Темы статей
Выбрать темы

Как применять новые формы для учета и списания основных средств: советы Минфина

Ответы на эти вопросы предоставила ГАПОНЕНКО Людмила Васильевна, заместитель директора Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета — начальник Управления методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины
Минфин приказом «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818 утвердил новые типовые формы документов по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора, а также порядок их составления. Каковы требования к оформлению новых документов, которые бюджетные учреждения должны применять для учета и списания основных средств с 4 ноября 2016 года — даты вступления в силу приказа № 818? Каковы особенности заполнения этих документов и на что прежде всего обратить внимание бюджетным учреждениям?

С тех пор как документ, который мы сейчас рассматриваем, увидел свет, прошел почти год. В течение этого времени бюджетные учреждения могли ознакомиться с проектом приказа № 818 на сайте Минфина (www.minfin.gov.ua) и ожидать, пока этот документ будет окончательно доработан.

Необходимость в утверждении новых форм для учета и списания основных средств бюджетные учреждения ощущали еще с момента вступления в силу П(С)БУ 121 и Методрекомендаций, ведь эти документы содержали предписания, требовавшие определенных изменений в порядке оформления хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию основных средств. Тогда, и до настоящего времени, бюджетные учреждения продолжали использовать для учета и списания основных средств типовые формы документов, утвержденные приказом № 125/70.

Часто для того, чтобы правильно составить такие документы с соблюдением требований П(С)БУ 121 и Методрекомендаций, учреждения дополняли их необходимыми реквизитами, ведь в случае, если для оформления хозяйственной операции типовые формы первичных документов отсутствуют, учреждения имеют право составлять такие первичные документы, которые бы содержали обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми актами. Единственное необходимое для этого условие — предусмотреть, что для оформления определенных хозяйственных операций учреждение применяет такой первичный документ, и закрепить этот момент в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета, утвержденном руководителем учреждения.

Теперь, начиная с 04.11.2016 г. бюджетным учреждениям больше не нужно ломать себе голову над тем, какие формы документов использовать для учета и списания основных средств: наконец появился долгожданный приказ № 818 и, соответственно, с этой даты уже не нужно применять формы, утвержденные утратившим силу приказом № 125/70. Кроме того, типовые формы документов, утвержденные приказом № 818, также могут применять юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Итак, для каких объектов учета бюджетные учреждения могут применять формы документов, утвержденные приказом № 818? Это касается объектов, классифицируемых для целей бухгалтерского учета как основные средства и прочие необоротные материальные активы, т. е. тех, которые бюджетные учреждения зачисляют на соответствующие субсчета счетов 10 и 11.

Далее рассмотрим новые типовые формы для учета и списания основных средств и определим особенности их заполнения.

№ п/п

Название формы

Особенности заполнения

1

Акт введення в експлуатацію основних засобів

Это новая форма для бюджетных учреждений, аналога которой раньше не было1.

Этот Акт применяют для зачисления в состав основных средств объектов незавершенных капитальных инвестиций, которые приобретены, созданы (изготовлены), а также для введения в эксплуатацию безвозмездно полученных основных средств2.

В Акте указывают следующую информацию об основных средствах:

— название объекта;

— инвентарный (номенклатурный) номер;

— первоначальная и ликвидационная стоимость;

— срок полезного использования;

— год выпуска (постройки);

— номер паспорта;

— краткая характеристика объекта и прочие сведения.

В Акте, составленном на объект основных средств, бывший в эксплуатации, приводится сумма износа. При отсутствии данных в соответствующих графах проставляют прочерк.

Информацию в реквизите «Результати випробування об’єкта(ів)» приводят в случае, если такая процедура предусмотрена нормативно-правовыми актами, технической документацией и т. п.

Интересно то, что этот Акт применяют не только для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, но и для оформления введения в эксплуатацию группы основных средств, имеющих одно и то же назначение, одинаковые технические характеристики и стоимость. Основные средства, по которым ведут групповой учет (однородные активы), вносят в Акт с указанием количества.

Такой Акт составляет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя субъекта государственного сектора, в одном экземпляре и утверждает руководитель учреждения. После оформления Акт вместе с технической документацией, имеющей отношение к основным средствам, передают в бухгалтерскую службу учреждения.

Обратите внимание: соответствующие поля для отметок бухгалтерской службы об отражении в регистрах бухгалтерского учета, а именно: название учетного регистра, корреспонденция по дебету и кредиту счета и сумма, расположены в нижней части Акта. Кстати, и в остальных формах такие отметки теперь проставляются либо внизу формы, либо на ее обороте

2

Акт приймання-передачі основних засобів

Аналог этой формы — бывший Акт приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОЗ-1 (бюджет)).

Но в отличие от своего предшественника, который составлялся на каждый отдельный объект основных средств, поступающий путем приобретения или безвозмездной передачи от других организаций, новую форму Акта приемки-передачи основных средств бюджетные учреждения применяют для оформления хозяйственных операций по безвозмездному получению и передаче основных средств3, а также для передачи основных средств покупателю в случае их отчуждения.

Обратите внимание: этот Акт бюджетные учреждения не используют при безвозмездной передаче основных средств, являющихся объектами права государственной и коммунальной собственности, оформление которой осуществляют в порядке, определенном постановлением КМУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.98 г. № 1482. Для оформления таких операций учреждения составляют Акт приемки-передачи по форме, которая приведена в указанном постановлении.

Также такой Акт учреждения могут применять для оформления передачи группы основных средств, имеющих одно и то же назначение, одинаковые технические характеристики. Основные средства, по которым ведут групповой учет, вносят в Акт с указанием количества.

Акт составляет в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон — принимающей и передающей объект основных средств) комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя учреждения, передающего основные средства.

При этом Акт утверждает руководитель учреждения, передающего основные средства. После оформления Акт вместе с технической документацией, имеющей отношение к основным средствам, передают в бухгалтерскую службу учреждения. После проверки Акта по форме и содержанию бухгалтерская служба переносит информацию в учетные регистры, о чем делается отметка.

При получении основных средств в качестве гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи и т. п. Акт может составлять комиссия, принимающая основные средства. Напомним: в состав такой комиссии должен обязательно входить работник бухгалтерской службы. В этом случае Акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем учреждения, принимающего основные средства

3

Акт внутрішнього переміщення основних засобів

Это новая форма, поскольку ранее приказом № 125/70 аналогичная форма предусмотрена не была.

Такой Акт бюджетные учреждения могут применять для оформления хозяйственных операций по движению основных средств в пределах учреждения, т. е. в случае, когда объекты основных средств оставляют на балансе учреждения.

Необходимость в составлении такого Акта может возникнуть при смене местонахождения основных средств без смены материально ответственного лица либо в случае смены местонахождения основных средств со сменой материально ответственного лица.

При заполнении этого документа, кроме основной информации о перемещаемых основных средствах, в частности, указывают новое местонахождение объекта(ов) после перемещения, их количество и общую стоимость.

Имейте в виду: в случае смены местонахождения основного средства со сменой материально ответственного лица указанный Акт составляет материально ответственное лицо, которое передает ценности. В таком случае документ составляют в трех экземплярах и обязательно подписывают материально ответственные лица, передающие и принимающие основные средства, и главный бухгалтер. Первый экземпляр Акта передают в бухгалтерскую службу, два остальных, по одному экземпляру для каждого, — оставляют у материально ответственных лиц.

В случае смены местонахождения основных средств в пределах бюджетного учреждения без смены материально ответственного лица такой Акт можно составлять в произвольной форме в двух экземплярах с указанием нового местонахождения основных средств. Этот документ подписывает только материально ответственное лицо и главный бухгалтер. Первый экземпляр Акта передают в бухгалтерскую службу, второй экземпляр оставляют для материально ответственного лица

4

Акт передачі на ремонт, реконструкцію та модернізацію основних засобів

Некоторым образом с таким Актом бюджетные учреждения уже знакомы — это аналог Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (типовая форма № ОЗ-2 (бюджет)). Но последний был унифицированной формой, которую бюджетные учреждения применяли для оформления как приема после, так и сдачи основных средств на капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Теперь бюджетные учреждения должны применять две типовые формы:

Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств — для оформления хозяйственных операций по передаче основных средств на ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Акт приема отремонтованных, реконструированных и модернизированных основных средств — для оформления хозяйственных операций по приему основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации.

Обратите внимание: если ранее Акт по форме № ОЗ-2 (бюджет) оформляли только в отношении передаваемых и принимаемых объектов после, в частности, капитального ремонта, то теперь новые формы актов применяют при любых видах ремонта (как капитальном, так и текущем)4.

В форме такого Акта бюджетные учреждения, наряду с прочей информацией об объекте(ах) основных средств, которые передают на ремонт, реконструкцию и модернизацию, теперь должны указывать:

— место составления такого документа;

— адрес местонахождения объекта(ов);

— данные дефектного акта и приводить его в приложении к этому документу.

Также важное уточнение: при одновременной передаче нескольких объектов основных средств на ремонт, реконструкцию, модернизацию их вносят в Акт с указанием количества.

Акт составляют в двух экземплярах и подписывают представитель бюджетного учреждения, уполномоченный на передачу основных средств на ремонт, реконструкцию, модернизацию, и представитель предприятия (организации) или бюджетного учреждения (структурного подразделения), которое будет выполнять ремонт, реконструкцию, модернизацию основных средств, и утверждает руководитель учреждения, которое их передает.

Имейте в виду: первый экземпляр Акта необходимо передать в бухгалтерскую службу и он является основанием для прекращения начисления амортизации (в случае реконструкции или модернизации и т. п.). Второй экземпляр Акта передают предприятию (организации) или бюджетному учреждению (структурному подразделению), выполняющему ремонт, реконструкцию или модернизацию основных средств

5

Акт приймання відремонтованих, реконструйованих та модернізованих основних засобів

В дополнение к информации, указанной выше, обратим внимание на следующее.

В форму этого Акта бюджетные учреждения, наряду с прочей информацией об объекте(ах) основных средств, который(ые) принимают с ремонта, реконструкции и модернизации, теперь должны вносить еще информацию о:

— месте составления такого документа;

— первоначальной (переоцененной) стоимости такого объекта(ов);

— стоимости ремонта, реконструкции, модернизации объекта(ов) (ранее указывали сметную стоимость ремонта, реконструкции, модернизации согласно утвержденному расчету расходов, необходимых для их осуществления, и фактическую стоимость завершенных работ).

Еще в таком Акте теперь необходимо приводить информацию о полученных материальных ценностях в процессе ремонта, реконструкции, модернизации объекта основных средств. Такие данные записывают в раздел «Підлягають оприбуткуванню матеріали після ремонту, реконструкції, модернізації», где указывают название, единицу измерения, количество, стоимость и сумму материальных ценностей.

Имейте в виду: изменения в характеристике объекта основных средств, связанные с его реконструкцией или модернизацией и т. п., вносят в соответствующий раздел Акта, Инвентарную карточку учета объекта основных средств, техническую документацию объекта основных средств и т. п. При отсутствии данных в соответствующих графах проставляют прочерк.

Акт составляют в двух экземплярах и подписывают представитель предприятия (организации) или бюджетного учреждения (структурного подразделения), выполнявшего ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств, и представитель бюджетного учреждения, уполномоченный на прием основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации. Акт утверждает руководитель учреждения, принимающего объект основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации.

При этом первый экземпляр Акта передают в бухгалтерскую службу для возобновления начисления амортизации и осуществления соответствующих записей в Инвентарной карточке учета объекта основных средств и т. п. Второй экземпляр передают предприятию (организации) или бюджетному учреждению (структурному подразделению), выполнявшему ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств

6

Акт списання основних засобів (часткової ліквідації)

Аналог этой формы — Акт о списании основных средств (типовая форма № ОЗ-3 (бюджет)).

Такой Акт бюджетные учреждения применяют для оформления хозяйственных операций по выбытию основных средств (кроме транспортных средств и документов библиотечного фонда) в случае полной ликвидации или выбытия части объекта основных средств при частичной ликвидации. Кстати, о частичной ликвидации объекта основных средств Минфин разъяснял в письме от 11.04.2016 г. № 31-11420-07-10/104335.

Обратите внимание: Акт списания основных средств (частичной ликвидации) применяют при списании всех основных средств, кроме транспортных средств и библиотечного фонда. Для оформления выбытия таких объектов предусмотрены специальные формы актов:

Акт списания транспортных средств,

Акт списания изъятых документов из библиотечного фонда.

При заполнении Акта списания основных средств (частичной ликвидации) будьте внимательны, ведь сейчас необходимо указывать, в частности:

— информацию о месте составления такого документа;

— адрес местонахождения объекта(ов);

— первоначальную (переоцененную) и ликвидационную стоимость;

— сумму начисленного износа.

Если учреждение проводит частичную ликвидацию объекта основных средств, в Акте следует привести информацию об объекте, который остается в эксплуатации (первоначальную (переоцененную) стоимость и сумму износа после такой частичной ликвидации, изменения в характеристике объекта).

Все расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств, а также материальные ценности, поступившие от разборки (сноса) зданий и сооружений, демонтажа оборудования и прочих основных средств6, указывают в разделе Акта «Розрахунок результатів списання об’єкта».

Как и ранее, полномочия по составлению такого Акта имеет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя бюджетного учреждения. Его утверждает руководитель. Акт составляют в двух экземплярах: первый передают в бухгалтерскую службу для переноса информации в учетные регистры, о чем делают отметку, второй — оставляют у материально ответственного лица

7

Акт списання групи основних засобів

Это новая форма, предусмотренная для оформления выбытия основных средств, по которым в учреждении ведут групповой учет.

Такой Акт можно применять при списании библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, инвентарной тары, необоротных материальных активов специального назначения (на которые начисляют амортизацию в размере 50 % от их первоначальной стоимости) и прочих необоротных материальных активов.

В Акт включают объекты основных средств, если они имеют одно и то же назначение, одинаковые технические характеристики и стоимость.

Этот Акт очень напоминает Акт списания основных средств (частичной ликвидации), потому и заполняют его подобным образом.

Обратите внимание: при указании информации о суммах начисленного износа необходимо привести данные за единицу объекта основных средств и общую сумму износа по группе

8

Акт списання транспортних засобів

Аналог этой формы — Акт о списании транспортных средств (типовая форма № ОЗ-4 (бюджет)).

Этот Акт учреждения должны применять для оформления хозяйственных операций по выбытию транспортных средств в результате их износа, уничтожения вследствие аварий, стихийного бедствия и т. п. При этом к транспортным средствам относятся все средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов.

При заполнении этой формы Акта будьте внимательны, ведь теперь необходимо указывать, в частности:

— информацию о месте составления такого документа;

— адрес местонахождения транспортного средства;

— первоначальную (переоцененную) и ликвидационную стоимость;

— сумму начисленного износа.

При отсутствии данных в соответствующих графах проставляют прочерк.

Обратите внимание: сейчас в Акте не указывают информацию о пробеге транспортного средства после последнего капремонта, данные о количестве и суммах проведенных ремонтов.

Все расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств, а также материальные ценности, поступившие от разборки транспортных средств, указывают в разделе Акта «Розрахунок результатів списання об’єкта».

Такой Акт составляет в двух экземплярах комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя бюджетного учреждения. Составленный Акт утверждает руководитель. При этом его первый экземпляр передают в бухгалтерскую службу для переноса информации в учетные регистры, о чем делают отметку, а второй — оставляют у материально ответственного лица

9

Акт списання вилучених документів з бібліотечного фонду

Аналог этой формы — Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы

(типовая форма № ОЗ-5 (бюджет)).

Этот Акт учреждения применяют для оформления хозяйственных операций по списанию изъятых из библиотечного фонда морально устаревших, физически изношенных, непрофильных, дублетных и утерянных пользователями документов.

Как и ранее, неотъемлемой частью такого Акта является его приложение — Опись на изъятие документов из библиотечного фонда морально устаревших / физически изношенных / непрофильных, дублетных / утерянных пользователями (далее — Опись). Такую Опись составляют отдельно на документы морально устаревшие; физически изношенные (рваные книги, утерянные страницы, которые не подлежат восстановлению); непрофильные, дублетные; утерянные пользователями.

Обратите внимание:

— в заключении комиссии необходимо указать общее количество и стоимость документов из библиотечного фонда, подлежащих списанию и исключению из учета;

— теперь в отдельном разделе Акта «Розрахунок результатів списання» указывают все расходы, связанные со списанием изъятых из библиотечного фонда документов, а также ценности, полученные от списания таких документов.

Акт в двух экземплярах составляет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя бюджетного учреждения, на основании Описи и утверждает руководитель. При этом первый экземпляр Акта вместе с Описью передают в бухгалтерскую службу для переноса информации в учетные регистры, о чем делают отметку, второй экземпляр Акта оставляют у материально ответственного лица

10

Інвентарна картка обліку об’єкта основних засобів

Как и ранее, Инвентарная карточка учета объекта основных средств является регистром аналитического учета основных средств. Такую карточку открывает бухгалтерская служба на каждый объект основных средств в одном экземпляре и заполняет на основании Акта введения в эксплуатацию основных средств, Акта приемки-передачи основных средств, технической и другой сопроводительной документации, а также других первичных документов.

В Инвентарную карточку вносят информацию об объекте основных средств с указанием:

— полного названия объекта и его назначения;

— краткой индивидуальной характеристика объекта: инвентарного (номенклатурного) номера, года выпуска (постройки), паспорта (модели, типа, марки), местонахождения объекта при оприходовании, материально ответственного лица, первоначальной, ликвидационной стоимости и амортизируемой стоимости, срока полезного использования и других сведений;

— изменений, касающихся стоимости объекта, и изменений в характеристике объекта после проведения работ по реконструкции (реставрации), модернизации, достройке, дооборудованию и частичной ликвидации и т. п. (требование об указании информации о капитальном ремонте в настоящее время отсутствует);

— информации о движении объекта основных средств (внутреннее перемещение и выбытие);

— начисленной амортизации.

Не забудьте: на основное средство, бывшее в эксплуатации, приводят сумму накопленного износа.

Если в Инвентарную карточку невозможно внести все изменения, которые происходят с объектом основных средств, ее дополняют новой. В таком случае на обороте Инвентарной карточки делают отметку об открытии новой Инвентарной карточки.

Если в учреждении бухгалтерский учет автоматизирован, Инвентарную карточку печатают по требованию

11

Інвентарна картка групового обліку основних засобів

Такая Инвентарная карточка является регистром аналитического учета, ее применяют для группового учета однородных объектов основных средств, имеющих одно и то же назначение, одинаковую техническую характеристику и стоимость. Ее аналог — бывшая Инвентарная карточка группового учета основных средств в бюджетных учреждениях (типовая форма № ОЗ-9 (бюджет)).

Так, Инвентарную карточку группового учета основных средств учреждения могут применять к библиотечным фондам, малоценным необоротным материальным активам, белью, постельным принадлежностям, одежде, обуви, инвентарной таре, необоротным материальным активам специального назначения (на которые начисляют амортизацию в размере 50 % от их первоначальной стоимости) и прочим необоротным материальным активам.

При заполнении новой типовой формы Инвентарной карточки группового учета основных средств обратите внимание на новые требования по заполнению данных. Так, указывают название объекта(ов) и их назначение, номенклатурный номер, дату введения в эксплуатацию, первоначальную стоимость за единицу, количество, сумму амортизации (износа), а также приводят информацию об остатке объектов (ранее также приводили данные о поступивших и выбывших объектах).

Обратите внимание: в графе «Сума амортизації (зносу)» указывают сумму амортизации, которую начисляют при передаче объекта основных средств в использование (эксплуатацию), либо сумму начисленного износа.

Как и ранее, Инвентарные карточки группового учета ведет бухгалтерская служба в одном экземпляре по каждому материально ответственному лицу. Если в учреждении бухгалтерский учет автоматизирован, Инвентарную карточку группового учета печатают по требованию

12

Інвентарна картка обліку тварин і багаторічних насаджень

Такая Инвентарная карточка является аналогом Инвентарной карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях (для животных и многолетних насаждений) (типовая форма № ОЗ-8 (бюджет)).

Эта Инвентарная карточка является регистром аналитического учета и применяется для индивидуального учета животных и многолетних насаждений.

Заполнение первичной информации о животных и многолетних насаждениях осуществляют подобно порядку заполнения Инвентарной карточки учета объекта основных средств (см. п. 10 этой таблицы).

При этом в краткой характеристике животных приводят информацию об их породе (породность), клейме, кличке, масти и основных приметах и т. п., возраст, пол, номер (бирки), указанные в зоотехнической документации или других первичных документах. О многолетних насаждениях приводят информацию, касающуюся породы насаждений, количества высаженных единиц и размера занимаемой ими площади, прочие сведения.

Такую Инвентарную карточку открывает бухгалтерская служба в одном экземпляре. Если в учреждении бухгалтерский учет автоматизирован, Инвентарную карточку печатают по требованию

13

Розрахунок амортизації основних засобів (крім інших необоротних матеріальних активів)

Приказом № 125/70 был утвержден аналог этого Расчета — Ведомость начисления износа на основные средства (типовая форма № ОЗ-12 (бюджет)), но использовать указанную Ведомость с тех пор, как бюджетные учреждения начали применять П(С)БУ 121 и Методрекомендации, было нецелесообразно. Поэтому бюджетные учреждения самостоятельно разрабатывали удобные формы документов для начисления амортизации на основные средства7.

Новый Расчет применяют для определения суммы амортизации объектов основных средств с указанием периода, за который начисляют амортизацию.

Напомним: бюджетные учреждения начисляют амортизацию ежеквартально или на годовую дату баланса (если такое решение предусмотрено в распорядительном документе об учетной политике). Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. Теперь периоды, на которые приостанавливается начисление амортизации, также можно будет отследить по данным, указанным в Акте передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств и Акте приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств.

В Расчет вносят информацию об объектах основных средств с указанием:

— названия объекта;

— инвентарного номера;

— субсчета, на котором учитывают объект, и субсчета расходов, на котором ведут учет начисленной амортизации;

— амортизируемой стоимости;

— годовой суммы амортизации;

— количества месяцев полезного использования (эксплуатации) в периоде;

— сумм износа на начало и конец периода

14

Розрахунок амортизації інших необоротних матеріальних активів

Этот Расчет применяют для определения суммы амортизации объектов прочих необоротных материальных активов, на которые бюджетные учреждения начисляют амортизацию методом 50:50, а именно:

— в первом месяце передачи в эксплуатацию объектов прочих необоротных материальных активов — в размере 50 % первоначальной стоимости объекта;

— в месяце списания объектов прочих необоротных материальных активов — остальные 50 % первоначальной стоимости с указанием периода, за который начисляют амортизацию.

В Расчет вносят информацию об объектах прочих необоротных материальных активов с указанием:

— названия объекта;

— номенклатурного номера;

— субсчета, на котором учитывают объект, и субсчета расходов, на котором ведут учет начисленной амортизации;

— первоначальной стоимости;

— суммы начисленной амортизации при передаче объекта в использование (эксплуатацию) и при списании объекта с баланса

15

Акт переоцінки основних засобів

Такой Акт бюджетные учреждения применяют для определения суммы дооценки и уценки объектов основных средств.

Напомним, что согласно требованиям п. 3 разд. III П(С)БУ 121 в случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на годовую дату баланса.

При этом в качестве порога существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости ( п. 4 разд. III П(С)БУ 121).

Решение о проведении переоценки объектов основных средств субъектом государственного сектора согласовывается с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

В случае принятия решения субъектом государственного сектора переоценка объекта основных средств проводится на годовую дату баланса.

При этом, как указывал Минфин в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145, субъект государственного сектора может, а не обязан осуществлять переоценку основных средств при наличии определенных условий8.

В Акт вносят информацию об основных средствах с указанием: названия объекта, инвентарного (номенклатурного) номера, первоначальной (переоцененной) и справедливой стоимости, суммы износа, индекса переоценки, суммы переоцененной стоимости и износа после проведения переоценки, суммы изменения в стоимости объекта и его износа, ликвидационной стоимости. При отсутствии данных в соответствующих графах проставляют прочерк.

Такой Акт составляет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя бюджетного учреждения, в одном экземпляре и утверждает руководитель. После этого Акт передают в бухгалтерскую службу для переноса информации в учетные регистры, о чем делается отметка.

Для отражения операций, связанных с уменьшением или восстановлением полезности основных средств, комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя бюджетного учреждения, составляет акты, которые должны содержать обязательные реквизиты, определенные Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, и утверждает руководитель.

Примечания редакции:

1 О целесообразности применения такой формы мы указывали в газете «Бюджетная бухгалтерия» и приводили образец такого Акта (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 7, с. 30).

2 Для того чтобы правильно в аналитическом учете сформировать первоначальную стоимость будущего актива, до момента его введения в эксплуатацию целесообразно вести отдельный регистр Карточку учета объектов необоротных активов в составе незавершенных капитальных инвестиций. Пример такой Карточки см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 16, с. 16.

3 О том, как правильно определить первоначальную стоимость таких объектов и документально оформить оприходование таких ценностей, мы рассказывали в материале «Получили благотворительную помощь? Оформляйте правильно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21, с. 14).

4 О том, как правильно документально оформить выполнение ремонта транспортного средства собственными силами и отразить в учете такие операции, мы рассказывали в материале «Ремонт авто собственными силами? Легко!» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 14, с. 26).

5 Пример частичной ликвидации компьютерного комплекса рассмотрен в материале «Замена компьютерной мыши: как отразить в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 30, с. 30).

6 О том, как правильно оприходовать металлолом и на какие цели можно использовать средства, полученные от реализации лома черных, цветных и драгоценных металлов, мы рассказывать в материале «Учитываем лом металлов, драгоценных и не очень» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21, с. 17).

7 Вопросам начисления амортизации мы неоднократно уделяли внимание на страницах газеты, в частности в следующих материалах:

— «Национальные стандарты бухгалтерского учета: шпаргалка к НП(С)БУ 121 «Основные средства» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 19, с. 8);

«Амортизация-2015: начисляем по новым правилам» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11, с. 6);

— «Начисляем амортизацию: решаем рабочие задачи» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21, с. 19).

8 Вопросам проведения переоценки посвящен материал «Переоценка необоротных активов: как и когда» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 4, с. 20).

Стоит обратить ваше внимание на то, что бюджетные учреждения для оформления хозяйственных операции по учету и списанию основных средств могут не ограничиваться типовыми формами, утвержденными приказом № 818. Как указано в п. 3 Порядка № 818, бюджетные учреждения в соответствии с отраслевыми особенностями могут разрабатывать собственные формы для оформления хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию основных средств. При этом такие документы должны содержать обязательные реквизиты, определенные Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и Порядком № 818, и должны быть утверждены в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета.

Кроме того, бюджетные учреждения в случае необходимости могут вести Опись инвентарных карточек по учету основных средств и Инвентарный список основных средств, составляемые в произвольной форме ( п. 4 Порядка № 818). Кстати, формы таких документов можно позаимствовать из приказа № 125/70, но возможность их применения следует прописать в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета.

И последний момент. Субъекты государственного сектора могут продолжать вести Инвентарные карточки учета объектов основных средств, Инвентарные карточки группового учета основных средств, Инвентарные карточки учета животных и многолетних насаждений, которые были открыты до вступления в силу приказа № 818, пока такие объекты не будут списаны с учета.

Нормативные документы

Приказ № 818, Порядок № 818 — приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

П(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Приказ № 125/70 — приказ Главного управления Госказначейства, Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше