(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 48
  • № 47
  • № 46
  • № 45
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/26
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Ноябрь , 2015/№ 44

Сохраняем тепло: утепляем фасад и ставим счетчики

http://tinyurl.com/yxcxt8gg
Холода все ближе, поэтому пора задуматься о том, как сохранить тепло в домах. Особенно остро стоит этот вопрос в разрезе экономии средств на отопление помещений. Популярным нынче стало утеплять фасады зданий. При этом экономии можно достичь, если одновременно установить счетчики тепла. Сегодня мы расскажем о том, как правильно оформить и учесть эти мероприятия.

Утепляем фасад: юридическая сторона

На сегодня нет общегосударственного нормативно-правового акта, который бы регулировал вопрос утепления фасадов. В каждом городе/регионе действуют свои правила и требования. Например, в Киеве это Порядок № 220 и  Правила № 1051, в Харькове — Правила № 504. При этом список разрешительных документов может увеличиваться в зависимости от инстанций, которые будут контролировать этот процесс. В первую очередь этот вопрос необходимо согласовать с балансодержателем (например, ЖЭКом или ОСМД).

Кроме этого, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 28 Закона об архитектуре собственники и пользователи объектов архитектуры обязаны получать документ разрешительного характера, который дает право на выполнение работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или капитальным ремонтом объекта архитектуры.

В отдельных случаях, если дом является объектом культурного наследия, необходимо получить разрешение соответствующего органа охраны культурного наследия.

Поскольку работы по утеплению здания требуют особых знаний и навыков (порой не только строительных, но и альпинистских), то выполнять такие работы, скорее всего, будет подрядная организация. Оформить отношения с исполнителем работ следует договором подряда. При этом у подрядчика нужно проверить наличие лицензии на деятельность в сфере создания объектов архитектуры (она обязательна только для работ с объектами IV и V категорий сложности). Также, если подрядчики выполняют верхолазные и скалолазные работы на высоте 5 метров и более над поверхностью почвы, работы по перекрытию или рабочему настилу и работы с помощью подъемных и подвесных люлек, механических и строительных подъемников, то понадобится разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности ( п. 18 приложения 2 к Порядку № 1107).

Утепляем фасад: учетная сторона

Налог на прибыль. Не секрет, что с 01.01.15 г. налог на прибыль рассчитывают на основе бухгалтерского финрезультата. При этом высокодоходники обязательно (малодоходники — по желанию) корректируют его на налоговые разницы ( п.п. 134.1.1 НКУ).

При этом НКУ больше не устанавливает каких-то особых правил и о мудреном 10 % «ремонтном» лимите наконец-то можно забыть.

Бухучет. В свою очередь, бухгалтерский учет расходов на ремонты/улучшения ОС регулирует П(С)БУ 7 «Основные средства». И он зависит от того, на что направлены ремонтные мероприятия: на поддержание объекта в рабочем состоянии или на улучшение (т. е. увеличение будущих экономических выгод от использования объекта).

В случае утепления фасада здания, безусловно, речь идет о его улучшении, ведь экономия средств на оплату теплоснабжения — явная экономическая выгода. Это значит, что в бухучете расходы капитализируются — относятся на увеличение стоимости здания.

Как мы уже отмечали, скорее всего выполнять такие работы будут подрядчики. Поэтому выполнение работ хозяйственным способом (своими силами) оставим «за кадром».

Пример 1. Подрядная организация провела утепление фасада административного здания. Стоимость работ составила 300 тыс. грн., в том числе НДС — 50 тыс. грн. (см. табл. 1 на с. 21).

Документы. Если ремонт (улучшение) выполняется подрядным способом, такие расходы формируют на основании актов выполненных работ и актов приема-передачи ТМЦ (если в ходе ремонта используются собственные запчасти, материалы и т. п.). Но главный документ — акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (п. 28 Методрекомендаций № 561). Акт составляют в двух экземплярах и второй экземпляр передают предприятию, выполнившему улучшение или ремонт (приказ Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352).

При этом сведения о ремонтах/улучшениях вносят в инвентарные карточки учета ОС типовой формы № ОЗ-6. Кроме того, в случае улучшений ОС в техпаспорта, инвентарные карточки и другие регистры аналитического учета заносят данные об измененных технико-экономических характеристиках объектов (п. 33 Методрекомендаций № 561).

Примеры документов вы можете найти в «БН», 2015, № 17, с. 11.

Таблица 1. Бухучет утепления фасада

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Отражены расходы на улучшение объекта ОС

151

631 (685)

250000

2. Отражена сумма НДС

641

631 (685)

50000

3. Перечислена оплата подрядчикам за выполненные работы

631 (685)

311

300000

4. Увеличена первоначальная стоимость здания

103

151

250000

 

Налоговая амортизация. Те, кто «попал» на налоговые разницы, должны учесть следующее: капитализируемые улучшения ОС затронут налоговую стоимость улучшаемого объекта ОС (т. е. ее увеличат так же, как и бухучетную). Так что налоговую амортизацию после улучшений считают уже исходя из «подросшей» (увеличенной на сумму улучшений) стоимости ОС. При этом финрезультат увеличивается на сумму бухгалтерской амортизации и уменьшается на сумму налоговой амортизации ( абз. 1 п. 138.1 и абз. 1 п. 138.2 НКУ). Это касается и улучшения арендованных ОС (письмо ГФСУ от 16.07.15 г. № 14862/6/99-99-19-02-02-15 // «БН», 2015, № 34 — 35, с. 4).

Арендаторам! ГФСУ в письме от 04.08.15 г. № 16335/6/99-99-19-02-02-15 («БН», 2015, № 38, с. 7) отмечает, что стоимость улучшения ОС для целей расчета налоговой амортизации формирует новый объект группы 9 «Прочие основные средства» с минимально допустимым сроком эксплуатации 12 лет (п.п. 138.3.3 НКУ).

Мы предлагаем относить «ремонтный» объект ОС к той группе, к которой относится сам улучшаемый объект ОС, и устанавливать соответствующий его группе минимальный допустимый срок эксплуатации.

Счетчики тепла: юридическая сторона

При установке теплосчетчиков тоже понадобятся документы. Начать нужно с получения технических условий, для чего нужно подать заявление на предприятие тепловых сетей, с которым заключен договор на предоставление услуг ( п. 8 Правил № 1198 и  п.п. 7.2.9 Правил № 71). К заявлению нужно приложить документы, перечень которых можно найти в  п. 2.1 Правил № 334.

На основании полученных техусловий необходимо разработать проект установки счетчиков. Выбрать нужно сертифицированную организацию, лучше всего ту, которая выполнит все работы «под ключ»: разработает и согласует проект, вмонтирует счетчики и введет их в эксплуатацию.

Отметим, что согласовать проект нужно с теплопоставщиком и региональным метрологическим центром (пп. 7.2.9 и 7.2.31 Правил № 71). А вводить счетчики в эксплуатацию — «с благословения» предприятия-теплопоставщика в присутствии представителей метрологического центра и потребителя/балансодержателя (п.п. 7.2.31 Правил № 71, п. 7 ч. 3 ст. 20 Закона № 1875). При этом потребитель должен подготовить документы: схему теплового пункта, проект на узел учета (счетчик), паспорт на счетчик, документы о его поверке (п.п. 7.2.31 Правил № 71).

Итог «пьесы» — акт о приеме счетчиков в эксплуатацию (п. 19 Правил № 1198). Именно с момента его подписания оплачивать услуги централизованного отопления нужно будет по счетчику (п.п. 7.2.31 Правил № 71).

Счетчики тепла: учетная сторона

Извечный вопрос: отдельный объект учета или расходы на улучшение помещения («плюсик» к стоимости здания)? По нашему мнению, счетчики тепла следует рассматривать как отдельный объект учета.

А вот будет это объект ОС или МНМА, зависит от стоимости счетчика. Напомним: с 01.09.15 г. стоимостный критерий, отделяющий ОС от МНМА, вырос с 2500 грн. до 6000 грн. (как «настроить» учет под новый критерий, читайте в «БН», 2015, № 34 — 35, с. 11). Поэтому именно на эту сумму нужно ориентироваться, определяя «место жительства» теплового счетчика. К тому же счетчики могут легко попасть как в категорию МНМА, так и в категорию ОС, поскольку диапазон цен достаточно широк и стоимость некоторых счетчиков превышает 6-тысячный критерий.

Пример 2. Предприятие приобрело два счетчика тепла общей стоимостью 11820 грн., в том числе НДС — 1970 грн. При этом «чистая» (без НДС) стоимость одного счетчика равна 6750 грн. (более 6000 грн. — он включается в ОС), а второго — 3100 грн. (включается в НМНА). Услуги подрядной организации по установке счетчиков обошлись в 756 грн., в том числе НДС — 156 грн.

Таблица 2. Бухучет установки счетчиков тепла

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Перечислена предоплата поставщику за счетчики тепла

371 (377)

311

11820,00

2. Начислен НК по НДС согласно НН

641

644

1970,00

3. Оприходован счетчик, отнесенный к ОС

152

631 (685)

6750,00

4. Отражен НК по НДС

644

631 (685)

1350,00

5. Оприходован счетчик как МНМА

153

631 (685)

3100,00

6. Отражен НК по НДС

644

631 (685)

620,00

7. Проведен зачет задолженностей

631 (685)

371 (377)

11820,00

8. Установлены счетчики согласно акту выполненных работ, стоимость работ составила 630 грн. (без учета НДС):

• стоимость работ по установке ОС

152

631 (685)

315(1)

• стоимость работ по установке МНМА

153

631 (685)

315(1)

9. Отражен НК по НДС по установке счетчиков

641

631 (685)

126,00

10. Оплачены работы по установке счетчиков

631 (685)

311

756,00

11. Счетчики введены в эксплуатацию:

• как ОС

106

152

7065,00

• как МНМА

112

153

3415,00

12. Начислена амортизация счетчика — ОС

91 (92, 93)

131

117,75(2)

13. Начислена амортизация счетчика — МНМА

91 (92, 93)

132

1707,50(3)

(1) Стоимость установки «разбросали» по счетчикам поровну — по 315 грн. (630 : 2).

(2) Прямолинейным методом при условии срока эксплуатации 5 лет (7065,00 грн. : 5 лет : 12 мес. = 117,75 грн.).

(3) Предприятие применяет методом «50/50 %» (3415 грн. х 50 % = 1707,50 грн.).

 

Документы и сокращения статьи

Закон об архитектуре — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Закон № 1875 — Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.04 г. № 1875-IV.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561.

Порядок № 220 — Порядок содержания, ремонта, реконструкции, реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Киева, утвержденный решением Киевского городского совета от 27.11.03 г. № 220/1094.

Правила № 1051 — Правила благоустройства города Киева, утвержденные решением Киевского городского совета от 25.12.08 г. № 1051/1051.

Правила № 504 — Правила благоустройства территории города Харькова, утвержденные решением Харьковского городского совета от 16.11.11 г. № 504/11.

Порядок № 1107 — Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.11 г. № 1107.

Правила № 630 — Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденные постановлением КМУ от 21.07.05 г. № 630.

Правила № 1198 — Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановлением КМУ от 03.10.07 г. № 1198.

Правила № 71 — Правила эксплуатации тепловых установок и сетей, утвержденные приказом Минтопливэнерго Украины от 14.02.07 г. № 71.

Правила № 334 — Правила предоставления и согласования технических условий на подключение к тепловым сетям, утвержденные приказом Минжилкоммунхоза Украины от 21.10.09 г. № 334.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы. НН — налоговая накладная.

НК налоговый кредит.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
отопление, утепление, счетчики добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье