Темы статей
Выбрать темы

Реклама на сайте интернет-магазина

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Основной целью торгующего интернет-магазина является, конечно же, увеличение объема продаж. Объем продаж зависит от многих факторов: конкурентоспособности цен, ассортимента предлагагаемых товаров/услуг, скорости выполнения заказа покупателя, качества обслуживания... Но немаловажную роль играет и «продвинутость» сайта, потому интернет-торговцы несут существенные расходы по его продвижению (об учете таких расходов см. с. 28). В то же время, если сайт «продвинут», узнаваем и его посещает большое количество пользователей, дополнительным источником дохода интернет-магазина может стать деятельность по размещению рекламы.

Что нужно знать интернет-магазину перед тем, как заключать договор о предоставлении рекламных услуг? Какие требования законодательства нужно соблюдать при размещении рекламы на сайте? Каков порядок документального оформления и налогообложения таких услуг?

Об этом и поговорим.

Рекламные услуги в уставе интернет-магазина

Если интернет-магазин изначально не планировал размещать на своем сайте рекламу, вполне возможно, что соответствующий вид деятельности не внесен в устав и не зарегистрирован в ЕГРПОУ.

Обязательно ли интернет-магазину вносить изменения в устав?

Нет, необязательно. Потому как субъекты хозяйствования имеют право осуществлять любую деятельность, которая не запрещена законодательством ( ч. 1 ст. 19 ХКУ). При условии, конечно, что предоставление рекламных услуг прямо не запрещено уставом.

Ведь если в уставе написано, что предоставление рекламных услуг запрещено, оказание рекламных услуг будет считаться деятельностью, противоречащей уставу, что в свою очередь является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда ( абз. 3 п. 2 ст. 38 Закона № 755). На этом акцентируют внимание и налоговики (см. БЗ 138.01).

Однако на практике такое встречается достаточно редко. Чаще, наоборот, в устав добавляют возможность осуществления «других видов деятельности, не противоречащих законодательству». В таком случае, интернет-магазин может оказывать рекламные услуги без внесения соответствующих изменений в устав.

Получение специальных разрешений (лицензий) для предоставления рекламных услуг не требуется

Важно для единщиков

Если интернет-магазин является плательщиком единого налога, следует обязательно добавить рекламный вид деятельности в реестр плательщиков единого налога (необходимый КВЭД 2010 — 73.11 «Рекламні агентства»), потому как:

1) единщики при осуществлении видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, должны перейти на общую систему налогообложения с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности ( п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ);

2) доход, полученный ФЛП-единщиком второй группы* от осуществления деятельности, не указанной в реестре, облагается единым налогом по ставке 15 % ( п.п. 2 п. 293.4 НКУ).

* О единщиках первой группы здесь умалчиваем по причине того, что интернет-магазины не имеют права быть плательщиками единого налога первой группы.

Кроме того, напомним, единщик второй группы имеет право оказывать услуги только населению и плательщикам единого налога ( п.п. 2 п. 291.4 НКУ), потому оказывать рекламные услуги общесистемщикам интернет-магазин — ФЛП-единщик второй группы не имеет права.

Чего нельзя по Закону о рекламе

Несмотря на то, что реклама в Интернете очень распространена и имеет свои особенности, в Законе о рекламе нет определения «интернет-реклама», не содержит он в ее отношении и каких-либо специальных норм.

В то же время в отношении рекламной деятельности в сети Интернет действуют общие нормы Закона о рекламе.

Интернет-магазин при размещении рекламы на своем сайте выступает распространителем рекламы (согласно абз. 15 ст. 1 Закона о рекламе)

Распространители рекламы несут ответственность за нарушение установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы ( ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе).

Итак, распространять запрещается:

— рекламу, которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства. Анонсы фильмов, которые имеют ограничения зрительской аудитории, размещаются только во время, отведенное для показа таких фильмов ( абз. 12 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);

— рекламу сооружения жилого дома с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, без получения субъектами хозяйственной деятельности, которые осуществляют его строительство или инвестирование и/или финансирование, соответственно права собственности или пользования земельным участком, лицензии на осуществление строительной деятельности, разрешения на выполнение строительных работ и разрешения/лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг или свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, выполнение обязательств по которым обеспечивается единицей сооружаемой недвижимости ( абз. 13 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);

— рекламу услуг ворожения и гадания ( абз. 14 ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе);

— рекламу, если в соответствии с законодательством виды деятельности или товары, которые рекламируются, подлежат обязательной сертификации или их производство/реализация требует наличия соответствующих разрешения, лицензии, а рекламодатель не предоставил распространителю рекламы копии таких сертификата, разрешения, лицензии, заверенных в установленном порядке ( ч. 2 ст. 8 Закона о рекламе).

К размещению Закон о рекламе содержит следующее требование:

Реклама должна быть четко отделена от другой информации таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу ( ч. 1 ст. 9 Закона о рекламе)

Ответственность

За нарушение порядка распространения и размещения рекламы распространитель несет ответственность согласно ч. 4 ст. 27 Закона о рекламев пятикратном размере стоимости распространения рекламы. Повторное нарушение в течение года карается штрафом в десятикратном размере стоимости распространения.

При этом распространитель рекламы не несет ответственность за несоблюдение установленных законом требований к содержанию рекламы и за рекламу продукции, запрещенной законом. За указанные нарушения ответственность несет рекламодатель ( ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе).

Учет доходов от рекламы на сайте

Реклама размещается на сайте на основании договора на оказание рекламных услуг. При заключении такого договора следует руководствоваться ст. 901 – 907 ГКУ.

В договоре определяются период, в течение которого реклама демонстрируется на сайте интернет-магазина, частота показа, место ее размещения, размер, периодичность составления акта оказанных услуг*, перечень дополнительных документов, предоставляемых рекламодателю, стоимость рекламных услуг или способ расчета такой стоимости.

* С учетом того, что доход, связанный с предоставлением услуг, признается исходя из степени завершенности операции на дату баланса, целесообразно составлять акт не реже одного раза в квартал во исполнение требований п. 10 – 13 П(С)БУ 15. С другой стороны, момент возникновения налоговых обязательств есть и по НДС, а там логично исходить из месячного периода (для месячных плательщиков). Поэтому во избежание конфликтов с налоговиками рекомендуем составлять акт помесячно (подробнее см. «Дата «первички» в налоговой проекции»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с.21в части, отвечающей действующему законодательству).

Доходы отражаются на счете 703 «Доходы от реализации работ и услуг». При этом себестоимость такой услуги зачастую будет равна нулю, ведь, как правило, размещение рекламы на собственном сайте не приводит к возникновению дополнительных расходов.

Разделом III НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата на стоимость оказанных рекламных услуг, потому такие доходы в полной мере учитываются при определении объекта обложения по налогу на прибыль.

НДС. Согласно пп. «б» п. 186.3 НКУ местом поставки рекламных услуг является место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, или в случае отсутствия такого места — место постоянного или преимущественного проживания.

Поэтому, в случае, если рекламодатель зарегистрирован как субъект хозяйствования или проживает на территории Украины, операция по предоставлению рекламных услуг в сети Интернет является объектом обложения НДС.

Если же рекламодатель — нерезидент, объект обложения НДС отсутствует (БЗ 101.04).

Рассмотрим на примере отражение в учете интернет-магазина доходов от рекламы на сайте.

Пример. Интернет-магазин заключил договор на оказание рекламных услуг на сумму 60000 грн. По условиям договора рекламодатель осуществляет предоплату в размере 50 % стоимости. Остальные 50 % оплачиваются после предоставления акта и дополнительных документов, подтверждающих оказание рекламных услуг.

Учет доходов от рекламы в учете интернет-магазина

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Поступила предоплата от рекламодателя

311

681

30000

2

Отражены обязательства по НДС

643

641

5000

3

Подписан акт оказанных рекламных услуг

361

703

60000

4

Отражены обязательства по НДС

703

643

5000

703

641

5000

5

Произведен зачет задолженностей

681

361

30000

6

Поступила доплата за рекламные услуги

311

361

30000

выводы

  • Для осуществления рекламной деятельности интернет-магазину необязательно вносить изменения в устав.

  • Интернет-магазину — единщику необходимо добавить рекламный вид деятельности в реестр плательщиков единого налога.

  • Интернет-магазин — единщик второй группы может оказывать рекламные услуги только населению и единщикам.

  • Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение порядка распространения и размещения рекламы.

  • Услуги интернет-рекламы, оказанные нерезиденту, не являются объектом обложения НДС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше