Темы статей
Выбрать темы

Учет торговли на расстоянии

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Мы уже разобрались, что отличительной чертой торговли, осуществляемой через Интернет, является то, что выбор и заказ товара не совпадает во времени с передачей ранее выбранного товара покупателю. Более того, передача товара далеко не всегда осуществляется сотрудником интернет- магазина. Такие особенности, безусловно, оказывают влияние на учет. О нюансах учета торговли на расстоянии, а также трудностях, с которыми может столкнуться бухгалтер на практике, и пойдет речь в данной статье.

Взаимоотношения, возникающие между покупателем и интернет-магазином, на законодательном уровне урегулированы Законом № 675. В частности, ст. 11 этого Закона регулирует порядок заключения электронного договора (подробнее см. статью на с. 3). В то же время продажа через интернет-магазин имеет признаки продажи на заказ, а также продажи вне торговых и офисных помещений. Поэтому интернет-магазин при осуществлении торговли должен соблюдать Правила № 103. Этими правилами регулируется, в том числе, порядок документального оформления.

Документальное оформление продаж интернет-магазина

Согласно п. 2.4 разд. II Правил № 103 заказ должен быть оформлен на бланке заказа, в котором указываются: наименование субъекта хозяйствования, название товара, его цена, количество, общая стоимость товара, стоимость услуг, предоставленных дополнительно, дата (время) выполнения заказа.

Кроме того, такой бланк заказа должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Бланк заказа оформляется в двух экземплярах для покупателя и продавца.

Согласно абз. 3 п. 2.5 раздела II Правил № 103, на втором экземпляре бланка заказа покупатель своей подписью подтверждает получение заказа и оплату денег.

Оформленный таким образом бланк заказа является основанием для отражения продажи в бухгалтерском учете интернет-магазина, а также доказательством того, что обязательства обеих сторон выполнены

О том, каким образом и в какой момент продажа отражается в учете интернет-магазина, в зависимости от того, где, когда и кем осуществлена выдача товара покупателю, поговорим далее.

Выдача товара в помещении интернет-магазина

Интернет-магазин может осуществлять выдачу товара покупателю в точке выдачи товара и/или непосредственно на складе. И хотя такая продажа подпадает под действие Правил № 103, ее учет будет максимально приближен к учету в обычном розничном офлайн-магазине, ведь покупатель получает товар непосредственно у продавца.

Для учета товаров, находящихся на точках выдачи, интернет-магазин вводит отдельный субсчет (например, субсчет 2821 «Товары на точках выдачи»). Аналитический учет ведется по наименованиям товара и точкам выдачи. Перемещение товара со склада отражается проводкой Дт 2821 — Кт 281. В этот же момент интернет-магазин, учитывающий товар по розничным ценам, отражает торговую наценку: Дт 2821 — Кт 285.

Хотя интернет-магазины достаточно редко используют метод оценки выбытия запасов по продажным ценам, так как продажа осуществляется исключительно по предварительно оформленному заказу. Кроме того, как правило, интернет-магазины сначала принимают заказы от покупателей, а лишь после этого закупают необходимый товар. Поэтому идеальная картинка в учете интернет-магазина — это стремящееся к нулю сальдо счета 28. Учет по продажным ценам в таких условиях нецелесообразен.

Покупатель может осуществить предоплату либо оплатить заказ при получении. Рассмотрим на примерах учет продаж в интернет-магазине.

Пример 1. Покупатель оформил заказ в интернет-магазине на сумму 12000 грн., при этом способ доставки указал — самовывоз с точки выдачи интернет-магазина. Интернет-магазин закупил товар, заказанный покупателем, за 10800 грн. Покупатель осуществил оплату банковской картой при получении товара. Интернет-магазин оплатил поставщику за товар.

Таблица 1. Учет продажи интернет-магазина с оплатой при получении

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Приобретен товар, заказанный покупателем

281

631

9000

2

Отражена сумма НДС

6441

631

1800

3

Получена налоговая накладная

641

6441

1800

4

Перемещен товар со склада на точку выдачи

282/1

281

9000

5

Отражена продажа

333

702

12000

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641

2000

7

Списана себестоимость на финансовый результат

902

282/1

9000

8

Поступили деньги на расчетный счет

311

333

11820

9

Отражена комиссия банка

92

333

180

10

Оплачен товар поставщику

631

311

10800

Пример 2. Покупатель оформил в интернет-магазине заказ на 6000 грн. Оплату произвел безналичным перечислением. Интернет-магазин приобрел заказанный товар. Покупатель получил товар в точке выдачи интернет-магазина.

Таблица 2. Учет продажи интернет-магазина при получении предоплаты

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Получена предоплата от покупателя

311

681

6000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641

1000

3

Осуществлена предоплата поставщику

371

311

4800

4

Отражена сумма НДС

644/1

644

800

5

Получена налоговая накладная

641

644/1

800

6

Получен товар от поставщика

281

631

4000

7

Отражена сумма НДС

644

631

800

8

Произведен зачет задолженностей

631

371

4800

9

Перемещен товар со склада на точку выдачи

282/1

281

4000

10

Продан товар (по дате получения товара покупателем)

361

702

6000

11

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

643

1000

12

Произведен зачет задолженностей

681

361

6000

13

Списана себестоимость реализованного товара

902

282/1

4000

Наличие собственных точек выдачи поднимает рейтинг интернет-магазина в глазах покупателя, такой интернет-магазин становится узнаваемым, ему доверяют. В таких условиях легко налаживается процедура возврата товара и организовывается послепродажное обслуживание. В то же время содержание собственной точки выдачи — это дополнительные расходы, которые интернет-магазин не всегда желает (или в состоянии) нести.

Доставка собственными курьерами

Нехватка свободного времени и нежелание тратить его на походы по магазинам — один из существенных факторов, влияющих на развитие интернет-торговли. Потому курьерская доставка по указанному адресу — обязательное условие большей части заказов, оформленных через Интернет.

Чтобы удовлетворить требования покупателей, интернет-магазины создают собственную курьерскую службу и/или привлекают сторонних перевозчиков.

Интернет-магазин, осуществляющий доставку товара собственными курьерами, вводит отдельный субсчет для учета товаров, переданных курьерам (например, субсчет 2822 «Товары, переданные курьерам»). Со всеми курьерами интернет-магазин заключает договоры о полной материальной ответственности. В момент передачи товара курьеру в учете отражается проводка Дт 2822 — Кт 281. После предоставления курьером документов, подтверждающих передачу товара покупателю, интернет-магазин списывает себестоимость реализованного товара и признает доход от его реализации (проводки аналогичны примеру 2).

Курьер может осуществлять доставку только ранее оплаченных заказов или получать оплату в момент выдачи товара покупателю. Если оплата осуществляется покупателем при получении товара, курьер должен иметь при себе компактный РРО и терминал для оплаты банковской картой (за исключением случаев, когда продавец освобожден от применения РРО). Продажа в таком случае отражается в учете интернет-магазина в момент передачи товара покупателю и приема от него денег (проводки аналогичны примеру 1).

Доставка сторонней курьерской службой

Практически все интернет-магазины, независимо от наличия собственных точек выдачи и собственных курьеров, пользуются услугами сторонних курьерских служб.

Для того, чтобы правильно определить дату отражения дохода в таком случае, необходимо вспомнить требования, установленные п. 8 П(С)БУ 15 (ср. ). А затем определить, когда все перечисленные требования выполняются согласно условиям оферты. Если все условия выполнены при передаче товара перевозчику, продажа будет отражена в учете по факту такой передачи. Однако на практике такой вариант учета встречается достаточно редко. Чаще перевозчики везут товар интернет-магазина, отчитываются перед ним о порчах и потерях, возмещают интернет-магазину такие потери. Потому интернет-магазин продолжает осуществлять контроль за товарами до момента их передачи покупателю. И лишь при передаче обязательство интернет-магазина считается выполненным, а товар проданным*.

* Подробнее об учете товаров в пути см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 16, с. 24.

В таком случае товары, переданные сторонней курьерской службе, продолжают быть активами интернет-магазина. Для их учета интернет-магазин выделяет отдельный субсчет (например, 2823 «Товары, переданные перевозчикам»). Аналитический учет ведется по товарам, а также по перевозчикам, если предприятие пользуется услугами нескольких курьерских служб.

На каждый укомплектованный заказ сотрудником интернет-магазина или сотрудником перевозчика (в зависимости от условий договора) составляется транспортная накладная, которая распечатывается в трех экземплярах. Первый экземпляр с подписью перевозчика остается у интернет-магазина, второй — у покупателя, третий, с подписью покупателя — у перевозчика, как доказательство того, что заказ доставлен.

На дату передачи товара перевозчику в учете делается запись Дт 2823 — Кт 281. Курьерская служба в установленный договором срок предоставляет документы, подтверждающие получение товара покупателем. На основании этих документов интернет-магазин проводит продажу в учете и признает доход (проводки аналогичны примеру 2).

Обращаем внимание, что

курьерские службы** не имеют права принимать наличные денежные средства от покупателя и переводить их интернет-магазину на основании договора перевозки

** За исключением Новой Почты, которая для осуществления переводов для своих клиентов в пределах Украины зарегистрировала платежную организацию ООО «Пост Финанс» и платежную систему FORPOST, которая включена в реестр внутригосударственных платежных систем 04.12.2015 г.

Согласно п. 1 постановления № 42 такую деятельность могут осуществлять исключительно банки, коммерческие агенты банков, небанковские финансовые учреждения, которые получили лицензию на перевод средств.

Поэтому при таком способе доставки оплата не может происходить одновременно с выдачей товара. В то же время перевозчику можно поручить проконтролировать осуществление оплаты перед выдачей товара***.

*** Но не забудьте про ответственность за то, что не проконтролировал!

Доставка Укрпочтой

Интернет-магазин может осуществлять продажу товаров почтой по Правилам № 206.

Однако на практике интернет-магазины не работают по этим правилам. Ведь они устанавливают отдельную схему продаж, при которой покупатель заполняет на почте заявку-заказ, а почта передает такой заказ продавцу. Для современного интернет-магазина нехарактерна и нецелесообразна такая процедура оформления заказа, ведь она усложняет и удлиняет процесс.

Поэтому зачастую интернет-магазины рассматривают Укрпочту как одну из курьерских служб. И принимая решение работать с ней — заключают договор перевозки.

В то же время Укрпочта имеет одно существенное отличие — она имеет лицензию на перевод средств. Поэтому, в отличие от других перевозчиков, официально на основании договора перевозки осуществляет прием наличных денежных средств и переводит их на счет интернет-магазина.

Сложности при работе со сторонними перевозчиками

Работа с перевозчиками — простой и удобный вариант доставки. Ведь курьерские службы имеют разветвленную сеть отделений, большой автопарк и обученный персонал. Для бухгалтера интернет-магазина, на первый взгляд, все тоже максимально просто: с установленной в договоре периодичностью перевозчик передает акт выполненных работ, налоговую накладную, а интернет-магазин осуществляет оплату за оказанные услуги доставки.

Но не спешите расслабляться!

О том, с какими сложностями может столкнуться бухгалтер интернет-магазина при работе со сторонними курьерскими службами, поговорим далее.

Как уже говорилось, подписанный покупателем бланк заказа является основанием для отражения продажи в учете интернет-магазина. Если доставка осуществляется сторонней организацией, подписание контролирует работник перевозчика.

При этом, практически каждая курьерская служба сегодня оказывает такую услугу, как возврат документов. Но!

Во-первых, такая услуга достаточно дорогостоящая.

Во-вторых, несмотря на первое условие, не стоит надеяться на то, что документы будут возвращаться вовремя, правильно оформленные и в полном объеме.

Ответственность за невозврат документов в стандартных договорах перевозчиков отсутствует.

А, в случае если документ не возвращен, у бухгалтера интернет-магазина не будет первичного документа, позволяющего списать товар и отразить доход.

Поэтому, если договор с перевозчиком еще не заключен, бухгалтеру следует активно участвовать в процессе его заключения. В договоре следует предусмотреть порядок и периодичность возврата документов, правила их заполнения, ответственность за несоблюдение установленных требований и, тем более, за невозврат документов.

При таком подходе количество и качество возвращаемых перевозчиком документов значительно возрастает.

Но что делать, если документа все равно нет? Есть ли основания у интернет-магазина отразить продажу в учете?

Прежде всего, необходимо выяснить у курьерской службы, доставлены ли такие заказы покупателям. Для этого составляем официальный запрос.

На основании ответа курьерской службы, в котором указано, что доставка и выдача товара осуществлены*, интернет-магазин составляет бухгалтерскую справку, в которой указывает перечень заказов, доставленных курьерской службой, документы по которым отсутствуют, дату доставки, Ф. И. О. лиц, получивших заказ. Такая бухгалтерская справка должна содержать все обязательные реквизиты первичного документа.

* Причем этот факт перевозчик должен быть готов подтвердить документально при возникновении споров с покупателем.

Тогда, поскольку все критерии п. 8 П(С)БУ 15 соблюдены, а бухгалтерская справка является первичным документом, подтверждающим продажу,— интернет-магазин имеет все основания для отражения продажи в учете.

Дропшиппинг

Организация доставки товара покупателю — достаточно трудоемкий процесс. Потому все больше интернет-магазинов перестраиваются на работу по дропшиппингу.

Прямая поставка (или дропшиппинг, от англ. Dropshipping) — это вид предпринимательской деятельности (чаще всего в сети Интернет), который заключается в реализации товаров производителя (импортера) посредником (дропшиппером, англ. dropshipper). Прибыль посредника формируется за счет разницы между оптовой ценой, которую он платит производителю, и розничной ценой, по которой продает товар клиенту. Ключевым отличием этого вида деятельности является то, что купленный товар отправляется покупателю напрямую со склада производителя (импортера). Причем, в зависимости от договорных отношений он может быть отправлен как от имени производителя (импортера) (между ним и интернет-магазином заключается договор поручения*), так и от имени интернет-магазина (заключается договор купли-продажи или договор комиссии**).

* Учет интернет-магазина максимально упрощен, ведь товары не приобретаются, а доходы интернет-магазина состоят из агентского вознаграждения, начисленного согласно договору.

** Об учете комиссионных операций см. «Налоги и бухгалтерский учет» 2015, № 51.

выводы

  • Заказ товара в интернет-магазине оформляется на бланке заказа. Такой бланк заказа, подписанный продавцом и покупателем, является доказательством выполнения взаимных обязательств.

  • Дата отражения дохода соответствует дате выполнения требований п. 8 П(С)БУ 15, которая определяется согласно условиям оферты.

  • Курьерские службы (за исключением Укрпочты и Новой Почты) не имеют права принимать наличные денежные средства от покупателей для перечисления их интернет-магазину.

  • Работа по дропшиппингу значительно упрощает учетный процесс интернет-магазина.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше