(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 48
  • № 47
  • № 46
  • № 45
  • № 43-44
  • № 42
  • № 41
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
21/21
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Декабрь , 2018/№ 49

Годовая инвентаризация

Близится конец года, а значит, и обязательная ежегодная инвентаризация. И хотя эта процедура не новая и каждое предприятие имеет с ней дело минимум раз в год, вопросы о порядке проведения инвентаризации и документировании ее результатов все равно остаются. Эта Тема недели поможет вам с ними разобраться. Вы узнаете, как подготовиться к проведению инвентаризации, как ее провести и, конечно, как правильно отразить результаты инвентаризации в учете.

Готовимся к инвентаризации

Задачи инвентаризации

Проведение инвентаризации — это не желание, а обязанность каждого предприятия, установленная ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете. Избежать такой повинности нельзя.

В общем случае «дирижирует» процессом инвентаризации Положение № 879. Именно оно содержит порядок и сроки проведения инвентаризации большинства активов и обязательств.

Но не Положением единым. Для некоторых специфических активов законодательство устанавливает особые правила проведения инвентаризации. Например, особенности проведения инвентаризации нефти и нефтепродуктов регламентирует разд. 13 Инструкции № 281. О нюансах инвентаризации спирта говорится в подразд. 2 разд. ІІІ Инструкции № 264.

Помочь сельхозпредприятиям в проведении инвентаризаций могут Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий (см. приложение к письму Минагрополитики от 04.12.03 г. № 37-27-12/14023). Однако использовать их следует с оглядкой на «базовое» Положение № 879.

Что дает инвентаризация

Основные ее задачи приведены в п. 5 разд. І Положения № 879. Так, инвентаризацию проводят с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.

Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку.

При этом обеспечиваются:

• выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

• установление излишка или недостачи активов путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

• выявление активов, которые частично утратили свои первоначальные качества и потребительские свойства, устаревших, а также неиспользуемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения;

• выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания.

Проведение инвентаризации обеспечивает собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее — руководитель предприятия). Он обязан создать необходимые условия, определить объекты инвентаризации, периодичность и сроки, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 4 разд. І Положения № 879). При этом определенные на предприятии сроки инвентаризации не могут превышать законодательно установленных (см. табл. 1 ниже).

Годовая инвентаризация является обязательной (абзац второй п. 7 разд. І Положения № 879).

В этом случае проводят сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения. Кроме того, инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах.

Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.

Инвентаризировать недвижимость можно 1 раз в 3 года.

При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. Инвентаризацию книжных памятников проводят ежегодно.

Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения АТО (ООС), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий (п. 8 разд. І Положения № 879). Они обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода. На это Минфин указывает и в письме от 12.01.15 г. № 31-11420-08-10/558.

Сроки годовой инвентаризации

Ежегодно перед составлением годовой финансовой отчетности предприятия в обязательном порядке должны проводить сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств независимо от их местонахождения. Сделать это им нужно до даты баланса в сроки, регламентированные п. 10 разд. І Положения № 879. О них см. в табл. 1.

Таблица 1. Сроки проведения годовой инвентаризации активов и обязательств

п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводим инвентаризацию

1

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженности

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

2

Незавершенные капитальные инвестиции

В период 2 месяцев до даты баланса

Незавершенное производство и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

3

Объекты основных средств, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Конкретные сроки проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия. Но помните: установленные на предприятии сроки не могут превышать определенных Положением № 879.

Инвентаризационные комиссии

Для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Ее состав утверждается распорядительным документом руководителя предприятия. В нее включают:

• представителей аппарата управления предприятия;

• представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателя, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);

• опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия.

В случаях, когда бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель субъекта хозяйствования, он возглавляет инвентаризационную комиссию самостоятельно (абзац второй п. 1 разд. ІІ Положения № 879).

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии хозобщества.

Инвентаризационная комиссия работает круглогодично, но самостоятельно инвентаризацию обычно не проводит, а выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции. Как может выглядеть приказ руководителя предприятия о назначении инвентаризационной комиссии, мы покажем ниже:

Пример приказа о создании инвентаризационной комиссии

Может быть так, что на предприятии работает всего одно лицо — его директор. Что делать тогда? В таком случае директор может утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или включить в нее специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору (см. письмо Минфина от 27.05.14 г. № 31-08410-07-29/12918).

На малых предприятиях члены инвентаризационной комиссии могут самостоятельно проводить инвентаризацию. Однако, как правило, справиться с достаточно большим объемом «инвентаризационных» работ одна комиссия не в состоянии. В связи с этим создают рабочие инвентаризационные комиссии. Они-то и занимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства (п. 2 разд. ІІ Положения № 879). Как и в случае с инвентаризационной комиссией, в состав рабочих инвентаризационных комиссий должны входить представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет. Кроме того, в состав таких комиссий могут входить члены инвентаризационной комиссии (п.п. 2.2 разд. ІІ Положения № 879). Председателя и состав рабочих инвентаризационных комиссий распорядительным документом утверждает руководитель предприятия.

Важно! Нельзя назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд (п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).

Помните также, что материально ответственные лица не могут входить в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении, поскольку они являются лицами, которых проверяют.

Инвентаризацию проводит полный состав инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) в присутствии материально ответственного лица.

Документирование инвентаризации

Зарегистрируйтесь

для того, чтобы читать статью полностью.

Зарегистрироваться

Уже зарегистрированы? Войти с паролем

годовая инвентаризация, порядок проведения, отражение в учете, сроки проведения, инвентаризационная комиссия, документальное оформление, этапы проведения, сличительная ведомость, инвентаризационная опись, излишки, недостачи, списание, основные средства, нематериальные активы, учет результатов, запасы, пересортица добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Комментарии к статье