Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность за 1 квартал: основные акценты

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Приближаются сроки подачи квартальной финотчетности. Бухучетными новациями Минфин нас в I квартале не «напрягал», поэтому уже легче. Однако нужно иметь в виду, что теперь на показателях бухучета основывается расчет налога на прибыль, поэтому к составлению финотчетности следует подходить с особой осторожностью. Сегодня мы напомним основные моменты, связанные с подачей квартальной финотчетности.

Куда подают квартальную финотчетность

Главное новшество 2015 года состоит в том, что финотчетность за I квартал в налоговые органы не предоставляют.

Напомним, что согласно старой редакции п. 57.1 НКУ налогоплательщик, уплачивающий авансовый взнос, который по итогам I квартала отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток, имел право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за I квартал. Такой налогоплательщик авансовые взносы во II — IV кварталах отчетного (налогового) года не осуществлял, а налоговые обязательства определял на основании налоговой декларации по итогам первого полугодия, трех кварталов и за год, которая подавалась в контролирующий орган в порядке, предусмотренном НКУ.

Но в новой редакции п. 57.1 НКУ подобной нормы нет. И хотя согласно п. 9 подразд. 4 разд. ХХ НКУ в январе — декабре 2015 года и январе — мае 2016 года плательщики обязаны платить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль в соответствии с п. 57.1 НКУ в редакции, которая действовала до 1 января 2015 года (т. е. по старым правилам), по всей видимости, возможности подать убыточную декларацию за I квартал уже не будет.

Поэтому финансовая отчетность за I квартал подается только в органы статистики (см. таблицу на с. 23).

Порядок предоставления квартальной финансовой отчетности в органы статистики

Субъект

Критерии(1)

Состав отчетности

Срок предоставления отчетности

1. Субъекты микропредпринимательства

Среднеучетное количество работников не превышает 10 человек(2)

Упрощенный финансовый отчет

субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-мс «Баланс»;

2) ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Квартальную финотчетность не подают (подают только годовую)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро (31442032,25 грн.)(3)

2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства)

Среднеучетное количество работников не превышает 50 человек(2)

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-м «Баланс»;

2) ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За I квартал —не позднее 27.04.15 г.(4)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро (157210161,24 грн.)(3)

3. Субъекты крупного предпринимательства

Среднеучетное количество работников превышает 250 человек(2)

1) ф. № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»

годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро (786050806,19 грн.)(3)

4. Субъекты среднего предпринимательства

Среднеучетное количество работников от 50 до 250 человек(2)

годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро (157210161,24 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро (786050806,19 грн.)(3)

(1) Критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории указаны в ч. 3 ст. 55 ХКУ. Подробнее об их расчете читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15; 2014, № 3, с. 11.

(2) В соответствии с п. 3.1 Инструкции № 286 среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей:

• среднеучетного количества штатных работников;

• среднего количества внешних совместителей;

• среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2014 г.: Дт 70, 71, 72, 73, 74 — Кт 79. Среднегодовой курс НБУ за 2014 г. равен 15,721016 грн. за 1 евро.

Подробнее о расчете этих критериев читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15.

(4) По общим правилам финотчетность должна быть предоставлена не позднее 25.04.15 г., но поскольку эта дата приходится на нерабочий день (суббота), то срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день ( п. 10 Порядка № 419), т. е. на 27.04.15 г.

 

Обратите внимание! Исходя из п. 3 разд. І П(С)БУ 25 критерии для определения статуса СМП рассчитывают на основании показателей за 2014 г. Однако в случае их превышения по результатам I квартала 2015 года предприятие обязано перейти на «большой» формат и подавать финотчетность в соответствии с НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Особенности такого перехода разъяснялись в письме МФУ от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149 // «БН», 2015, № 3, с. 7.

На заметку: несмотря на то, что субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают, от обязанности составления квартальной (промежуточной) финотчетности они не освобождены (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).

Особенность: согласно п. 2 Порядка № 419 в случае, когда организация деятельности органов госстатистики прекращена (нарушена) в связи с временной оккупацией территории и/или проведением антитеррористической операции, предприятия, размещенные на такой территории, подают финансовую отчетность после возобновления обычной деятельности этого органа или в соответствующий орган на неокупированной территории.

 

Требования к заполнению финотчетности

Основные предписания к заполнению финотчетности состоят в следующем:

1) форма предоставления финансовой отчетности ( п. 4 Порядка № 419): финотчетность может быть предоставлена лично или отослана по почте;

2) дата предоставления финансовой отчетности: день фактической передачи финотчетности по назначению, а в случае отправки ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419);

3) общие правила составления финотчетности:

• финотчетность заполняют в гривнях, в том числе и те предприятия, которые используют МСФО* (письмо МФУ от 17.12.13 г. № 31-08410-07-10/36519);

* О том, кто обязан использовать МСФО, мы рассказывали в статье «Финотчетность за 2014 год: основные моменты» // «БН», 2015, № 3, с. 33.

• СМП заполняют отчетность в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», прочие субъекты предпринимательской деятельности (крупные и средние) — в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение: раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (Форма № 2), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками;

• Баланс составляют по состоянию на конец последнего дня квартала, т. е. за I квартал по состоянию на 31.03.15 г. (п. 1 ст. 13 Закона о бухучете);

• в гр. 3 Баланса за I квартал 2015 года в общем случае указывают сальдо, приведенное в гр. 4 Баланса за 2014 г. Исключение составляют случаи исправления в I квартале ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущие годы. Такие ошибки исправляют путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года (см. письмо МФУ от 17.07.13 г. № 31-08410-07-29/21303, статью «Ошибки в финотчетности: как исправить?» // «БН», 2014, № 41, с. 13);

отрицательные значения (значения, подлежащие вычитанию) приводят в формах финотчетности в скобках ( п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»);

сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов (кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ) не допускается ( п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 6 разд. I П(С)БУ 25);

• предприятия могут не приводить статьи, которые предусмотрены в формах финотчетности, утвержденных НП(С)БУ 1, в случае, если по ним отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде);

• предприятия имеют право включать в финансовые отчеты дополнительные статьи в порядке, определенном НП(С)БУ 1, в случае, если статья соответствует таким критериям: информация является существенной и оценка статьи может быть достоверно определена. Состав статей финансовой отчетности определяет предприятие в своей учетной политике (см. об этом в «БН», 2014, № 1, с. 23 и 31). Критерии существенности информации приведены в Методрекомендациях № 635;

• финансовая отчетность должна быть подписана руководителем и бухгалтером предприятия (ч. 1 ст. 11 Закона № 996). Подробнее об этом вы можете прочитать в «БН», 2014, № 14, с. 36.

 

Связь с налогом на прибыль

В статье «Учетная политика — 2015: что меняем под налоговую реформу» // «БН», 2015, № 4, с. 33 мы рассказывали о том, какие изменения следует внести в учетную политику в связи с налоговыми новациями 2015 года.

Отметим основные моменты:

1) в учетной политике желательно предусмотреть ту же стоимостную границу разграничения малоценных необоротных материальных активов и основных средств, что и в налоговом учете, а именно — 2500 грн. ( п.п. 14.1.138 НКУ);

2) для «высокодоходных» лиц, которые по итогам 2015 года будут проводить корректировку финрезультата на налоговые разницы (доход превысит 20 млн грн.), желательно, чтобы предусмотренный в бухгалтерском учете срок полезной эксплуатации объекта основных средств и нематериальных активов совпадал с минимально допустимым сроком их амортизации из НКУ;

3) для обложения НДС (с целью сопоставления договорной стоимости товаров с их первоначальной стоимостью (себестоимостью) согласно абз. 2 п. 188.1 НКУ) имеет значение используемый метод учета ТЗР. С позиции оптимизации НДС имеет смысл установить в учетной политике вариант учета ТЗР по «среднему проценту» (см. «БН», 2013, № 41, с. 24).

При использовании для списания запасов метода средневзвешенной себестоимости желательно применять оценку запасов на дату операции ( п. 19 П(С)БУ 9 «Запасы»), поскольку при оценке на конец месяца ( п. 18 П(С)БУ 9) в течение месяца себестоимость единицы запасов будет неизвестна.

Производственным предприятиям имеет смысл выбрать метод учета расходов на производство продукции нормативным методом. В этом случае сверхнормативные расходы не будут участвовать в сопоставлении с НДС-ной базой. Связано это с тем, что такие расходы согласно п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы», минуя счет 26, сразу списывают на себестоимость реализации (на субсчет 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции»);

4) применительно к резерву сомнительных долгов (РСД) мы обращали внимание на то, что в изложенных в п. 139.2 НКУ правилах допущена логическая ошибка*. Если следовать им буквально, то финрезультат фактически уменьшится только на сумму расходов от списания дебиторской задолженности, соответствующей признакам, определенным п.п. 14.1.11 НКУ, которая превысила сумму РСД! Но это противоречит системному прочтению НКУ, ведь очевидно, что в налоговые расходы следует включать всю сумму безнадежной дебзадолженности, соответствующей признакам из п.п. 14.1.11 НКУ.

* Подробнее об этом можно прочитать в статье «Формируем резерв сомнительных долгов с оглядкой на налоговый результат» // «БН», 2015, № 14, с. 11.

Учитывая изложенное, мы рекомендуем «высокодоходным» субъектам, которые проводят корректировки финрезультата:

• установить в бухгалтерском учете те же критерии признания дебиторской задолженности безнадежной, что и в налоговом учете ( п.п. 14.1.11 НКУ);

• рассчитывать РСД таким образом, чтобы вся сумма безнадежной дебиторской задолженности в периоде ее признания списывалась на расходы, а не за счет РСД;

5) «высокодоходным» плательщикам с позиции налогообложения сейчас выгоднее отражать в бухгалтерском учете инвестиционную недвижимость по первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации с учетом потерь от уменьшения полезности и выгод от ее восстановления ( п. 16 П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость»).

Плательщикам налога на нежилую недвижимость нужно обратить внимание на такой нюанс. Налог на нежилую недвижимость не должен включаться в бухгалтерском учете в расходы, так как в противном случае он учтется при исчислении налога на прибыль дважды:

• в первый раз уменьшит бухгалтерскую (налоговую) прибыль в составе административных расходов (счет 92 «Административные расходы»);

• во второй раз уменьшит сам налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет на основании п. 137.5 НКУ.

В связи с этим тем плательщикам налога на прибыль, которые исчисляют налог на недвижимость по объектам жилой и нежилой недвижимости, в аналитическом учете нужно их разграничить. В частности, налог на жилую недвижимость можно показать на субсчете 641/недвижимость/жилая, а налог на нежилую недвижимость — на субсчете 641/недвижимость/нежилая.

Начисление налога на нежилую недвижимость следует показывать в конце года, когда известна сумма налога на прибыль. При этом возможны два варианта отражения этого налога.

В первом варианте:

• сумму налога на нежилую недвижимость, которая учитывается в уменьшение налога на прибыль, показывают проводкой Дт 641/прибыль — Кт 641/недвижимость/нежилая. При этом корреспонденцию Дт 98 — Кт 641/прибыль делают на полную сумму начисленного налога на прибыль (до вычитания из него суммы налога на нежилую недвижимость);

• оставшуюся часть, которая не пошла в уменьшение налога на прибыль, отражают проводкой: Дт 92 — Кт 641/недвижимость/нежилая. В таком же порядке следует отражать и налог на жилую недвижимость.

Во втором варианте:

• сумму налога на нежилую недвижимость, которая учитывается в уменьшение налога на прибыль, показывают проводкой Дт 98 — Кт 641/недвижимость/нежилая. При этом корреспонденцию Дт 98 —Кт 641/прибыль делают уже на сумму за вычетом налога на нежилую недвижимость;

• оставшуюся часть, которая не пошла в уменьшение налога на прибыль, отражают проводкой: Дт 92 — Кт 641/недвижимость/нежилая. В таком же порядке показывают и налог на жилую недвижимость.

Нам больше нравится первый вариант. Впрочем, конечные результаты в обоих вариантах будут одинаковыми. Главное — не показывать «зачетный» налог на 92 счете, тогда «все сойдется».

 

 

Штрафы за неподачу финотчетности

За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики (ст. 2443 КоАП), на что обратил внимание Госкомстат еще в письме от 01.11.01 г. № 16-1-67 (ср. ).

В завершение разговора заметим, что порядок заполнения финотчетности подробно рассматривался в «БН», 2014, № 4, с. 17; № 5, с. 17; № 14, с. 21.

 

Выводы

  • Финансовую отчетность за 2014 год подают в органы статистики не позднее 27.04.15 г. лично или по почте.

  • Субъекты крупного и среднего предпринимательства составляют «большой» финотчет согласно НП(С)БУ 1, субъекты малого предпринимательства (кроме субъектов микропредпринимательства) — Финансовый отчет СМП, а субъекты микропредпринимательства — Упрощенный финансовый отчет СМП.

  • Субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают, но составлять квартальную финотчетность обязаны.

  • За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн.

 

Документы и сокращения статьи

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

Методрекомендации № 635 — Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.13 г. № 635.

МСФО — международные стандарты финансовой отчетности.

СМП — субъект малого предпринимательства.

ТЗР — транспортно-заготовительные расходы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше