Отчет о суммах налоговых льгот: ответы на самые популярные вопросы

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2018/№ 45
Ежеквартально льготники должны подавать налоговикам Отчет о льготах. И хотя новым этот Отчет не назовешь, вопросы по его заполнению остаются. Вот самые «горячие» из них.

Сроки подачи и ответственность

В какие сроки нужно подавать льготный Отчет? Какая предусмотрена ответственность за его неподачу?

Согласно п. 3 Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233 (далее — Порядок № 1233), льготный Отчет:

• составляют нарастающим итогом с начала года: за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев в гривнях и

• подают ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода.

Поэтому ближайший льготный Отчет за 9 месяцев нужно подать не позднее 9 ноября 2018 года. При его составлении пользуются свежайшими Справочниками льгот № 90/1 и № 90/2 по состоянию на 01.10.18 г. Иначе за неподачу/несвоевременную подачу вас ожидает:

штраф в размере 170 грн. — как за неподачу декларации (по п. 120.1 НКУ), а

• для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций еще и админштраф в размере от 85 до 170 грн. (по ст. 1631 КоАП) (категория 138.01 ЗІР ГФСУ). Причем с уплатой судебного сбора в размере 0,2 прожиточного минимума (в 2018 году это: 1762 грн. х 0,2 = 352,40 грн.) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.11 г. № 3674-V. Уплачивают такие штрафы по коду бюджетной классификации «21081100» (письмо ГФСУ от 17.01.18 г. № 1390/7/99-99-12-02-04-17).

Поскольку льготный Отчет — налоговая декларация (п. 46.1 НКУ), то в случае его неподачи/несвоевременной подачи налоговики могут проводить проверки: камеральную на предмет своевременности подачи деклараций (п.п. 75.1.1 НКУ) и внеплановую документальную (п.п. 78.1.2 НКУ). Причем проверять могут как юрлиц, так и физлиц (см. категорию 136.06 ЗІР ГФСУ).

Международные перевозки

ФЛП осуществляет международные перевозки грузов (за границу/в Украину). Нужно ли ему подавать льготный Отчет?

Международные перевозки облагаются по нулевой ставке НДС (п.п. 195.1.3 НКУ).

Обратите внимание: для льготного Отчета «пониженная» ставка 0 % НДС также является льготой.

Ведь в понимании п. 30.6 НКУ налоговая льготаэто предусмотренное законодательством освобождение плательщика налога от обязанности по начислению и уплате налогов/сборов или уплата налогов/сборов в меньшем размере, в том числе по меньшей ставке (см. п.п. «в» п. 30.9 НКУ).

Для отражения в Отчете налоговые льготы по НДС рассчитывают по операциям поставки, которые (п. 8 Порядка № 1233):

льготируются — освобождены от НДС;

облагаются НДС по «меньшим» ставкам: 0 % и 7 % (категория 101.26 ЗІР ГФСУ). А вот по необъектным операциям (ст. 196 НКУ) налоговые льготы не рассчитываются, по ним не нужно подавать льготный Отчет (категория 101.26 ЗІР ГФСУ; письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 11.05.18 г. № 2095/ІПК/26-15-12-01-18). В частности, не нужно в льготном Отчете отражать полученные от банка проценты по депозиту (подробнее см. консультацию «Полученным процентам в Отчете о льготах не место» // «БН», 2018, № 27-28).

Поэтому если перевозчик-ФЛП зарегистрирован плательщиком НДС, то, чтобы отчитаться о международных перевозках (облагаемых по ставке 0 %), ему придется подавать льготный Отчет. При этом международные перевозки в нем отражают с кодом льготы «14060400».

Кстати, подавать льготный Отчет нужно и экспедиторам — плательщикам НДС, если они с привлечением перевозчика-резидента (плательщика НДС) организуют международные перевозки, которые передают заказчику с нулевым НДС (категория 101.26 ЗІР ГФСУ).

А вот если ФЛП не является плательщиком НДС, то подавать льготный Отчет ему не нужно (если, конечно, у него никаких других льгот из справочников нет).

Экспорт

Выпускаем и экспортируем готовую продукцию. Как рассчитать сумму налоговой льготы по НДС? Учитывать ли при расчете в объемах приобретения общепроизводственные расходы (ОПР)?

«Обычный» экспорт. Сумму налоговых льгот по НДС рассчитывают в соответствии с Порядком определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот…, утвержденным приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167 (далее — Порядок № 167). Порядок расчета, в свою очередь, зависит от особенностей налогообложения (льгота или пониженная ставка).

Для операций, облагаемых по нулевой ставке НДС (в том числе для экспорта — код льготы «14060394»), сумму льготы (СЛ0 %) рассчитывают так (п. 2 разд. II Порядка № 167):

СЛ0 % = (Vпост, 0 % - Vприобр) х ставка НДС,

где:

Vпост, 0 % — объемы операций, облагаемых по ставке 0 % (берем данные из «экспортной» стр. 2 декларации);

Vприобр — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, облагаемых по нулевой ставке.

Причем, подсчитывая объемы приобретения, учтите два момента:

• во-первых, в расчет берут не любые приобретения, а только связанные (!) с осуществленной экспортной поставкой (независимо от периода таких приобретений). Следовательно, это могут быть приобретения как отчетного периода, так и прошлых периодов, если они касаются осуществленной экспортной поставки (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 20.03.18 г. № 1117/ІПК/16-31-12-01-34, далее — письмо № 1117; категорию 101.26 ЗІР ГФСУ);

• во-вторых, объемы приобретения (не важно, это были покупки у плательщиков — «с НДС» или у неплательщиков — «без НДС») участвуют в расчете льготы без «входного» НДС (т. е. важны именно объемы).

Рекомендаций, как рассчитать налоговую льготу, в том числе объемы приобретения производителям, Порядок № 167 не содержит. Хотя заметьте: определять объемы приобретения Порядок № 167 требует, в общем-то, по «матсоставляющей», т. е. по объемам покупок товаров и услуг.

Тогда как, например, зарплату вместе с единым социальным взносом в приобретениях учитывать не нужно. Поскольку вы экспортируете продукцию, которую сами же и производите, то ориентиром будет ее производственная себестоимость. Поэтому, чтобы подсчитать объем приобретений, по данным калькуляции производственной себестоимости придется выудить «матсоставляющую» изготовленной экспортированной продукции (в частности, приобретенные сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, товары и услуги). А также выделить «матсоставляющую» из включенных в производственную себестоимость ОПР (в том числе из распределенных постоянных ОПР, если они подлежали распределению).

«Дешевый» экспорт. Если осуществляете «дешевый» экспорт — по заниженной цене, то при подсчете суммы льготы берут «общий» объем поставки с учетом правила минбазы. То есть по товарам — не ниже цены приобретения, а по готовой продукции — не ниже обычных цен (п. 188.1 НКУ). И кстати, при «дешевом» экспорте именно такой «общий» объем поставки покажем в «экспортной» стр. 2 декларации по НДС (письмо ГФСУ от 05.05.17 г. № 87/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Вот на нее и ориентируемся.

А раз в расчет берем «общий» объем поставки, то сумма льготы не может оказаться отрицательной (письмо № 1117). На крайний случай, если объем поставки равен приобретению (к примеру, если «дешево» перепродаем купленный товар), то сумма «экспортной» льготы выйдет «нулевой». Тогда ее в таком «нулевом» размере и отразим в Отчете.

Металлолом, макулатура

Сдаем металлолом, макулатуру, образовавшиеся в ходе деятельности. Как в льготном Отчете рассчитать сумму налоговых льгот по НДС?

Порядок расчета. Поставки макулатуры, металлолома освобождаются от НДС (льготируются) по п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Согласно справочнику льгот имеют общий код льготы «14060465» (налоговые льготы рассчитывают отдельно по металлолому и макулатуре, в льготном Отчете данные можно объединить и отразить под общим кодом одной строкой, а можно и развернуто — двумя строками).

Для льготных операций (освобожденных от НДС) сумму налоговой льготы (СЛосв) рассчитывают так (п. 1 разд. II Порядка № 167):

СЛосв = (Vпост. осв - (Vприобр. с НДС + Vприобр. без НДС)) х ставка НДС,

где:

Vпост. осв объемы операций по поставке, освобожденные от обложения НДС (берем данные из стр. 5 декларации — в части льготных операций, отраженных в третьей части таблицы 1 приложения Д6);

Vприобр. с НДС объемы приобретения товаров (услуг), которые были приобретены с НДС и использованы в льготных операциях;

Vприобр. без НДС объемы приобретения товаров (услуг), которые были приобретены без НДС и использованы в льготных операциях.

Правда, поскольку макулатура/металлолом отдельно сами по себе не приобретались, то для расчета суммы льготы за стоимость их приобретения принимают учетную стоимость, по которой такие отходы учитывались на субсчете 209. Как правило, это будет чистая стоимость реализации — по ней учитывают запасы, предназначенные для продажи (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2).

Тогда, если, к примеру, сдали на макулатуру 100 кг картона по цене 1 грн. за кг (учитывался на субсчете 209 по чистой стоимости реализации 90 грн. — из расчета 100 кг по цене 0,9 грн. за 1 кг), то сумму налоговой льготы по НДС рассчитаем так:

СЛосв = (100 кг х 1 грн. - 100 кг х 0,9 грн.) х 20 % = 2 грн.

Погрешности (ошибки) при заполнении Отчета. Хотя, если решим пойти по легкому пути и, скажем, сумму «макулатурной»/«металлоломной» льготы показать в Отчете «в лоб» — т. е. по цене реализации без уменьшения на приобретения по данным субсчета 209 (т. е. возвращаясь к примеру, в размере 20 грн. как 100 кг х 1 грн. х 20 %) или, допустим, какие-то другие погрешности в расчете льготы, за это ничего не грозит, так как ошибки в льготном Отчете не штрафуются.

О том, что исправление ошибок в Отчете не приводит к начислению штрафных санкций, говорят и контролеры (категория 135.02 ЗІР ГФСУ).

Правда, неточности (ошибки) можно исправить при составлении следующего Отчета в рамках года. Ну а ошибки в годовом Отчете — только если успеть подать до предельного срока подачи новый годовой льготный Отчет. А ошибки прошлых лет исправить невозможно, ведь форма УР не предусмотрена (категория 135.02 ЗІР ГФСУ).

Путевки

Выдаем путевки своим работникам: облагаемые и льготные (по п.п. 197.1.6 НКУ). Как заполнить льготный Отчет?

Напомним: в общем случае путевки облагаются 20 % НДС (письмо ГФСУ от 20.07.16 г. № 7613/Ш/99-99-15-03-02-14, категория 101.12 ЗІР ГФСУ).

Однако исключение — путевки на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет, лиц с инвалидностью, детей с инвалидностью — они освобождаются от обложения НДС (льготируются) на основании п.п. 197.1.6 НКУ.

Учтите: в льготном Отчете нужно отражать только (!) льготные путевки (с кодом льготы «14060410»), тогда как облагаемым путевкам там не место.

Сумму налоговых льгот по НДС по льготным путевкам рассчитывают по формуле из п. 1 разд. II Порядка № 167 (см. ответ на предыдущий вопрос).

Если сумма льготы вышла «нулевой». Заметьте: если путевку продаем по стоимости приобретения, то сумма льготы выйдет «нулевой» (т. е. в формуле объем поставки = объему приобретения). Поэтому в таком случае в графе «Сума податкових пільг, гривень» льготного Отчета поставим «0». Но даже с такими «нулевыми» показателями льготный Отчет следует подать. Ведь за его неподачу, как отмечалось, «светят» штрафы и проверки.

И, к слову, «нулевой» льгота окажется и в случае, когда путевку продаем со скидкой. Ведь при «дешевых» продажах с учетом правила минбазы (п. 188.1 НКУ) объем поставки (базу обложения) определяют на уровне не ниже цены приобретения.

Да и налоговики неоднократно отмечали, что при правильном применении алгоритма расчета сумма льготы не может оказаться отрицательной (категория 101.26 ЗІР ГФСУ).

Электромобили: ввоз и продажа

По НДС-льготе ввозим и продаем электромобили. Нужно ли в льготном Отчете отражать две отдельные налоговые льготы: на продажу и на ввоз?

В 2018 году освобождены от НДС операции (1) по ввозу на таможенную территорию Украины и (2) по поставке на таможенной территории Украины электромобилей с кодом УКТ ВЭД 8703 90 10 10 (п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, подробнее см. консультацию «Электромобиль: ни горючего, ни налогов» // «БН», 2018, № 10).

Важно: в льготном Отчете отражают только те налоговые льготы, которые возникают по операциям поставки (освобожденным от НДС или облагаемым по «меньшим» ставкам НДС: 0 % и 7 %). Что же касается льгот, возникающих при импорте, то по операциям ввоза налоговые льготы не рассчитываются.

Поэтому «импортные» льготы в Отчете отражать не нужно.

А значит, вам в льготном Отчете нужно показать только одну налоговую льготу — по операциям поставки электромобилей (код льготы — «14060535»). Ее рассчитывают по формуле СЛосв из п. 1 разд. II Порядка № 167 (ср. 025069200). Тогда как льготный ввоз электромобилей в Отчет не попадет (по нему налоговая льгота не рассчитывается, его в Отчете отражать не нужно).

Да и в самой формулировке «электромобильной» льготы с кодом «14060535», заметьте, говорится только о поставке. А вот для ввоза электромобилей кода льготы нет.

Кстати, о том, что «импортные» льготы проходят «мимо» льготного Отчета, говорят и налоговики, в частности, разъясняя, что в льготном Отчете не нужно отражать:

• льготируемый по п. 197.7 НКУ ввоз культурных ценностей (категория 101.26 ЗІР ГФСУ);

• льготы по уплате ввозных таможенных платежей (категория 210.08 ЗІР ГФСУ).

«Ввозные» льготы отражаются как преференции в соответствующей графе таможенной декларации и в льготном Отчете отражению не подлежат.

Перенос прошлогодних налоговых убытков

Учитываем прошлогодние налоговые убытки в стр. 3.2.4 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль. Нужно ли в таком случае подавать Отчет о льготах?

Плательщикам налога на прибыль разрешается переносить прошлогодние налоговые убытки (п.п. 140.4.2 НКУ).

Их отражают в стр. 3.2.4 приложения РІ (т. е. в эту строку переносят отрицательное значение стр. 04 декларации по налогу на прибыль за прошлый год). Причем такой перенос прошлогодних налоговых убытков считается льготой (согласно справочнику код льготы — «11020301»).

Впрочем, учтите: не всякий перенос убытков означает, что плательщик автоматически воспользовался льготой и должен подавать Отчет.

Обратите внимание: налоговая льгота появляется в том случае, если убытки (частично или полностью) «сыграли» в уменьшение объекта обложения.

Словом, когда из-за убытков «потерял» бюджет, поскольку льготой считают сумму потерь бюджета (т. е. недоплаченный налог).

Поэтому в Отчете «убыточную» льготу нужно отражать в том случае, если из-за убытков плательщик недоплатил налог на прибыль.

Тогда сумму «убыточной» налоговой льготы (НЛубыт) рассчитывают так:

А потому с прошлогодними убытками ситуации могут быть такими, как показано в таблице.

«Убыточная» льгота при переносе прошлогодних налоговых убытков

Ситуации:

«Убыточная» льгота и Отчет

• убытки нарастают

в отчетном периоде в стр. 02 убытки(1) + есть прошлогодние убытки

потери бюджета не возникают, сумма НЛ не рассчитывается (категория 102.11 ЗІР ГФСУ), льготный Отчет не подается (если других льгот нет)

• убытки уменьшаются

в отчетном периоде в стр. 02 прибыль(1), при этом прошлогодние убытки > такой прибыли (т. е. убытки зачлись частично)

возникают потери бюджета, подается льготный Отчет

сумма НЛубыт = сумма частично «сыгравших» убытков х 18 %

• убытки перекрылись прибылью

в отчетном периоде в стр. 02 прибыль(1), при этом прошлогодние убытки < такой прибыли (т. е. убытки зачлись полностью)

возникают потери бюджета, подается льготный Отчет

сумма НЛубыт = вся сумма «сыгравших» убытков х 18 %

(1) А если есть еще и другие разницы в стр. 03 декларации, то результат отчетного периода определяют по данным стр. 02 с учетом таких разниц из стр. 03 (после чего его сравнивают с убытками).

Сумму посчитанной «убыточной» льготы отражают в графе «Сума податкових пільг» Отчета в подграфе «усього», а в следующей подграфе «в тому числі з державного бюджету» указывают 90 % этой суммы (категория 102.22 ЗІР ГФСУ). Поскольку согласно п.п. 2 ч. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины (БКУ) в общем случае 90 % налога на прибыль направляется в общий фонд Госбюджета (кроме налога на прибыль госпредприятий, зачисляемого в общий фонд Госбюджета в полном объеме, и налога, определенного п. 18 ч. 1 ст. 64, п. 12 ч. 1 ст. 66 и п. 2 ч. 1 ст. 69 БКУ).

Пример. В декларации по налогу на прибыль за три квартала:

стр. 02 (бухгалтерская прибыль) = 11759852 грн.;

стр. 03 (прошлогодние убытки) = 11373984 грн.;

cтр. 04 (налоговая прибыль) = 385868 грн.

Тогда (раз «сыграли» все убытки) сумма «убыточной» НЛ = 11373984 грн. х 18 % = 2047317 грн. (в том числе 90 % х 2047317 грн. = 1842585 грн. «з державного бюджету») и льготный Отчет за три квартала заполним так:

«Убыточная» льгота и нарастающий итог. Поскольку льготный Отчет составляют нарастающим итогом, то сумму «убыточной» льготы прибыльщики-квартальщики в течение года ежеквартально пересчитывают. То есть рассчитывают «убыточную» льготу с учетом данных нарастающего финрезультата (за 3, 6, 9 и 12 месяцев), а не отдельно за текущий квартал. Поэтому на протяжении года ее величина в Отчете может изменяться (колебаться), причем в любую сторону — смотря как «по нарастающей» меняется финрезультат.

Хотя есть странная консультация в категории 102.22 ЗІР ГФСУ, в которой налоговики почему-то в ситуации, когда в декларации по налогу на прибыль за 1 квартал декларировалась прибыль, а в последующих — убытки, притягивая за уши нарастающий итог, советовали до конца года «тянуть» (дублировать) в Отчете сумму «убыточной» льготы, показанной за 1 квартал.

Если прошлогодние убытки сняты проверкой. А что если уже учли прошлогодние убытки: перенесли их на I квартал, они «сыграли» в уменьшение объекта обложения, по ним рассчитали сумму льготы и подали льготный Отчет. Однако потом такие убытки во всей сумме были сняты проверкой. Тогда «убыточная» льгота «отменяется», ее в Отчете дальше отражать не нужно, поэтому за следующие периоды (II, III кварталы и год) льготный Отчет не подаем, если, конечно, нет других каких-то льгот (категория 102.22 ЗІР ГФСУ).

Перенос прошлогодних ЦБ‑убытков

В 2017 году в налоговом учете у нас возникли ценнобумажные (ЦБ) убытки. Перенесли их на 2018-й и учитываем в стр. 03 приложения ЦП. Нужно ли показывать в льготном Отчете «ценнобумажную» льготу с кодом «11020302»?

Действительно, аналогично переносу «общих» прошлогодних налоговых убытков (см. ответ на предыдущий вопрос), перенос прошлогодних (!) ценнобумажных налоговых убытков также считается льготой (код льготы — «11020302»).

Напомним, что по правилам отдельного налогового ценнобумажного учета отрицательный финрезультат от операций с ценными бумагами — т. е. ЦБ-убытки — не уменьшает напрямую в декларации объект налогообложения, а переносится внутри такого отдельного ЦБ-учета на следующий год (п.п. 141.2.4 НКУ).

Поэтому отрицательное значение стр. 4.1.4 годового приложения ЦП переносят на следующий год в стр. 03 этого приложения (где дальше такие «старые» ЦБ-убытки на общих основаниях уменьшают текущий ЦБ-финрезультат). Тогда как положительный финрезультат (прибыль) от операций с ценными бумагами влияет на объект налогообложения и положительное значение стр. 4.1.4 приложения ЦП переносят в стр. 4.1.4 приложения РІ.

Но вернемся к «ценнобумажной» льготе.

Напомним, что налоговая льгота подразумевает потери для бюджета. По этой причине в льготном Отчете отражают сумму налога на прибыль, которую не уплатили из-за применения льгот.

А в каком случае появятся «потери» и прошлогодние ЦБ-убытки обернутся льготой? Если из-за них налога уплатим меньше. Когда это возможно? В том случае, если в приложении ЦП (без «старых» убытков) получили прибыль, а «старые» убытки (в стр. 03) уменьшили ее (или «зачлись» частично, если убытков многовато). В итоге меньшую сумму учтем в общем объекте обложения — возникнут потери бюджета (недоплаченный налог, если, конечно, сама декларация при этом «в целом» неубыточна, иначе убытки могут «покрыть» такой финрезультат и «недоплаты» — читай: «налоговой льготы» — не возникнет). Тогда сумму «ценнобумажной» налоговой льготы (НЛЦБ) рассчитаем так:

А вот если в приложении ЦП и так текущие убытки, добавка к ним еще и «старых» ЦБ-убытков не принесет потерь бюджету (в итоге ЦБ-убытки только увеличатся, однако на общий объект налогообложения это не повлияет).

Поэтому в таком случае сумма «ценнобумажной» льготы не рассчитывается и в льготном Отчете ее отражать не нужно.

Выводы

  • Налоговой льготой считают потери для бюджета, т. е. сумму налога, которую не уплатили из-за льгот.
  • В льготном Отчете отражают операции, освобожденные от НДС и облагаемые по меньшим ставкам НДС (0 % и 7 %). Операции-необъекты в Отчете отражать не нужно.
  • За неподачу Отчета грозят штраф (170 грн.) и проверки. А вот за ошибки в нем штрафов нет.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить