Темы статей
Выбрать темы

Устраняем последствия непогоды: осуществляем расходы и отражаем в учете

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В этом материале мы продолжаем1 рассматривать вопросы, связанные с устранением последствий непогоды, а именно выясним, за счет каких источников ликвидируют последствия чрезвычайных ситуаций и возмещают ущерб пострадавшим лицам. Также разберем на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с уничтожением и повреждением имущества вследствие непогоды.

1 Начало этой темы мы рассматривали в статье «Устранение последствий непогоды: оформляем документы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 32 и № 40).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций: за счет каких источников

Начнем с того, что выясним, какие именно органы решают вопрос о финансировании мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Отдельно определим, какие источники для финансирования таких расходов предусмотрены законодательством.

Какими документами будем руководствоваться, чтобы выяснить эти вопросы?

Частично ответы указаны в разд. III гл. 4 КГЗ2, поскольку именно в этом разделе приведен полный перечень полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, права и обязанности граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

2 Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

Но основной документ, который нам пригодится, — Порядок № 1403. Ведь именно в этом документе определен механизм финансового обеспечения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий указанных ситуаций и социальных чрезвычайных ситуаций, усовершенствованию системы учета средств, выделяемых на такие цели, и контроля по их использованию.

3 Порядок финансирования работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением КМУ от 04.02.99 г. № 140.

В частности, в этом Порядке указано, что финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. С учетом этого, именно органы государственной власти и местного самоуправления имеют полномочия не только осуществлять меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, но и создавать и использовать материальные резервы для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Внимание!

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — это проведение комплекса мероприятий, который включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайной ситуации и направленные на прекращение действия опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации.

Как указано в п. 3 Порядка № 140, финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в сфере гражданской защиты, осуществляют за счет средств местного и государственного бюджетов, средств субъектов хозяйствования, других не запрещенных законодательством источников.

Следовательно, для учреждений и организаций, нуждающихся в помощи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, основными источниками расходов являются средства государственного и местных бюджетов.

От чего же зависит, из какого бюджета стоит рассчитывать на финансовую помощь?

Согласно Порядку № 140 финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций на объектах всех форм собственности, осуществляют в соответствии с их уровнями, а именно:

объектовым уровнем — за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций, на территории которых возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

местным и региональным уровнями — за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций, на территории которых возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация, и дополнительно — за счет районных резервов (местный уровень) и резервов областных, Киевской городской государственной администрации (региональный уровень), созданных в соответствии с законодательством;

государственным уровнем — за счет средств, предусмотренных государственным бюджетом на такие цели, в том числе частично — из резервного фонда государственного бюджета.

Таким образом, источник финансирования указанных расходов зависит от того, какой уровень установлен для той или иной чрезвычайной ситуации (объектовый, местный, региональный или государственный). Напомним, что информацию об определении уровня чрезвычайной ситуации предоставляет ГСЧС и указывает об этом в экспертном заключении об уровне чрезвычайной ситуации. Выходит, что на механизм и порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных последствий не влияет, из какого бюджета финансируется то или иное учреждение (из государственного или местного).

С учетом этого, в зависимости от установленного уровня чрезвычайной ситуации решение о выделении средств принимают такие органы:

Кабмин — при выделении средств из государственного бюджета;

областная государственная администрация — при выделении средств из областного бюджета;

местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления — при выделении средств из местного бюджета;

• субъекты хозяйствования — в случае выделения собственных средств.

Кроме того, среди полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере гражданской защиты есть создание и использование материальных резервов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Что понимается под материальным резервом?

Речь идет о запасах материальных ценностей, в частности строительных и горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продовольствия, техники, технических средств и других материальных ценностей, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, предоставления помощи пострадавшему населению, проведения неотложных восстановительных работ и мероприятий.

Такие резервы создают органы государственной власти и местного самоуправления для осуществления мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и предоставление срочной помощи пострадавшему населению с учетом требований Порядка № 7754.

4 Порядок создания и использования материальных резервов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2015 г. № 775.

В зависимости от того, за счет каких источников осуществляют финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, законодательством установлены определенные правила и требования по формированию и направлению использования средств. Далее рассмотрим эти вопросы подробнее.

Резервный фонд бюджета: как использовать средства

Преимущественно средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций выделяют из резервного фонда. Размер резервного фонда бюджета устанавливается Законом о госбюджете или решением о местном бюджете общей суммой без определения главного распорядителя бюджетных средств.

Важно!

Резервный фонд бюджета формируют для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета.

Правовые принципы распределения резервного фонда государственного бюджета регламентированы ч. 2 ст. 24 БКУ. При этом распределение бюджетного назначения резервного фонда соответствующего бюджета осуществляют по решению КМУ, местной госадминистрации, исполнительного органа соответствующего совета.

Общие требования о направлениях использования средств резервного фонда государственного бюджета и местного бюджета, вопросы о процедуре, связанной с выделением средств резервного фонда соответствующего бюджета и отчетностью об их использовании, определены в Порядке № 4155.

5 Порядок использования средств резервного фонда бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 29.03.2002 г. № 415.

Также в этом документе описан механизм подачи и рассмотрения обращений о выделении средств из резервного фонда бюджета.

Поэтому, учитывая нормы Порядка № 415, Порядка № 140 и руководствуясь полномочиями, предоставленными КГЗ и Законом № 2806, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают местные порядки формирования и использования средств резервного фонда соответствующего бюджета.

6 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Поскольку львиная доля мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и финансовая нагрузка все же ложится на плечи местных бюджетов, указанные документы необходимо подготовить заранее. Ведь когда уже случится беда, то, согласитесь, будет совсем не до того, чтобы вспоминать, все ли учтено в местном документе.

Поэтому советуем заранее разработать основные документы по выделению средств и материальных ценностей как на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, так и на предупреждение возникновения таких ситуаций.

Для наглядности приведем перечень документов, которые подают для подготовки распоряжения о выделении средств из резервного фонда областного бюджета.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации

1

Обращение о выделении средств из резервного фонда бюджета подает председатель районной государственной администрации, городской голова для городов областного значения.

В обращении указывают:

• направление использования средств резервного фонда бюджета;

• главного распорядителя бюджетных средств, которому предлагается выделить средства из резервного фонда бюджета (при необходимости);

• объем ассигнований, который предлагается предоставить из резервного фонда бюджета;

• основания для осуществления мероприятий за счет бюджета (классификация чрезвычайной ситуации);

• информацию о возможности (невозможности) финансирования указанных мероприятий за счет других источников и последствиях в случае, когда средства из резервного фонда не будут выделены

2

Протокол заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций относительно предварительной классификации чрезвычайной ситуации по виду, классификационным признакам и уровню

3

Справка о размере резервного фонда района (города областного значения), с обязательным определением объема средств, который планируется выделить на ликвидацию чрезвычайной ситуации

4

Перечень неотложных (первоочередных) работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации

5

Документы, подтверждающие полученные суммы страхового возмещения (при отсутствии договора страхования — объяснение заявителя о причинах нестрахования)

6

Акты обследования и дефектные акты, подтверждающие размеры нанесенного ущерба, утвержденные в установленном порядке

7

Обобщенные сметные расчеты на проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ

8

Справка о форме собственности субъекта хозяйствования, понесшего ущерб

9

Список граждан, погибших или пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации

10

Список граждан, оставшихся без жилого дома (помещения) и/или эвакуированных вследствие чрезвычайной ситуации

11

Расчет ущерба, причиненного поражающими факторами источника чрезвычайной ситуации, который рассчитывается в соответствии с Методикой № 1757

12

Справка о нарушении нормальных условий жизнедеятельности

13

Справка о гидрометеорологических условиях, которую предоставляет областной гидрометеорологический центр

Для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации

1

Обращение

2

Протокол заседания районной, городской (для городов областного значения) комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций относительно предварительной классификации возможной чрезвычайной ситуации

3

Расчет возможного ущерба, связанного с возникновением чрезвычайной ситуации в соответствии с Методикой № 175

4

Экспертное заключение по результатам обследования объекта (строительных конструкций и элементов) с прогнозами относительно возможного развития событий в краткосрочной перспективе, которое составляет специализированная организация, имеющая лицензию на выполнение специальных видов работ

5

Обобщенные данные мониторинга, экспертизы и прогнозных исследований отрицательных явлений или процессов, характеризующихся физическим, химическим, биологическим или иным действием (влиянием) и превышением нормативных показателей, которые готовятся Главным управлением ГСЧС Украины по области на основании сведений, предоставленных специализированными службами и субъектами государственного мониторинга окружающей среды

7 Методика оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденная постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 175.

Советуем внимательно ознакомиться с этим перечнем и учесть при разработке своего местного порядка.

К сожалению, при выделении и использовании средств из резервного фонда на мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, распорядители бюджетных средств нарушают требования Порядка № 140, Порядка № 415 и местных документов. Конечно, при проверке контролирующие органы выявляют такие нарушения, за что должностных лиц привлекают к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, в частности за нецелевое использование бюджетных средств.

Среди наиболее распространенных нарушений выявляют такие.

1. При подготовке проектов решений о выделении средств из резервного фонда не учитывают направления использования средств.

Поэтому средства, выделяемые в соответствии с Порядком № 140 на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо использовать для:

• проведения поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникшей вследствие этих ситуаций;

• предоставления согласно законодательству материальной помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций;

• развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших;

• проведения эвакуационных мероприятий;

• обеспечения действий спасательных и других подразделений или организаций, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• заблаговременного реагирования на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, недопущения или смягчения ее возможных последствий.

2. Материальные резервы, созданные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на основании Порядка № 775, распорядители используют не по целевому назначению.

Поэтому учтите, что в случае создания материальных резервов на указанные мероприятия их разрешено использовать исключительно на такие цели, как:

• осуществление предупредительных мер в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

• проведение неотложных восстановительных работ и мероприятий;

• предоставление пострадавшему населению необходимой помощи для обеспечения его жизнедеятельности;

• развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания пострадавшего населения;

• обеспечение горюче-смазочными и другими расходными материалами транспортных средств предприятий и граждан, привлеченных для эвакуации пострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации и возможного поражения.

3. Средства из резервного фонда бюджета выделяют на реализацию мероприятий, которые необходимо было профинансировать в плановом порядке. То есть такие средства необходимо было предусмотреть при составлении проекта бюджета на текущий год или за счет существующей бюджетной программы, а не за счет средств резервного фонда бюджета.

4. Средства из резервного фонда бюджета выделяют без технических решений и стоимостных показателей, подтверждающих необходимость проведения работ, которые планировалось выполнять за счет средств резервного фонда.

5. Принимают решения о выделении средств из резервного фонда государственного бюджета для осуществления мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории области. Вместе с тем в соответствии с экспертным заключением ГСЧС такая чрезвычайная ситуация классифицирована как ситуация местного уровня, т. е. согласно пп. 4 и 5 Порядка № 140 соответствующие мероприятия не должны финансироваться из резервного фонда государственного бюджета.

Выделение средств за счет местной программы: что учесть

Одним из источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации местного и регионального уровня являются средства, предусмотренные местными Программами по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

С какой целью утверждают такие программы?

Главной целью является формирование системы взаимосогласованных мероприятий органов исполнительной власти, местного самоуправления на региональном и местном уровнях, направленных на решение проблемы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в интересах безопасности отдельного человека, территориальной громады и обеспечения минимально достаточного уровня безопасности населения и территорий, создания и накопления материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и т. п.

Поэтому хорошо, если орган местного самоуправления утвердил Программу о мероприятиях по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и паспорт к такой программе.

В таком случае расходы на ликвидацию последствий непогоды осуществляют по ТПКРКМБ 8110 «Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия».

Какие КЭКР применять для осуществления таких расходов?

Разъяснение Казначейства о выборе КЭКР для осуществления расходов для разработки проекта и для проведения мероприятий по защите от подтопления и затопления, направленных на предупреждение развития опасных геологических процессов, устранение или снижение до допустимого уровня их негативного влияния на территории и объекты приведено в письме от 25.02.2020 г. № 16-04-04/3949.

Так, общий подход к выбору и разграничению расходов базируется на основании требований Инструкции № 3338, а именно:

8 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

• если распорядитель бюджетных средств является непосредственным исполнителем программ и мероприятий, то расходы осуществляют по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета в зависимости от вида расходов и сути платежа (КЭКР 2281, 2282, 3122 и т. п.);

• если бюджетные ассигнования на выполнение отдельной части программы выделяются распорядителем бюджетных средств подведомственным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств, то расходы осуществляют согласно плану использования бюджетных средств.

А что делать, если Программа о мероприятиях по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий еще не разработана или же требует изменений и дополнений? Конечно, не сидеть, сложа руки и ждать хорошей погоды. Советуем поторопиться с разработкой и утверждением такого документа. Ведь стихийное бедствие может случиться в любое время, и потому при разработке программы стоит уделить особое внимание также мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на местном уровне.

Социальная защита и возмещение ущерба пострадавшим лицам

Среди гарантий, предусмотренных КГЗ для пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, есть возмещение материального ущерба и предоставление помощи. На какую именно помощь и социальную защиту могут рассчитывать пострадавшие лица? Выясним это далее.

В первую очередь поясним, кого считают пострадавшим лицом вследствие чрезвычайной ситуации. Это лицо, которому причинен моральный, физический или материальный ущерб вследствие чрезвычайной ситуации или проведения работ по ликвидации ее последствий.

Важно!

Граждане Украины имеют право на социальную защиту и возмещение ущерба, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, в соответствии с законодательством (ст. 21 КГЗ).

Мероприятия социальной защиты и возмещения материального ущерба пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации включают:

1) предоставление (выплату) материальной помощи (компенсации);

2) обеспечение жильем;

3) предоставление медицинской и психологической помощи;

4) предоставление гуманитарной помощи;

5) предоставление других видов помощи.

За счет каких источников осуществляют указанные мероприятия? Их перечень содержит ч. 3 ст. 84 КГЗ.

Так, мероприятия социальной защиты и возмещение материального ущерба пострадавшим осуществляют за счет:

1) средств государственного и местных бюджетов;

2) средств субъектов хозяйствования или физических лиц, виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций;

3) средств по договорам добровольного страхования, заключенным в соответствии с законодательством о страховании;

4) добровольных пожертвований физических и юридических лиц, благотворительных организаций и объединений граждан;

5) других не запрещенных законодательством источников.

Также пострадавшие лица обеспечиваются продуктами питания и вещами первой необходимости. Это происходит также за счет гуманитарной помощи, которая является целевой адресной бесплатной помощью в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощи в виде выполнения работ, предоставления услуг.

Кроме того, предоставление неотложной помощи пострадавшим вследствие стихийного бедствия может осуществляться за счет средств резервных фондов государственного и местных бюджетов (в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации), а также материальных резервов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для наглядности покажем в таблице, какие органы имеют полномочия осуществлять соответствующие мероприятия по социальной защите пострадавших лиц:

Кабинет Министров Украины

К полномочиям КМУ в сфере гражданской защиты относятся организация осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение осуществления мероприятий по социальной защите пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций

Местные государственные администрации

К полномочиям местных государственных администраций в сфере гражданской защиты относится обеспечение социальной защиты пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, в частности выплата материальной помощи

Органы местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере гражданской защиты относятся обеспечение социальной защиты пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, в частности выплата материальной помощи, обеспечение составления справок о признании лица пострадавшим, списков (реестров) пострадавших, в соответствии с которыми предоставляется материальная помощь

Далее остановимся на возмещении ущерба гражданам в случае нанесения убытков имуществу вследствие стихийного бедствия. Как граждане могут реализовать такое право?

Во-первых, для этого лицо, которое считает, что пострадало вследствие стихийного бедствия, имеет право подать письменное заявление в орган государственной исполнительной власти, орган местного самоуправления. В нем нужно коротко описать произошедшие события, вид и масштаб убытков.

Во-вторых, результатом реагирования органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления является выезд специально созданной комиссии по делам лиц, пострадавших от чрезвычайных обстоятельств, на место события. В подтверждение такого выезда комиссии и осмотра имущества в дальнейшем составляют соответствующий акт обследования. В этом акте указываются обстоятельства причинения ущерба, вид и размер нанесенного вреда, общее имущественное положение пострадавших и другие весомые данные (при необходимости).

В-третьих, органы государственной исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления (комиссии по делам лиц, пострадавших от чрезвычайных обстоятельств) выдают пострадавшим справки о признании их пострадавшими от чрезвычайных обстоятельств, при наличии паспорта или заменяющего его документа. Указанные справки являются основанием для решения вопросов обеспечения жильем, возмещения причиненного материального ущерба, трудоустройства и предоставления другой необходимой помощи.

Больше информации по этому вопросу можно получить, ознакомившись с Порядком возмещения ущерба лицам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, утвержденным постановлением КМУ от 05.10.92 г. № 562. В свою очередь, перечень документов, которые необходимо подать пострадавшим лицам, порядок выплаты помощи и другие подробности получения помощи стоит узнать у представителей местной комиссии по делам лиц, пострадавших от чрезвычайных обстоятельств.

Подлежит ли налогообложению помощь за поврежденное имущество? Как всегда, в вопросах налогообложения доходов физических лиц следует руководствоваться НКУ, в частности его разд. IV.

Так, полный перечень доходов, не учитываемых при расчете налогооблагаемого дохода, содержит ст. 165 НКУ. Однако нас интересует только один вид доходов из этого перечня.

В частности, не включается в налогооблагаемый доход сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи, компенсаций (включая денежные компенсации лицам с инвалидностью, на детей с инвалидностью при реализации индивидуальных программ реабилитации лиц с инвалидностью, суммы пособия по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи лицам с инвалидностью из Фонда социальной защиты инвалидов согласно закону, в том числе, но не исключительно (п.п. 165.1.1 НКУ).

Также в соответствии с п.п. 170.7.2 НКУ не включается в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая плательщику налога, пострадавшему вследствие:

а) экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, — в предельных суммах, определенных Кабмином;

б) стихийного бедствия, аварии, эпидемии и эпизоотии общегосударственного или местного характера, которые нанесли ущерб или создают угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызывали или могут вызывать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении (предоставлении) благотворительной помощи было принято соответственно Кабмином или органом местного самоуправления, в предельных суммах, определенных Кабмином или органом местного самоуправления соответственно.

Для неналогообложения благотворительная помощь, предоставляемая на указанные цели, должна распределяться через государственный или местный бюджет или через банковские счета благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины, внесенных в Реестр неприбыльных организаций и учреждений. Итак, средства, которые получают пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации как возмещение материального ущерба, могут выплачиваться с разными формулировками.

Но главное — такое возмещение ущерба не включают в налогооблагаемый доход пострадавших. Это значит, что такие выплаты не являются объектом обложения НДФЛ и военным сбором.

Бухучет

Операции, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в бухгалтерском учете отражают в порядке, предусмотренном для выбытия (списания) активов.

Во-первых, в случае выбытия объекта ОС в связи с повреждением или уничтожением, с баланса списываем его первоначальную (переоцененную) балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

При этом запомните: при выбытии (списании) объекта ОС следует начислить амортизацию за время его эксплуатации в месяце его выбытия.

Амортизацию начисляем за полное количество календарных месяцев пребывания актива в эксплуатации в течение указанного периода (квартала), включая месяц его выбытия.

Во-вторых, при списании с баланса поврежденных МНМА следует доначислить амортизацию, т. е. остальные 50 % первоначальной стоимости (первая половина была начислена при вводе объекта в эксплуатацию). И уже только после этого такие МНМА списываем с баланса.

В-третьих, при списании поврежденных запасов с баланса их стоимость относим на расходы отчетного периода.

В-четвертых, если поврежденное (разрушенное) имущество было застраховано, тогда учреждение может рассчитывать на получение страхового возмещения. В бухгалтерском учете на сумму ожидаемого страхового возмещения отражаем дебиторскую задолженность с одновременным признанием дохода.

Это значит, что такие поступления показываем в составе доходов от операционной деятельности (доходы от предоставления услуг (выполнения работ)) по субсчету 7111 «Доходы от реализации продукции (работ, услуг)». При этом отражаем увеличение задолженности по расчетам по возмещению нанесенного ущерба по дебету субсчета 2115 «Расчеты по возмещению нанесенного ущерба».

Именно такую позицию занял Минфин в вопросе об учете операций по страховому возмещению в своих письмах от 31.07.2019 г. № 35120-14-5/19610 и от 06.09.2019 г. № 35220-07/Т-1533/1632 (ср. ).

И в-пятых, если для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения неотложных восстановительных работ, осуществления закупок товаров или услуг в чрезвычайной ситуации учреждение получило средства из резервного фонда государственного или местного бюджета, их показываем в учете как обычное бюджетное финансирование.

Далее рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете указанной операции.

Пример. Вследствие стихийного бедствия, произошедшего на территории района, в учреждении было уничтожено и повреждено имущество. В связи с этим в учреждении была создана комиссия, которая зафиксировала последствия стихийного бедствия:

1) повреждены запасы, не подлежащие восстановлению, на сумму 5700 грн;

2) полностью разрушено вспомогательное сооружение (по состоянию на 01.10.2020 г. его первоначальная стоимость — 65000 грн, сумма начисленного износа — 48750 грн).

Комиссией принято решение о списании разрушенного сооружения, о чем в октябре 2020 года составлен Акт списания основных средств (частичной ликвидации).

За октябрь начислен износ на стоимость сооружения, подлежащего списанию, в сумме 270,83 грн.

В результате списания сооружения получили строительные материалы, которые комиссия решила оставить для собственных потребностей учреждения. В Акте оценки стоимость строительных материалов установлена на уровне 1800 грн;

3) повреждено транспортное средство, которое было застраховано. Согласно Акту, составленному страховой организацией, размер ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия, составляет 27000 грн. Учреждение получило страховое возмещение в сумме 26460 грн за вычетом 2 % франшизы — 540 грн.

Для ремонта авто учреждение заключило договор с СТО. Стоимость услуг СТО по ремонту авто согласно акту выполненных работ составляет 28500 грн.

В бухучете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Списаны поврежденные запасы

8013

15, 1812

5700

13

2

Начислен износ на ОС, подлежащее списанию (за октябрь)

8014

1411

270,83

17

3

Списано разрушенное вспомогательное сооружение:

• остаточная стоимость

8411

1013

15979,17

9

• начисленный износ

1411

1013

49020,83

9

4

Отнесена к накопленному результату сумма внесенного капитала

5111

5512

65000

17

5

Оприходованы строительные материалы, которые остались после списания разрушенного ОС

1513

2117

1800

4

В то же время отражаем:

 доход на сумму строительных материалов, полученных вследствие ликвидации, которые оставлены для потребностей учреждения

2313

7112

1800

3, 14

• кассовые расходы

2117

2313

1800

3, 4

Внимание! Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца необходимо подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме. Кроме того, на сумму оприходованных строительных материалов нужно внести изменения в смету в части спецфонда.

6

Отражена сумма страхового возмещения, подлежащего выплате страховой организацией

2115

7111

26460

4, 14

7

Поступили средства на регистрационный счет учреждения от страховой организации

2313

2115

26460

3, 4

8

Выполнен ремонт автомобиля (подписан акт выполненных работ)

8013

6211

28500

6

9

Перечислены средства СТО за ремонт авто

6211

2313

28500

3, 6

Также не исключаем, что вследствие ликвидации последствий стихийного бедствия может возникнуть необходимость удалить с территории учреждения поврежденные зеленые насаждения. В таком случае советуем воспользоваться нашими подсказками, приведенными в статье «Многолетние насаждения: как удалить и что учесть» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 32). Конечно, стихийные бедствия — явления непредсказуемые. Но если так случится, теперь вы будете знать, с оформлением каких документов придется столкнуться, если вследствие непогоды будет повреждено или уничтожено имущество учреждения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше