На каком основании запрос? Прислать запрос «по своему хотению» налоговики не вправе. Для этого должно быть конкретное основание, предусмотренное в п. 73.3 НКУ (список которых продублирован в п. 12 Порядка № 12451. Несмотря на то, что Порядок № 1245 недавно обновлялся постановлением от 29.01.2020 г. № 61, основания, перечисленные в нем, приведены в «допотопной» редакции). Варианты могут быть такими:
1 Порядок периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.
1) по результатам анализа налоговой информации2 выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком (!) налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
2 Полученной в установленном законом порядке.
Главное налоговое ведомство рекомендует своим местным подчиненным указывать в своих запросах:
а) факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком (т. е. тем, кому шлют запрос) законодательства, с указанием конкретных норм налогового и другого законодательства, которое нарушено;
б) сведения, являющиеся источником информации о конкретных фактах нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса. Такими данными могут быть материалы проверок или встречных сверок других плательщиков, другая налоговая информация, полученная и обработанная налоговиками в установленном ст. 72 — 74 НКУ порядке.
Например, данные ЕРНН, налоговых деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа.
Но вот только по факту налоговики далеко не всегда утруждают себя указанием таких сведений. Как результат — обилие судебных исков. Причем если Верховный Суд (далее — ВС) занимает достаточно консолидированную позицию, то «внизу» ситуация подобна маятнику. Вполне вероятно и отрицательное для плательщика решение .
Так, ВС отмечает следующее: запрос налогового органа о предоставлении соответствующей информации налогоплательщиком должен определять конкретные основания, т. е. наличие четко очерченных обстоятельств, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком (!) налогового законодательства. Без сообщения указанных фактов налогоплательщик не имеет объективной возможности предоставить какие-либо объяснения и их документальное подтверждение.
И «дает от ворот поворот» налоговикам, когда (в частности) запрос налоговиков, кроме общей ссылки на наличие определенных сведений, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком требований налогового законодательства, не содержит указания какой-либо налоговой информации, которая бы указывала на нарушение со стороны налогоплательщика соответствующих законодательных требований (www.reyestr.court.gov.ua/Review/90458712);
Но еще раз подчеркнем, что в первой и апелляционной инстанциях успех плательщику не гарантирован.
2) для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» при осуществлении налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст. 39 НКУ и/или для определения уровня обычных цен в случаях, определенных НКУ;
3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком3. Налоговики зачастую в запросах на этом основании приводят общие формулировки, не дающие возможности четко понять, о каких именно нарушениях идет речь.
3 О курьезной ситуации, когда налоговики прислали плательщику запрос на обоснование расхождения в показателях декларации по налогу на прибыль и НДС, вы могли прочесть в статье «Запросы от фискалов о несовпадении НДСных и «прибыльных» показателей» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 32).
Например, указывают, что неверно определен НК или НО по НДС по взаимоотношениям с контрагентами в декларации за определенный период.
Опять же, ВС поддерживает плательщиков (но не факт, что повезет в первой или апелляционной инстанции), когда:
— запрос налоговиков отсылает исключительно к фактам, касающимся хозяйственной деятельности контрагентов налогоплательщика, и в них не указаны факты осуществленных нарушений самим налогоплательщиком (www.reyestr.court.gov.ua/Review/89191143);
— запрос налоговиков не содержит указания какой-либо налоговой информации, которая свидетельствовала бы о нарушении со стороны истца требований валютного, налогового и другого законодательства. Если в приказе правовым основанием проведения проверки указан п.п. 78.1.4 НКУ, то в запросе, невыполнение которого истцом стало основанием для назначения внеплановой проверки, должно было указано о выявленной недостоверности данных в соответствующей налоговой декларации (www.reyestr.court.gov.ua/Review/86504403);
4) в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им: (а) налоговой накладной (НН) покупателю или о допущении продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ, и/или нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН НН и/или РК; (б) акцизной накладной (АН) покупателю или о нарушении порядка заполнения и/или порядка регистрации АН;
5) при проведении встречной сверки;
6) выявлена недостоверность данных, содержащихся в отчете о подотчетных счетах, поданном финансовым агентом;
7) получено уведомление от компетентного органа иностранного государства, с которым Украиной заключен международный договор, содержащий положения об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ, или заключенных на их основании межведомственных договоров, об обнаружении таким органом ошибок, неполных или недостоверных данных, предоставленных финансовым агентом по подотчетному счету лица, являющегося резидентом соответствующего иностранного государства, или о невыполнении финансовым агентом обязательств, предусмотренных таким международным договором;
Эти два основания (6 и 7) относительно новые (внесены в НКУ Законом № 3234 с 29.12.2019 г.).
4 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины…» от 03.12.2019 г. № 323-IX.
8) в других случаях , определенных НКУ. При желании налоговики могут трактовать это основание очень широко, но важно, что такие «другие случаи» должны быть определены НКУ. И, по-хорошему, налоговики должны приводить в своих запросах конкретные основания, вытекающие из норм этого Кодекса.
Важно: цитирование полного текста конкретной нормы НКУ не считается указанием основания для направления запроса с указанием информации, которая это подтверждает!
Что еще должен содержать запрос? Кроме основания для направления запроса, с указанием подтверждающей информации (то, о чем мы говорили выше), запрос должен содержать:
1) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить. Налоговики практикуют указание общих названий документов (в том числе их неисключительный перечень), которые им нужны, а также периода, за который они составлены;
2) печать контролирующего органа.
Запрос подписывает руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) налоговой.
Запрос может быть направлен не только в бумажной, но и в электронной форме. В последнем случае обязательным является наложение квалифицированной подписи руководителя (заместителя руководителя) органа ГНС (согласно п. 9 Порядка № 1245).
Отвечать или не отвечать? Если бы с запросами налоговиков было все гладко, такой вопрос даже и не возникал бы. Но сам НКУ дает нам с вами повод подумать, прежде чем отвечать на запрос. Согласно абз. 20 п. 73.3 НКУ в случае, если запрос составлен с нарушением требований, определенных абз. 1 — 5 п. 73.3 НКУ, плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Аналогичные по своей сути положения содержит также п. 16 Порядка № 1245.
Это, собственно, все те требования, речь о которых шла выше.
Признавало право плательщиков не отвечать на запрос и главное налоговое ведомство (письма ГФСУ от 11.11.2015 г. № 24065/6/99-99-22-04-02-15 и от 30.06.2016 г. № 635/3/99-99-11-04-04-11).
В то же время игнорированию запроса (который составлен с нарушениями) всегда лучше предпочесть «вежливый отказ». Ссылаться при этом нужно на тот же п. 73.3 НКУ, дающий плательщикам право не отвечать на запрос в таком случае.
Каковы сроки для ответа? Ответить на запрос нужно в течение 15 раб. дн. со дня, следующего за днем получения запроса (если иное не предусмотрено НКУ).
В случае проведения встречной сверки подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, нужно в течение 10 раб. дн. со дня, следующего за днем получения запроса.
Документальное подтверждение этой информации по требованию налоговиков может быть предоставлено в электронном или бумажном виде по выбору плательщика.
Но важно отметить, что согласно п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ временно, на период по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, останавливается течение сроков, установленных, в частности ст. 73 и 78 НКУ о предоставлении налогоплательщиками ответов на запросы контролирующих органов, которые поступили (поступят) налогоплательщикам по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина.
Как вы знаете, адаптивный карантин на всей территории Украины продлен до 31 октября5.
5 Подробнее о чем вы могли прочесть в статье «Адаптивный карантин — до 31 октября. Продлеваем «карантинные» отпуска» прошлого номера журнала.
Исключение: запросы относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС. Отсрочки относительно ответов на такие запросы НКУ не предполагает.
С первого календарного дня месяца, следующего за месяцем, в котором завершается действие карантина, течение сроков, которые останавливались в соответствии с п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, продолжается с учетом времени, прошедшего до такой остановки. Но это нам с вами грозит не ранее 1 ноября.
Опять же, возможно, безопаснее ответить налоговикам, что ответ будет предоставлен им в установленный срок после карантина (со ссылкой на п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Если отвечаете на запрос, то это должно быть письмо, которое должно содержать:
1) номер и дату запроса органа ГНС, на который отвечаем;
2) информацию, запрашиваемую органом ГНС.
Найти номер и дату запроса можно в верхней части запроса либо же внизу (над штрих-кодом).
Грозит ли проверка? Если налоговиков игнорировать (не подать информацию в установленный срок), может ли это иметь пагубные последствия? Да, в таком случае налоговики могут провести документальную внеплановую проверку согласно тем же пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9, 78.1.19 НКУ.
Но на период действия карантина течение сроков для ответов на запросы налоговиков остановлено (см. выше, в том числе исключение).
Опять же, помним и п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Им установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина.
В качестве исключений (среди документальных внеплановых) при этом указаны лишь проверки, которые проводятся по обращению налогоплательщика , а также по основаниям, определенным пп. 78.1.7 (реорганизация, ликвидация и т. д. ) и 78.1.8 НКУ (законность декларирования бюджетного возмещения по НДС). Но это — не наш случай, потому никаких проверок (по крайней мере до завершения действия карантина) быть не должно!