетность (нарастающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном разд. III НКУ для неприбыльных организаций — плательщиков налога на прибыль.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с п. 180.1 ст. 180 НКУ для целей налогообложения плательщиком налога является:

1) любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном ст. 183 НКУ этого раздела;

2) любое лицо, которое зарегистрировано или подлежит регистрации как плательщик налога;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины , а также:

лицо, на которого возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих полное или частичное условное освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

лицо, использующее, в том числе при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, налоговую льготу не по целевому назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления согласно этому Кодексу, а также любые другие лица, использующие налоговую льготу, которая на них не распространяется.

Нормы этого пункта не применяются к операциям по ввозу на таможенную территорию Украины физическими лицами (гражданами) или субъектами предпринимательской деятельности, не являющимися плательщиками налога, культурных ценностей, указанных в п. 197.7 ст. 197 этого Кодекса;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица;

5) лицо — управляющий имуществом, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом.

Для целей налогообложения хозяйственные отношения между управляющим имуществом по собственной хозяйственной деятельности и его деятельности по управлению имуществом приравниваются к отношениям на основании отдельных гражданско-правовых договоров. Нормы этого подпункта не распространяются на управляющих имуществом, которые осуществляют управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом;

6) лицо, осуществляющее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного безхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в ст. 243 Таможенного кодекса Украины), независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров/услуг, определенной п. 181.1 ст. 181 этого Кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, которые находятся в подчинении плательщика налога, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо — инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Также сообщаем, что в соответствии с п. 181.1 ст. 181 НКУ в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1000000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему месту нахождения (месту проживания) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 этого Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой — третьей групп.

Заместитель начальника Ж. Кузнецова

Комментарий редакции

Предоставление платных услуг: налоговые последствия

В комментируемом письме ГФС разъясняет, каких налоговых последствий следует ожидать учреждениям природно-заповедного фонда, в частности Национальному природному парку, при предоставлении платных услуг. Однако эти разъяснения пригодятся не только указанным учреждениям, но и всем бюджетникам, предоставляющим платные услуги.

Рассмотрим подробнее ответы фискальной службы, приведенные в этом письме.

1. Есть ли необходимость в применении кассового аппарата при предоставлении платных услуг?

Бюджетные учреждения, которые при предоставлении платных услуг осуществляют расчеты в наличной форме, должны с 01.01.2015 г. применять РРО.

При этом предоставлено право проводить расчеты в кассах учреждений с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном законодательством порядке, исключительно при осуществлении торговли продукцией собственного производства. Такие требования предусмотрены в ст. 3, 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон № 265).

Указанные требования касаются субъектов хозяйствования всех форм собственности, которые при предоставлении услуг осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.). А следовательно, и бюджетные учреждения, получающие плату за предоставленные услуги в наличной форме, должны применять РРО.

Вместе с тем Закон № 265 содержит исключения, когда субъекты хозяйствования (в том числе и бюджетные учреждения) могут обойтись без применения РРО. Перечень таких случаев приведен в ст. 9 и 10 Закона № 265 (ср. 025069200). В рамках этого комментария не будем на них останавливаться. Подробнее обо всех этих случаях мы рассказывали ранее в материале «Шпаргалка по РРО для начинающих» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 22).

А сейчас остановимся только на исключениях, предусмотренных в пп. 24 и 25 Перечня отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденного постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 (далее — Перечень № 1336).

Так, предоставлена возможность проводить расчетные операции с использованием расчетных книжек (далее — РК) и книг учета расчетных операций (далее — КУРО) без применения РРО:

субъектам туристической и экскурсионной деятельности в случае предоставления услуг по организации приема и обслуживанию туристов в Украине, расчеты по которым проводятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставления туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений ( п. 24 Перечня № 1336);

— всем субъектам хозяйствования, предоставляющим услуги по выдаче разрешений на вылов рыбы и охоту ( п. 25 Перечня № 1336).

При этом для форм и условий проведения деятельности, определенных в указанных пунктах Перечня № 1336, не устанавливается предельный размер годового объема расчетных операций по предоставлению услуг.

Отметим, что право на получение природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендропарками, зоопарками, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, средств от научной, природоохранной, туристическо-экскурсионной, рекламно-издательской и другой деятельности в пределах заповедных территорий и объектов, что не противоречит их целевому назначению, предусмотрено ст. 47 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» от 16.06.92 г. № 2456-XII.

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями природно-заповедного фонда, утвержден постановлением КМУ от 02.06.2003 г. № 827.

Учитывая это, авторы письма пришли к выводу: в случае исключительно предоставления услуг, подпадающих под действие пп. 24 и 25 Перечня № 1336, учреждения природно-заповедного фонда осуществляют расчеты с применением РК и КУРО. Соответственно, при предоставлении такими учреждениями других платных услуг, разрешенных законодательством (при условии осуществления расчетов в наличной форме), им необходимо применять РРО.

2. Какие документы необходимо подать в местный орган ГНИ перед тем, как предоставлять платные услуги?

Если бюджетное учреждение планирует предоставлять платные услуги и осуществлять расчеты за наличные, надо провести определенную подготовительную работу.

В частности, необходимо в органе ГФС зарегистрировать РРО и КУРО.

Согласно Порядку регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденному приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417, бюджетное учреждение для регистрации РРО подает следующие документы:

— заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО;

— копию документа, подтверждающего факт купли или безвозмездного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

— копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;

— копию договора учреждения из ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

В случае проведения расчетных операций с использованием РК и КУРО для регистрации первой и следующих КУРО на хозяйственную единицу в фискальной службе бюджетное учреждение подает такие документы:

— заявление о регистрации КУРО по форме № 1-КУРО;

— копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться КУРО;

— КУРО на хозяйственную единицу.

Подробно о том, как зарегистрировать РРО и КУРО в органе фискальной службы, мы рассказывали в материале «Шпаргалка по РРО для начинающих» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 22).

3. В какие сроки и какую отчетность подавать в органы фискальной службы?

Требования к порядку и срокам подачи отчетности бюджетными учреждениями для наглядности приведем в таблице на с. 18 — 19.

В действительности перечень отчетности, которую подают бюджетные учреждения в органы фискальной службы, не ограничивается той, которая приведена в комментируемом письме. Поскольку в зависимости от того, плательщиками каких налогов является бюджетное учреждение (НДС, экологический налог, рентная плата), перечень отчетности будет увеличен. Кроме того, бюджетные учреждения также подают отчет по ЕСВ, отчет о налоговых льготах.

Требования о подаче отчетности

Срок подачи отчетности

Основания

Примечания

1

2

3

4

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны подавать в орган государственной фискальной службы отчетность, связанную с применением РРО и РК

Не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца (если не предусмотрена подача информации по проводным или беспроводным каналам связи)

П. 7 ст. 3 Закона № 265

Субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Исходя из вышеизложенного, при подаче в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены, подавать отчетность в бумажном виде не нужно

В случае проведения расчетных операций без применения РРО с использованием РК и КУРО

Не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца по форме № ЗВР-1 в орган государственной фискальной службы по месту регистрации расчетных книжек

Пп. 3 — 5 Порядка подачи отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13

То есть в таком случае бюджетные учреждения обязательно подают в орган государственной фискальной службы отчетность в бумажном виде

Неприбыльные учреждения и организации подают отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации

В сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий

П. 46.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI

(далее — НКУ)

Форма Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций утверждена приказом Миндоходов от 27.01.2014 г. № 85.

До утверждения определенного п.п. 133.4.3 НКУ отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации следует подавать вышеуказанный отчет

Неприбыльная организация, которая в течение отчетного периода утратила право на применение особых правил налогообложения прибыли как неприбыльная организация

В срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, следует подать отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции нецелевого использования средств

П.п. 133.4.3 НКУ

С первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (с нарастающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном разд. III НКУ для неприбыльных организаций — плательщиков налога на прибыль

4. Какие особенности налогообложения средств, поступивших бюджетным учреждениям от предоставления ими платных услуг?

Как определено в п. 133.4 НКУ, не являются плательщиками налога на прибыль неприбыльные предприятия, учреждения и организации в порядке и на условиях, установленных данным пунктом.

Так, неприбыльной организацией является организация, одновременно соответствующая следующим требованиям:

1) создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

2) учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

3) учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования);

4) внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Также обязательным условием для неприбыльных организаций является использование своих доходов (прибылей) исключительно для финансирования расходов на свое содержание, реализацию цели (задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами.

Учитывая это, средства, поступившие от предоставления платных услуг и являющиеся собственными поступлениями как учреждений природно-заповедного фонда, так и других бюджетных учреждений, не облагаются налогом на прибыль.

Однако такой порядок не распространяется на те неприбыльные организации, которые нарушают указанные требования. Для них пп. 133.4.3 и 133.4.4 НКУ предусмотрены специальные меры воздействия.

Что касается необходимости регистрации плательщиками НДС, то для бюджетных учреждений действуют общие правила, определенные п. 181.1 НКУ.

Так, лицо обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС).

Согласно разд. V и XX НКУ к налогооблагаемым операциям по поставке товаров/услуг относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке НДС — 20 %, ставке 7 %, 0 % и освобожденные (условно освобожденные) от обложения НДС.

Таким образом, для целей регистрации плательщиком НДС к налогооблагаемым операциям относятся операции, подлежащие налогообложению по ставкам 20 %, 7 %, 0 % и освобожденные (условно освобожденные) от обложения НДС.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить