Темы статей
Выбрать темы

Остатки образовательной субвенции: используем правильно

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Если вам повезло и вы «сэкономили» образовательную субвенцию в прошлом году, то ее остатки на конец бюджетного периода сохраняются на счетах соответствующих местных бюджетов. Эти остатки вы сможете использовать в текущем году. Но на какие цели можно направлять эти средства, а на какие — нельзя? Прояснить ситуацию поможет наша подборка вопросов-ответов об использовании остатков образовательной субвенции.

Можно ли за счет остатков образовательной субвенции оплатить корректировку проектной документации на капремонт?

Первоочередное направление использования этих средств — это оплата труда с начислениями педагогических работников.

Кроме целевого назначения, ч. 4 ст. 1032 БКУ разрешает использовать остатки образовательной субвенции на обновление материально-технической базы заведений образования. Кстати, под материально-технической базой заведения образования следует понимать все его имущество. Получается, можно использовать остатки субвенции на ремонт любых активов учебного заведения?

Формально — да. Но не следует забывать о требованиях п. 3 Порядка № 61. В частности, остатки образовательной субвенции в первую очередь следует направлять на такие расходы:

1 Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденный постановлением КМУ от 14.01.2015 г. № 6.

• приобретение школьных автобусов для перевозки детей из заведений общего среднего образования, которые будут оптимизированы/объединены/реорганизованы;

• обновление учебной и материально-технической базы заведений общего среднего образования, которые оптимизированы/объединены/реорганизованы или которые полностью укомплектованы и в которые будут довозиться учащиеся заведений общего среднего образования;

• приобретение учебников и пособий (в том числе электронных) для заведений образования;

• оснащение заведений образования средствами обучения по физике, химии, биологии, географии, математике, учебными компьютерными комплексами с мультимедийными средствами обучения (интерактивная доска, интерактивная панель с вмонтированным компьютером, мультимедийный проектор, подсоединенный к компьютеру учителя, ученическое компьютерное оборудование, программное обеспечение, коммутационное оборудование и т. п.), учебным оборудованием и методическим обеспечением для начальной школы;

• осуществление мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности;

• подключение заведений образования к Интернету, в первую очередь в сельской местности;

• строительство новых туалетных помещений и реконструкцию, капитальный и текущий ремонт туалетных помещений заведений общего среднего образования, в которых начальное образование получают не менее 20 человек, их обустройство санитарно-гигиеническим оборудованием и разработку соответствующей проектной документации;

• закупку средств индивидуальной защиты (защитных масок, одноразовых перчаток, защитных щитков), дезинфицирующих средств, пирометров (инфракрасных термометров) и услуг по дезинфекции помещений.

При этом МОН в письме от 30.06.2020 г. № 1/11-4420 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 9, с. 5) отметило, что этот перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, расходы, предусмотренные п. 3 Порядка № 6, являются первоочередными относительно использования остатков образовательной субвенции на обновление материально-технической базы, но не исключительными.

Подробнее об использовании остатков субвенции читайте в материале «Остаток образовательной субвенции на ремонт столовой: возможно ли?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 13, с. 4).

Вывод: средства остатка образовательной субвенции можно расходовать на проведение ремонта, в том числе и на корректировку проектной документации по этому ремонту. Конечно, для этого заведение образования не должно иметь задолженности по зарплате педагогическим работникам, а все первоочередные направления, определенные п. 3 Порядка № 6, должны быть обеспечены.

Можно ли остатки образовательной субвенции использовать на перезарядку огнетушителей и направлять на мероприятия по энергосбережению (замена окон, утепление)?

Осуществление мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности, относится к первоочередным направлениям использования остатков образовательной субвенции, предусмотренным п. 3 Порядка № 6. В свою очередь, перезарядка огнетушителей относится к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности. И это никаких сомнений не вызывает. Ведь пожарная безопасность в учебных заведениях обеспечивается путем проведения организационных и практических мероприятий и использования технических средств, направленных на:

• предотвращение пожаров;

• обеспечение безопасности участников учебно-воспитательного процесса;

• снижение возможных имущественных потерь;

• уменьшение отрицательных экологических последствий в случае их возникновения;

создание условий для успешного тушения пожаров (п. 4 разд. І Правил № 9742).

2 Правила пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины, утвержденные приказом МОН от 15.08.2016 г. № 974.

Контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляют лица, назначенные приказом руководителя учебного заведения (п. 15 разд. IV Правил № 974).

Во время эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться Правилами № 253. Перезарядка огнетушителя является обязательной составляющей рабочего цикла огнетушителя (приложение 1 к Правилам № 25). Перезарядка огнетушителя обеспечивает его поддержание в рабочем состоянии и, как следствие, создание одного из условий для успешного тушения пожаров.

3 Правила эксплуатации и типовые нормы принадлежности огнетушителей, утвержденные приказом МВД от 15.01.2018 г. № 25.

Таким образом, если в заведении образования нет задолженности по зарплате педагогическим работникам, то расходы на перезарядку огнетушителей могут быть осуществлены за счет остатков образовательной субвенции в первоочередном порядке.

Теперь о возможности осуществления расходов на такие мероприятия по энергосбережению, как замена окон и утепление здания. В зависимости от конкретных объемов таких работ, они относятся к текущему или капитальному ремонту. Для определения вам пригодится Перечень № 1504.

4 Приказ Госкома по вопросам ЖКХ «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» от 10.08.2004 г. № 150.

В любом случае не забывайте: окончательное решение о сути запланированных работ должен принять руководитель учреждения. Поскольку именно руководитель решает, направлены ли работы на улучшение условий эксплуатации объекта или только рассматриваются как поддержание его в рабочем состоянии. Это четко определено в п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 115. Конечно, это решение очень ответственное, поскольку в дальнейшем от него зависят правильность выбора КЭКР и порядок отражения в бухучете.

5 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Ситуация с осуществлением расходов на ремонт за средства остатка образовательной субвенции аналогична первому вопросу. Итак, опять-таки, если заведение образования не имеет задолженности по зарплате педработникам и первоочередные направления использования остатков субвенции обеспечены, то пожалуйста.

Ничто не мешает вам направить эти средства на проведение ремонта, в том числе и на утепление здания и замену окон.

Можно ли за счет остатков образовательной субвенции приобрести компьютеры в класс информатики?

Здесь уже сам Бог велел. Ведь расходы на обновление учебной базы и оснащение заведений образования учебными компьютерными комплексами, в частности ученическим компьютерным оборудованием, являются первоочередными (п. 3 Порядка № 6).

Поэтому если у заведения образования нет задолженности по зарплате педагогам, то можно спокойно проводить расходы на приобретение компьютеров в класс информатики за счет остатков образовательной субвенции.

Также напомним: приобретение средств и оборудования для учебных целей должно соответствовать установленным требованиям. Об этом шла речь в письме МОН от 14.08.2020 г. № 1/9-441 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 9, с. 5).

Так, компьютерное оборудование, которым комплектуются учебные кабинеты, должно обязательно соответствовать требованиям Типового перечня № 14406. Характеристики компьютерного оборудования должны соответствовать оптимальным требованиям для программного обеспечения и другого цифрового оборудования учебного кабинета. Компьютерное оборудование должно быть совместимым с другим оборудованием (цифровыми документ-камерами, многофункциональными устройствами и т. п.) учебных кабинетов.

6 Типовой перечень компьютерного оборудования для заведений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденный приказом МОН от 02.11.2017 г. № 1440.

Кроме того, все программное обеспечение должно иметь интерфейс на украинском языке.

Можно ли за счет остатка образовательной субвенции оплатить бухгалтерские курсы повышения квалификации бухгалтеру заведения образования?

Здесь в первую очередь следует упомянуть, какие расходы подпадают под запрет на осуществление за счет средств остатка образовательной субвенции.

Так, не допускается направление субвенции на:

• закупку товаров, работ и услуг, которые непосредственно не связаны с основным направлением использования субвенции или обновлением материально-технической базы заведений образования;

• оплату посреднических услуг;

• осуществление мероприятий, целью которых является получение прибыли.

Об этом четко указано в п. 6 Порядка № 6.

Оплата бухгалтерских курсов бухгалтеру учебного заведения никак не связана с основным направлением использования образовательной субвенции или с обновлением материально-технической базы заведения образования. Поэтому такие расходы за счет остатков образовательной субвенции осуществлять нельзя.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше