Замена испорченных шин: правила учета 2015 года

В избранном В избранное
Печать
Жиленко Екатерина
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2015/№ 36
Шины служебного автомобиля повреждены, а нормативный пробег они еще не «откатали». Как учесть их замену: как ремонт (улучшение) с увеличением первоначальной стоимости авто или как текущие расходы?

Учет. До 01.01.15 г. вопрос замены «неотбегавших» автомобильных шин нужно было рассматривать с двух отдельных учетных сторон: бухгалтерской и налоговой. Но теперь налоговоприбыльный учет вплотную приблизили к бухгалтерскому, а значит, и в этом вопросе ориентируемся на бухучетные правила. Поэтому можете забыть о 10-процентном «ремонтном» лимите, как, впрочем, и о самом подходе налоговиков, гласившем, что такая преждевременная замена является не техническим обслуживанием, а ремонтом (улучшением) авто.

Все довольно просто: имеем дело с текущими расходами по месту эксплуатации автомобиля (производственные, общепроизводственные, административные, расходы на сбыт или прочие операционные).

Новые шины относим в состав запасов и учитываем на субсчете 207 «Запасные части».

При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списываем на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии ( п. 15 П(С)БУ 7), проводкой: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

Есть и другой вариант: стоимость шин попадает в расходы только в момент их списания ввиду непригодности. В таком случае до списания для учета шин в составе запасов (на складе) и в обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 открывают дополнительные субсчета, например, 2071 «Запасные части на складе и других местах хранения» и 2072 «Запасные части в обороте».

Первый вариант учета, по нашему мнению, логичнее и проще.

Оформление списания. Независимо от варианта учета шин порядок их списания одинаковый для обоих вариантов. То есть следует действовать согласно п. 7.5 Эксплуатационных норм № 488*: если во время эксплуатации пневматической шины возникли повреждения, с которыми дальнейшая эксплуатация и ремонт невозможны, составляют соответствующие акты списания (можно использовать типовую форму № З-2, утвержденную приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица, за которым числились испорченные шины. К актам списания поврежденных шин прилагают карточки учета пробега (наработки) пневматических шин ( приложение 5 к Эксплуатационным нормам № 488).

* Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488.

НДС. После того, как шины испортились, не «откатав» положенный километраж, они начинают использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования, а это влечет за собой проблемы в НДС-учете.

На сегодня п. 198.3 НКУ больше не содержит привязки к хозяйственной направленности использования активов. Однако в  п. 198.5 НКУ сохранились прежние нормы, согласно которым на дату использования товаров в нехозяйственной деятельности необходимо начислить налоговые обязательства по НДС. А это, по сути, обязывает предприятия продолжать подтверждать связь приобретенных товаров (услуг) с хозяйственной деятельностью.

По испорченным шинам подтвердить связь с хоздеятельностью вряд ли удастся. Поэтому выходит, что испорченные шины, которые не «откатали» пробег, налоговики вполне могут признать испорченными ТМЦ. А это влечет за собой необходимость начислить НО для компенсации ранее отраженного НК. И крыть такую карту, откровенно говоря, нечем. При этом начислить НО придется исходя из стоимости приобретения шин ( п. 189.1 НКУ).

Внимание! Начислять НО нужно только в том случае, если НДС по испорченным шинам попал в НК. Если шины купили без НДС, то есть у неплательщика НДС, то начислять НО не нужно (см. письмо ГФСУ от 07.08.15 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17).

Полезные советы по учету автомобильной деятельности вы найдете в наших статьях «Аренда авто у физлица: нюансы оформления и налогообложения» («БН», 2015, № 24, с. 30), «Топливо по талонам: проблемы АЗС», «Отработанные масла на предприятии: правила использования и утилизации», «Покатушки» на автомобиле работника: как лучше оформить?» («БН», 2015, № 31, с. 31, 35, 39), «Передать талоны дяде?..» БН», 2015, № 32, с. 16) и почту «Нормы списания топлива для новых автомобилей: определяем правильно!» («БН», 2015, № 12, с. 45).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить