Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Рентная плата за спецводопользование: отчитываемся за І квартал 2017 года

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Апрель, 2017/№ 15
Печать
Пришло время начислять квартальные платежи и отчитываться по ним. Начнем с рентной платы, а именно с той ее части, которая касается налоговых обязательств за специальное использование воды. В частности, напомним, кто должен отчитаться за I квартал 2017 года по рентной плате за спецводопользование и на что следует обратить внимание при расчете налоговых обязательств.

Плательщики

Рентную плату за спецводопользование платят водопользователи. Их перечень по сравнению с прошлым годом не изменился. Как и раньше, это субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юрлица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юрлица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физлица-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи) ( п. 255.1 НКУ).

Вторичные водопользователи платят рентную плату за воду, только если одновременно соблюдают два условия:

1) они заключили с первичным водопользователем договор на поставку воды ( абз. 2 п.п. 255.11.2 НКУ). Если вторичный водопользователь получает воду без такого договора, то плательщиком рентной платы является поставщик воды, а не водопользователь (категория 121.01 ЗІР ГФСУ);

2) используют воду на хозяйственные цели, а не исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд ( п.п. 255.4.1 НКУ). Если субъект хозяйствования использует воду исключительно на санитарно-гигиенические цели, то он освобождается от уплаты рентной платы.

К сведению! Со следующего года все изменится. Дело в том, что с 01.01.18 г. плательщиками рентной платы за спецводопользование будут только первичные водопользователи, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

В этой связи со следующего года количество плательщиков рентной платы за спецводопользование уменьшится в несколько раз. К сожалению, это произойдет не в этом году.

За I квартал 2017 года вторичные водопользователи должны начислить и уплатить рентную плату за воду по привычным правилам, но следует учесть некоторые нюансы. О них мы поговорим далее.

Правила расчета платы

Правила расчета рентной платы за спецводопользование за I квартал 2017 года такие же, как и в прошлом году. То есть размер платы рассчитывается за фактически использованный объем воды, с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения ( п. 255.2 НКУ). Определяют такой объем или по данным счетчиков, или по технологическим данным, если такие приборы (счетчики) не установлены. В то же время если возможность установить счетчики есть, но по факту их нет, то уплатить сбор нужно в двукратном размере.

Кроме того, стоит помнить, что при расчете платы за спецводопользование важное значение имеют лимиты на использование воды, которые имеет практически каждый водопользователь, уплачивающий рентную плату за спецводопользование (первичный водопользователь берет их из разрешения на спецводопользование, а вторичный — из договора на поставку воды, заключенного с первичным водопользователем). Влияют лимиты на размер рентной платы так:

• в пределах лимита сумма платы рассчитывается в обычном размере;

• за сверхлимитный объем воды плату взимают в повышенном 5-кратном размере.

Внимание! Если у вас нет лимитов (первичный водопользователь не получил разрешения или в договоре на поставку воды не выделены лимиты для вторичного водопользователя), то фискалы считают, что у водопользователя отсутствует лимит, а потому плата за весь объем использованной воды взимается как за сверхлимитное использование.

Для расчета суммы рентной платы водопользователь должен перемножить фактический объем использованной воды на ставку платы. Для расчета налога плательщики берут размер ставок, дифференцированных в зависимости от водного объекта, из которого забирается вода.

Жилищно-коммунальные предприятия применяют к ставкам рентной платы понижающий коэффициент 0,3 ( п. 255.7 НКУ).

Важно! С 1 января 2017 года действуют новые, увеличенные на 10,4 % ставки платы. Для того, чтобы узнать реальный размер ставок, вам следует заглянуть в п. 255.5 НКУ или в таблицу ниже.

Вода из смешанных источников

В некоторых регионах вода, которая поставляется вторичному водопользователю, добывается из разных водных объектов. Например, в г. Харькове в городской водопровод попадает вода из местных рек и подземные воды. Если так происходит и в вашей местности, то помните: для расчета рентной платы вам следует использовать ставки, установленные для смешанных источников ( п. 255.10 НКУ).

Чтобы рассчитать плату, вам следует распределить объем использованной воды на воду, полученную из каждого водного объекта, которые сформировали этот смешанный источник. Такое распределение делают, опираясь на соотношение, в котором формируется смешанный источник. Найти его можно в разрешениях на спецводопользование и/или в договорах на поставку воды. Если в этих документах оно не указано, то вам придется ориентироваться на усредненное соотношение, которое можно узнать в местных органах ГФС. После того как вы узнали это соотношение, вы сможете достаточно просто рассчитать размер платы.

При этом существуют два подхода к расчету размера платы и отражению данных в отчетности.

Первый заключается в том, что полученную воду из одного смешанного источника в отчетности отражают как получение воды из каждого источника отдельно ( п.п. 255.11.3 НКУ). В этом случае субъекту хозяйствования придется подать два приложения 5 к декларации по рентной плате. В каждом из них следует рассчитать плату, опираясь на объем полученной воды, распределенный в соотношении с определенным коэффициентом распределения, и ставку налога, которая установлена для этого водного объекта. Именно так предлагают начислять рентную плату налоговики субъектам хозяйствования, которые из смешанного источника получают воду для изготовления напитков (см. письмо ГФСУ от 27.01.16 г. № 2604/7/99-99-15-04-02-17).

В то же время есть и другой подход. По нему соотношение, в котором формируется смешанный источник, применяется не к объемам полученной воды, а при определении ставки платы. Если придерживаться этого подхода, то налог можно рассчитать путем предоставления одного приложения 5 к декларации. В нем вы будете указывать объем получения воды из смешанного источника как из одного водного объекта, а ставку будете определять самостоятельно как средневзвешенную ставку по смешанному источнику в том соотношении, в котором сформирован такой смешанный источник.

Этот вариант, на наш взгляд, является более практичным. Он устраняет проблемы с распределением лимита, выделенного для смешанного источника, между разными объектами, из которых водопользователь получает воду.

На наш взгляд, оба варианта имеют право на жизнь. Какой именно вариант избрать, решать вам. Точку в этом вопросе могут поставить только налоговики. Поэтому, если вы еще не определились, советуем обратиться к контролерам за индивидуальным разъяснением.

Отчитываемся

Отчитываться за I квартал 2017 года плательщики рентной платы будут с использованием новой формы декларации. Она утверждена приказом Минфина от 07.11.16 г. № 927 («БН», 2017, № 3, с. 4).

Декларация. Новая форма декларации похожа на свою предшественницу. Отличие только в том, что эту декларацию плательщики рентной платы могут использовать теперь без усовершенствований для отчетности за месячные отчетные периоды. В этой связи в табличной части появились новые графы, в которых отражается начисление рентной платы по месячным платежам.

Что же касается начисления рентной платы за спецводопользование, то правила отражения их в новой декларации в сравнении со старой практически не изменились. Так, в табличной части декларации вы должны, как и раньше, заполнить:

• в разделе 4 строку 4.4. В нее вы должны перенести показатели стр. 13 приложения 5 (если приложений несколько, то в стр. 4.4 заносите сумму данных стр. 13 этих приложений);

• в разделе 5 указать в отведенном для этого месте количество приложений 5, которые вы заполнили и подаете вместе с декларацией.

Приложение 5. Рентную плату за спецводопользование, как и раньше, рассчитывайте в приложении 5. Одно приложение заполняется на один водный объект, из которого используется вода. То есть заполняете приложение 5 на каждое отдельное:

• разрешение на специальное использование воды;

• договор на поставку воды;

• водный объект, из которого сформирован смешанный источник, если плату вы рассчитываете, опираясь на распределение объема полученной воды.

Новое приложение 5, в котором рассчитываются налоговые обязательства по рентной плате, подверглось некоторым правкам. Теперь в нем не выделено отдельных строк, в которых можно одновременно рассчитать налог за получение воды из подземного и поверхностного источника.

По существу это лишь корректурные правки. Поскольку и до этих изменений в одном приложении 5 нельзя было плату рассчитать за два объекта (независимо от того, имеют они одну природу или разную). Дело в том, что в одном приложении начисляется налог только относительно одного разрешения на спецводопользование. Такое разрешение обычно выдается на забор воды из одного источника. Поэтому две строки (для забора воды из поверхностного и подземного источников) в приложении 5 и раньше не заполняли.

В то же время наличие таких строк достаточно часто приводило к казусам. Нередко данные о заборе воды из поверхностного объекта указывали в строке для отражения данных по подземному объекту и наоборот. Наверное, чтобы таких казусов больше не было, приложение 5 и упростили.

Все прочее осталось без изменений. Если вы захотите вспомнить правила заполнения приложения 5 к декларации по рентной плате за спецводопользование, то загляните в «БН», 2016, № 5, с. 27.

Сроки подачи. Что касается сроков подачи декларации, то за I квартал ее следует подать по месту налоговой регистрации плательщика не позже 10.05.17 г. Одновременно с декларацией необходимо подать также и бумажные копии разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды (в случае внесения изменений в разрешение на спецводопользование или в договор на поставку воды подается их копия). А те водопользователи, которые составляют годовую отчетность об использовании воды по ф. № 2-ТП (водгосп), подают и ее копию.

Внимание! Если воду использует ваш филиал, отделение или другое обособленное подразделение (самостоятельный налогоплательщик), то декларацию подает само подразделение по своему месту налоговой регистрации ( п.п. 255.11.17 НКУ).

Если же речь идет о структурных подразделениях, которые находятся не по месту расположения головного предприятия (несамостоятельные плательщики), то декларацию подает головное предприятие по местонахождению водного объекта ( п.п. 255.11.18 НКУ). Чтобы подать такую декларацию, оно должно стать на учет в налоговом органе по местонахождению водных объектов — как по неосновному месту учета ( письмо ГФСУ от 02.02.16 г. № 3267/7/99-99-15-04-01-17).

Перечислить в бюджет плату за спецводопользование за I квартал 2017 года нужно не позже 19.05.17 г. ( п. 257.5 НКУ).

А в конце несколько слов скажем о том, как отказаться от подачи этой декларации в случае отсутствия с начала года объекта налогообложения (например, вы планируете использовать воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд). Налоговики в письме от 30.01.17 г. № 2069/7/99-99-12-03-04-17 (см. «БН», 2017, № 7, с. 5) указывают: чтобы не подавать декларацию в 2017 году, вам следует подать контролерам заявление об отсутствии объекта налогообложения. Составляют такое заявление в произвольной форме и подают не позже предельного срока подачи налоговой отчетности за I квартал 2017 года.

На наш взгляд, такие требования налоговиков неправомерны. Дело в том, что порядок информирования об отсутствии объекта налогообложения по рентной плате в НКУ не предусмотрен. Поэтому такое требование налоговиков можно игнорировать. Тем более что в п. 49.2 НКУ прямо указано: в случае отсутствия показателей, которые подлежат декларированию, субъект хозяйствования без любых заявлений может не подавать декларацию. В то же время если вы не хотите спорить с контролерами, то подайте такое заявление. Это не сложно.

В завершение приведем ставки рентной платы за водопользование.

Таблица 1. Ставки рентной платы за поверхностные воды

Бассейны рек, включая притоки всех порядков

Ставка, грн.

за 100 куб. м

Днепра к северу от г. Киева (Припяти и Десны), включая г. Киев

49,8

Днепра к югу от г. Киева (без Ингульца)

47,37

Ингульца

72,25

Северского Донца

97,13

Южного Буга (без Ингула)

54,77

Ингула

67,2

Днестра

29,84

Вислы и Западного Буга

29,84

Прута и Сирета

22,41

Тисы

22,41

Дуная

19,97

Рек Крыма

99,59

Рек Приазовья

119,57

Других водных объектов

54,77

Таблица 2. Ставки рентной платы за использование воды в напитках и иных случаях

Объект налогообложения

Ставка рентной платы

1. Специальное использование воды, которая входит исключительно в состав напитков:

• поверхностные воды

47,27 грн. за 1 куб. м

• подземные воды

55,13 грн. за 1 куб. м

2. Специальное использование шахтной, карьерной и дренажной воды

10,95 грн. за 100 куб. м

3. Использование воды из лиманов

54,77 грн. за 100 куб. м

Таблица 3. Ставки рентной платы за подземные воды

Наименование региона

Ставка, грн.

за 100 куб. м

Автономная Республика Крым (кроме г. Севастополя)

92,11

г. Севастополь

92,11

Области:

Винницкая

79,61

Волынская

82,23

Днепропетровская

69,76

Донецкая

94,66

Житомирская

79,61

Закарпатская

52,30

Запорожская:

Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы

79,61

другие административно-территориальные единицы области

72,25

Ивано-Франковская:

Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косовский, Надворнянский, Рожнятовский районы

124,5

другие административно-территориальные единицы области

69,76

Киевская:

Белоцерковский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Іванковский, Кагарлицкий, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы

57,87

другие административно-территориальные единицы области

68,28

Кировоградская

92,11

Львовская

72,25

Луганская

104,56

Николаевская

104,56

Одесская

87,16

Полтавская:

Великобагачанский, Гадячский, Зиньковский, Лохвицкий, Лубенский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы

53,85

другие административно-территориальные единицы области

60,02

Ровенская:

Володимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ровенский, Сарненский, Острожский районы

64,24

другие административно-территориальные единицы области

74,62

Сумская:

Глуховский, Сумской, Роменский, Шосткинский районы

60,02

другие административно-территориальные единицы области

68,35

Тернопольская

97,13

Харьковская

74,67

Херсонская

74,67

Хмельницкая:

Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский районы

62,28

другие административно-территориальные единицы области

94,66

Черкасская

53,85

Черновицкая

87,16

Черниговская:

Городнянский, Корюковский, Ичнянский, Сосницкий, Сновский, Талалаевский районы

74,67

другие административно-территориальные единицы области

58,38

г. Киев

74,40

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше