Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность СМП за 2015 год: основные моменты

Карпова Влада, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
В 2015 году произошли пертурбации в части состава лиц, подающих «малую» финотчетность. Причем, внедряя эти новшества, Минфин не позаботился о корректировке Упрощенного финотчета СМП, в связи с чем возникли проблемы. О том, как их решить, мы расскажем в статье.

Кто подает финотчет СМП

Приказом № 573 (вступил в силу с 24.07.15 г.) были внесены поправки в  П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». В результате перераспределились лица, которые подают упрощенный и «обычный» финотчеты СМП.

Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс «Баланс» и  ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах») составляют:

1) СМП — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством. Согласно действующей редакции п. 44.2 НКУ это плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным п.п. 3 п. 291.4 НКУ (группа 3).

Неопределенная ситуация сложилась с составлением Упрощенного финотчета СМП плательщиками налога на прибыль — «нулевщиками». Напомним: до 01.01.15 г. состав таких лиц регулировался п. 154.6 НКУ (в редакции до 01.01.15 г.), а с 01.01.15 г. они указаны в  п. 16 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Ранее в  п. 44.2 НКУ (в редакции, действовавшей до 01.01.15 г.) предусматривалось, что «нулевщики» также должны вести упрощенный бухучет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения, в связи с чем они составляли Упрощенный финотчет СМП. В действующей редакции п. 44.2 НКУ уже не указано, что «нулевщики» ведут упрощенный бухучет, в связи с чем формально под критерии для подачи Упрощенного финотчета СМП они уже не подпадают. Мы считаем, что «нулевщики» по-прежнему имеют право составлять Упрощенный финотчет, поскольку такое право им было предоставлено изначально. С этим соглашаются и контролеры в подкатегории 102.20.02 ЗІР ГФСУ;

2) СМП — юридические лица, которые соответствуют критериям микропредпринимательства.

В соответствии с  ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам микропредпринимательства относят юрлиц, у которых:

• среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц*;

* Рассчитывается в соответствии с  п. 3.1 Инструкции № 286 (с учетом штатных работников, внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам).

• годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (48477916 грн.)**.

** Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2015 год: Дт 70-74 — Кт 79. Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2015 год равен 24,238958 грн. за 1 евро.

Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м «Баланс», ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах») составляют:

1) СМП — юридические лица (кроме тех, которые составляют Упрощенный финотчет СМП), а именно юрлица, у которых (ч. 3 ст. 55 ХКУ):

• среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц;

• годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (242389580 грн.);

2) представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Основные изменения в составе лиц, подающих «малую» финотчетность, в 2015 году состояли в том, что Упрощенный финотчет СМП должны подавать все юрлица, относящиеся к 3 группе плательщиков единого налога, а до внесения поправок такое право имели только СМП-юрлица, которые соответствовали критериям микропредпринимательства.

В связи с этим возник вопрос: с какого периода юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), должны перейти на составление Упрощенного финотчета СМП?

П(С)БУ 25 не регламентирует процедуру перехода на составление «упрощенного» формата финотчета в середине года, поэтому данный вопрос предприятие вправе решать по собственному усмотрению. Однако с 2016 года эти субъекты хозяйствования должны составлять Упрощенный финотчет СМП.

Мы же считаем, что всем единщикам, в том числе и тем, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства, за 2015 год следует составлять именно Упрощенный финотчет СМП. На то есть несколько причин.

Во-первых, изменились требования органа, который утверждает П(С)БУ, поэтому их следует соблюдать уже при подаче финотчета за тот год, в котором изменения вступили в силу.

Во-вторых, подстраивать показатели 2015 года под новый формат все равно придется, так как в финотчете за 2016 год (который уже обязательно следует подавать по ф. № 1-мс и ф. № 2-мс) придется приводить сопоставимые данные за 2015 год (заполнять гр. 4 «На початок звітного року» ф. № 1-мс и гр. 4 «За попередній період» ф. № 2-мс).

В-третьих, с 24.07.15 г. изменились требования к формированию учетной политики, которые подстроены под Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс).

По мнению Минфина, если юрлицо по результатам деятельности в течение года утратило признаки СМП, которому разрешено составлять Упрощенный финотчет СМП, и соответствует признакам СМП, которому разрешено составлять финотчет СМП, оно составляет финотчет СМП за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года (письмо от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149).

Если же юрлицо по результатам деятельности на протяжении года утратило все признаки соответствия критериям, приведенным в  п. 2 разд. I П(С)БУ 25, за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года, оно составляет финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».

Заметим также, что если СМП применяют МСФО, они составляют «полный» комплект финотчетности в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 (п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

Порядок предоставления финотчетности

СМП подают годовую финотчетность в органы статистики, а плательщики налога на прибыль — еще и в органы ГФСУ.

В органы статистики финотчет предоставляют не позже 28 февраля следующего за отчетным года ( п. 5 Порядка № 419). С учетом «празднично-выходного» переноса ( п. 10 Порядка № 419) за 2015 год его нужно подать не позднее 29.02.16 г., одним из следующих способов ( п. 4 Порядка № 419)*:

• лично,

• по почте,

• в электронном виде**.

* Особенности предоставления финотчетности для лиц, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО, рассматривались в «БН», 2016, № 3, с. 10.

** Информация о предоставлении финотчетности в электронном виде размещена на сайте Госслужбы статистики (http://www.ukrstat.gov.ua/).

Датой предоставления финотчетности является день фактической передачи финотчетности по назначению, при пересылке ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419). Факт получения финотчетности в электронном виде подтверждает получение квитанции № 2.

В органы ГФСУ финотчетность подают плательщики налога на прибыль вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий ( п. 46.2 НКУ). Предельный срок подачи декларации и финотчетности для годовых плательщиков — 29.02.16 г.

Лица, которые подавали декларацию за три квартала 2015 г., должны предоставить декларацию и финотчетность в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем 2015 года, т. е. не позднее 09.02.16 г. ( пп. 49.18.2, 49.19 НКУ). Хотя налоговики почему-то настаивают на подаче декларации «квартальщиками» до 09.02.16 г. ( письмо ГФСУ от 04.01.16 г. № 102/7/99-99-19-02-01-17 (ср. ), консультация в категории 102.20.01 ЗІР ГФСУ).

Особенности составления годовой финотчетности

«Малую» финотчетность составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25). Остальные требования к составлению финотчетности мы рассматривали в «БН», 2016, № 3, с. 10.

Все лица, подающие Упрощенный финотчет СМП, могут (а не обязаны!) использовать в учетной политике следующие упрощения ( п. 8 разд. І П(С)БУ 25):

• учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

• не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на оплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

• текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

До 24.07.15 г. эти привилегии были только у «нулевщиков».

Если предприятие воспользовалось указанными привилегиями и внесло соответствующие изменения в учетную политику, за 2015 год Упрощенный финотчет СМП следует подавать уже исходя из этих принципов. Порядок внесения таких изменений в учетную политику мы рассматривали в статье «Финотчет субъектов малого предпринимательства: внедряем изменения» // «БН», 2015, № 33, с. 13.

Сейчас обратим лишь внимание на то, что изменение в учетной политике применяют начиная с начала текущего года ( ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). Поэтому если предприятие решило внести изменения в учетную политику, оно должно их применять как минимум начиная с 01.01.15 г.

Заметим также, что при внесении поправок в П(С)БУ 25 Минфин исключил из п. 8 разд. І  П(С)БУ 25 устаревшую норму о том, что «нулевщики» должны признавать расходы и доходы с учетом требований НКУ и относить суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финрезультат после налогообложения. Ведь с 01.01.15 г. такие лица определяют доходы-расходы исключительно по бухучетным правилам.

В связи с этим следовало вообще бы убрать из ф. № 2-мс стр. 2310 «Витрати (доходи), які зменшують (збільшують) фінансовий результат після оподаткування». Но поскольку Минфин этого не сделал, следует исходить из того, что в финотчете за 2015 год указанную строку заполнять не нужно. Впрочем, «нулевщики» могут отразить в гр. 4 ф. № 2-мс соответствующие данные за 2014 год, но никакой полезной (сопоставимой) информации они не привнесут.

Исходя из этого, в Упрощенном финотчете СМП за 2015 год показатель стр. 2350 «Чистий прибуток (збиток) (2290 - 2300 - (+) 2310)» следует определять как разницу между стр. 2290 «Фінансовий результат до оподаткування (2280 - 2285)» и стр. 2300 «Податок на прибуток».

Выводы

  • Упрощенный финотчет СМП подают юрлица — плательщики единого налога группы 3 и субъекты микропредпринимательства. Налоговики считают, что этот финотчет составляют и «нулевщики».

  • Финотчет СМП составляют СМП-юрлица (кроме тех, которые составляют Упрощенный финотчет СМП) и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

  • Юрлицам-единщикам группы 3, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), мы рекомендуем подать за 2015 год Упрощенный финотчет СМП, хотя ясности в этом вопросе пока нет.

  • В органы статистики финотчетность предоставляют не позднее 29.02.16 г.

  • В органы ГФСУ квартальные плательщики налога на прибыль — не позднее 09.02.16 г., а годовые — не позднее 29.02.16 г.

Документы и сокращения статьи

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Приказ № 573 — приказ Минфина Украины «Об утверждении изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 18.06.15 г. № 573.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

СМП — субъекты малого предпринимательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше