Темы статей
Выбрать темы

«Оплатные» условия для госслужащих — 2020: внимание на главное

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
Наконец-то своего повышения окладов в 2020 году дождались и госслужащие. Никого даже не удивило, что постановление о повышении окладов появилось почти с месячным опозданием. В рамках сегодняшнего материала мы поговорим об условиях оплаты труда госслужащих в 2020 году. На что следует обратить внимание при начислении зарплаты по должностям госслужбы, читайте далее.

В ч. 2 ст. 51 Закона о госслужбе указано, что схема должностных окладов на должностях государственной службы определяется Кабмином по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы. По традиции последних лет главным «оплатным» документом для госслужащих является постановление № 15. Не стал исключением и 2020 год. Постановлением № 16 (вступило в силу 25.01.2020 г., но применяется с 01.01.2020 г.) в постановление № 15 были внесены изменения, которыми предусматривается установление для госслужащих новых размеров должностных окладов на 2020 год и утверждение Перечня должностей государственной службы, приравниваемых к соответствующим подкатегориям (см. «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 18 января 2017 г. № 15» этого номера). Напомним, что с 01.01.2020 г. постановление № 15 не определяет условия оплаты труда работников, выполняющих функции по обслуживанию, и работников патронатных служб. Размеры их окладов установлены в постановлении № 1112 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 1-2, с. 6). О новых размерах окладов госслужащих и не только поговорим далее.

Оплата труда госслужащих

Прежде всего отметим: составные зарплаты госслужащих не изменились. А это значит, что структура зарплаты госслужащих осталась неизменной. Изменения, внесенные постановлением № 16, коснулись лишь размеров должностных окладов. Далее рассмотрим структуру зарплаты госслужащих с учетом особенностей ее начисления в этом году.

Должностной оклад. Постановлением № 16 утверждена Схема должностных окладов — 2020.

Напомним, что в 2019 году для установления размеров должностных окладов должности госслужбы были разделены на девять групп оплаты труда, а сами госорганы по юрисдикции — на три уровня. В Схеме должностных окладов — 2020 в этом аспекте произошли определенные изменения.

Так, в 2020 году с целью установления размеров окладов должности госслужбы разделены на 3 категории (А, Б и В) и 8 подкатегорий (А1, А2, Б1, Б2, Б3, В1, В2 и В3), а госорганы — на 5 уровней:

1) Аппарат ВРУ, Секретариат КМУ, Офис Президента, аппараты (секретариаты) Совета нацбезопасности и обороны Украины, Счетной палаты, Конституционного Суда, Офиса Генпрокурора, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания;

2) министерства, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, который установлен законом;

3) другие госорганы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

4) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя;

5) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городах областного значения.

Кроме того, в 2020 году при определении размеров окладов госслужащих уже не применяются коэффициенты соотношения к минимальному размеру должностного оклада. Поэтому в Схеме должностных окладов — 2020 установлены «твердые» размеры окладов, и для большинства должностей эти размеры оказываются меньше, чем суммы, рассчитанные по «старым» правилам.

Но в целом размеры окладов для должностей госслужбы в 2020 году выросли по сравнению с прошлым годом. В свою очередь, минимальный размер должностного оклада составляет 4204 грн., что полностью соответствует норме ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе. Напомним: эта норма говорит о том, что минимальный размер должностного оклада в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения, не может быть меньше двух размеров ПМТЛ.

При этом в ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе не указано, что минимальный оклад госслужащего привязан к ПМТЛ на 1 января текущего года. Но в примечании 1 к Схеме должностных окладов — 2020 уточнено, что должностной оклад на должности госслужбы подкатегории В3 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, составляет два размера ПМТЛ, установленного законом на 1 января 2020 года. Таким образом, в 2020 году минимальный оклад госслужащего составляет 4204 грн. (2102 грн. х 2). На протяжении года должностные оклады изменяться не будут.

ВНИМАНИЕ!

Минимальный размер должностного оклада госслужащего в 2020 году равняется 4204 грн.

Надбавка за выслугу лет. Как и раньше, для исчисления «выслужной» надбавки руководствуемся ч. 1 ст. 52 Закона о госслужбе, редакция которой не изменилась. Поэтому, как и в прошлом году, в 2020 году надбавка за выслугу лет на госслужбе устанавливается на уровне 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа госслужбы, а при наличии стажа госслужбы больше 17 (и далее) лет — в максимальном размере 50 % должностного оклада. Стаж государственной службы исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о госслужбе и Порядком № 229.

Заметим: размер надбавки за выслугу лет госслужащим увеличивается со дня приобретения права на такое повышение или со дня возникновения права на такую надбавку (см. письмо Минсоцполитики от 29.05.2017 г. № 985/0/102-17/28).

Далее в табл. 1 приведем процентный размер надбавки за выслугу лет в зависимости от имеющегося стажа госслужбы у госслужащего.

Таблица 1

Стаж госслужбы

% надбавки за выслугу лет

Стаж госслужбы

% надбавки за выслугу лет

Больше 1 года

3 %

Больше 10 лет

30 %

Больше 2 лет

6 %

Больше 11 лет

33 %

Больше 3 лет

9 %

Больше 12 лет

36 %

Больше 4 лет

12 %

Больше 13 лет

39 %

Больше 5 лет

15 %

Больше 14 лет

42 %

Больше 6 лет

18 %

Больше 15 лет

45 %

Больше 7 лет

21 %

Больше 16 лет

48 %

Больше 8 лет

24 %

Больше 17 лет и далее

50 %

Больше 9 лет

27 %

Надбавка за ранг. Заметим: ч. 2 ст. 52 Закона о госслужбе предусмотрено, что размер надбавки за ранг госслужащего определяется КМУ при утверждении схемы должностных окладов на должностях госслужбы. По сути, у Правительства есть право пересматривать размеры надбавки за ранг на начало каждого года.

Несмотря на это, размер надбавки за ранг в 2020 году остался на уровне 2019 года (см. табл. 2).

Таблица 2

Ранг госслужащего

Размер надбавки, грн.

1

1000

2

900

3

800

4

700

5

600

6

500

7

400

8

300

9

200

Премии. Как в 2019 году, так и в 2020-м, продолжают действовать «премиальные» ограничения, установленные в абз. 4 ч. 3 ст. 50 и ч. 7 ст. 52 Закона о госслужбе, согласно которым:

общий размер премий, которые может получить госслужащий за год, не может превышать 30 % фонда его должностного оклада за год;

фонд премирования госоргана устанавливается в размере 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда.

Дополнительные стимулирующие выплаты. В вопросе возможности установления стимулирующих выплат в 2020 году «первую скрипку» сыграл Закон о перезагрузке власти. В соответствии с п. 2 Заключительных и переходных положений этого Закона на два года (2020 и 2021) продлен срок выплаты дополнительных стимулирующих выплат госслужащим.

Так, согласно абз. 8 п. 14 разд. ХI «Заключительные и переходные положения» Закона о госслужбе руководители госслужбы имеют право устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты в виде надбавок за интенсивность труда и за выполнение особо важной работы. Дополнительные стимулирующие выплаты выплачиваются в процентах к должностному окладу в пределах экономии фонда оплаты труда. Конкретный размер таких выплат определяет руководитель госоргана самостоятельно.

Выплаты за дополнительную нагрузку. И здесь свой след оставил Закон о перезагрузке власти. Ведь этим Законом с 25.09.2019 г. из перечня составляющих зарплаты госслужащих (ст. 50 Закона № 889) были исключены выплаты за дополнительную нагрузку. Но это вовсе не означает, что такие выплаты нельзя проводить в 2020 году, ведь в ч. 3 и 4 ст. 52 Закона о госслужбе, как и раньше, предусмотрена возможность осуществления этих выплат.

Так, в ч. 3 ст. 52 Закона о госслужбе закреплено право госслужащих на получение выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего. Ее осуществляют в размере 50 % должностного оклада временно отсутствующего госслужащего.

В свою очередь, ч. 4 ст. 52 Закона о госслужбе устанавливает возможность получения госслужащими выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы. Ее осуществляют госслужащим, между которыми распределены обязанности по вакантной должности госслужбы, пропорционально дополнительной нагрузке за счет средств экономии фонда должностного оклада по соответствующей должности. При этом срок выполнения обязанностей по вакантной должности госслужбы не может превышать три месяца (ч. 8 ст. 31 Закона № 889).

Указанные выплаты устанавливает руководитель госслужбы по представлению непосредственного руководителя госслужащего.

Помощь на оздоровление и «соцбыт». Денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты обязательно выплачивается госслужащим при предоставлении ежегодного основного отпуска. Об этом сказано в ст. 57 Закона о госслужбе.

Поскольку идет речь о законодательной норме, редакция которой не изменилась, в 2020 году порядок и размер выплаты «оздоровительной» помощи такие же, как и в 2019-м. Напомним, что размер денежной помощи определяется согласно Порядку № 100.

В свою очередь, при выплате помощи для решения социально-бытовых вопросов в 2020 году применяем Порядок № 500 (ср. ). Именно этот Порядок использовался и в 2019 году. Так, согласно этому Порядку госслужащим может предоставляться матпомощь на «соцбыт» один раз в год в размере среднемесячной зарплаты на основании личного заявления.

Учтите: матпомощь на соцбыт выдается или в размере среднемесячной зарплаты или не выдается вообще, если средств на такой размер помощи не хватает.

То есть матпомощь на соцбыт в сумме меньше среднемесячной зарплаты, выдавать нельзя (см. письмо Нацгосслужбы от 20.02.2017 г. № 1505/13-17).

Решение о предоставлении материальной помощи на соцбыт госслужащим принимает руководитель госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Дополнительные коэффициенты. В 2020 году Кабмин может устанавливать дополнительные корректирующие коэффициенты оплаты труда для разных госорганов с учетом социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц, на территорию которых распространяется юрисдикция таких органов (ч. 4 ст. 51 Закона о госслужбе).

Оклады первых заместителей руководителей

Согласно примечанию 6 к Схеме должностных окладов — 2020 должностные оклады первых заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений (подкатегория Б1) устанавливаются на 3 % ниже должностного оклада руководителя соответствующего самостоятельного структурного подразделения. То есть для того, чтобы установить оклады таким работникам, нужно оклад непосредственного руководителя, на основании которого определяют размер оклада первого заместителя, уменьшить на 3 %.

Рассмотрим пример.

Пример 1. Размер должностного оклада руководителя самостоятельного управления, службы (районный уровень) составляет 8150 грн.

Рассчитаем должностной оклад первого заместителя:

8150 грн. - (8150 х 3 %) = 7905,50 грн.

Как видим, в результате расчета мы получили оклад в гривнях с копейками. По разъяснениям специалистов Минсоцполитики, предоставленным в письме от 22.03.2019 г. № 382/0/206-19 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 13, с. 3), в указанном случае оклады округлять не нужно. А потому должностные оклады первым заместителям руководителей самостоятельных структурных подразделений госорганов следует устанавливать в гривнях с копейками.

Кстати, то же касается категорий работников, для которых оклады формируются с учетом повышающих коэффициентов (примечания 3 — 5, 8 и 10 к Схеме должностных окладов — 2020).

Оклады председателей местных госадминистраций и их заместителей

Размеры должностных окладов председателей местных государственных администраций и их заместителей зависят от размера должностного оклада руководителя государственной службы в госоргане с учетом его юрисдикции. Это предусмотрено постановлением № 304.

Так, размер должностного оклада председателя соответствующей госадминистрации и его заместителей рассчитывают путем умножения должностного оклада руководителя государственной службы в этом органе на соответствующий коэффициент соотношения. Такие коэффициенты для ОГА определены в приложении 2 к постановлению № 304, а для РГА — в приложении 3 к постановлению № 304.

Поскольку постановлением № 16 повышены должностные оклады руководителей государственной службы, соответственно, повысились и должностные оклады председателей местных государственных администраций и их заместителей.

Размер должностного оклада руководителя аппарата ОГА, определенный Схемой должностных окладов — 2020, с 01.01.2020 г. составляет 12100,00 грн., а размер должностного оклада руководителя аппарата РГА9700,00 грн.

В табл. 3 и 4 приведем размеры должностных окладов руководителей ОГА и РГА и их заместителей с 01.01.2020 г.

Размеры должностных окладов председателей ОГА и их заместителей с 01.01.2020 г.

Таблица 3

Наименование должности

Коэффициенты соотношений (приложение 2 к постановлению № 304)

Должностные оклады, грн.

Председатель областной государственной администрации, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций

1,6

19360

Первый заместитель председателя областной государственной администрации, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций

1,4

16940

Заместитель председателя областной государственной администрации, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций

1,25

15125

Размер должностных окладов председателей РГА и их заместителей с 01.01.2020 г.

Таблица 4

Наименование должности

Коэффициенты соотношений (приложение 3 к постановлению № 304)

Должностные оклады, грн.

Председатель районной, районной в городе государственной администрации

1,6

15520

Первый заместитель председателя районной, районной в городе государственной администрации

1,4

13580

Заместитель председателя районной, районной в городе государственной администрации

1,25

12125

Проводим перерасчет

В связи с тем, что постановление № 16 введено в действие «задним числом», а именно с 1 января 2020 года, руководители госорганов должны утвердить новые штатные расписания и ввести их в действие с 01.01.2020 г.

Зарплата. Зарплату работникам, оклады которых были повышены, необходимо пересчитать и доначислить в феврале работникам надлежащие суммы. Но пересчитывать нужно не только оклады. Следует откорректировать и другие выплаты, размер которых зависит от повышения окладов.

При этом следует учитывать: зарплата, начисленная в феврале 2020 года, включается в фонд оплаты труда февраля и относится к базе начисления ЕСВ именно в этом месяце.

Больничные и декретные. Выплаты, которые были начислены согласно Порядку № 1266, пересчитывать в связи с повышением окладов не нужно.

Кроме того, все зарплатные корректировки, которые будут проведены в связи с повышением окладов «задним числом», при расчете средней зарплаты для оплаты больничных (декретных) будут включены в заработок того месяца, в котором они были фактически проведены.

Корректируем средний заработок

Как известно, повышение должностных окладов работников на законодательном уровне влияет на проведение корректировки их заработной платы во время расчета среднего заработка в соответствии с Порядком № 100. Так, согласно абз. 1 п. 10 этого Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения. Если законодательное повышение окладов состоялось в период сохранения среднего заработка, с этого заработка осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения окладов (абз. 2 п. 10 Порядка № 100).

Коэффициент корректировки (повышения) при этом определяется путем деления оклада, установленного работнику после повышения, на его оклад (тарифную ставку) до повышения.

ВНИМАНИЕ!

Корректировке подлежат все выплаты, которые учитываются при исчислении среднего заработка согласно Порядку № 100.

Отпускные. Поскольку постановление № 16 обнародовано с опозданием, это повлияло на проведение корректировки отпускных. Так, если вы уже начислили и выплатили отпускные для отпусков, которые начались в январе — феврале 2020 года, придется их пересчитать, учитывая коэффициент повышения окладов с 01.01.2020 г.

Пример 2. Главный специалист госоргана (районный уровень) с 17.02.2020 г. идет в ежегодный отпуск на 10 к. дн. Расчетный период для расчета отпускных: февраль 2019 года — январь 2020 года. Допустим, что зарплата за этот период составила: за февраль — декабрь — 69740 грн.; за январь 2020 года — 6890 грн.

Поскольку должностной оклад работника был повышен с 01.01.2020 г., то заработок за февраль — декабрь 2019 года должен быть откорректирован на коэффициент его повышения. Он определяется следующим образом:

5300 : 4900 = 1,0816,

где 5300 — должностной оклад с 1 января 2020 года;

4900 — должностной оклад с 1 января 2019 года.

Далее определим откорректированный заработок за февраль — декабрь 2019 года:

69740 грн. × 1,0816 = 75430,78 грн.

Зарплату за январь 2020 года не корректируем.

Среднедневная зарплата составляет:

(75430,78 + 6890) : (365 к. дн. - 11 к. дн.) = 232,54 грн.,

где 365 — количество календарных дней в расчетном периоде, которые включаются в расчет;

11 — количество праздничных и нерабочих дней, которые приходятся на расчетный период.

Сумма отпускных равняется:

232,54 грн. × 10 к. дн. = 2325,40 грн.

Пример 3. Работнику предоставлен ежегодный отпуск с 30.12.2019 г. продолжительностью 14 к. дн. Средняя зарплата для оплаты дней отпуска составила 226,52 грн. Коэффициент корректировки отпускных — 1,0816.

В указанном случае зарплату в расчетном периоде, а также с 30 по 31 декабря 2019 года не корректируем.

Однако здесь учитываем, что во время отпуска работника ему был повышен оклад (с 01.01.2020 г.).

Следовательно, это обязывает провести корректировку уже начисленных отпускных, но не за весь период, а лишь за дни с даты повышения, то есть с 01.01.2020 г. по дату окончания отпуска.

Откорректируем среднюю зарплату:

226,52 грн × 1,0816 = 245,00 грн.

Поскольку на период отпуска приходится два праздничных и нерабочих дня (1 и 7 января), отпуск продлевается на эти дни, но эти дни не оплачиваются. Поэтому оплате по откорректированному заработку подлежат 12 к. дн.

Таким образом, работнику следует доплатить:

(245,00 грн. × 12 к. дн.) - (226,52 грн. × 12 к. дн.) = 221,76 грн.

При проведении расчета отпускных и других выплат согласно Порядку № 100 учитывайте, что зарплату за январь 2020 года, доначисленную в феврале 2020 года, следует отнести к тому месяцу, за который она была фактически начислена, то есть к январю 2020 года.

Ведь только премии включают в заработок того месяца, на который они приходятся согласно ведомости начисления зарплаты.

Все другие выплаты относят к месяцам, за которые они начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11).

Компенсация за неиспользованный отпуск, матпомощь и выходное пособие. Для отпускной компенсации, матпомощи и выходного пособия, начисленных и выплаченных в январе 2020 года, рассчитывать коэффициент корректировки не нужно.

Основным условием для корректировки выплат, которые не являются сохранением среднего заработка, является только повышение окладов в расчетном периоде.

Если же такие выплаты будут начисляться в феврале 2020 года (или привязаны к событиям февраля, например денежная помощь к отпуску с 1 февраля, начисленная в январе), тогда январь-2020 попадет в расчетный период, в котором произошло повышение окладов.

Определяем право на индексацию

Поскольку оклады госслужащих были повышены с 1 января 2020 года, пусть и с опозданием, для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2020 года стал месяцем повышения окладов (базовым месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начинается с февраля 2020 года.

В месяце повышения окладов необходимо провести сравнительные расчеты и определить право работника на дальнейшую индексацию.

Для этого необходимо сумму зарплатного повышения сравнить с суммой индексации, сложившейся в месяце повышения оклада. Если сумма зарплатного повышения превысит сумму возможной индексации, то индексация не начисляется. Если же суммы зарплатного повышения не хватит, чтобы перекрыть сумму возможной индексации, то определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Проанализировав новые размеры окладов, можно сказать, что сумма их повышения превысила сумму индексации, которая складывается в январе 2020 года (65,16 грн.). То есть в январе индексацию не начисляют, и этот месяц стал новой точкой отсчета, от которой отталкиваются для расчета коэффициентов индексации. Не индексируют зарплату госслужащих и в феврале 2020 года. Учитывая, что постановление № 16 опубликовано практически с месячным опозданием, подавляющее большинство госорганов зарплату госслужащим за январь 2020 года начислили исходя из старых окладов, а также индексацию за январь 2020 года от предыдущего базового месяца (январь 2019 года). Поскольку новые оклады применяют с 1 января 2020 года, следует отсторнировать сумму индексации зарплаты за январь.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон о перезагрузке властиЗакон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX.

Постановление № 15 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Постановление № 16 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 18 января 2017 г. № 15» от 15.01.2020 г. № 16.

Постановление № 304постановление КМУ «Об условиях оплаты труда должностных лиц, руководителей и руководящих работников отдельных государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» от 20.04.2016 г. № 304.

Постановление № 1112постановление КМУ «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» от 24.12.2019 г. № 1112.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1266Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 229Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.

Порядок № 500 — Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2016 г. № 500.

Схема должностных окладов — 2020 — Схема должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2020 году.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОГА — областная государственная администрация.

РГА — районная государственная администрация.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше