1 Постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций…» от 23.08.2000 г. № 1336 и утвержденный им Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.
Что произошло?
В своем постановлении № 1336 КМУ увеличил объем дохода для ФЛП на едином налоге групп 2 — 4, до достижения которого они могут вместо РРО применять КУРО и РК. С 1 млн грн до 220 минзарплат на 1 января налогового (отчетного) года. Для этого года умножаем 220 на 6000 грн. Получаем 1320000 грн.
Казалось бы, ну так и здорово. Но все немного сложнее.
Начнем с места постановления и Перечня № 1336, работающих во исполнение ст. 10 Закона об РРО, так сказать в системе освобождения от «РРО/ПРРО-обязаловки». Это место — почетное. Но последнее . Если ничто другое не спасает вас от применения РРО/ПРРО — и операции у вас расчетные в понимании Закона об РРО, и вас не касается ни одна из льгот из ст. 9 Закона об РРО, то единственное спасение вы можете поискать в указанных кабминовских документах.
Причем спасение такое себе. Вместо применения РРО/ПРРО вы каждому покупателю должны выписывать расчетную квитанцию из зарегистрированной у налоговиков расчетной книжки (РК) и вести зарегистрированную у налоговиков Книгу учета расчетных операций (КУРО)2.
2 Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как работает РРО-«кухня» у ФЛП» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 40). В определенной части эта статья подустарела. Но для того чтобы разобраться с принципом работы постановления и Перечня № 1336, — самое оно.
То есть это тоже не сахар. Тогда в задаче спрашивается: а зачем единоналожнику, у которого объем дохода не превышает с начала года 1320000 грн и который в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об РРО и так освобожден от РРО/ПРРО/КУРО с РК, набрасывать на себя ярмо ведения КУРО с РК согласно постановлению и Перечню № 1336?
Правильно, незачем. В таком случае кабминовские документы ему даром не нужны.
Единственное исключение — это когда единоналожник групп 2 — 4 занимается «рисковой» деятельностью (ТСБТ, медуслуги и Ко) и лишается льготы независимо от объема дохода. Но только и здесь налоговики удивляют своим подходом . Об этом будет сказано далее.
Соответственно и увеличение КМУ порога дохода в постановлении № 1336 до 1320000 грн — новация так себе.
А может, эти изменения «заиграют» в следующем году, когда из РРО/ПРРО-льготников останется только группа 1 единого налога?
Смотрите, в чем дело. КМУ, как мы видим, с завидным упрямством синхронизирует свое постановлении № 1336 с требованиями НКУ. Была в НКУ «планка» дохода для неприменения РРО/ПРРО единоналожниками 1 млн грн — КМУ прописал ее в своем постановлении. Повысили эту «планку» до 220 минзарплат — и КМУ тоже отреагировал.
Но, продолжая такую логику, в 2022 году КМУ в принципе должен будет перекрыть доступ к своим постановлению и Перечню № 1336 для ФПЛ на едином налоге групп 2 — 4. Ведь по НКУ «планка» дохода для неприменения РРО/ПРРО со следующего года для них перестанет существовать. И РРО/ПРРО-льгота останется только у группы 1.
Насколько КМУ будет последовательным, посмотрим ближе к следующему году. А сейчас перейдем к проблеме применения постановления и Перечня № 1336 теми ФЛП на едином налоге, которые продают лекарственные средства и изделия медназначения или предоставляют платные медицинские услуги на территории села. То есть теми, кто по НКУ от применения РРО/ПРРО не освобожден, но вполне вписывается в постановление и Перечень № 1336 (ср. ).
«Мед»-ЧПЕН, Перечень № 1336 и налоговики
Напомним, что согласно НКУ сейчас (и вплоть до конца этого года) ФЛП на едином налоге групп 2 — 4 может работать без РРО/ПРРО (любой вид деятельности), кроме тех, у кого годовой доход превышает 220 минзарплат, или тех, кто продает технически сложные бытовые товары3, ювелирку4, а также лекарства и изделия медицинского назначения, или предоставляет платные услуги в сфере здравоохранения (п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
3 См. статью «ТСБТ: «час от часу не легче» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 9).
4 См. статью «Освобождение ФЛП на ЕН от РРО/ПРРО: ювелирные нюансы» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 4).
Соответственно единоналожники групп 2 — 4, которые торгуют лекарствами или изделиями медицинского назначения, либо предоставляют платные медуслуги, утрачивают единоналожную РРО/ПРРО-льготу. А это значит, что, даже если их годовой доход меньше 220 минзарплат, они все равно обязаны применять (в тех случаях, когда этого требует Закон об РРО) РРО/ПРРО на общих основаниях.
Кстати, лекарственные средства — это средства, предназначенные для лечения людей. Если же ФЛП продает только ветпрепараты (предназначенные для лечения животных) или предоставляет ветуслуги, то РРО/ПРРО-льготу он не утрачивает5.
5 Детали найдете в статье «ЕН-освобождение от РРО/ПРРО: ветеринарный аспект» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 9).
Но это не значит, что РРО/ПРРО они должны применять абсолютно всегда. По нашему твердому убеждению, они еще могут:
1) те, кто предоставляет услуги, — воспользоваться льготой по появившемуся в прошлом году п. 14 ст. 9 Закона об РРО, который разрешает работать без РРО/ПРРО «при осуществлении расчетов за услуги в случае проведения таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств»6.
6 Понять принцип работы этого освобождения вам поможет наша статья «Услуги с оплатой в Интернете без РРО/ПРРО» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 26).
Но, судя по всему, применение этой льготы придется отстаивать с боями . Налоговики уже высказывают свое несогласие. Причем целиком надуманное7;
7 Об этом вы знаете из статьи «Медуслуги оплачены дистанционно: с РРО или?..» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 24).
2) те, кто занимается розничной торговлей медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставлением медицинских услуг на территории села, а также предоставлением медицинских услуг выездными бригадами и медицинским обслуживанием дома у заказчика, — воспользоваться постановлением и Перечнем № 1336 (пп. 7 и 23) и вместо применения РРО/ПРРО применять КУРО с РК8.
8 О нюансах для медуслуг мы говорили в статье «Медуслуги vs РРО» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 50).
Тут-то как раз и будет полезно повышение КМУ «планки» дохода до 220 минзарплат, о котором мы говорили выше, если у ФЛП много пунктов продажи/услуг на территории села.
Но и тут налоговики «тормозят» процесс. Они категорически против этого (консультация из раздела 109.02 ЗІР). И настаивают, что такие единоналожники не могут воспользоваться освобождением из ст. 10 Закона об РРО и Перечнем № 1336 .
Почему? По их мнению, раз ФЛП-единоналожник утратил РРО/ПРРО-льготу и обязан применять РРО/ПРРО согласно п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, он не может быть освобожден от этой обязанности даже на основании Закона об РРО .
Судя по всему, в аналогичном ключе «соображает» и КМУ.
Но это абсурд .
Как абсурдно и заявление налоговиков о том, что в таком случае не действует льгота при использовании исключительно дистанционных расчетов из п. 14 ст. 9 Закона об РРО, о которой мы сказали выше.
Возьмем такого же ФЛП на общей системе, для которого учет результатов деятельности куда более важен. Он тоже обязан иметь РРО/ПРРО в случае торговли лекарствами / предоставления медуслуг на наличные. Тем не менее ему никто не запрещает пользоваться Перечнем № 1336 и вместо применения РРО/ПРРО использовать КУРО с РК. Так почему, спрашивается, упрощенцы не могут поступать так же?
Могут. Но, получается, на пути доказывания этого единоналожникам придется несладко .
Металлоломная новация
Также КМУ своими изменениями разрешил применять Перечень № 1336 в случае приема от населения металлолома. Строго говоря, право использовать РК с КУРО вместо РРО/ПРРО при приеме от населения вторсырья выглядит странно.
Эта операция вообще не подпадает под расчетную.
Но наличие соответствующей нормы в п. 19 Перечня № 1336 все-таки подталкивает приравнять эту операцию к расчетной (иначе как она вообще могла очутиться в Перечне № 1336?).
Поэтому п. 1 разд. V Положения, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13, «позволяет» оформлять выдачу средств упрощенной РК (см. ЗІР 109.06). При этом и в Перечне № 1336, и в Положении № 13 металлолом был исключен из вторсырья. Это намекало на то, что при его приеме РРО/ПРРО надо использовать обязательно.
Теперь, соответственно, можно вместо РРО/ПРРО при приеме у населения металлолома применять зарегистрированные у налоговиков РК с КУРО.
Опять же с учетом подхода налоговиков по части единононаложников, озвученного выше.