Финотчетность неприбыльных организаций

В избранном В избранное
Печать
Карпова Влада
Бухгалтерская неделя Февраль, 2016/№ 8
Подскажите, какую финотчетность составляют неприбыльные организации и куда ее подают?

Неприбыльные организации являются юридическими лицами, поэтому они обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству ( ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете). К сожалению, на данный момент возникла несогласованность нормативных актов в части формата составления финотчетности неприбыльщиками.

Так, Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций» от 17.07.15 г. № 652-VIII, среди прочего, были внесены изменения в  ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете. Согласно обновленным нормам неприбыльные предприятия, учреждения и организации наряду с субъектами малого предпринимательства (СМП) и представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности подают сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах.

Из этого следует, что неприбыльные организации тоже должны подавать финотчетность согласно П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». В то же время указанные нормы вступили в силу с 13.08.15 г., а последние изменения, которые вносились в  П(С)БУ 25,— с 24.07.15 г. Таким образом, Минфин до сих пор не подкорректировал нормы П(С)БУ 25 под новые условия подачи финотчетности неприбыльными организациями.

И все же приоритет в данном вопросе имеет Закон о бухучете, поэтому мы считаем, что неприбыльные организации должны за 2015 год составлять сокращенную финотчетность согласно П(С)БУ 25. По всей видимости, они должны по общим правилам подавать Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м и № 2-м), хотя полной ясности в этом вопросе тоже нет. Напомним, что согласно п.п. 2 п. 2 разд. І П(С)БУ 25 Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс) подают только СМП — юридические лица:

1) которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством (юридические лица — плательщики единого налога 3 группы);

2) которые соответствуют критериям микропредпринимательства.

Неприбыльные организации не ведут предпринимательской деятельности, однако субъектами хозяйствования считаются ( ст. 52, 53, 131 ХКУ).

Согласно ч. 3 ст. 55 ХКУ субъектами микропредпринимательства являются юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых:

• среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек;

• годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Большинство неприбыльных организаций, в принципе, вписываются в эти критерии, однако из системного прочтения ХКУ можно понять, что к СМП и к субъектам микропредпринимательства они не относятся.

Так, в  п.п. 1 ч. 2 ст. 55 ХКУ сказано, что субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с ГКУ, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ХКУ, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке. В то же время применительно к неприбыльным организациям в  ст. 131 ХКУ используется другой термин — «неприбыльная хозяйственная деятельность».

Поэтому мы считаем, что неприбыльные организации не могут считаться субъектами микропредпринимательства (поскольку они вообще не ведут предпринимательскую деятельность). По этой причине в  ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете разграничены СМП и неприбыльные организации.

Подытожим: исходя из изложенного, можно заключить, что неприбыльные организации составляют Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м и  2-м).

Поскольку неприбыльщики не относятся к субъектам микропредпринимательства, на них не распространяются исключения в части подачи в госорганы только годовой финотчетности, предусмотренной для СМП ( ч. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, далее — Порядок № 419).

Поэтому получается, что неприбыльные организации по общим правилам обязаны ежеквартально предоставлять в органы статистики Финансовый отчет СМП (не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Годовую финотчетность за 2015 год неприбыльные организации подают в органы статистики не позднее 29.02.16 г. (предельный срок 28.02 приходится на воскресенье и переносится на первый после выходного день согласно ч. 10 Порядка № 419).

В налоговые органы неприбыльщики, которые не являются плательщиками налога на прибыль, финотчетность не подают. Это следует из  п. 46.2 НКУ, где сказано, что неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 этого Кодекса, подают отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной налоговой политики, в сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий.

Как видим, о подаче финотчетности здесь не говорится. А из п.п. 133.4.3 НКУ следует, что квартальную финотчетность вместе с налоговой отчетностью по налогу на прибыль неприбыльщики подают только в случае нарушения условий, при которых они не уплачивают налог на прибыль.

В остальных случаях неприбыльщики финотчетность налоговым органам подавать не должны, что подтверждают и сами контролеры (см. письмо Главного управления ГФСУ в Запорожской области от 04.02.16 г. № 391/10/08-01-15-02-11).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить