Темы статей
Выбрать темы

Кому индексировать зарплату в июне 2019 года

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
На июньскую индексацию влияет индекс инфляции за апрель 2019 года. Он составил 101,0 %. Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в июне 2019 года для работников бюджетной сферы? Расскажем в статье.

Заметим, что зарплату индексируют в пределах ПМТЛ (абз. 2 п. 4 Порядка № 1078). Это значит, что зарплата, подлежащая индексации, ограничена ПМТЛ. Часть зарплаты, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.

На 2019 год установлен такой размер ПМТЛ:

• январь — июнь — 1921 грн.;

• июль — ноябрь — 2007 грн.;

• декабрь — 2102 грн.

Таким образом, в июне 2019 года зарплату следует индексировать в пределах 1921 грн. (конечно, при условии возникновения права на индексацию).

Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (должностных окладов) значение ИПЦ в месяце повышения принимается за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, наступающего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

ВНИМАНИЕ!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце. В случае если сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078). Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, которая была определена в месяце повышения окладов (индексация-разница), добавляется сумма индексации, складывающаяся в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

Если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 6 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, вышедших из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по занимаемой должности работника (п. 102 Порядка № 1078). То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности. Также заметим, что сумма индексации учитывается в размере МЗП. Это подтверждают специалисты Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 2615/0/2-18 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 8). Далее рассмотрим самые распространенные категории работников-бюджетников в отношении возникновения у них права на индексацию в июне 2019 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2019 года повысились должностные оклады для работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 16). То есть январь 2019 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). В этом месяце нужно было сравнить сумму зарплатного повышения и возможную сумму индексации и определить право на дальнейшую индексацию зарплаты работников.

Для всех работников с оплатой по ЕТС (с 1-го по 25-й тарифные разряды) сумма повышения оклада перекрыла сумму индексации, которая складывалась в январе 2019 года. То есть индексация им в январе 2019 года не начислялась («обнулилась»). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года.

Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации

(1,005февраль х 1,009март х 1,010апрель х 100 = 102,4 % < 103,0 %),

поэтому в июне 2019 года право на индексацию у указанной категории работников не наступило.

ВАЖНО!

В июне 2019 года зарплату работников с оплатой по ЕТС не индексируют.

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 1 января 2019 года согласно постановлению № 102 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию. Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2019 года стал «базовым» месяцем.

Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года. В июне 2019 года право на текущую индексацию таких работников еще не наступило.

Нет у таких работников и индексации-разницы, поскольку при проведении сравнительных расчетов сумма повышения должностного оклада превысила сумму индексации, сложившуюся в январе 2019 года (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 9, с. 18).

ВНИМАНИЕ!

В июне 2019 года заработная плата госслужащих и работников с функциями по обслуживанию не индексируется.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2019 года были повышены должностные оклады рабочим, обслуживающим органы госвласти и ОМС (см. консультацию специалиста Минсоцполитики в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 27).

То есть январь 2019 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем. При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года. В июне 2019 года право на индексацию зарплаты еще не наступило.

ВАЖНО!

В июне 2019 года зарплату «обслуживающих» рабочих не индексируют.

Должностные лица и служащие ОМС

С 1 января 2019 года у должностных лиц и служащих ОМС оклады не повысились. Для целей проведения индексации для указанной категории работников «базовым» остается май 2018 года (повышение окладов согласно постановлению № 363). С июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ. Право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %).

Прирост ИПЦ нарастающим итогом впервые превысил порог индексации в ноябре 2018 года

(1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 1,019сентябрь х1,017октябрь х 1,014ноябрь х 100 = 104,3 % > 103 %),

а значит, в январе 2019 года наступило право на текущую индексацию. Коэффициент индексации составил 4,3 %. Сумма текущей индексации в январе составила 82,60 грн. (1921 грн. х 4,3 %).

На этот же индекс (4,3 %) индексировали зарплату за февраль — апрель 2019 года.

После ноябрьского превышения начали заново рассчитывать прирост ИПЦ до очередного превышения порога индексации. Очередное превышение прироста ИПЦ порога индексации состоялось в марте 2019 года

(1,008декабрь х 1,010январь х 1,005февраль х 1,009март х 100 = 103,2 % > 103,0 %).

Это значит, что в мае 2019 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован ИПЦ за март 2019 года) коэффициент индексации составил 7,6 %

(1,043 х 1,032 х 100 - 100).

Сумма индексации за полностью отработанный май-2019 составляла 146,00 грн.

(1921 грн. х 7,6 %).

После мартовского превышения начинаем заново рассчитывать прирост ИПЦ до очередного превышения порога индексации. Поскольку коэффициент ИПЦ за апрель 2019 года не превысил порога индексации (101,0 % < 103 %), в июне 2019 года у указанной категории работников сохраняются предыдущий коэффициент и сумма индексации — 7,6 % и 146,00 грн. соответственно.

Заметим, что Минсоцполитики разработало проект постановления КМУ «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268», согласно которому планируется повышение окладов должностных лиц и служащих ОМС. Такое повышение повлияет на изменение «базового» месяца для проведения индексации. Но пока что не известно, когда указанный проект постановления будет принят. Как только это состоится, мы обязательно вас проинформируем на страницах нашего издания.

Нарушение правил проведения индексации: какая ответственность?

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты. Классификацию «зарплатно-индексационных» нарушений предоставила Гоструда в письме от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18 (см. «Оплата труда», 2018, № 10, с. 5). Рассмотрим их.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда. За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (в 2019 году — 41730 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспектирования (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибки, в результате чего работнику индексация была начислена в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездной инспекции), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении обнаруженных нарушений. При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И далее уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет. А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 102постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно упорядочения структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2019 году» от 06.02.2019 г. № 102.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше