Что нового?
Вершину списка самых ожидаемых законов месяца без преувеличения венчает Закон № 475. Он внес важные поправки в работу тех предприятий, которые зарегистрированы до вступления в силу Закона № 1701 (до 25.11.14 г.). В п. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 1701 прописали, что подать информацию о КБС или об их отсутствии «старые» предприятия должны в течение 10 месяцев (ранее — 6 месяцев). То есть теперь предельный срок «слить» бенефициаров — 25.09.15 г.
Кроме того, здесь же дописали, кто не подает сведения о КБС:
• юрлица, в регистрационную карточку которых информация о бенефициарах не включается согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 755. К слову, в рядах этих счастливчиков пополнение: религиозные организации, государственные и коммунальные предприятия (последние само собой не отчитываются о бенефициарах согласно прямой норме из ч. 1 ст. 641 ХКУ);
• юрлица, участниками которых являются исключительно физлица, и эти участники-физлица совпадают с бенефициарами. В таком случае вам автоматически впишут учредителей (участников) в бенефициары.
Важно понимать: если физлица-учредители не совпадают с КБС, доложить о КБС нужно.
А вот для общественных объединений прописали, что они обязаны не только сохранять информацию о своих бенефициарах, но еще и регулярно ее обновлять и подавать госрегистратору в случаях, предусмотренных законом.
Обратите внимание: если у вас есть учредитель-юрлицо, но нет КБС, в том числе бенефициара учредителя-юрлица, то об этом также нужно доложить. В таком случае нужно подать информацию об отсутствии КБС. Как? Очевидно, подать нужно все ту же регистрационную карточку по ф. № 4 с незаполненной страницей 4. Надеемся, в ближайшее время получим официальный ответ от госорганов. Вполне возможно, что формы регистрационных карточек в очередной раз подкорректируют для того, чтобы можно было корректно сообщить об отсутствии бенефициара.
Важно! Если юрлица (кроме освобожденных) не подадут данные о КБС или их отсутствии в отведенный срок (не позднее 25.09.15 г.), то лиц, ответственных за подачу информации, привлекут к ответственности. Дело в том, что ст. 16611 КоАП предусматривает ответственность лишь за неподачу госрегистратору сведений о КБС: руководителя предприятия или лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (исполнительного органа), оштрафуют в размере от 5100 до 8500 грн. Формально ответственность за несвоевременную подачу этой нормой не предусмотрена. Но вполне возможно, что контролеры и суды смогут воспользоваться поправкой к Закону № 1701, чтобы наказать и за просрочку подачи ф. № 4.
К слову, о наказании
Напомним, что протоколы о нарушениях по ст. 16611 КоАП составляют субъекты Госфинмониторинга ( ст. 255 КоАП). К ним, в частности, относятся: Госфинмониторинг, НБУ, Минюст (ч. 3 ст. 5 Закона № 1702). А штраф налагают только суды.
Но правила работы в этой сфере прописаны только для Госфинмониторинга в Порядке № 436. Так, в ходе плановых проверок у СПФМ проверят:
• установлен ли бенефициар, регулярно ли обновляется и хранится информация о нем и предоставляется госрегистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законодательством Украины;
• установлен ли бенефициар клиента-юрлица.
Смотрите внимательно: речь идет о плановых проверках. Так что просто так заглянуть в ЕГР и составить протокол о нарушении Госфинмониторинг не может.
Порядок № 436 распространяется только на проверки СПФМ, которые предоставляют посреднические услуги в операциях купли-продажи недвижимости. Напомним: к СПФМ относятся банки, страховщики, ломбарды, специально определенные СПФМ (в частности, аудиторские фирмы, хозсубъекты, предоставляющие услуги по бухучету, юридические услуги) и т. п. ( ч. 2 ст. 5 Закона № 1702).
В вопросе, как будут проверять других СПФМ да и «простые» предприятия, определенности пока нет.
Помните о моратории! Сегодня действуют два моратория на проверки контролирующих органов: один — до июля 2015 года, второй — до конца 2016 года. Подробнее об этом читайте в «БН», 2015, № 6, с. 38. В общем случае проверки могут проводить лишь по разрешению Кабмина. На данный момент КМУ не давал разрешения Госфинмониторингу на проведение проверок хозсубъектов.
Ваши вопросы — наши ответы
Далее мы ответим на самые популярные вопросы, возникающие при заполнении и подаче ф. № 4.
Вопрос | Ответ |
После того, как появилось требование «сдать» бенефициаров, выяснилось, что их состав не изменялся со времени создания предприятия. Нужно ли подавать ф. № 4, которая предназначена именно для внесения изменений в данные ЕГР? | Регистрационная карточка по ф. № 4 действительно предназначена для внесения изменений в данные о юрлице, содержащиеся в ЕГР. Потому и возникает вопрос: зачем ее подавать, если изменений не было? А тут еще и Минюст в письме № 193 отметил: если нет соответствующих изменений (необходимой информации), юрлицо не подает эту регистрационную карточку. Но! Очевидно, логика такова: раньше данных о КБС не было вообще, теперь пустоту заменяет информация. Многие возмущаются: логичнее было бы требовать ф. № 16, ведь она содержит аналогичную «бенефициарную» страницу 6. Но госчины остановили свой выбор именно на ф. № 4. «Плыть против течения» себе дороже. К тому же лучше сейчас подать (отправить по почте), чем потом платить громадный штраф за неподачу сведений о КБС. Вывод: даже если вы определили КБС и выяснили, что никаких изменений нет, проинформировать о бенефициарах все-равно нужно, и так уж вышло, что с помощью ф. № 4. Еще момент: если после первичного внесения данных состав бенефициаров изменился, нужно заново подавать ф. № 4. Мы советуем толковать вывод Минюста именно с этой позиции: если данные о КБС не меняются после того, как они попали в ЕГР, подавать ф. № 4 не надо |
Какие страницы ф. № 4 нужно заполнить? | Минюст в письме № 193 отметил: в ф. № 4 нужно заполнять только поля, которые касаются изменений данных о юрлице, вносимых в ЕГР. Поэтому, сообщая о КБС, нужно заполнить страницы 1 и 4. При этом подпись и печать(1) регистраторы хотят видеть на всех страницах, даже пустых (2, 3, 5 — 9), кроме 10-й (ее заявители не заполняют). Интересный момент: некоторые госрегистраторы на учредителей с долей в уставном капитале 10 — 25 % требуют заполнить еще и стр. 5, где указывают сведения о владельцах существенного участия. Существенное участие — это прямое или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами долей в размере 10 % и более уставного капитала или правом голоса в юрлице. Госрегистраторы нашли место учредителям — 10-процентовикам на стр. 5. По нашему мнению, в данной ситуации это требование незаконно, ведь Закон № 1701 требует от «старых» юрлиц подать сведения только о бенефициарах. А данные о существенном участии — это уже совсем другая история. К тому же учредители с 10-процентной долей в уставном капитале тоже могут попасть в бенефициары (стр. 4), если они оказывают решающее влияние. Если нет — то нет |
Как правильно подать ф. № 4 по почте? | Действительно, Закон № 755 разрешает подавать документы госрегистратору почтовым отправлением с описью вложения (лучше заказным письмом с уведомлением о вручении). Заполнить регистрационную карточку можно машинописью или от руки печатными буквами. При этом в «почтовом» случае подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке должна быть нотариально удостоверена. Практический совет: распечатайте все 10 страниц ф. № 4. Заполните только страницы 1 и 4 (стр. 4 —на каждого бенефициара). Подписи и печати (при ее наличии) проставьте на всех страницах, кроме 10-й (ее заявитель никогда не заполняет) в присутствии нотариуса. Нотариус прошивает ф. № 4 и только тогда заверяет ее. Постранично каждую подпись не заверяет. Так что платить за каждую заверенную подпись не придется. Спорный момент: некоторые госрегистраторы предупреждают, что отправить ф. № 4 по почте нужно за 10 дней до предельного срока ее подачи. В Законе № 755 такого требования нет. Да и что считать днем подачи, тоже не указано. А применять в этом случае правила подачи налоговой отчетности, предусмотренные в НКУ, нет никаких оснований |
Можно ли подать информацию в электронной форме? | К сожалению, нет. Стандартное ПО для общения с госорганами не дает такой возможности. А попытки использовать специальные интернет-ресурсы (например, http://ed.org.ua/form4/) не увенчались успехом: отправителям приходили письма с просьбой принести ф. № 4 лично или отправить по почте |
Регистрационную карточку по ф. № 4 подали до того, как ее изложили в новой редакции приказом Минюста от 10.04.15 г. № 529/5. Надо ли подавать регкарточку заново? | Конечно, нет. Приказ Минюста от 10.04.15 г. № 529/5 всего лишь исправил выгодополучателя на бенефициарного собственника после вступления в силу Закона № 1702, что не изменило сути информации («БН», 2015, № 18 — 19, с. 9). Вы уже отчитались о своих КБС и делать это еще раз не нужно. Заметим: есть вероятность, что карточку по ф. № 4 в скором будущем еще раз обновят для того, чтобы была возможность отчитаться об отсутствии КБС |
Может ли подписать и подать ф. № 4 не сам директор, а, например, бухгалтер? Нужна ли ему доверенность, если он просто относит подписанную директором регистрационную карточку? | Часть 2 ст. 8 Закона № 755 требует, чтобы подпись лица, уполномоченного действовать от имени юрлица (исполнительного органа), на регистрационной карточке была заверена соответствующим должностным лицом в установленном порядке. Потому, если, допустим, ф. № 4 подписывает бухгалтер, то рядом (ниже) с его Ф. И. О. и подписью в поле «Сторінку заповнив» нужно сделать запись: «Підпис… (Іванова І. І.) засвідчую. Директор Петров П. П.» (подпись директора). Плюс бухгалтер, который отдает ф. № 4 в руки госрегистратора, должен иметь при себе доверенность. Она дает право бухгалтеру «представляти інтереси юридичної особи у державного реєстратора з питань: • внесення змін до установчих документів юридичної особи; • внесення змін до відомостей про юридичну особу, що містяться в ЄДР; • підтвердження відомостей про юридичну особу; • отримання виписки, довідки, витягу про юридичну особу з ЄДР. Для цьго їй (йому) надається право подавати, отримувати та підписувати всі необхідні документи». Есть еще второй вариант — более простой. Регистрационную карточку подписывает сам директор, а представитель юрлица (например, тот же бухгалтер) подает ее. Но для этого тоже нужна доверенность |
(1) Подробнее о предприятиях без печати читайте в «БН», 2015, № 18 — 19, с. 39. |
Выводы
Закон № 475 продлил срок подачи информации о КБС на 4 месяца — до 25.09.15 г. включительно.
Предприятия, участники (учредители) которых исключительно физлица, совпадающие с бенефициарами, не подают ф. № 4.
За неподачу данных в установленный срок тоже грозятся наказать.
Документы и сокращения статьи
Закон № 475 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сведений о конечном бенефициарном владельце (контролере) юридического лица» от 21.05.15 г. № 475-VIII.
Закон № 1701 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.14 г. № 1701-VII.
Закон № 1702 — Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.14 г. № 1702-VII.
Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.04.03 г. № 755-IV.
Порядок № 436 — Порядок проведения проверок Государственной службой финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина Украины от 14.04.15 г. № 436.
Письмо № 193 — письмо Минюста Украины от 14.05.15 г. № 193-32/27.
КБС — конечный бенефициарный собственник.
ЕГР — Единый госреестр юрлиц и физлиц-предпринимателей.
СПФМ — субъекты первичного финансового мониторинга.