Что нужно знать интернет-магазину перед тем, как заключать договор о предоставлении рекламных услуг? Какие требования законодательства нужно соблюдать при размещении рекламы на сайте? Каков порядок документального оформления и налогообложения таких услуг?
Об этом и поговорим.
Рекламные услуги в уставе интернет-магазина
Если интернет-магазин изначально не планировал размещать на своем сайте рекламу, вполне возможно, что соответствующий вид деятельности не внесен в устав и не зарегистрирован в ЕГРПОУ.
Обязательно ли интернет-магазину вносить изменения в устав?
Нет, необязательно. Потому как субъекты хозяйствования имеют право осуществлять любую деятельность, которая не запрещена законодательством ( ч. 1 ст. 19 ХКУ). При условии, конечно, что предоставление рекламных услуг прямо не запрещено уставом.
Ведь если в уставе написано, что предоставление рекламных услуг запрещено, оказание рекламных услуг будет считаться деятельностью, противоречащей уставу, что в свою очередь является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда ( абз. 3 п. 2 ст. 38 Закона № 755). На этом акцентируют внимание и налоговики (см. БЗ 138.01).
Однако на практике такое встречается достаточно редко. Чаще, наоборот, в устав добавляют возможность осуществления «других видов деятельности, не противоречащих законодательству». В таком случае, интернет-магазин может оказывать рекламные услуги без внесения соответствующих изменений в устав.
Получение специальных разрешений (лицензий) для предоставления рекламных услуг не требуется
Важно для единщиков
Если интернет-магазин является плательщиком единого налога, следует обязательно добавить рекламный вид деятельности в реестр плательщиков единого налога (необходимый КВЭД 2010 — 73.11 «Рекламні агентства»), потому как:
1) единщики при осуществлении видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, должны перейти на общую систему налогообложения с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности ( п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ);
2) доход, полученный ФЛП-единщиком второй группы* от осуществления деятельности, не указанной в реестре, облагается единым налогом по ставке 15 % ( п.п. 2 п. 293.4 НКУ).
* О единщиках первой группы здесь умалчиваем по причине того, что интернет-магазины не имеют права быть плательщиками единого налога первой группы.
Кроме того, напомним, единщик второй группы имеет право оказывать услуги только населению и плательщикам единого налога ( п.п. 2 п. 291.4 НКУ), потому оказывать рекламные услуги общесистемщикам интернет-магазин — ФЛП-единщик второй группы не имеет права.
Чего нельзя по Закону о рекламе
Несмотря на то, что реклама в Интернете очень распространена и имеет свои особенности, в Законе о рекламе нет определения «интернет-реклама», не содержит он в ее отношении и каких-либо специальных норм.
В то же время в отношении рекламной деятельности в сети Интернет действуют общие нормы Закона о рекламе.
Интернет-магазин при размещении рекламы на своем сайте выступает распространителем рекламы (согласно абз. 15 ст. 1 Закона о рекламе)
Распространители рекламы несут ответственность за нарушение установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы ( ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе).
Итак, распространять запрещается:
— рекламу, которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства. Анонсы фильмов, которые имеют ограничения зрительской аудитории, размещаются только во время, отведенное для показа таких фильмов ( абз. 12 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);
— рекламу сооружения жилого дома с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, без получения субъектами хозяйственной деятельности, которые осуществляют его строительство или инвестирование и/или финансирование, соответственно права собственности или пользования земельным участком, лицензии на осуществление строительной деятельности, разрешения на выполнение строительных работ и разрешения/лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг или свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, выполнение обязательств по которым обеспечивается единицей сооружаемой недвижимости ( абз. 13 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);
— рекламу услуг ворожения и гадания ( абз. 14 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);
— рекламу, если в соответствии с законодательством виды деятельности или товары, которые рекламируются, подлежат обязательной сертификации или их производство/реализация требует наличия соответствующих разрешения, лицензии, а рекламодатель не предоставил распространителю рекламы копии таких сертификата, разрешения, лицензии, заверенных в установленном порядке ( ч. 2 ст. 8 Закона о рекламе).
К размещению Закон о рекламе содержит следующее требование:
Реклама должна быть четко отделена от другой информации таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу ( ч. 1 ст. 9 Закона о рекламе)
Ответственность
За нарушение порядка распространения и размещения рекламы распространитель несет ответственность согласно ч. 4 ст. 27 Закона о рекламе — в пятикратном размере стоимости распространения рекламы. Повторное нарушение в течение года карается штрафом в десятикратном размере стоимости распространения.
При этом распространитель рекламы не несет ответственность за несоблюдение установленных законом требований к содержанию рекламы и за рекламу продукции, запрещенной законом. За указанные нарушения ответственность несет рекламодатель ( ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе).
Учет доходов от рекламы на сайте
Реклама размещается на сайте на основании договора на оказание рекламных услуг. При заключении такого договора следует руководствоваться ст. 901 – 907 ГКУ.
В договоре определяются период, в течение которого реклама демонстрируется на сайте интернет-магазина, частота показа, место ее размещения, размер, периодичность составления акта оказанных услуг*, перечень дополнительных документов, предоставляемых рекламодателю, стоимость рекламных услуг или способ расчета такой стоимости.
* С учетом того, что доход, связанный с предоставлением услуг, признается исходя из степени завершенности операции на дату баланса, целесообразно составлять акт не реже одного раза в квартал во исполнение требований п. 10 – 13 П(С)БУ 15. С другой стороны, момент возникновения налоговых обязательств есть и по НДС, а там логично исходить из месячного периода (для месячных плательщиков). Поэтому во избежание конфликтов с налоговиками рекомендуем составлять акт помесячно (подробнее см. «Дата «первички» в налоговой проекции»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с.21в части, отвечающей действующему законодательству).
Доходы отражаются на счете 703 «Доходы от реализации работ и услуг». При этом себестоимость такой услуги зачастую будет равна нулю, ведь, как правило, размещение рекламы на собственном сайте не приводит к возникновению дополнительных расходов.
Разделом III НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата на стоимость оказанных рекламных услуг, потому такие доходы в полной мере учитываются при определении объекта обложения по налогу на прибыль.
НДС. Согласно пп. «б» п. 186.3 НКУ местом поставки рекламных услуг является место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, или в случае отсутствия такого места — место постоянного или преимущественного проживания.
Поэтому, в случае, если рекламодатель зарегистрирован как субъект хозяйствования или проживает на территории Украины, операция по предоставлению рекламных услуг в сети Интернет является объектом обложения НДС.
Если же рекламодатель — нерезидент, объект обложения НДС отсутствует (БЗ 101.04).
Рассмотрим на примере отражение в учете интернет-магазина доходов от рекламы на сайте.
Пример. Интернет-магазин заключил договор на оказание рекламных услуг на сумму 60000 грн. По условиям договора рекламодатель осуществляет предоплату в размере 50 % стоимости. Остальные 50 % оплачиваются после предоставления акта и дополнительных документов, подтверждающих оказание рекламных услуг.
Учет доходов от рекламы в учете интернет-магазина
№ п/п | Операция | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
Дт | Кт | |||
1 | Поступила предоплата от рекламодателя | 311 | 681 | 30000 |
2 | Отражены обязательства по НДС | 643 | 641 | 5000 |
3 | Подписан акт оказанных рекламных услуг | 361 | 703 | 60000 |
4 | Отражены обязательства по НДС | 703 | 643 | 5000 |
703 | 641 | 5000 | ||
5 | Произведен зачет задолженностей | 681 | 361 | 30000 |
6 | Поступила доплата за рекламные услуги | 311 | 361 | 30000 |
выводы
Для осуществления рекламной деятельности интернет-магазину необязательно вносить изменения в устав.
Интернет-магазину — единщику необходимо добавить рекламный вид деятельности в реестр плательщиков единого налога.
Интернет-магазин — единщик второй группы может оказывать рекламные услуги только населению и единщикам.
Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение порядка распространения и размещения рекламы.
Услуги интернет-рекламы, оказанные нерезиденту, не являются объектом обложения НДС.