Темы статей
Выбрать темы

Индексировать ли зарплату бюджетникам в сентябре 2018 года?

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
На сентябрьскую индексацию влияет индекс инфляции за июль 2018 года. Он составил 99,3 %. Напомним, что зарплату индексируют в пределах ПМТЛ. То есть зарплата, которая подлежит индексации, ограничена ПМТЛ. Часть зарплаты, превышающую ПМТЛ, не индексируют. В сентябре 2018 года ПМТЛ составляет 1841 грн. То есть индексации подлежит зарплата только в размере 1841 грн. Сумму, превышающую этот ограничитель, не индексируют. Для большинства работников бюджетной сферы должностные оклады (тарифные ставки) были повышены с 01.01.2018 г. Какая же ситуация складывается в связи с этим с индексацией зарплаты в сентябре 2018 года?

Прежде чем выяснить, нужно ли индексировать сентябрьскую зарплату работников-бюджетников, напомним основные «индексационные» правила.

Правило 1. В месяце повышения тарифных ставок (окладов) значение индекса потребительских цен (ИПЦ) берется за 1 или 100 %. Исчисление ИПЦ для проведения дальнейшей индексации начинается с месяца, следующего за месяцем повышения тарифных ставок (окладов) (абз. 1 и 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %). Это означает, что ИПЦ исчисляют не индивидуально для каждого работника в зависимости от приема его на работу или роста его доплат, надбавок, а с момента последнего повышения тарифной ставки (оклада) по должности, которую занимает работник.

Внимание!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Правило 2. Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

Правило 3. В месяце повышения должностных окладов в расчет повышения дохода включаются все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). Состав зарплатных выплат, которые учитывают при проведении сравнительных расчетов с целью индексации в месяце повышения оклада, определяют с учетом п. 2 Порядка № 1078.

Важно!

Чтобы не исказить общее зарплатное повышение в месяце повышения оклада (тарифной ставки), доплаты, надбавки, премии (установленные в размере, который изменяется) в сравнительных расчетах учитывают по размеру (проценту), который сложился в месяце повышения.

То есть сумму зарплатного повышения определяют исходя из условий работы в месяце повышения должностных окладов (тарифных ставок) (см. также письмо Минсоцполитики от 20.11.2015 г. № 308/10/136-15).

Правило 4. В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце. В случае, когда сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Правило 5. Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, определенной в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, которая складывается в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

Правило 6. В случае если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 7 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Правило 7. Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другую организацию (учреждение), на другую работу в той же организации, которые вышли из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078). То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Далее рассмотрим наиболее распространенные категории работников-бюджетников относительно возникновения у них права на индексацию в сентябре 2018 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2018 года повысились должностные оклады для всех работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (подробнее об этом читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 14).

Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2018 года для указанной категории работников стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года. Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 100 = 102,1 % < 103,0 %), поэтому в сентябре 2018 года право на индексацию у работников с оплатой труда по ЕТС не наступило.

Внимание!

В сентябре 2018 года для работников с оплатой по ЕТС право на текущую индексацию не наступило.

Вместе с тем, кроме текущей индексации, у некоторых работников могла образоваться индексация-разница. Так, в месяце повышения окладов следовало сравнить сумму повышения должностных окладов и возможную сумму январской индексации. Обратите внимание: для каждого работника рассчитывают свою сумму зарплатного повышения с учетом всех постоянных составляющих зарплаты.

Для работников с 3-го по 25-й тарифный разряд сумма повышения оклада превысила сумму возможной январской индексации. То есть у них индексация «обнулилась» и в январе — сентябре 2018 года их зарплату не индексируют.

А вот для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов, которым установлен только оклад и нет никаких других постоянных выплат, сумма повышения окладов не перекрыла сумму возможной индексации, поэтому с января 2018 года и до очередного повышения окладов они будут иметь право на индексацию-разницу, составляющую для:

• 1-го тарифного разряда:

17,72 грн. (179,72возможная индексация - 162повышение оклада);

• 2-го тарифного разряда:

2,72 грн. (179,72возможная индексация - 177повышение оклада).

Указанная сумма индексации-разницы будет начисляться работникам за полностью отработанный месяц на полную ставку ежемесячно до очередного повышения окладов. Кроме того, к ней в будущем прибавится и текущая индексация от «базового» января-2018, право на которую возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом, рассчитываемый с февраля 2018 года, превысит порог индексации (103 %).

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 01.01.2018 г. согласно постановлению № 24 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию*. Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2018 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ для определения суммы текущей индексации нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

* Об «оплатных» условиях для работников госорганов читайте в газете «Бюджетная Бухгалтерия», 2018, № 6, с. 9.

Прирост ИПЦ за июль 2018 года, влияющий на сентябрьскую индексацию, не превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 100 = 102,1 % < 103,0 %). То есть в сентябре 2018 года право на индексацию зарплаты у таких работников еще не наступило.

Важно!

В сентябре 2018 года заработную плату госслужащих и работников с функциями по обслуживанию не индексируют.

Нет у таких работников и индексации-разницы, поскольку при проведении сравнительных расчетов сумма повышения должностного оклада превысила сумму индексации, которая сложилась в январе 2018 года.

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2018 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих) согласно постановлению № 363 (см. газету «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 20, с. 3).

Так, с 18.05.2018 г. наименьший оклад для должностного лица ОМС составил 2650 грн., а для служащего — 2600 грн. Напомним, что до этого повышение окладов у большинства таких работников было в мае 2017 года согласно постановлению № 353 (для отдельных должностей согласно постановлению № 730 в октябре 2017 года) и тогда наименьший оклад составлял 2000 грн. и 1895 грн. соответственно.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2018 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, то есть «базовым», и потому с июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ.

Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,000июнь х 0,993июль х 100 = 99,3 % < 103 %), а значит, в сентябре 2018 года право на индексацию у таких работников не наступило.

Внимание!

В сентябре 2018 года для должностных лиц и служащих ОМС право на индексацию не наступило.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2018 года были повышены должностные оклады «обслуживающим» рабочим (подробнее об этом читайте в консультации специалиста Минсоцполитики в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 21). То есть январь 2018 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем.

При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

Важно!

В сентябре 2018 года право на индексацию зарплаты рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, еще не наступило.

Ответственность за нарушение правил проведения индексации

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты. Классификацию «зарплатно-индексационнных» нарушений предоставило Гоструда в письме от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18 (см. газету «Оплата труда», 2018, № 10, с. 5). Рассмотрим их.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (на сегодняшний день — 37230 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспектирования (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении обнаруженных нарушений.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае — в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И дальше уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

Нормативные документы и сокращения

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 1298постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 353 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 24.05.2017 г. № 353.

Постановление № 730постановление КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и от 18 января 2017 г. № 15 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504» от 27.09.2017 г. № 730.

Постановление № 24постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше