Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность за 9 месяцев: основные моменты

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Закончился III квартал, значит, подача финотчетности за 9 месяцев уже «не за горами». Недавно Минфин внес изменения в порядок составления финотчетности субъектами малого предпринимательства, которые вызвали некоторую «сумятицу». Как же отчитаться без проблем? Об этом мы расскажем в статье.

Кто подает финотчетность за 9 месяцев?

Начнем с того, что от составления квартальной финотчетности на сегодня освобождены только плательщики налога на прибыль-«нулевщики» ( ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете)*.

* Хотя в этой норме дана ссылка на устаревшие положения НКУ, исходя из «исторического» толкования здесь имеются в виду именно «нулевщики».

Все остальные предприятия составлять квартальную финотчетность обязаны, но некоторые лица ее просто не подают в официальные органы.

Каким же органам предоставляют финотчетность?

Основной «потребитель» финотчетности — статистика. Квартальную финотчетность (в том числе и за 9 месяцев) в статистику не подают «нулевщики» и субъекты микропредпринимательства ( п. 2 Порядка № 419). Остальные лица в статистику ее предоставляют.

В налоговый орган подают финотчетность те лица, которые предоставляют налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятия за три квартала ( п. 46.2 НКУ). В 2015 г. к таким лицам относятся налогоплательщики, которые ( п. 57.1 НКУ):

• по итогам прошлого отчетного (налогового) года (2014 г.) не получили прибыли или получили убыток, налоговые обязательства не начисляли и не имели базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам I квартала получили прибыль — они подают декларацию поквартально, начиная с I полугодия 2015 года;

• по итогам трех кварталов 2015 года** не получили прибыль или получили убыток, и приняли решение подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за три квартала для того, чтобы не уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль за декабрь 2015 года и январь — май 2016 года.

** Напомним, что новые нормы п. 57.1 НКУ вступили в силу с 13.08.15 г. 

Внимание! В общем случае от подачи квартальной финотчетности в орган ГФС освобождены плательщики налога на прибыль, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (их критерии приведены в табл. 1 на с. 15). Они подают только годовую финотчетность ( п. 46.2 НКУ, п. 2 Порядка № 419). Однако в специальной норме ( п. 57.1 НКУ), которая определяет порядок «отказа» от уплаты прибыльных авансов, речь идет об обязательной подаче вместе с декларацией финотчетности за I квартал, полугодие, три квартала (в зависимости от того, с какого периода плательщик желает «соскочить» с уплаты авансов). При этом никаких оговорок касаемо того, что эти требования не распространяются на субъектов малого предпринимательства или субъектов микропредпринимательства, в  п. 57.1 НКУ нет.

Очевидно, такая финотчетность необходима, во-первых, для того, чтобы подтвердить отсутствие прибыли. Во-вторых, финотчетность понадобится налоговикам в последующем и для контроля правильности расчета объекта налогообложения. А именно: финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности предприятия на основании НП(С)БУ, который дальше корректируют на разницы с целью определения налогооблагаемой прибыли ( п.п. 134.1.1 НКУ)***. Поэтому, на наш взгляд, квартальную финотчетность обязаны подавать и те малые предприятия (в том числе и субъекты микропредпринимательства), которые «соскакивают» с авансов. Во всяком случае, тогда у контролеров не будет формальных оснований отказать налогоплательщику в том, чтобы после подачи декларации и финотчетности по п. 57.1 НКУ он уже не уплачивал прибыльные авансы.

*** Заметим, что в первом периоде подачи квартальной финотчетности согласно п. 57.1 НКУ прибыль по определению отсутствует, однако в последующих периодах предприятие может получить прибыль и при этом продолжать не уплачивать авансовые взносы. Но это уже будет актуально для 2016 года.

Финотчетность за 9 месяцев подают:

• в органы статистики — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, т. е. не позднее 26.10.15 г.*;

* По общим правилам финотчетность должна быть предоставлена не позднее 25.10.15 г., но поскольку эта дата приходится на нерабочий день (воскресенье), то срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день ( п. 10 Порядка № 419), то есть на 26.10.15 г.

• в органы ГФС — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала ( п.п. 49.18.2 НКУ), т. е. не позднее 09.11.15 г.

Состав финотчетности за 9 месяцев представлен в таблице ниже.

Состав квартальной финансовой отчетности

Субъект

Критерии(1)

Состав отчетности

1. Субъекты микропредпринимательства

Среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц(2)

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-мс «Баланс»;

2) ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (31442032 грн.)(3)

2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства)

Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц(2)

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-м «Баланс»;

2) ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»(4)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (157210160 грн)(3)

3. Субъекты крупного предпринимательства

Среднеучетное количество работников превышает 250 лиц(2)

1) ф. № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»

годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (786050800 грн.)(3)

4. Субъекты среднего предпринимательства

Среднеучетное количество работников — от 50 до 250 лиц(2)

годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро, определенной по среднегодовому курсу Нацбанка (157210160 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро, определенной по среднегодовому курсу Нацбанка (786050800 грн.)(3)

(1) Критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории указаны в  ч. 3 ст. 55 ХКУ. Подробнее об их расчете читайте в статьях: «Годовая финотчетность и курсовые разницы: как их рассчитывать субъектам микропредпринимательства» // «БН», 2013, № 40, с. 15; «Финотчетность за 2013 год: «без сучка, без задоринки» // «БН», 2014, № 3, с. 11.

Исходя из п. 3 разд. І  П(С)БУ 25 критерии рассчитывают на основании показателей за 2014 г. Однако в случае их превышения по результатам 1, 2 или 3 квартала 2015 г. субъект обязан перейти на «большой» формат и подавать финотчетность в соответствии с Н П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Особенности такого перехода разъяснялись в письме МФУ от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149 // «БН», 2015, № 3, с. 7.

(2) В соответствии с  п. 3.1 Инструкции № 286 среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей:

среднеучетного количества штатных работников;

среднего количества внешних совместителей;

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2014 г.: Дт 70–74 — Кт 79.

Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2014 г. равен 15,721016 грн. за 1 евро.

Подробнее о расчете этих критериев читайте в статье: «Годовая финотчетность и курсовые разницы: как их рассчитывать субъектам микропредпринимательства» // «БН», 2013, № 40, с. 15.

(4) Некоторые особенности имеет составление финотчетности субъектами малого предпринимательства, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства и являются плательщиками единого налога. Детально об этом мы расскажем ниже.

 

Какую финотчетность составляют единщики?

Вопросы с форматом составления квартальной финотчетности возникли только в отношении тех единщиков, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства.

Напомним, что таковыми считают лиц, у которых:

среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц;

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (31442032 грн).

Все субъекты микропредпринимательства давно уже составляют Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс). Кроме того, у них есть привилегия подачи финотчетности в органы статистики и ГФС только по результатам отчетного года ( п. 2 Порядка № 419).

А вот с единщиками, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства, возникла неопределенная ситуация. Так, приказом Минфина от 18.06.15 г. № 573 были внесены изменения в  П(С)БУ 25, которые вступили в силу с 24.07.15 г.*

* Подробнее об этих изменениях можно прочитать в статье «Бухучетные изменения: Минфин решил важные проблемы» // «БН», 2015, № 30, с. 13.

В числе прочего эти новшества предусматривали, что СМП — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, составляют Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс).

К ним относятся юридические лица — плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным п.п. 3 п. 291.4 НКУ, т. е. юрлица — плательщики единого налога группы 3 ( п. 44.2 НКУ). До этого указанные лица подавали Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м, 2-м).

В связи с этим возник вопрос: с какого периода юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства, должны перейти на составление Упрощенного финотчета?

Этот вопрос решил Минфин в письме от 21.08.15 г. № 31-11410-08-25/26881 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (правда, текста самого письма в открытом доступе нет, поэтому его можно расценивать только как некоторый ориентир).

В указанном письме Минфин сообщил, что в текущем году юрлица — единщики группы 3 (которые относятся к субъектам малого предпринимательства) самостоятельно выбирают, какую отчетную форму составлять — Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства или Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства. Однако уже со следующего года эти субъекты хозяйствования должны составлять Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства.

Такую либеральность Минфина можно объяснить тем, что ни П(С)БУ 25, ни другие нормативные акты не содержат процедуру перехода на составление «упрощенного» формата финотчетности в середине года. Посему, в отсутствие четкой регламентации, Минфин отдал эти вопросы «на откуп» самим предприятиям.

Вместе с тем мы рекомендуем указанным лицам все же перейти на составление Упрощенного финотчета с III квартала 2015 г. На то есть несколько причин.

Во-первых, в рассматриваемом случае изменились требования органа, который утверждает положения (стандарты) бухгалтерского учета (Минфина). И поскольку приказ № 573 вступил в силу с 24.07.15 г., то его нормы распространяются уже на финотчет, предоставляемый за III квартал 2015 года.

Во-вторых, условно считается, что формы № 1-мс, 2-мс «подстроены» под расчет единого налога. Так, в  п. 44.2 НКУ по этому поводу сказано, что: «Юридические лица — плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным подпунктом 3 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью учета объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику».

Причем никаких других регистров для учета единого налога у юрлиц — плательщиков единого налога группы 3 нет (Книги доходов и расходов они не ведут).

И хотя реально на основе показателей бухучета рассчитать единый налог никак не получится, привязка «единый налог — Упрощенный финотчет» есть. Соответственно, можно заключить, что единщики должны составлять именно данный отчет. Просто в свое время Минфин упустил это из вида.

В-третьих, для указанных лиц с 24.07.15 г. изменились требования к формированию учетной политики, которые подстроены под Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс). В частности, они теперь могут использовать упрощенную процедуру формирования статей финотчета из п. 8 раздела І П(С)БУ 25. Поэтому, если предприятие приняло решение внести изменения в учетную политику, ему лучше подавать Упрощенный финотчет.

Впрочем, предприятию предоставлено именно право применять «упрощенную» учетную политику, поэтому оно вполне может им не воспользоваться. То есть продолжать применять «обычную» учетную политику без «упрощений».

И, наконец, переформатировав финотчет за 9 месяцев, вы избавите себя от лишней работы по итогам года. Ведь даже если предприятие перейдет на Упрощенный финотчет с 2016 г., ему придется переформатировать показатели начиная с 2015 г. благодаря заполнению гр. 4 «На початок звітного року» ф. № 1-мс и гр. 4 «За попередній період» ф. № 2-мс.

Выводы

  • Не составлять квартальную финотчетность имеют право только плательщики налога на прибыль-«нулевщики». Остальные предприятия квартальную финотчетность составляют, но не все ее подают официальным органам.

  • В органы статистики не подают финотчетность за 9 месяцев субъекты микропредпринимательства. Остальные предприятия обязаны подать финотчетность в органы статистики не позднее 26.10.15 г.

  • В органы ГФС финотчетность за 9 месяцев подают только те лица, которые предоставляют Налоговую декларацию по налогу на прибыль за три квартала 2015 года. По нашему мнению, подавать квартальную финотчетность обязаны также субъекты малого предпринимательства (в том числе и микропредпринимательства). Эту финотчетность подают не позднее 09.11.15 г.

  • По мнению Минфина, юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства, могут в 2015 г. составлять либо Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс), либо Финотчет субъекта малого предпринимательства (ф. № 1-м, 2-м). С 2016 г. такие лица обязаны перейти на составление Упрощенного финотчета. Мы же считаем, что правильнее сделать такой переход уже с финотчета за 9 месяцев 2015 года.

Документы статьи

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше