Не подумайте только, что мы против трезвости как нормы жизни. Скорее даже обеими руками «за»! Но вот бесчестные методы власть предержащих чиновников нам действительно претят. Именно эти мотивы и побудили нас к написанию сегодняшней статьи.
«Пейте пиво пенное» — и в киосках тоже!
Из наших предыдущих публикаций (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 38, с. 15) вы уже знаете, что с 1 июля 2015 года пиво встало в один ряд с остальными алкогольными напитками. Его новый статус закреплен в абзаце седьмом ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее— Закон № 481). А это, помимо прочего, означает, что с указанной даты ужесточились правила продажи пива в розничной торговой сети*.
* Импорта/экспорта/производства и оптовой торговли пивом здесь не касаемся, так как они не имеют отношения к сегодняшнему разговору.
Справедливости ради заметим, что эти правила не стали столь же строгими, как для крепких алкогольных напитков, хотя нормы, касающиеся: (1) приобретения лицензии, (2) применения РРО, (3) торговли на разлив, (4) внесения мест хранения в соответствующий госреестр и (5) ограничений по употреблению, абсолютно аналогичны**.
** Правда, некоторые из этих норм в отношении пива планируется смягчить, но когда это случится, пока непонятно — соответствующий законопроект от 01.07.2015 г. № 2971-д принят только в первом чтении.
В чем же тогда состоят «пивные» послабления? В первую очередь, в более либеральных требованиях к месту торговли этим пенным напитком по сравнению с такими же требованиями для остального алкоголя.
Смотрите сами. «Спервоиюльское» определение места торговли, приведенное в абзаце четырнадцатом ст. 1 Закона № 481, выглядит так (дадим выдержку из него):
место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (сооружении) по месту его фактического расположения, для табачных изделий и пива — без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива, — торговой площадью не менее 20 кв. метров <…>
Как видите, пиво и табак выделены отдельно и уравнены этой нормой в правах — и тем, и этим можно торговать без ограничения площади. Причем, по нашему твердому убеждению, слова «без ограничения площади» нужно понимать как допускающие полное отсутствие внутреннего торгового зала в месте торговли этими товарами. Иначе говоря, как специально установленную законодателем возможность продавать упомянутые товары «в окошко». В отличие от продажи крепких алкогольных напитков, для которых наличие торговой площади является обязательным условием. К тому же не менее 20 кв. м!
Таким образом,
из Закона № 481 четко следует, что при соблюдении прочих его «алкогольных» требований торговать пивом в киосках не возбраняется!
С таким нашим выводом вы уже, безусловно, знакомы — мы высказали его еще в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 46. А подтверждением ему служит та регуляторная практика, которая в течение многих лет складывалась в сфере торговли табачными изделиями. Ведь, как известно, контролеры никогда не отказывали и не отказывают торговцам табачных киосков в праве получить соответствующую розничную лицензию. Следовательно, по тем же основаниям субъекты хозяйствования, торгующие в киосках пивом, тоже имеют право получить «пивную» лицензию. Ибо требования Закона № 481 в этой части для них и для продавцов сигарет абсолютно одинаковы!
Более того, можно сказать, что в этой части с нами солидарны и налоговые органы. Да-да, вы не ослышались — налоговики готовы выдавать лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками всем, кто подаст соответствующее заявление и копию платежного поручения об уплате квартальной суммы за такую лицензию с отметкой банка (см. консультацию в категории 115.03 БЗ). При этом им прямо запрещается требовать предоставления иных документов, кроме перечисленных выше. Такой запрет установлен ч. 25 ст. 15 Закона № 481.
Выходит, получить (выразимся точнее — купить) алколицензию можно без проблем? В том числе и для торговли пивом в киосках? Получается, что да. И те киоскеры, кто хотел это сделать, наверняка уже имеют ее. В чем же тогда подвох?
«Мы их развели как котят!»
А подвох в том, что буквально на днях ГФСУ решила резко ограничить «киоскеров» в праве торговать пивом в розницу. И сделали это как всегда в лучших традициях — путем размещения крайне фискальных разъяснений в БЗ (категории 115.03 и 115.06 соответственно), выдержки из которых приводим ниже:
Вопрос | Ответ |
1 | 2 |
Нужно ли субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю исключительно пивом, получить лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками, если деятельность по продаже пива осуществляется в киосках, палатках, павильонах, помещениях контейнерного типа и т. п.? | Субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю исключительно пивом, с 01.07.2015 г. необходимо получить лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками. Такая деятельность должна осуществляться исключительно в торговых помещениях (сооружениях), без ограничения торговой площади, оборудованных согласно требованиям законодательства с обязательным применением регистраторов расчетных операций |
Применяются ли штрафные санкции к субъектам хозяйствования, которые на основании лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками осуществляют торговлю исключительно пивом в киосках, палатках, павильонах, помещениях контейнерного типа и т. п. (без ограничения площади)? | …понятие торговой площади обязательно предусматривает, что покупатель должен зайти в торговое учреждение, выбрать товар (в этом случае — алкогольные напитки) и осуществить расчет. Согласно ст. 17 Закона № 481 к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов, в частности, в случае продажи алкогольных напитков, в том числе пива в не определенных для этого местах торговли — 6800 грн. |
Не станем спорить с каждой из хаотично нагроможденных в этих консультациях цитат, выдернутых из множества нормативно-правовых актов. Ограничимся лишь несколькими принципиальными возражениями.
«Но пиво дырочку все равно найдет»*
* Из песни Алексея Большого «Без Подола Киев невозможен».
Правила № 854** (см. п. 2) и в самом деле разрешают розничную торговлю алкогольными напитками только через специализированные предприятия, в том числе фирменные, специализированные отделы (секции) предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.
В то же время п. 8 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом МВЭСторга от 08.07.96 г. № 369, действительно запрещает продажу алкогольных напитков в мелкорозничной торговой сети (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, осуществляющих выездную торговлю в сельской местности, при наличии марок акцизного сбора). При этом под мелкорозничной торговой сетью понимают форму внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей (киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров и т. п.).
На первый взгляд, все правильно. Но не следует забывать, что оба процитированных нами нормативных акта, во-первых, разработаны не во исполнение Закона № 481, а во-вторых, не учитывают внесенных в этот Закон «первоиюльских» изменений, касающихся места торговли именно пивом. И если подзаконная нормативка до сих пор не приведена в соответствие с законом, то какие могут быть вопросы к киоскерам, торгующим пивом?
А эти изменения, что называется, кладут на лопатки устаревшие кабминовские и ведомственные нормы. Ведь, как мы уже сказали выше, определение места торговли в Законе № 481 как раз и было подкорректировано для того, чтобы можно было получить лицензию на реализацию пива на любых торговых площадях без ограничения по квадратуре.
Но право на получение лицензии, как вы уже поняли, — только полдела. После появления этих «драконовских» консультаций в БЗ вам придется отстаивать свое право работать в киоске по такой лицензии, а не только, как предлагают контролеры, регулярно платить за нее + отстегивать в бюджет немилосердные штрафы при проверках.
Как отстаивать? Да очень просто!
Из полного текста обеих консультаций четко видно, что главный козырь, который налоговики до поры до времени (на этапе массовой выдачи «пивных» лицензий перед 1 июля) держали в кармане, а сейчас, когда такие лицензии получены, выложили на стол, — упоминание в определении места торговли из Закона № 481 «торговых помещений (сооружений)».
О том, что за эту зацепку фискалы рано или поздно могут ухватиться, мы предупреждали вас в упомянутой выше публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 46. Но вряд ли можно серьезно говорить, что таким козырем удастся побить карты киоскеров. Ведь в терминах Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI киоски относятся к временным СООРУЖЕНИЯМ (!), что уже само по себе снимает возражения о невозможности использовать их для торговли пивом.
Однако налоговики не стали обращаться к этому Закону. Вместо него фискалы привлекли и упомянутые Правила № 854, и различные ДБНы с ДСТУ, и даже НКУ*! Получилось вроде бы складненько — «понятие торговой площади обязательно предусматривает, что покупатель должен зайти в торговое заведение, выбрать товар (в этом случае — алкогольные напитки) и осуществить расчет».
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Вот только они забыли то, что сами буквально накануне сказали в другой своей консультации в подкатегории 115.03 БЗ. Примечательно, что в ней обосновывалась необходимость применения РРО продавцами пива (в том числе единоналожниками). А сам этот вопрос возник по той причине, что для решения подобных вопросов существует специальный «РРОшный» закон, который о пиве не говорит ничего, но некоторые категории субъектов хозяйствования полностью освобождает от кассовых аппаратов. Такое освобождение для упомянутых единоналожников прописано в п. 296.10 НКУ (кому интересно, подробнее об этом можно прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 56, с. 4).
Так вот, в этом случае налоговики не стали обращаться ни к профильному РРО-закону, ни к НКУ, а сразу заявили, что:
Согласно ст. 18 Закона № 481 все другие законы и нормативно-правовые акты, касающиеся <…> оборота <…> алкогольных напитков <…>, действуют в части, не противоречащей Закону № 481
Вопросы есть, господа проверяющие? Тогда досвидос! ☺
В качестве послесловия хотим сказать вот что. В начале статьи уже подчеркивалось, что в рамках Закона № 481 пиво и табак — «близнецы-братья». А это значит, что при таком правовом регулировании подход к этим товарам в части разрешенного места торговли должен быть совершенно одинаковым. Поэтому если ГФСУ хочет быть абсолютно последовательной, то должна завтра же издать аналогичные разъяснения по табачным изделиям с запретом продавать их в киосках!
Представляете, что тогда начнется?.. Кто еще не понял, намекнем.
Анекдот времен СССР (печатается «мовою оригіналу» ☺):
— І що пан палить?
— Пан палить «Ватру».
— А що пан буде палити, коли не буде «Ватри»?
— Пан буде палити сільраду.
Надеемся все же, что этого не случится, и налоговики не станут доводить ситуацию до полного абсурда. А заодно отзовут свои явно противозаконные консультации по пиву.
Ждем…
выводы
«Алкогольный» статус пива, приданный ему с 1 июля этого года, и коррективы в определение места торговли, внесенные с той же даты, по сути уравняли пиво в правах с табачными изделиями. А это значит, что для торговли и тем и другим товаром теперь подходят одни и те же торговые помещения (сооружения), среди которых, безусловно, должны быть и киоски.
По завершении активной фазы «пивного» лицензирования фискалы необоснованно заявили, что торговать пивом в киосках нельзя даже при наличии соответствующей розничной лицензии.
Требование фискалов к продавцам пива о наличии у них обособленной торговой площади, куда бы покупатель мог зайти, чтобы выбрать товар и осуществить расчет, не основывается на «алкогольном» Законе № 481, а значит, является неправомерным.