Кто подает финотчет СМП
Приказом № 573 (вступил в силу с 24.07.15 г.) были внесены поправки в П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». В результате перераспределились лица, которые подают упрощенный и «обычный» финотчеты СМП.
Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс «Баланс» и ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах») составляют:
1) СМП — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством. Согласно действующей редакции п. 44.2 НКУ это плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным п.п. 3 п. 291.4 НКУ (группа 3).
Неопределенная ситуация сложилась с составлением Упрощенного финотчета СМП плательщиками налога на прибыль — «нулевщиками». Напомним: до 01.01.15 г. состав таких лиц регулировался п. 154.6 НКУ (в редакции до 01.01.15 г.), а с 01.01.15 г. они указаны в п. 16 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Ранее в п. 44.2 НКУ (в редакции, действовавшей до 01.01.15 г.) предусматривалось, что «нулевщики» также должны вести упрощенный бухучет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения, в связи с чем они составляли Упрощенный финотчет СМП. В действующей редакции п. 44.2 НКУ уже не указано, что «нулевщики» ведут упрощенный бухучет, в связи с чем формально под критерии для подачи Упрощенного финотчета СМП они уже не подпадают. Мы считаем, что «нулевщики» по-прежнему имеют право составлять Упрощенный финотчет, поскольку такое право им было предоставлено изначально. С этим соглашаются и контролеры в подкатегории 102.20.02 ЗІР ГФСУ;
2) СМП — юридические лица, которые соответствуют критериям микропредпринимательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам микропредпринимательства относят юрлиц, у которых:
• среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц*;
* Рассчитывается в соответствии с п. 3.1 Инструкции № 286 (с учетом штатных работников, внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам).
• годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (48477916 грн.)**.
** Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2015 год: Дт 70-74 — Кт 79. Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2015 год равен 24,238958 грн. за 1 евро.
Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м «Баланс», ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах») составляют:
1) СМП — юридические лица (кроме тех, которые составляют Упрощенный финотчет СМП), а именно юрлица, у которых (ч. 3 ст. 55 ХКУ):
• среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц;
• годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (242389580 грн.);
2) представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Основные изменения в составе лиц, подающих «малую» финотчетность, в 2015 году состояли в том, что Упрощенный финотчет СМП должны подавать все юрлица, относящиеся к 3 группе плательщиков единого налога, а до внесения поправок такое право имели только СМП-юрлица, которые соответствовали критериям микропредпринимательства.
В связи с этим возник вопрос: с какого периода юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), должны перейти на составление Упрощенного финотчета СМП?
П(С)БУ 25 не регламентирует процедуру перехода на составление «упрощенного» формата финотчета в середине года, поэтому данный вопрос предприятие вправе решать по собственному усмотрению. Однако с 2016 года эти субъекты хозяйствования должны составлять Упрощенный финотчет СМП.
Мы же считаем, что всем единщикам, в том числе и тем, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства, за 2015 год следует составлять именно Упрощенный финотчет СМП. На то есть несколько причин.
Во-первых, изменились требования органа, который утверждает П(С)БУ, поэтому их следует соблюдать уже при подаче финотчета за тот год, в котором изменения вступили в силу.
Во-вторых, подстраивать показатели 2015 года под новый формат все равно придется, так как в финотчете за 2016 год (который уже обязательно следует подавать по ф. № 1-мс и ф. № 2-мс) придется приводить сопоставимые данные за 2015 год (заполнять гр. 4 «На початок звітного року» ф. № 1-мс и гр. 4 «За попередній період» ф. № 2-мс).
В-третьих, с 24.07.15 г. изменились требования к формированию учетной политики, которые подстроены под Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс).
По мнению Минфина, если юрлицо по результатам деятельности в течение года утратило признаки СМП, которому разрешено составлять Упрощенный финотчет СМП, и соответствует признакам СМП, которому разрешено составлять финотчет СМП, оно составляет финотчет СМП за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года (письмо от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149).
Если же юрлицо по результатам деятельности на протяжении года утратило все признаки соответствия критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25, за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года, оно составляет финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
Заметим также, что если СМП применяют МСФО, они составляют «полный» комплект финотчетности в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 (п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 1).
Порядок предоставления финотчетности
СМП подают годовую финотчетность в органы статистики, а плательщики налога на прибыль — еще и в органы ГФСУ.
В органы статистики финотчет предоставляют не позже 28 февраля следующего за отчетным года ( п. 5 Порядка № 419). С учетом «празднично-выходного» переноса ( п. 10 Порядка № 419) за 2015 год его нужно подать не позднее 29.02.16 г., одним из следующих способов ( п. 4 Порядка № 419)*:
• лично,
• по почте,
• в электронном виде**.
* Особенности предоставления финотчетности для лиц, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО, рассматривались в «БН», 2016, № 3, с. 10.
** Информация о предоставлении финотчетности в электронном виде размещена на сайте Госслужбы статистики (http://www.ukrstat.gov.ua/).
Датой предоставления финотчетности является день фактической передачи финотчетности по назначению, при пересылке ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419). Факт получения финотчетности в электронном виде подтверждает получение квитанции № 2.
В органы ГФСУ финотчетность подают плательщики налога на прибыль вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий ( п. 46.2 НКУ). Предельный срок подачи декларации и финотчетности для годовых плательщиков — 29.02.16 г.
Лица, которые подавали декларацию за три квартала 2015 г., должны предоставить декларацию и финотчетность в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем 2015 года, т. е. не позднее 09.02.16 г. ( пп. 49.18.2, 49.19 НКУ). Хотя налоговики почему-то настаивают на подаче декларации «квартальщиками» до 09.02.16 г. ( письмо ГФСУ от 04.01.16 г. № 102/7/99-99-19-02-01-17 (ср. ), консультация в категории 102.20.01 ЗІР ГФСУ).
Особенности составления годовой финотчетности
«Малую» финотчетность составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25). Остальные требования к составлению финотчетности мы рассматривали в «БН», 2016, № 3, с. 10.
Все лица, подающие Упрощенный финотчет СМП, могут (а не обязаны!) использовать в учетной политике следующие упрощения ( п. 8 разд. І П(С)БУ 25):
• учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;
• не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на оплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;
• текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.
До 24.07.15 г. эти привилегии были только у «нулевщиков».
Если предприятие воспользовалось указанными привилегиями и внесло соответствующие изменения в учетную политику, за 2015 год Упрощенный финотчет СМП следует подавать уже исходя из этих принципов. Порядок внесения таких изменений в учетную политику мы рассматривали в статье «Финотчет субъектов малого предпринимательства: внедряем изменения» // «БН», 2015, № 33, с. 13.
Сейчас обратим лишь внимание на то, что изменение в учетной политике применяют начиная с начала текущего года ( ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). Поэтому если предприятие решило внести изменения в учетную политику, оно должно их применять как минимум начиная с 01.01.15 г.
Заметим также, что при внесении поправок в П(С)БУ 25 Минфин исключил из п. 8 разд. І П(С)БУ 25 устаревшую норму о том, что «нулевщики» должны признавать расходы и доходы с учетом требований НКУ и относить суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финрезультат после налогообложения. Ведь с 01.01.15 г. такие лица определяют доходы-расходы исключительно по бухучетным правилам.
В связи с этим следовало вообще бы убрать из ф. № 2-мс стр. 2310 «Витрати (доходи), які зменшують (збільшують) фінансовий результат після оподаткування». Но поскольку Минфин этого не сделал, следует исходить из того, что в финотчете за 2015 год указанную строку заполнять не нужно. Впрочем, «нулевщики» могут отразить в гр. 4 ф. № 2-мс соответствующие данные за 2014 год, но никакой полезной (сопоставимой) информации они не привнесут.
Исходя из этого, в Упрощенном финотчете СМП за 2015 год показатель стр. 2350 «Чистий прибуток (збиток) (2290 - 2300 - (+) 2310)» следует определять как разницу между стр. 2290 «Фінансовий результат до оподаткування (2280 - 2285)» и стр. 2300 «Податок на прибуток».
Выводы
Упрощенный финотчет СМП подают юрлица — плательщики единого налога группы 3 и субъекты микропредпринимательства. Налоговики считают, что этот финотчет составляют и «нулевщики».
Финотчет СМП составляют СМП-юрлица (кроме тех, которые составляют Упрощенный финотчет СМП) и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Юрлицам-единщикам группы 3, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), мы рекомендуем подать за 2015 год Упрощенный финотчет СМП, хотя ясности в этом вопросе пока нет.
В органы статистики финотчетность предоставляют не позднее 29.02.16 г.
В органы ГФСУ квартальные плательщики налога на прибыль — не позднее 09.02.16 г., а годовые — не позднее 29.02.16 г.
Документы и сокращения статьи
Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
Приказ № 573 — приказ Минфина Украины «Об утверждении изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 18.06.15 г. № 573.
Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.
СМП — субъекты малого предпринимательства.