Проверка на пороге: кого ждать в условиях моратория

В избранном В избранное
Печать
Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.zhylenko @id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2015/№ 38
В первой половине 2015 года действовало сразу два моратория на проверки, прописанных законами № 71 и № 76. Действие последнего ушло в историю вместе с последним днем июня. С тех пор госорганы разделились на два лагеря: первый — за распространение моратория по Закону № 71 на все госорганы, второй — против, ведь, по их мнению, этот мораторий только для налоговиков. Кто прав? Какие госорганы можно пускать «на чай» только при наличии веских на то оснований? Давайте разбираться вместе. Заодно обсудим последние «проверочные» новации, которые подарил нам Закон № 655.

Моратории-2015

Для начала напомним, что с начала 2015 года действовало 2 моратория.

Первый — согласно п. 8 разд. III Закона № 76: продлили мораторий на проверки всех госорганов, кроме ГФСУ и Госфининспекции, действовавший в августе — декабре 2014 года согласно ст. 31 Закона о госбюджете-2014. Так, в течение января — июня 2015 года указанные госорганы могли проверять предприятия, учреждения, организации и ФЛП исключительно с разрешения КМУ или по заявке самого хозсубъекта.

Второй — согласно п. 3 разд. II Закона № 71. Одновременно с первым появился еще один мораторий, но с большим количеством условий и исключений: в 2015 и 2016 годах контролирующие органы могут проверять хозсубъектов с объемом дохода за прошлый год до 20 млн грн. исключительно с разрешения КМУ или по заявке самого хозсубъекта, согласно решению суда или требованиям УПК. При этом еще есть исключения, которые позволяют налоговикам проводить проверки некоторых хозсубъектов (о них ниже).

Есть еще и третий мораторий, о котором многие забыли ввиду ажиотажа вокруг первых двух. Третий мораторий прописан Законом № 4448 и действует с 07.04.14 г., причем бессрочно. Он запрещает контролерам, за исключением некоторых (в частности, Государственная санэпидемслужба, Госинспекция по труду), проводить внеплановые проверки ФЛП (единоналожников и общесистемщиков) и ЮРЕНов, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и деятельность которых отнесена к средней или низкой степени риска согласно Закону о проверках. Однако на период действия первых двух мораториев «исключительные» госорганы из третьего моратория не могут свободно проводить внеплановые проверки. Они должны соблюдать общие требования: получить разрешение КМУ, заявление хозсубъекта и пр.

Подробнее о «дружбе мораториев» вы можете прочесть в «БН», 2015, № 6, с 38.

Быть или не быть мораторию

Итак, первый мораторий свое отжил, а второй продолжает действовать до конца 2016 года. В чем же проблема? А в том, что Закон № 71 имели неосторожность назвать «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы».

В этой связи многие специалисты пришли к выводу, что прописанный им мораторий касается только налоговиков. Так, в частности, Госпотребинспекция Украины и Государственная санэпидемслужба Украины считают, что никаких ограничений по проведению проверок на сегодня нет. Есть более осторожные госорганы: Госгорпромнадзор и Фонд «несчастного случая» не спешат проверять хозсубъектов с годовым доходом за 2014 год до 20 млн грн. А вот Госпредпринимательства и вовсе «за справедливость»: по ее мнению, мораторий продолжается, ведь п. 3 разд. II Закона № 71 не внес поправки в НКУ, а ввел самостоятельную норму. Подробнее о позиции каждого госоргана вы можете узнать из табл. 1 на с. 20.

Наша позиция: мы согласны с Госпредпринимательства и полагаем, что мораторий, установленный Законом № 71, действует для всех контролирующих органов, а не только для налоговиков. Правило действия моратория вы можете увидеть на схеме ниже. Но будьте внимательны: одно из двух исключений из моратория не актуально. Подробности — далее.

Мораторий на 2015 — 2016 годы по Закону № 71

РРО-мораторий

Действующий мораторий имеет два исключения: первое описано в схеме, а второе касается ЧПЕНов, использующих РРО. Так вот, второе исключение утратило актуальность. Дело в том, что это исключение разрешает с 01.07.15 г. проверять ЧПЕНов групп 2 и 3 по РРО-вопросам, кроме тех, которые ведут деятельность на рынках, продают товары в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети (за исключением единоналожников, которые начали использовать РРО с 01.01.15 г. до 30.06.15 г. и потому освобождены от проверок до 01.01.17 г. согласно п. 28 подразд. 10 разд. XX НКУ). На момент введения моратория предполагалось, что ЧПЕНы групп 2 и 3 перейдут на обязательное применение РРО с 01.01.16 г. и 01.07.15 г. соответственно. Однако в последний момент все поменялось. Закон № 569 перекроил состав единоналожников, которые могут не применять РРО. Главным критерием стал объем дохода за календарный год в 1 млн грн. Подробнее об этом читайте в статьях «Миллион для целей применения РРО» («БН», 2015, № 33, с. 32), «РРО и группа 2 единоналожников» и «ФЛП на ЕН группы 3 и РРО: детали» («БН», 2015, № 34 — 35, с. 41 и 43).

Так что по этому РРО-исключению проверять ЧПЕНов формально нельзя. То есть к ним могут прийти с проверкой в обход моратория только по первому исключению (по вопросам лицензий, НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС или если хозсубъект работает с подакцизными товарами).

Будьте осторожны: не исключено, что налоговики перековеркают РРО-исключение из моратория на свой лад: дескать, проверим по сути исключения, то есть тех ЧПЕНов групп 2 и 3, которые должны применять/применяют РРО.

Таблица 1. Мнение госорганов в вопросе применения моратория по Закону № 71

Госорган, номер документа

Позиция

Комментарий

Госпредпринимательства Украины

Разъяснения на официальном сайте

http://www.dkrp.gov.ua/info/4463,

http://www.dkrp.gov.ua/info/4567

Пункт 3 разд. II Закона № 71 «не является изменением или дополнением к Налоговому кодексу Украины, пусть название Закона никого не вводит в заблуждение. Это положение создает вполне самостоятельную норму, которая распространяется на все без исключения контролирующие органы».

Госэкоинспекция, Госсельхозинспекция, Госавиаслужба, ФВПТ, ПФУ проигнорировали мораторий и даже в обход Закона № 76 проводили проверки во время действия моратория

Госпредпринимательства настаивает на том, что действие моратория продолжается в силу Закона № 71. Мы полностью поддерживаем такую позицию. Этот мораторий распространяется на все контролирующие органы, а не только на ГФСУ

Фонд «несчастного случая»

Письмо от 27.07.15 г. № 964-07-2

При планировании проверок на 2015 год в первую очередь рекомендовано проверять предприятия с объемом дохода 20 млн грн. за предыдущий год.

Объем дохода определяется на основании сведений о распределении численности работников, годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности

Фонд «несчастного случая» осторожничает и скорее всего признает действие моратория, прописанного Законом № 71.

ГФСУ в  письме от 28.01.15 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 для целей проведения

 

за предыдущий календарный год (показатель «Объем реализованной продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизного налога)»). В случае необходимости уточнения данных рекомендовано обращаться в терорганы ГФС, которые имеют информацию на основании данных декларации по налогу на прибыль, а по юрлицам — плательщикам ФСН — на основании данных расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства

проверок в 2015 году рекомендовала определять объем дохода по данным декларации по налогу на прибыль за 2014 год («БН», 2015, № 6, с. 14)

Госгорпромнадзор Украины

Письмо от 02.09.15 г. № 4315/0/5.1-05/6/15

Госинспекция Украины по труду (правопреемник Госгорпромнадзора) обратилась к Минэкономразвития, Госрегуляторной службе и ГФСУ за разъяснением. Минэкономразвития и ГФСУ полагают, что Закон № 71 предназначен для налоговиков, а Госрегуляторная служба — то, что мораторий продолжает распространяться на все контролирующие органы.

Госинспекция по труду обратилась к Минюсту, а до получения консультации проверяют по вопросам труда и промышленной безопасности только хозсубъектов с доходом более 20 млн грн. за прошлый год

Госинспекция по труду повела себя осторожно: заручилась позицией многих министерств и служб, а до решения спорного вопроса не проверяет лиц, которых защищает мораторий

Государственная санэпидемслужба Украины

Письмо от 03.09.15 г. № 08.21-185/20-П

«Законодательный акт, который бы устанавливал мораторий на проверки субъектов хозяйствования органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, на сегодня не принят»

Эти госорганы мораторий не признают. Закон № 71 «в упор не замечают»

Госпотребинспекция Украины

Письмо от 03.09.15 г. № 2062-8-11/8

Ограничения, предусмотренные Законом № 76, на сегодня не действуют в связи с окончанием установленного срока

Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям

Письмо от 04.09.15 г. № 02-13105/261

Госслужба по ЧС, процитировав «антипроверочную» норму Закона № 71, сообщила о  распоряжении КМУ от 14.05.15 г. № 476-р, которым утвержден план проводимых ею проверок

Очевидно, план действий, утвержденный распоряжением КМУ, Госслужба по ЧС принимает за разрешение проводить проверки. Однако такое разрешение им дал КМУ отдельным распоряжением от 28.01.15 г. № 317-р на апрель — июнь 2015 года

ГФСУ

Письмо от 06.05.15 г. № 16102/7/99-99-15-02-02-17, консультации из категорий 136.06, 138.01 ЗІР

Ограничение касается всех видов проверок, в том числе камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль указанных субъектов хозяйствования.

В период действия моратория ответственность за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности и за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов применяется к тем налогоплательщикам, на которых не распространяется мораторий, установленный Законом № 71

Налоговики невероятно строги к самим себе. Они открестились даже от камеральных проверок, которые вовсе не тревожат налогоплательщиков. Более того, хозсубъектов, которые попали под «крыло» моратория, ГФСУ «освободила» от штрафов за неподачу деклараций и несвоевременную уплату налогов. Но такую щедрость налоговой души нужно принимать с осторожностью. Очевидно, фискалы просто закрывают глаза на время моратория, а после его истечения наверстают упущенное (начислят все штрафы)

 

«Проверочные» новации

С 01.09.15 г. вступил в силу Закон № 655, который подкорректировал НКУ, в том числе в «проверочных» вопросах. Детальнее об этом вы можете прочесть в «БН», 2015, № 33, с. 29.

ГФСУ в  письме от 28.08.15 г. № 32067/7/99-99-22-04-02-17 оперативно предоставила разъяснение по практическому применению «проверочных» новаций.

«Уголовные» НУР. Из НКУ исключили нормы, которые предусматривали спецправила принятия НУР по итогам уголовного производства ( пп. 54.3.4, 58.4 и  86.9 НКУ). Вместо этого в п. 36 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прописали особые правила для случаев, когда уголовное производство было начато до 01.09.15 г.

Фискалы разъяснили, когда будут применяться общие правила принятия НУР по итогам уголовного производства (см. табл. 2).

Таблица 2. Сроки принятия НУР по итогам уголовного производства

Дата начала уголовного производства

Дата начала и окончания проверки

Сроки принятия НУР

До 01.09.15 г.

• начата и окончена до 01.09.15 г.,

• начата до 01.09.15 г., окончена после этой даты;

• начата и окончена после 01.09.15 г.

Спецсроки: в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего вступившего в законную силу судебного решения (обвинительный приговор, постановление о закрытии уголовного производства по нереабилитирующим основаниям)

После 01.09.15 г.

Начата до/после 01.09.15 г.

Общие сроки: в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки

 

Новые НУР. Закон № 655 ввел новое основание для вручения НУР: по результатам проверки контролирующий орган установил факт занижения или завышения суммы налоговых обязательств или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС, кроме случаев, когда указанное занижение или завышение учтено при вынесении других НУР по результатам проверки. По сути речь идет о дополнительном НУР за период, который уже проверялся ранее.

ГФСУ докладывает, что для этих целей разрабатывают новую форму НУР. Но учтите: согласно п. 2.1 разд. II Порядка № 1236 контролеры составляют НУР, в частности, в случаях, когда по результатам проверки выявлено занижение или завышение суммы налоговых обязательств налогоплательщика, суммы бюджетного возмещения и/или завышение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах. Поэтому принимать отдельное НУР нужно будет только, когда выявленные нарушения не учтены при вынесении других НУР, например, по формам «Р», «В1», «В2», «В3», «В42, «П».

Приказ на проверку. В п. 81.1 НКУ расписано, что именно должно быть в приказе на проведение проверки:

• дата его выдачи;

• наименование контролирующего органа;

• наименование и реквизиты субъекта (Ф. И. О. проверяемого физлица-налогоплательщика);

• для проведения проверки в другом месте — адрес объекта, проверка которого проводится;

• цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для проведения проверки, определенные НКУ;

• дата начала и продолжительность проверки;

• период деятельности, который будет проверяться.

Налоговики акцентируют внимание на том, что такой приказ дополнительно к информации, приведенной в Методрекомендациях № 22, должен содержать информацию относительно периода деятельности, который будет проверяться. Поэтому внимательно изучайте приказ на проведение проверки.

Меняем невыездную проверку на выездную. Налогоплательщик может письменно обратиться и заменить невыездную документальную проверку на документальную выездную ( п. 79.5 НКУ), например, когда налоговикам нужно предоставить много первичных документов. Контролирующий орган, получив обоснованное обращение с просьбой о замене, рассматривает вопрос о возможности выездной проверки (с учетом состояния налогоплательщика, наличия или отсутствия его по местонахождению (месту жительства), отсутствия других обстоятельств, которые делают невозможным надлежащее проведение выездной документальной проверки) и о результатах рассмотрения письменно уведомляет налогоплательщика. При этом фискалы должны переоформить все свои документы под выездную проверку, в частности, приказ.

Выводы

  • Срок действия моратория на проверки, введенного Законом № 76, истек 30.06.15 г., однако продолжает действовать его «собрат» — мораторий, введенный Законом № 71 на 2015 — 2016 годы.

  • Мы согласны с позицией Госпредпринимательства: мораторий по Закону № 71 действует для всех контролирующих органов, а не только для налоговиков.

  • Проверки хозсубъектов с доходом за прошлый год до 20 млн грн. возможны только при наличии разрешения КМУ, заявки самого хозсубъекта, решения суда, требований УПК.

  • Без ограничений могут проверить хозсубъектов, которые ввозят в Украину и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары, а также любых хозсубъектов по вопросам наличия лицензии, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС. РРО-исключение не действует.

Документы и сокращения статьи

УПК — Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.12 г. № 4651-VI.

Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.14 г. № 76-VIII.

Закон о госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.14 г. № 719-VII.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.12 г. № 4448-VI.

Закон № 655 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» от 17.07.15 г. № 655-VIII.

Порядок № 1236 — Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденный приказом Минфина Украины от 28.11.12 г. № 1236.

Методрекомендации № 22 — Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГФСУ от 31.07.14 г. № 22.

ФВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Фонд «несчастного случая» — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний Украины.

НУР — налоговое уведомление-решение.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить