Темы статей
Выбрать темы

Противовирусные нововведения: часть 2

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Недавно законодатели приняли еще один документ — Закон № 540, который корректирует и дополняет определенные законодательные требования, направленные на поддержку налогоплательщиков в период карантина. Следовательно, положения этого документа необходимо воспринимать как дополнение и как уточнение к ранее принятым законам № 530 и № 533*. Какие из введенных требований касаются бюджетных учреждений? Какие же в конце концов требования остались и на самом ли деле они направлены в поддержку плательщиков налогов — бюджетных учреждений? Расскажем все подробно в этом материале.

* О них мы рассказывали в статье «Противовирусные нововведения: изучаем основные требования» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 12, с. 15).

Упрощены противовирусные закупки

Особый порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19), был введен Законом № 530 и воплощен в жизнь Кабмином благодаря утверждению Порядка № 225 и Перечня № 225.

Отметим, что в соответствии с требованиями первоначальной редакции Порядка № 225 заказчики не могли срочно (за один день) закупить необходимые лекарственные средства, средства индивидуальной защиты и медоборудование для противодействия COVID-19. В частности, в п. 6 Порядка № 225 было предусмотрено требование о заключении договора о закупке с одним из участников не ранее чем через 48 часов с момента обнародования информации о закупке в электронной системе Prozorro.

Поэтому Кабмин, учтя необходимость упрощения процедур закупок жизненно необходимых лекарственных средств и медицинского оборудования и с учетом полученных предложений и отзывов заказчиков, постановлением КМУ от 29.03.2020 г. № 248 внес изменения в Порядок № 225 и Перечень № 225. Учитывая это, указанные документы изложены в новой редакции, которая значительно упрощает и ускоряет процесс приобретения заказчиками таких предметов закупки.

Следовательно, теперь заказчики могут за один день закупить необходимые лекарственные средства, средства индивидуальной защиты и медоборудование для противодействия COVID-19. Для этого заказчику достаточно заключить договор с поставщиком и обнародовать в системе Prozorro отчет о заключенном договоре, договоре о закупке, все приложения к нему, а также обнародовать отчет о выполнении договора.

Внимание!

Противовирусные закупки заказчики должны планировать и вносить о них информацию в годовой план (приложение) в электронной системе закупок. Не советуем пренебрегать требованиями Порядка № 225, поскольку административная ответственность заказчиков усилена.

С учетом указанных изменений Минэкономразвития предоставило разъяснение о порядке осуществления закупок для противодействия COVID-19 в письме «Об изменениях, внесенных в порядок закупок в связи с COVID-19» от 01.04.2020 г. № 3304-04/22081-06 (см. в статье «Об изменениях, внесенных в порядок закупок в связи с COVID-19» этого номера).

Однако среди требований, указанных в Законе № 540, есть один момент, на который стоит обратить внимание заказчикам во время противовирусных закупок.

Так, п. 7 разд. II Заключительных и переходных положений Закона № 540 содержит следующее требование:

«Временно, на время действия карантина, введенного в связи с распространением коронавирусного заболевания (COVID-19), снаряжение, предназначенное для ношения пользователем и/или обеспечения его защиты от одной или нескольких видов опасности для жизни или здоровья, в том числе одноразовые медицинские маски и медицинские халаты, подлежат сертификации на надлежащую степень защиты от опасности и отсутствие негативного воздействия на здоровье пользователя такого средства и/или окружающих. Сертификат соответствия или отказ в его выдаче предоставляется в течение пяти дней со дня обращения».

Отметим, что сейчас классификация и основные требования к медицинским изделиям определены в Техническом регламенте относительно медицинских изделий, утвержденном постановлением КМУ от 02.10.2013 г. № 753. Интересно то, что недавно в этот документ постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 226 были внесены изменения, а именно дополнен п. 24, в котором указано следующее:

«Установить, что на время действия пунктов 4 и 5 раздела I Закона Украины от 17 марта 2020 г. № 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусного заболевания (COVID-19)» действие утвержденного этим постановлением Технического регламента не распространяется на медицинские изделия, включенные в перечень лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19), которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2020 г. № 224. Для введения в обращение и/или эксплуатацию медицинских изделий, включенных в указанный перечень, заявитель подает в Министерство здравоохранения заявление с указанием цели ввоза, информации о производителе, названия медицинских изделий, номера партии или серийного номера, объема партии, а также данные о назначении изделия и способе действия. По результатам обработки поданных документов Министерство здравоохранения выдает заявителю уведомление о введении в обращение и эксплуатации отдельных медицинских изделий, относительно которых не выполнены требования технических регламентов, но использование которых необходимо в интересах охраны здоровья. Рассмотрение документов и выдача уведомления осуществляются на безвозмездной основе».

Выходит, что указанное постановление № 226 не учитывает требований Закона № 540. Но это и не удивительно, ведь оно было принято раньше. Но в конце концов юридическое преимущество имеют требования Закона № 540. Поэтому, как ни крути, а Кабмину придется привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом.

Дистанционные пленарные заседания для ОМС теперь возможны

Законом № 540 предоставлена возможность ОМС проводить дистанционные заседания коллегиальных органов местного самоуправления. Об этом свидетельствуют изменения, внесенные в Закон Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР. Так, раздел V «Заключительные и переходные положения» этого Закона дополнены пунктом 111, в соответствии с которым:

1) пленарные заседания местных советов, заседания исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, постоянных депутатских комиссий могут проводиться в режиме видеоконференции или аудиоконференций (дистанционное заседание), кроме вопросов, требующих тайного голосования;

2) в случае отсутствия в регламенте совета, исполнительного комитета совета, положении о постоянных комиссиях порядка проведения дистанционных заседаний такой порядок определяется сельским, поселковым, городским головой, а в случаях, предусмотренных этим Законом, — лицом, которое выполняет эти полномочия или председательствует на заседании коллегиального органа, до внесения изменений в соответствующий регламент или положение;

3) порядок проведения дистанционных заседаний должен обеспечивать:

• возможность реализации прав депутатов местных советов, членов исполнительного комитета совета;

• идентификацию лица, участвующего в заседании коллегиального органа;

• установление и фиксацию результатов голосования по каждому вопросу;

4) в повестку дня дистанционных заседаний могут включаться исключительно вопросы неотложного внесения изменений в местный бюджет, другие вопросы о неотложных работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или скорейшей ликвидации особо тяжелых чрезвычайных ситуаций, вызванных вспышками эпидемий и пандемий, или реализации полномочий, связанных с такими обстоятельствами, процедурные вопросы;

5) решение о дистанционном заседании доводится до сведения депутатов, членов исполнительного комитета и населения не позднее чем за 24 часа до его начала с указанием повестки дня и порядка открытого доступа к трансляции дистанционного заседания местного совета. Решение о дистанционном заседании размещается на официальном веб-сайте совета с одновременным направлением этой информации и проектов актов с сопроводительными документами по официальному электронному адресу каждого члена коллегиального органа. Запись дистанционного заседания является неотъемлемой частью протокола заседания;

6) на проекты решений, решения органов местного самоуправления, их должностных лиц, предусмотренных этим пунктом, не распространяются требования Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV, ч. 3 ст. 15 Закона Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI, Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» от 01.07.2014 г. № 1555-VII.

ОМС имеют право уменьшить ставки местных налогов

Закон № 540 предоставляет право ОМС в 2020 году принять решение о внесении изменений в принятое решение об установлении местных налогов и/или сборов относительно уменьшения ставок единого налога.

Соответствующие изменения внесены новыми пп. 526 и 527 НКУ.

Знайте: в случае принятия таких решений ОМС на них не распространяются требования НКУ о сроке принятия и вступления в силу решений о внесении изменений в принятое решение об установлении местных налогов и/или сборов относительно уменьшения ставок единого налога.

То есть в 2020 году к решениям ОМС о внесении изменений в принятое решение об установлении ставок единого налога относительно уменьшения ставок этого налога требования о реализации процедур, предусмотренных Законом Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV, могут не применяться.

Освобождение от арендной платы: право или обязанность арендодателя?

Закон № 540 дополнил Заключительные и переходные положения ГКУ новым п. 14 следующего содержания:

«С момента установления карантина, введенного постановлением Кабинета Министров Украины «О предотвращении распространения на территории Украины острого респираторного заболевания COVID-19, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2» от 11 марта 2020 года № 211 (с последующими изменениями и дополнениями), и до его завершения в установленном законом порядке наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом в соответствии с частью шестой статьи 762 этого Кодекса».

Напомним, о чем именно идет речь в ст. 762 ГКУ:

«Плата за пользование имуществом

1. За пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма.

Если размер платы не установлен договором, он определяется с учетом потребительского качества вещи и других обстоятельств, имеющих существенное значение.

2. Плата за пользование имуществом может вноситься по выбору сторон в денежной или натуральной форме. Форма платы за пользование имуществом устанавливается договором найма.

3. Договором или законом может быть установлен периодический пересмотр, изменение (индексация) размера платы за пользование имуществом.

4. Наниматель имеет право требовать уменьшения платы, если в связи с обстоятельствами, за которые он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась.

5. Плата за пользование имуществом вносится ежемесячно, если иное не установлено договором.

6. Наниматель освобождается от платы за все время, в течение которого имущество не могло быть использовано им в связи с обстоятельствами, за которые он не отвечает».

Как понимать новый п. 14 Заключительных и переходных положений ГКУ? Зачем его вообще прописали? Ведь и раньше в ч. 6 ст. 762 ГКУ существовала прямая норма, освобождающая нанимателя от арендной платы. При этом главное условие арендатор не может использовать имущество по причинам, за которые он не отвечает.

С учетом судебной практики, арендатор должен доказать объективную невозможность использования переданного в наем имущества (быть допущенным в помещение, находиться в нем, хранить в помещении вещи и т. п.) по независящим от арендатора причинам.

Таким образом, благодаря Закону № 540 законодатель сделал попытку связать между собой «карантинное замораживание деятельности» именно с ч. 6 ст. 762 ГКУ. Как следствие, имеем существенно усиленную позицию для арендатора. Поэтому если он действительно лишен возможности пользоваться помещением, то вполне реально свести арендную плату к нулю.

Также есть еще один вариант для арендатора — получить существенную скидку по арендной плате в соответствии с ч. 4 ст. 762 ГКУ.

Важно!

Если в связи с карантинными ограничениями арендатор лишился возможности пользоваться помещением, то только в этом случае можно говорить об освобождении от арендной платы. Если арендатор не лишен возможности пользоваться имуществом (даже частично), на освобождение рассчитывать не стоит.

При этом если говорить о позиции арендодателя, то новый п. 14 Заключительных и переходных положений ГКУ предоставляет ему право, с учетом вышеуказанных карантинных ограничений, решить, освободить ли арендатора от арендной платы или нет. Выходит, что решение этого вопроса, по сути, передано на откуп арендодателю. Ведь именно о таком выборочном подходе относительно принятия такого решения свидетельствует указанный пункт ГКУ. К тому же о таком подходе как раз свидетельствует то, что в определенных случаях арендодатель может кого-то из арендаторов освободить от платы за пользование имуществом, а кого-то — нет. Согласитесь, что предоставление такого права арендодателям дает повод для разного толкования законодательства, а это, в свою очередь, является поводом для судебных исков.

И если арендодатели коммерческой недвижимости этот вопрос могут решить самостоятельно, то как действовать теперь арендодателям объектов государственной и коммунальной собственности? Ведь многие из бюджетных учреждений-арендодателей уже получили письма от арендаторов с просьбой об освобождении или уменьшении арендной платы.

Неужели можно действовать вот так — взять и освободить всех арендаторов от платы за пользование имуществом?! Ведь все мы хорошо понимаем, что вышестоящее учреждение точно не одобрит такое ваше решение, конечно, продолжая отмалчиваться от любых разъяснений по этому вопросу.

По нашему мнению, сейчас не стоит спешить со срочным принятием такого решения и освобождать уже сегодня всех арендаторов от арендной платы на период карантина.

Поскольку, мы уверены, эта ситуация будет разрешена в ближайшее время, по крайней мере неделя-другая погоды не сделает. Почему-то в этой ситуации приходит в голову известное выражение: «спешить надо медленно». Поэтому советуем пока поставить этот вопрос на паузу.

Надеемся, что совсем скоро получим от ОМС разъяснение по этому вопросу. Ведь как ни крути, а освобождение от арендной платы за пользование коммунальным имуществом и так существенно ударит по карману местных бюджетов.

К тому же известно, что Фонд госимущества еще в конце марта этого года (где-то приблизительно в то время, когда законодатели уже начали работать над проектом Закона № 540) инициировал на срок карантина приостановить (освободить) арендаторов государственного имущества, которые фактически не пользуются арендованным помещением, от арендной платы. Вместе с тем для определенной категории арендаторов государственного имущества предложил снизить арендную плату на 50 %.

Отметим, что проект соответствующего постановления Правительства уже подготовлен и вынесен на общественное обсуждение. Ознакомиться с текстом этого проекта все желающие могут на веб-портале Фонда госимущества (spfu.gov.ua).

Плата за землю: как уточнить освобождение

Напомним, что изменения, внесенные Законом № 533 в НКУ, предусматривали: не начисляется и не уплачивается за период март-апрель 2020 года плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, и используются ими в хозяйственной деятельности.

С учетом этого, для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период март-апрель 2020 года учреждения-плательщики имели право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны были отразить изменения налогового обязательства по уплате земельного налога за соответствующие месяцы.

Однако в связи с принятием Закона № 540 ситуация с подачей уточняющих налоговых деклараций несколько изменилась и, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков.

Так, Закон № 540 изменил редакцию п. 524 подразд. 10 «Прочие переходные положения» разд. ХХ «Переходные положения» НКУ относительно платы за землю, а именно:

«Не начисляется и не уплачивается за период с 1 марта по 31 марта 2020 года плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, которые находятся в собственности и пользовании, в том числе на условиях аренды, физических и юридических лиц и используются ими в хозяйственной деятельности».

Следовательно, вместо предусмотренного Законом № 533 освобождения от платы за землю на два месяца (март и апрель) законодатель решил освободить их лишь на один месяц — март.

Не исключаем, что некоторые учреждения — плательщики налога на землю уже успели подать уточняющую декларацию за март-апрель. Что делать в таком случае? Законодатели, пытаясь как-то исправить эту ситуацию, в обновленной редакции п. 524 подразд. 10 «Прочие переходные положения» разд. ХХ «Переходные положения» НКУ написали следующее.

«В случае если в марте или апреле 2020 года плательщиками платы за землю была подана уточняющая налоговая декларация относительно уменьшения налогового обязательства по уплате земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности за апрель 2020 года по причинам, не связанным с самостоятельным выявлением ошибок, содержащихся в ранее поданной им налоговой декларации, такие плательщики обязаны подать не позднее 30 апреля 2020 года уточняющую налоговую декларацию по плате за землю на 2020 год, в которой отразить изменения налогового обязательства за налоговые периоды март и апрель 2020 года в соответствии с положениями этого подпункта.

При этом, в случае подачи таких налоговых деклараций по основаниям, определенным этим подпунктом, к таким налогоплательщикам не применяются санкции, определенные статьей 50 этого Кодекса и штрафные санкции согласно требованиям пункта 120.2 статьи 120 Кодекса, за внесение изменений в налоговую отчетность в части увеличения налоговых обязательств по плате за землю за налоговый период апрель 2020 года».

Поэтому разъясним, как действовать учреждениям, которые еще не успели подать ни одной уточняющей декларации по плате за землю, а также тем, кто уже воспользовался Законом № 533.

img 1

Начнем с первой категории и рассмотрим правила заполнения такой уточняющей декларации за март 2020 года. На заполнении шапки уточняющей декларации подробно останавливаться не будем, потому что она заполняется по тем же правилам, что и отчетная, за исключением того, что в стр. 1 следует указать:

• в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» номер, который равен последовательно нарастающему количеству поданных соответствующих деклараций.

Если в отчетном году уточняющую декларацию учреждение еще не подавало, то ставите «1»;

• отметку «Х» в поле 03 «Уточнююча», а также напротив того вида платы за землю (земельный налог или арендная плата), по которому вы подаете уточняющую декларацию;

• в поле «за 20__ рік» указывают год, за который уточняете сумму обязательства, т. е. 2020 год;

• в поле «з урахуванням уточнень з» дату (число и месяц арабскими цифрами, а для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»), начиная с которой происходит уточнение данных (например, дату получения права собственности (пользования)) на новый земучасток, дату начала периода, в котором была допущена ошибка, и т. п.

В нашем случае указываем «01.03».

Все другие графы шапки заполняем так же, как и в годовой декларации.

В разделе I приводим уточненные суммы земельного налога в целом за год с учетом следующего:

• в графе 14 указываем код соответствующей льготы согласно Справочникам налоговых льгот. Отметим, что в последнем Справочнике № 98/2 прочих налоговых льгот по состоянию на 02.04.2020 г. код такой льготы — «18010593»;

• в графе 16 «сума пільги» — общую сумму налога, начисленную за март;

• в графе 17 «Річна сума земельного податку до сплати» — годовую сумму налога к уплате за вычетом льготы, полученной за март 2020 года.

Далее переходим к заполнению раздела ІІІ декларации, в котором как раз уточняем налоговые обязательства.

Правила заполнения этого раздела приведены в таблице ниже.

Номер строки

Правила заполнения

3

Отражают правильно рассчитанный размер платы за землю с учетом уточнений. Данные для его заполнения переносят из графы 17 раздела І. В этой строке в графе 3 указывают общую сумму начисленного налога по всем земельным участкам за год, а в графах 4 — 15 — за каждый месяц. Поэтому за январь — февраль и апрель — декабрь оставляют предыдущие показатели, а показатель за март будет отсутствовать (т. е. клеточку оставляют пустой)

4

Указывают ранее задекларированные суммы платы за землю. Для заполнения этой строки информацию переносят из стр. 3 декларации, данные которой уточняют.

В случае когда за отчетный год данные уже уточняли, то берут данные из стр. 3 последней уточняющей декларации, в которой уточнялись данные того же отчетного года (чтобы ранее исправленные ошибки не задвоились)

5

Отражают данные о сумме начисленного к увеличению налогового обязательства (положительное значение между данными стр. 3 — стр. 4) за все отчетные периоды года — и прошлые, и будущие.

Строку 5 заполняют лишь в том случае, если ошибка привела к занижению налоговых обязательств (данные стр. 3 превышают данные стр. 4). Если же в результате сравнения окажется, что ошибка привела к завышению налоговых обязательств (данные стр. 3 меньше данных стр. 4), то учреждение должно заполнить стр. 6, а эту строку оставить пустой.

Поэтому в нашем случае стр. 5 не заполняют, поскольку налоговые обязательства в целом за год и в разрезе месяцев не увеличились, а наоборот, уменьшились

6

Отражают данные о начисленных к уменьшению налоговых обязательствах (положительное значение разницы показателей стр. 4 и 3), т. е. реальную сумму завышения налоговых обязательств за все периоды года (как прошлые, так и будущие).

Выходит, что в нашей ситуации как раз в этой строке и указывают уменьшение начисления налогового обязательства за март

7

Начисляют штраф в размере 3 % от суммы занижения, которая возникла в связи с исправлением ошибки, приведенной в стр. 5. Штраф начисляют только за доначисленный налог за прошлые периоды (месяцы).

Поскольку в нашем случае учреждение уточняет, а именно уменьшает налоговые обязательства за март, то штрафа не будет

8

Начисляют пеню за несвоевременную уплату доначисленного налога за прошлые периоды и только после окончания 90 календарных дней.

Внимание! Если допущенная ошибка привела не к занижению, а к завышению налоговых обязательств, т. е. будет заполнена стр. 6 уточняющей декларации, то заполнять стр. 7 и 8 не нужно, поскольку при завышении налоговых обязательств ни штраф, ни пеня не начисляются

В результате такой манипуляции сумма земельного налога к уплате в графах 4, 5 и 7 — 15 раздела III декларации не изменится. В этих графах сумма земельного налога в строках 3 и 4 раздела ІІІ будет полностью совпадать. Зато значение графы 3 строки 6 раздела ІІІ будет соответствовать значению графы 16 раздела І.

Следовательно, в графе 6 строки 3 после самоисправления будет указана нулевая сумма земельного налога к уплате, а в графе 6 строки 4 будет стоять сумма налога, начисленная в начале года в годовой декларации. Поэтому после сравнения показателей строк 3 и 4 в строке 6 будет отражено уменьшение обязательств за март (в графе 6). А вот графы 4, 5 и 7 — 15 строки 6 останутся пустыми. Конечно, если у вас не будет других уточнений.

Пример заполнения уточняющей декларации по земельному налогу за март 2020 года см. ниже.

img 2

Фрагмент уточняющей декларации по оплате за землю за 2020 год

В какие сроки необходимо подать такую уточняющую декларацию? Знайте, что подать уточняющую декларацию следует не позднее предельного срока уплаты налогового обязательства по плате за землю за март, т. е. не позднее 30 апреля, причем без всяких штрафов и/или пени.

img 3

Теперь поговорим о тех, кто уже успел подать уточняющую декларацию за март-апрель 2020 года.

В таком случае учреждению придется заполнить вторую уточняющую декларацию.

Отметим особенности заполнения такой формы:

• в шапке указывают порядковый номер уточняющей декларации — «, поскольку одну уточняющую декларацию в текущем году уже подавали;

• в поле «з урахуванням уточнень з» указывают «01.04»;

в разделе I в графе 17 приводят уточненные суммы земельного налога в целом за год с учетом того, что освобождение касается только одного месяца — марта;

в строке 3 раздела III указывают правильную информацию о размере налога на текущий год с учетом требований Закона № 540;

в строке 4 раздела III приводят данные из строки 3 раздела III первой уточняющей декларации;

в строке 5 в графе 7 раздела III приводят начисленное к увеличению налоговое обязательство (положительное значение между данными стр. 3 — стр. 4), т. е. доначисленную сумму налога за апрель;

строка 6 в графе 7 раздела III будет пустой;

строки 7 и 8 раздела III заполнять не нужно, поскольку в нашем случае при завышении налоговых обязательств ни штраф, ни пеня не начисляются.

И последний момент относительно сроков подачи такой уточняющей декларации и уплаты доначисленного налога. Законодатель, по-видимому, понимая, что вся вина за этот беспорядок лежит исключительно на нем, предусмотрел по этому поводу специальные правила:

• подать уточняющую декларацию следует не позднее 30 апреля;

• если вы будете придерживаться этого срока, к вам не будет применяться ни упомянутый штраф, ни штрафные санкции согласно п. 120.2 НКУ;

• уплатить же налоговое обязательство за апрель в полном объеме следует по местонахождению земельного участка/объекта нежилой недвижимости в срок до 30 июня 2020 года без начисления пени и штрафных санкций за нарушение сроков уплаты.

Сроки давности: что приостановили и продлили

Законом № 540 предусмотрено, что на период карантина прекращается течение разных сроков давности.

Так, до 31.05.2020 г. (включительно) приостанавливается течение сроков для:

• подачи жалоб на решения налоговиков при административном обжаловании (ст. 56 НКУ), в том числе подачи налоговых жалоб, а также ЕСВ-жалоб, которые поступили/поступят до 31.05.2020 г. и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18.05.2020 г.;

• предоставления письменных индивидуальных налоговых консультаций;

• предоставления ответов на запросы налоговиков (кроме тех, которые касаются бюджетного возмещения НДС), которые попадут плательщикам до 31.05.2020 г. То есть если сроки ответа на запрос налоговиков еще не истекли, течение этих сроков приостанавливается до 31.05.2020 г.

Также во время карантина приостанавливаются:

• сроки начисления штрафных санкций за просрочку выполнения хозобязательств (ч. 6 ст. 232 ХКУ);

• гарантийные сроки и сроки предъявления претензий относительно качества товара (ст. 269 ХКУ).

На время карантина продлеваются:

• сроки общей исковой давности (ст. 257 ГКУ);

• специальные сроки исковой давности (ст. 258 ГКУ) в один год к требованиям, в частности, о взыскании неустойки (штрафа, пени), об опровержении недостоверной информации, распространенной в СМИ, требования в связи с недостачами проданного товара (ст. 681 ГКУ);

• сроки прекращения поручительства, сроки обращения в суд кредитором с иском к поручителю в связи с нарушением таким должником обязательства в случае ликвидации должника — юридического лица (ст. 559 ГКУ);

• сроки исковой давности в один год к требованиям, которые следуют из договора найма, в частности, к требованиям о возмещении убытков в связи с повреждением вещи, которая была передана в пользование нанимателю, а также к требованиям о возмещении расходов на улучшение вещи (ст. 786 ГКУ).

Изменения, внесенные в ХКУ, тоже касаются продления сроков на время действия карантина, а именно:

• сроков начисления процентов за неправомерное пользование чужими средствами, шестимесячного срока начисления штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства (ст. 232 ХКУ);

• гарантийных сроков эксплуатации, годности и хранения, а также сроков предъявления исков, которые следуют из поставки товаров ненадлежащего качества (ст. 269 ХКУ);

• сроков исковой давности для требований, которые следуют из ненадлежащего качества работ по договору подряда на капитальное строительство, сроков предъявления исков о возмещении заказчику убытков, вызванных недостатками проекта строительства (ст. 322, 324 ХКУ).

Законодатели приняли решение о продлении всех установленных процессуальных сроков на время действия карантина.

Мораторий на проверки

Документальные и фактические проверки налоговых органов

Отметим, что Законом № 533 был установлен мораторий на проведение налоговиками документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года. Из-под мониторинга были исключены документальные внеплановые проверки на основании п.п. 78.1.8 НКУ, т. е. проверки бюджетного возмещения и/или отрицательного значения по НДС на сумму больше 100 тыс. грн. Соответствующая норма закреплена в п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Сейчас п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ опять подкорректировали. Действие моратория сузили. Теперь мораторий не распространяется не только на проверки бюджетного возмещения НДС, но и на фактические проверки нарушений законодательства в части:

• учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

• целевого использования топлива и спирта этилового налогоплательщиками;

• оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками;

• осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего по основаниям, определенным пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 п. 80.2 ст. 80 НКУ (ср. ).

Камеральные проверки налоговых деклараций

Продлеваются сроки проведения камеральных проверок. Установлено, что камеральные проверки деклараций (кроме декларации по НДС) за отчетные периоды март — май 2020 года, поданных плательщиком в течение марта — мая 2020 года, могут быть проведены в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи.

Если документы были поданы позднее — за днем их фактической подачи.

По общей норме п. 76.3 НКУ на камеральную проверку налоговой декларации налоговикам отводится 30 календарных дней, следующих за днем предельного срока подачи декларации.

Действие моратория продлили на плановые проверки, которые проводятся органами госконтроля в сфере хозяйственной деятельности. Действие моратория продлили до 30 июня 2020 года (ранее — до 31 мая 2020 года).

При этом мораторий не распространяется на проверки:

• деятельности субъектов хозяйствования с высокой степенью риска;

• в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;

• в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Обратите внимание! Действие моратория касается только плановых мероприятий, проводимых органами госконтроля.

ЕСВ-проверки и штрафы

Законом № 533 был введен мораторий на документальные проверки относительно ЕСВ на период с 18.03.2020 г. по 18.05.2020 г. Сейчас же Законом № 540 действие моратория для проверок ЕСВ продлевается на период с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. (п. 912 Заключительных положений Закона о ЕСВ).

Кроме того, до 31 мая продлен мораторий на начисление штрафов относительно ЕСВ и пени (п. 911 Заключительных положений Закона о ЕСВ). При этом камеральные проверки отчетности по ЕСВ не приостанавливаются.

Наиболее интересные налоговые изменения, которые стоит принять к сведению бюджетным учреждениям во время действия карантина, приведены ниже.

Налоговые изменения во время карантина

img 4

Нормативные документы

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 530Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусного заболевания (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX.

Закон № 533Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусного заболевания (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-ІХ.

Закон № 540Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусного заболевания (COVID-19)» от 30.03.2020 г. № 540-IX.

Закон о ЕСВЗакон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. 2464-VI.

Перечень № 225 — Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.

Порядок № 225Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше