Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность за 1 квартал 2020 года: что нужно знать

Казанова Марина, налоговый эксперт
В статье рассмотрим вопросы, которые являются важными при подаче финотчетности за 1 квартал 2020 года. Обратим внимание, что предприятиям нужно проверить, не возникли ли у них основания перейти в 2020 году в другую группу предприятий, ведь истекли 2 года «неизменности» группы. Кроме того, эта финотчетноcть особенна и тем, что ее подготовка приходится на период карантина. Поэтому затронем и вопросы ответственности за неподачу/несвоевременную подачу финотчетности.

Кто (не) обязан подавать квартальную финотчетность?

Законом о бухучете (ст. 13) предусмотрено, помимо годовой финотчетности, составление предприятиями и промежуточной (квартальной) финотчетности по результатам первого квартала, первого полугодия и 9 месяцев.

Вместе с тем Порядок № 4191 определяет круг обязанных подавать соответствующим органам исключительно годовую финотчетность (п. 2 Порядка), т. е. тех, кто не подает квартальную финотчетность. Так, от подачи квартальной финотчетности освобождаются:

1 Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

— неприбыльные общества (независимо от их размера);

микропредприятия (правда, если такое предприятие является «высокодоходником», ему не избежать составления квартальной финотчетности, т. к. финотчетность согласно п. 46.2 НКУ — неотъемлемое приложение к декларации по налогу на прибыль);

— предприятия — единоналожники группы 3.

Кроме того, не подают квартальную финотчетность и вновь созданные предприятия (созданные в 2020 году), поскольку принадлежность к той или иной группе предприятий они смогут определить только по данным первой годовой финотчетности.

Все остальные предприятия обязаны подавать квартальную финотчетность.

Обратите внимание, что малые предприятия (независимо от того, являются они плательщиками налога на прибыль — «высокодоходниками» или нет) тоже обязаны составлять и подавать квартальную финотчетность (освобождений для них нет).

Категория предприятий

Подавать/не подавать квартальную финотчетность

Налоговикам

Органам статистики

Неприбыльные организации

-

-

Крупные предприятия

+

+

Средние предприятия

+

+

Малые — квартальные плательщики налога на прибыль*

+

+

Малые — годовые плательщики налога на прибыль

-

+

Единоналожники группы 3

-

-

Микропредприятия — квартальные плательщики налога на прибыль

+

-

Микропредприятия — годовые плательщики налога на прибыль

-

-

Единоналожники группы 4

Микро-

-

-

Малые/средние/крупные

-

+

* Обратим внимание: принятый ВРУ Закон на базе законопроекта № 1210, который предусматривал увеличение порога «высокодоходности» с 20 до 40 млн грн, до сих пор находится в подвешенном состоянии и так и не вступил в силу. Впрочем, даже этот Закон для «новоявленных» малодоходников (доход больше 20 млн грн, но меньше 40 млн грн) в 2020 году сохранял ежеквартальную отчетность.

Сроки подачи квартальной финотчетности:

налоговикам — не позже декларации по налогу на прибыль. С учетом того, что предельный срок подачи отчетности приходится на выходной (10 мая — воскресенье), последний день подачи — 12 мая 2020 года;

органам статистики — не позднее 25 апреля 2020 года. Так как 25 апреля приходится на выходной день (субботу) предельный срок подачи отчетности — 27 апреля 2020 года (понедельник) (по календарю Госстата).

Обратите внимание: перенос или продление сроков подачи финансовой отчетности в связи с карантином не предусмотрен.

Определяем категорию предприятий

Критерии разделения предприятий на микро-/малые/средние/крупные приведены в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Впервые, напомним, мы себя отнесли в определенную группу предприятий в 2018 году (по данным годовой финотчетности за 2017 год).

А Закон о бухучете (ч. 2 ст. 2) устанавливает, что если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует приведенным критериям, оно относится к соответствующей категории предприятий.

В 2018 и 2019 годах мы находились в той же группе предприятий, которую определили для себя по данным годовой финотчетности за 2017 год (2018 год был первым годом нахождения в определенной группе, 2019 — вторым). А 2020 год (прошло уже 2 года) как раз может стать тем годом, когда кому-то из субъектов хозяйствования придется поменять группу. На что здесь важно обратить внимание:

— группу мы меняем только в том случае, если 2 года подряд не соответствуем той группе, которую определили по показателям годовой финотчетности за 2017 год;

— если есть такое несоответствие (2 года не соответствуем группе, к которой себя отнесли), то в какую группу переходить, определяем по показателям годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете), т. е. по показателям годовой финотчетности за 2019 год.

Приведем примеры.

По данным финотчетности за год

Каким предприятием является в 2020 году

2017

2018

2019

малое

малое

среднее

В 2020 году отчитывается как малое, поскольку нет 2 лет подряд нахождения в иной группе, нежели малое

малое

среднее

среднее

С 2020 года переходим в категорию средних, поскольку 2 года подряд не соответствуем критериям малых предприятий. То есть начиная с отчетности за 1 квартал 2020 года отчитываемся как средние

малое

среднее

крупное

Покидаем с 2020 года категорию малых, поскольку два года не соответствуем категориям малых. С 2020 года — переходим в разряд крупных (т. к. группу «входа» определяем по данным финотчетности за предшествующий год)

малое

среднее

малое

В 2020 году остаемся в категории малых, поскольку нет 2 лет подряд нахождения в иной группе, нежели малое

Отметим, что критерии отнесения предприятий к микро-/малым/средним/крупным определены в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Думаем, они вам известны2, поэтому повторять их здесь не будем. Только отметим, что нужно учесть:

2 Найти их сможете, например, в статье «Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать о правилах подачи» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 4).

— для отнесения себя в ту или иную категорию предприятий достаточно соответствовать двум критериям из трех (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете)3;

3 Если предприятие по трем критериям попадает в три разные категории, выбираем середину. Например, по количеству наемных работников предприятие является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по сумме дохода — средним (или крупным), в этом случае предприятие будет считаться малым. Такой подход (с конкретными примерами) изложен в информационном уведомлении Минфина от 12.11.2018 г. (buhgalter911.com/normativnaya-baza/pisma/minfin/schodo-viznachennya-kategoriyi-1040933.html).

— среднегодовые курсы евро составляли: за 2017 год — 30,0042 грн/€; за 2018 год — 32,1429 грн/€; за 2019 год — 28,9518 грн/€.

Проблемный вопрос. Есть некоторая неурегулированность в вопросе — как быть тем предприятиям, которые с 2020 года впервые попадают в категорию крупных предприятий. А именно «с когда» для них будет первый отчетный период по МСФО. Ведь крупные предприятия являются предприятиями, представляющими общественный интерес, а значит, должны составлять свою отчетность по МСФО.

Минфин на этот счет молчит.

По нашему мнению, датой перехода на МСФО тут должна быть по аналогии с 2018 годом (когда Закон о бухучете обязал все крупные предприятия отчитываться по МСФО) — 01.01.2020 г. То есть та дата, с которой предприятие перешло в разряд крупных. А первой отчетностью по МСФО согласно МСФО 1 будет отчетность за 2021 год. То есть в 2020 году еще отчитываемся по П(С)БУ.

Можно, конечно, добровольно выбрать дату перехода на МСФО — 01.01.2019 г. Тогда первым отчетным периодом по МСФО будет 2020 год.

Формы финотчетности

Предприятия, которые отчитываются по нацстандартам, подают в составе промежуточной отчетности две формы отчетов: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

При этом:

малые предприятия согласно НП(С)БУ 25 подают «Финансовую отчетность малого предприятия». В ее состав входит Баланс (ф. № 1-м) и Отчет о финансовых результатах (ф. № 2-м);

— микропредприятия (если они являются высокодоходниками и должны подавать финотчетность налоговикам как приложение к декларации по налогу на прибыль) подают «Финансовую отчетность микропредприятия» (ф. № 1-мс, 2-мс).4

4 См. статью «Финотчетность не по форме: последствия глазами налоговиков» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 46).

Выбирать между формами № 1-м, № 2-м и № 1-мс, № 2-мс нельзя*.

А вот те предприятия, которые отчитываются по МСФО, — обязаны подавать в составе промежуточной финотчетности — все формы финотчетности (МСБУ 34). Разрешается их только подавать в несколько сокращенной форме. По требованиям § 4 МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность» промежуточным финотчетом может быть:

или полный комплект финотчетности (определенный в МСБУ 1 «Предоставление финансовой отчетности»);

или комплект краткой финотчетности за промежуточный период.

Ответственность за неподачу/несвоевременную подачу

Составление и подача финотчетности за 1 квартал 2020 года происходит в особых условиях — в период карантина. Предусмотрены ли какие-то «поблажки» для предприятий в связи с этим? Как мы уже отмечали, продление сроков подачи финотчетности не предусмотрено.

Напомним, что в общем случае неподача финотчетности:

налоговикам вместе с декларацией по налогу на прибыль — грозит непризнанием декларации. А это в общем случае чревато наложением штрафа, установленного п. 120.1 НКУ, — 170 грн за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление (при повторном нарушении в течение года — 1020 грн). Но! Закон № 5335 устанавливает, что за налоговые правонарушения, совершенные в период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г., штрафы не применяются6. Предельные сроки предоставления отчетности как раз приходятся на этот период. А значит, если вы не подадите финотчетность фискалам — декларация по налогу на прибыль будет считаться неподанной, но предприятие освобождается от штрафа по п. 120.1 НКУ (ср. ). Провести документальную проверку и самостоятельно доначислить налог со штрафом налоговики тоже не смогут (мешает мораторий на налоговые проверки с 18.03.2020 г. до 31.05.2020 г.);

5 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX.

6 Подробности — в статье «Антикоронавирусные законы: дайджест изменений» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 12).

органам статистики — грозит админштрафом на должностных лиц предприятия по ст. 1863 КоАП в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн). При повторном нарушении в течение года — штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн). Налагают этот штраф органы статистики (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67). При этом обратите внимание, что освобождение от административной ответственности на период карантина законодатели не предусмотрели. То есть к главному бухгалтеру и директору предприятия органы статистики могут применить админштраф за неподачу финотчетности.

А вот налоговики админштраф по ст. 1642 КоАП (отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, неподача финансовой отчетности) применить не могут.

Поскольку КоАП не предусмотрено право органов ГНСУ составлять админпротоколы за непредоставление или несвоевременное предоставление финотчетности.

Единственное, можно говорить о том, что обязательным элементом административного правонарушения является наличие вины лица. Согласно ст. 9 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние или бездеятельность.

Но даже если бухгалтера отправили в отпуск за свой счет, вину директора отрицать будет сложно. Директор является лицом, ответственным за организацию бухучета (ст. 8 Закона о бухучете), и должен был «позаботиться» о назначении лица (возможно, и себя), которое в отсутствие бухгалтера будет составлять и подавать финансовую отчетность.

Новости об обнародовании финотчетности за 2019 год

И в заключение отметим важную новость, касающуюся обнародования финотчетности за 2019 год. Принятым ВРУ 30.03.2020 г. Законом № 540-IX7 предусмотрено освобождение должностных лиц предприятия от административной ответственности за нарушение сроков обнародования финотчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением, если отчетность будет обнародована:

7 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» от 30.03.2020 г. № 540-IX.

— в период действия карантина (очевидно, это на случай, если карантин продлится и после 24 апреля),

— или в течение 90 календарных дней после окончания карантина,

— но не позднее 31 декабря 2020 года.

То есть если обнародуем финотчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 31 декабря — штрафов не будет.

Предприятия — эмитенты ценных бумаг должны обнародовать финотчетность в течение 5 рабочих дней после проведения общего собрания акционеров/общего собрания участников, но не позднее 31 декабря 2020 года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше