Темы статей
Выбрать темы

Налоговая реформа — 2020: важные изменения

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Недавно в Налоговый кодекс внесены существенные изменения Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» от 16.01.2020 г. № 466-IX, который вступил в силу с 23.05.2020 г. Cегодня расскажем о том, какие изменения принес этот Закон бюджетным учреждениям.

НДС

В первую очередь стоит разобрать налоговые новости, касающиеся НДС.

Ведь здесь есть что обсудить.

Это и регистрация НН/РК, и ответственность за несвоевременность ее проведения, и нововведения в сроках подачи заявлений, отчетном периоде и т. п. Но обо всем по порядку.

Регистрация плательщиком НДС

Закон № 466 внес определенные коррективы в правила НДС-регистрации:

1) заявление на регистрацию плательщиком НДС подают только в электронной форме (п. 183.7 НКУ);

2) зарегистрироваться плательщиком НДС можно уже при госрегистрации юрлица или ФЛП. При этом налоговики обязаны в течение 3 дней внести в реестр запись о регистрации плательщиком с первого числа месяца, следующего за днем истечения 10 календарных дней после подачи заявления госрегистратору;

3) в случае преобразования или изменения данных плательщика проводится перерегистрация на основании заявления, которое он подает в течение 10 рабочих дней. Если лицо, созданное путем преобразования, не подает заявление, его регистрация плательщиком НДС аннулируется. Если меняется наименование (Ф. И. О.), заявление можно не подавать, контролирующий орган внесет изменения на основании сведений из ЕГР;

4) изменены сроки подачи заявления на регистрацию/аннулирование регистрации плательщиком НДС. Приведем их в таблице.

Порядок и сроки подачи заявлений

Действия

Сроки подачи заявления

Примечание

до Закона № 466

после Закона № 466

Добровольная регистрация плательщиком НДС

Не позднее 20 к. дн. до начала НДСного периода

Не позднее 10 к. дн. до начала НДСного периода

Соответственно поменяли и период, когда плательщик становится плательщиком НДС, если желательная дата не указана, — с первого числа месяца, следующего за днем истечения 10 к. дн. после подачи заявления

Аннулирование регистрации при прекращении лица

Аннулирование осуществляется на дату подачи заявления или принятия решения контролирующим органом

Аннулирование происходит автоматически на основании данных из ЕГР

Контролирующий орган, который принял самостоятельное решение об аннулировании регистрации, обязан в письменном виде сообщить лицу в течение 3 раб. дн. после дня аннулирования такой регистрации

База обложения НДС

С 23.05.2020 г. из базы обложения НДС исключили возмещение вреда (п. 188.1 НКУ).

А значит, с этой даты все субъекты, которые получают возмещение за повреждение товара, могут вздохнуть с облегчением. Больше фискалы не будут требовать начислять НДС при получении возмещения.

Отчетный период

После обновления ст. 202 НКУ для всех плательщиков НДС существует один отчетный период по НДС — месяц. А значит, квартальный отчетный период отменен.

Сроки регистрации НН

Введен новый срок для регистрации в ЕРНН сводных компенсирующих и распределительных НН/РК.

С 23.05.2020 г. их регистрируют в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены (п. 201.10 НКУ).

А значит, все НН должны быть зарегистрированы в ЕРНН в следующие сроки (п. 201.10 НКУ):

• НН/РК к НН, составленные с 1-го по 15-й календарный день (включительно) календарного месяца, — до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;

• НН/РК к НН, составленные с 16-го по последний календарный день (включительно) календарного месяца, — до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены;

• сводные НН и/или РК к таким сводным НН, составленные по операциям, определенным пп. 198.5 и 199.1 НКУ, — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены;

• РК, составленные поставщиком товаров/услуг к НН, составленной на получателя — плательщика налога, в которых предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, — в течение 15 календарных дней со дня получения такого расчета корректировки к налоговой накладной получателем (покупателем).

Штрафы за нерегистрацию/несвоевременную регистрацию НН/РК

Законом № 466 введен отдельный штраф за задержку или отсутствие регистрации льготных, нулевых, компенсирующих (п. 198.5 НКУ), распределительных (ст. 199 НКУ) НН и РК к ним. Размер таких штрафов приведен в новой редакции пп. 1201.1 и 1201.2 НКУ.

Отметим, что наиболее болезненное нововведение для бюджетных учреждений — появление штрафа за нерегистрацию или несвоевременную регистрацию НН/РК на освобожденные от НДС и нулевые поставки. Ведь подавляющая часть операций у бюджетников — это именно освобожденные от НДС.

С какой целью предусмотрены штрафы за несвоевременную регистрацию таких НН? Неужели только ради наполнения бюджета?

Ведь ни бюджет, ни контрагент от несвоевременной регистрации НН, которые не выдают покупателю, не говоря уже о нулевых и освобожденных НН, не страдают.

Что касается штрафов за несвоевременную регистрацию других НН/РК, то их размеры не изменены (установлены в процентах от суммы НДС в зависимости от количества дней просрочки), как и сам алгоритм их применения.

Итак, новые размеры штрафов зависят от характера НН и суммы в ней. Приведем их в таблице.

Штрафы за несвоевременную регистрацию (нерегистрацию) НН/РК

Характер НН/РК

До вступления в силу Закона № 466

После вступления в силу Закона № 466

несвоевременная регистрация

нерегистрация

несвоевременная регистрация

нерегистрация

НН/РК на освобожденные операции

2 % от объема поставки без НДС, но не более 1020 грн

5 % от объема поставки без НДС, но не более 3400 грн

НН/РК на нулевые операции

НН/РК согласно п. 198.5 и ст. 199 НКУ

10 — 50 % от суммы НДС

50 % + 50 % от суммы НДС

Обращаем внимание: на период карантина, а именно начиная с 01.03.2020 г. и до конца июня (30.06.2020 г.), Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно дополнительной поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 13.05.2020 г. № 591-IX введен мораторий на штрафы за несвоевременную регистрацию любых НН/РК.

Поэтому пока как старых, так и новых штрафов за просрочку регистрации НН/РК со сроком регистрации с 1 марта по 30 июня можно не бояться.

НДФЛ

НДФЛ- и ВС-проверки

С 01.01.2021 г. проверить налогового агента относительно удержания НДФЛ и ВС при выплате зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) физическому лицу в связи с трудовыми отношениями, фискалы смогут в течение 2555 дней (то есть 7 лет) (п. 102.1 НКУ).

Напомним: налоговики могут проверять сферу трудовых отношений. Так вот, фискалы смогут получать пояснения от оформленных и неоформленных работников относительно:

• заключения трудового договора;

• оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами);

• соблюдения налоговым агентом законодательства относительно налогообложения зарплаты, пассивных доходов, дополнительного блага и т. п.

Штраф за ф. № 1ДФ

С 23.05.2020 г. увеличен размер ответственности за неподачу, подачу с нарушением сроков, подачу не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками ф. № 1ДФ с 510 грн до 1020 грн, а за повторное нарушение — с 1020 грн до 2040 грн (п. 119.1 НКУ).

Другие изменения

Сроки уплаты налогового обязательства

Как известно, раньше последний день срока уплаты налогового обязательства не переносился в отличие от предельного срока представления отчетности.

Теперь же в абз. 4 п. 57.1 НКУ четко записано: если последний день срока уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, то он переносится на рабочий день, следующий за этим выходным или праздничным днем.

Однако перенос не будет касаться других подконтрольных налоговикам платежей. Что это за платежи? Они не имеют никакого отношения к бюджетным учреждениям (например, это госдивиденды).

Индивидуальные налоговые консультации (ИНК)

Во-первых, плательщику смогут предоставлять консультации не только в письменной, но и в электронной форме (новая редакция п. 52.1 НКУ).

Внимание!

Учреждения могут обратиться за ИНК через электронный кабинет.

Отметим, что когда-то в НКУ уже была норма об электронных ИНК (е-ИНК). Но можно сказать, что она не работала.

А потому вскоре ее исключили из НКУ.

В настоящее же время, как видим, Закон № 466 возрождает эту идею, предусматривая костяк процедуры получения и «заказа» е-ИНК.

Так, запрос можно будет подать через электронный кабинет (ЭК). При этом будет техническая возможность прикрепить к обращению копии необходимых документов.

При этом помните: на неправильно составленный запрос для получения ИНК (требования см. в п. 52.1 НКУ) фискалы пришлют не ИНК, а ответ на основании Закона Украины «Об обращениях граждан» от 2 октября 1996 года № 393/96-ВР. Только теперь такой ответ могут дать еще и в электронной форме.

Во-вторых, как и раньше, у налоговиков будет 25 календарных дней на рассмотрение обращения плательщика. Но продлить этот срок они смогут уже на 15 дней (раньше — на 10).

В-третьих, плательщикам будут отказывать в предоставлении ИНК, если в спецреестре уже зарегистрирована аналогичная ИНК для того же плательщика по тем же вопросам (новый абз. 5 п. 52.5 НКУ).

Когда начнут работать эти изменения? Упоминание об е-ИНК вступило в силу с 23.05.2020 г. А вот норма о возможности подать запрос для ее получения через электронный кабинет начнет действовать с 01.07.2020 г.

Электронный кабинет

Функционал ЭК будет расширен. Однако в некоторых случаях это, вероятно, закрепление правил постфактум или перефразирование уже существующих норм.

Например, в п. 421.2 НКУ прямо предусмотрено, что заявление на возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм налогов и сборов можно подать через ЭК.

Но отметим, что об этом налоговики говорили еще до таких изменений (см. разъяснение в категории 129.04 ЗІР).

Как и в настоящее время, сбои в работе ЭК, признанные администратором и/или методологом кабинета или зафиксированные в решении суда, будут освобождать плательщиков от ответственности.

Единственное, что добавил Закон № 466, — доказательством сбоев в работе ЭК может служить сообщение на официальном веб-сайте ГНСУ.

А вот что действительно изменилось, так это то, что через ЭК можно будет получать копии приказов о проведении проверок, уведомлений об их проведении, запросов и других документов, составленных в связи с проведением проверок и по результатам таких проверок и сверок. Также можно будет «заказать» е-ИНК.

Кроме того, в абз. 6 п. 421.5 НКУ предусмотрено, что плательщик сможет путем направления через ЭК соответствующего уведомления с документальным подтверждением (электронными документами или скан-копиями бумажных документов) вносить исправления в информацию о себе. Исключения: данные, которые попадают в налоговую из ЕГР.

При этом фискалы обязаны будут внести такие исправления в течение 2 рабочих дней с момента получения уведомления.

Обратите внимание: если это данные, которые содержатся в специальных реестрах (реестр плательщиков НДС и т. п.), то для внесения таких изменений и исправлений сроки рассмотрения спецзаявлений составляют вовсе не 2 рабочих дня, как заявлено в НКУ. Например, заявление по ф. № 1-ПДВ рассматривается в течение 3 рабочих дней (абз. 1 п. 183.9 и абз. 3 п. 183.15 НКУ).

Добавим, что изменения, которые касаются получения приказов о проведении проверок, сообщений об их проведении и т. п., «заказов» е-ИНК (абз. 10 и 21 п. 421.2 НКУ), а также относительно внесения изменений в данные через ЭК (абз. 7 и 8 п. 421.5 НКУ), начнут действовать с 01.07.2020 г.

Установление местных налогов

1. Теперь если в решении ОМС не указан срок его действия, то такое решение действует до принятия нового решения (новая редакция п.п. 12.3.3 НКУ).

Важно!

Если в решении ОМС об установлении местных налогов и/или сборов, а также налоговых льгот по их уплате не определен срок его действия, такое решение действует до принятия нового решения.

А если срок установлен, но новое решение не приняли? В этом случае, по общему правилу, налоги и/или сборы будут взиматься в порядке, установленном в НКУ, а ставки надо использовать те, которые были установлены в предыдущем решении (п.п. 12.3.5 НКУ). Иначе говоря, надо использовать те ставки, которые действовали до 31 декабря года, предшествующего текущему.

Раньше такое правило действовало только для земельного налога. Во всех других случаях необходимо было применять минимальную ставку, установленную в НКУ. Хотя иногда налоговики все же настаивали на применении прошлогодней ставки и относительно других налогов (письмо ГФСУ от 02.11.2017 г. № 2482/М/99-99-13-01-02-14/ІПК).

2. На сайте ГНСУ сводная информация о ставках местных налогов и/или сборов, а также о местных льготах на соответствующих территориях должна размещаться до 25 сентября текущего года (раньше — до 15 июля).

Напомним: если на сайте ГНСУ есть расхождения с данными в решениях ОМС по налогам и сборам, а плательщик воспользовался информацией из сайта ГНСУ, то этот плательщик освобождается от санкций и пени за нарушение, вызванное такой ошибкой (п. 12.5 НКУ). Поэтому это правило действует и после 23.05.2020 г.

Cтроки хранения документов (с 23.05.2020 г.)

Законом № 466 внесены некоторые изменения и дополнения относительно требований к срокам хранения документов, процедуры их восстановления, ответственности и последствий за отсутствие документов.

Так, п. 44.3 НКУ урегулированы сроки хранения документов, связанных с налоговым законодательством (первичных документов; регистров бухучета; финотчетности и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов).

А значит, хранить их следует в течение определенных законодательством сроков, но не менее 1095 дней (2555 дней — для отдельных операций) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются документы (со дня предельного срока для подачи отчетности — если отчетность не подавали).

Напомним, что законодательно сроки хранения документов, связанных с исчислением налогов, установлены в Перечне № 578/5 (ср. ). При этом исчисление таких сроков проводят с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2020 году, начинается с 1 января 2021 года (п. 2.10 Перечня № 578/5).

Выходит, что для выполнения обновленных требований п. 44.3 НКУ плательщикам необходимо соблюдать такой срок хранения документов, который будет больше или согласно Перечню № 578/5 либо НКУ.

Также дополнительно введены сроки хранения для других документов (не связанных с налоговым законодательством) — не менее 1095 дней со дня осуществления соответствующей хозяйственной операции (для соответствующих разрешительных документов — не менее 1095 дней со дня окончания срока их действия).

К тому же имейте в виду: теперь указанные сроки хранения документов могут быть продлены в случаях, прописанных в п. 102.3 НКУ. В частности, на период, в течение которого контролирующему органу согласно решению суда запрещено проводить проверку плательщика.

Зачем мы остановились на этом вопросе?

Дело в том, что с 23.05.2020 г. ответственность за необеспечение хранения документов в течение срока, установленного ст. 44 НКУ, и/или за неподачу контролирующим органам оригиналов документов (кроме документов, полученных из ЕРНН) или их копий при осуществлении налогового контроля составляет 1020 грн, а за те же действия, совершенные в течение года после применения штрафа за такое же нарушение, — 2040 грн.

Внимание!

Необеспечение хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение сроков их хранения и/или непредоставление оригиналов документов контролирующим органам или их копий — основание для штрафа в размере 1020 грн.

Потеря и восстановление документов

В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщику вместе с письменным уведомлением придется предоставить еще и оформленный согласно законодательству документ*, подтверждающий наступление такого события.

* Например, такими документами могут быть: в случае обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) — сертификат Торгово-промышленной палаты; в случае пожара — Акт от пожарных; в случае кражи — Извлечение из Единого реестра досудебных расследований, удостоверяющее факт регистрации сведений об уголовном правонарушении.

На их восстановление, как и раньше, отведено 90 к. дн. с даты поступления уведомления.

Правда, перенести проверку из-за невозможности подать документы могут до 120 к. дн.

Вовремя не восстановленные или повторно утерянные, поврежденные или досрочно уничтоженные документы восстановлению уже не подлежат. А потому считается, что такие документы отсутствовали у налогоплательщика.

Штрафы

Увеличен размер многих штрафов за нарушение налогового и другого законодательства. В частности, наиболее актуальными являются такие:

1) за нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в контролирующих органах (п. 117.1 НКУ) штраф увеличен в два раза: с 510 грн до 1020 грн;

2) за неподачу/подачу недостоверных данных о суммах доходов физических лиц (ст. 119 НКУ) — с 510 грн до 1020 грн;

3) за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности (ст. 120 НКУ) — со 170 грн до 340 грн. При этом размер штрафа увеличен только за нарушение, выявленное впервые. Тогда как за повторное нарушение в течение года штраф остался неизменным — 1020 грн за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Кроме того, введены новые и увеличены уже существующие штрафы за другие нарушения, о которых мы уже упоминали. Поэтому будьте внимательны, поскольку подавляющая часть новых размеров штрафов уже заработала с 23.05.2020 г.

Проверки и ответственность по-новому

Налоговая реформа вышла масштабной по охвату разных сфер. Однако радикальностью изменений она не везде может похвастаться. Досталось порядку проведения проверок, админобжалованию и ответственности. Давайте поговорим о том, на что надо обратить внимание.

Плановые проверки

В целом сам порядок их проведения особо не изменился. Проверки так же будут проводиться в соответствии с планами-графиками, составленными на основании критериев рисковости плательщиков. Однако раньше НКУ, по сути, не предусматривал возможности вносить изменения в план-график проверок в течение планового года.

Теперь внесение изменений в план на текущий год будет допускаться не чаще одного раза в первом и одного раза во втором кварталах.

Если изменения состоялись:

• в первом квартале, то проверка может начаться не раньше 1 июля текущего года;

• во втором квартале — не раньше 1 октября.

Обновленный план-график в этом случае должны обнародовать на сайте ГНСУ до 30 числа последнего месяца квартала.

Важно!

Изменения в план-график проверок на текущий год смогут вносить не чаще одного раза в первом и одного раза во втором кварталах.

В любое время в течение года можно будет вносить только изменения, связанные с изменением наименования плательщика, первоначально включенного в план-график, и/или с исправлением технических ошибок.

В этом случае обновленный план фискалы обязаны обнародовать до 30-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будет проводиться проверка. Например, если проверка — 20 августа, то обновленный план-график должны опубликовать до 30 июля.

Теперь о внеплановых документальных проверках. Остановимся на изменениях, которые касаются только бюджетных учреждений.

Так, налоговики уже не смогут проводить проверки по судебному решению. Поскольку соответствующее требование, а именно п.п. 78.1.11, исключено из НКУ.

Когда вступает в силу?

Новый п.п. 78.1.21 НКУс 01.07.2020 г. Все другие изменения — с 23.05.2020 г. Но не забываем о временных «карантинных» изменениях. Поэтому надеемся, что в этом году вряд ли новые положения о плановых проверках будут работать так, как написано в обновленном НКУ.

О сроках проведения проверок

По этому вопросу стоит обратить внимание на следующие моменты, которые вступили в силу с 23 мая 2020 года.

1. Если плательщик во время внеплановой документальной проверки предоставляет документы меньше чем за 3 рабочих дня до ее завершения, то налоговики могут продлить срок проведения такой проверки еще на 3 рабочих дня.

2. Проведение документальной плановой и внеплановой проверок может приостанавливаться (новая редакция п. 82.4 НКУ).

Отметим, что раньше положения о приостановке действовали только для крупных плательщиков. Если фискалы не направят копию приказа о приостановке в сроки, предусмотренные в НКУ, то плательщик сможет требовать приостановить проверку не меньше чем на 5 рабочих дней (новая редакция п. 82.5 НКУ).

Документы & объяснения во время проверки

Добавлено право фискалов в процессе проверки получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, которые касаются предмета проверки и их документального подтверждения, в том числе об осуществлении хоздеятельности без госрегистрации (п.п. 20.1.46 НКУ в новой редакции).

Обратите внимание: истребовать письменные объяснения, а также их документальное подтверждение налоговики смогут только в письменном виде (новый п.п. 16.1.15 НКУ).

С другими документами, которые истребуют в процессе проверки, сложнее.

Положения п. 85.4 НКУ в новой редакции прямо не говорят о том, что запрос должен быть письменным. Зато теперь установлено, что он должен поступить плательщику не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания проверки.

Определенная часть изменений, внесенных в НКУ, вступает в силу с 01.01.2021 г., в частности:

1) изменения, которые касаются возражения плательщика (обновленный п. 102.2 НКУ в редакции от 01.01.2021 г.);

2) перечень случаев для приостановки сроков давности (обновленный п. 102.3 НКУ в редакции от 01.01.2021 г.);

3) вводится два вида налоговых правонарушений — те, в которых вина обязательно должна быть, и те, в которых вина значения не имеет (обновленная ст. 109 НКУ в редакции от 01.01.2021 г.).

При этом необходимым условием привлечения лица к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения является установление контролирующими органами вины лица.

Важно!

Налоговым правонарушением будет считаться виновное (в случаях, прямо предусмотренных в НКУ) деяние.

Поскольку указанные изменения вступят в силу с 01.01.2021 г., у бюджетных учреждений есть время к ним подготовиться. А потому уверены, что теперь они не застанут вас врасплох.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 466Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» от 16.01.2020 г. № 466-IX.

Перечень № 578/5Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5.

НН — налоговая накладная.

РК — расчет корректировки.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НДФЛ — налог с доходов физических лиц.

ВС — военный сбор.

ЕГР — Единый государственный реестр.

ЗІР — База знаний ЗІР, размещенная на официальном веб-портале ГНС (zir.tax.gov.ua).

ОМС — орган местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше