Деятельности временно нет. А пустая налоговая декларация — есть?

В избранном В избранное
Печать
Белова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 48
Ваша деятельность затормозилась. С доходами тишина и с деньгами в кармане не густо. Объект налогообложения остался только в воспоминаниях. Что делать в такой ситуации с налоговой декларацией — нужно ли подавать ее контролерам, несмотря ни на что, или можно отложить эту процедуру до более «активных» в финансовом смысле времен? Давайте найдем ответ на этот важный вопрос вместе.

Подавать контролирующим органам декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов/сборов, — одна из обязанностей налогоплательщика. Об этом напоминает п.п. 16.1.3 НКУ*.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

К счастью, не надо сломя голову бросаться исполнять эту норму. Вы сами можете в этом убедиться, заглянув в  п. 49.2 НКУ. Он объявляет, что налогоплательщик обязан подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого является, за каждый установленный НКУ отчетный период, в котором:

— возникают объекты налогообложения

или

— есть показатели, подлежащие декларированию.

Выходит, что при отсутствии в отчетном периоде объекта налогообложения и показателей, которые надо задекларировать,

плательщик может не напрягать себя подачей пустой налоговой отчетности

Интересно, в отношении всех ли налогов и сборов действует такая «декларационная» поблажка? Это мы с вами, дорогие друзья, сейчас и выясним.

Налог на прибыль

Освободиться на время от «декларационных» пут могут плательщики налога на прибыль, которые не только бездействуют в течение отчетного периода и не имеют текущих показателей для декларирования, но и не обременены убытками прошлых лет.

Ибо даже если весь текущий год у них в деятельности было полное затишье, но «висят» прошлогодние убытки, в налоговоприбыльную декларацию их придется внести. Во всяком случае, на это настраивает проект формы новехонькой декларации. Там в приложении РI к стр. 03 для отражения прошлогодних «минусов» предусмотрена стр. 3.2.4.

Не уйти от подачи декларации и тем предприятиям, которые на время простоя не законсервировали свои объекты основных средств и продолжают начислять на них бухгалтерскую амортизацию. Хоть других расходов и каких-либо доходов у них нет, отрицательный результат в Форме № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» гарантирован. А это — основание, чтобы заполнить в декларации по налогу на прибыль стр. 03 и, ра­зумеется, подать документ контролерам.

Подавать декларацию должны и те плательщики, которые, несмотря на временное бездействие:

— исчисляют «переходные» разницы, предусмотренные подразд. 4 разд. XX НКУ. Их суммы Минфин предлагает фиксировать в разд. 4 приложения РI к стр. 03 декларации;

— уплачивают налог на недвижимость. Ему определено место в стр. 16.2 приложения ЗП к стр. 16 декларации;

— выплачивают дивиденды и соответственно уплачивают «дивидендный» авансовый взнос. Для отражения этих сумм введено приложение АВ к стр. 20 декларации;

— уплачивают ежемесячные авансы по налогу на прибыль, если в 2014 году сработали «в плюс». Для отражения их сумм в проекте формы декларации запланирована стр. 16.1 приложения ЗП;

— выплачивают доходы нерезидентам и соответственно удерживают с них налог на репатриацию. Предполагается, что фиксировать эти суммы нужно будет в приложении ПН к стр. 23 декларации;

— самостоятельно исправляют ошибки согласно п. 50.1 НКУ.

То, что в остальных строках декларации будут фигурировать прочерки, тут уж совсем не важно. Раз хоть какие-то показатели в этой отчетной форме есть, будьте добры, ее подайте.

А вот если в Форме № 2 у вас сплошные прочерки, а в Форме № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)» стоят цифры, живите спокойно:

отправлять фискалам пустую налоговоприбыльную декларацию незачем

Мы в этом твердо убеждены. Хотя налоговики и считают, что подавать/не подавать декларацию с прочерками, зависит от наличия в финотчетности плательщика показателей не только по доходам и расходам, но и по другим операциям (см. письмо ГНИ в г. Полтаве от 10.02.2015 г. № 2606/10/16-01-11-01-30). На то, что это абсолютно неверный подход, мы указали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 32, с. 28.

НДС

Вы временно не ведете хоздеятельность и соответственно у вас не возникает объект обложения НДС? Смело рассчитывайте на освобождение от подачи пустых НДС-деклараций.

Но (!) только при условии, что в отчетном (налоговом) периоде у вас нет остатков отрицательного значения НДС предыдущих периодов. Ведь «старый» минус — это показатель, который в НДС-декларации за отчетный период надо привести обязательно. А раз так, то и подать ее надо непременно.

Ну а если у бездеятельного плательщика «старого» НДС-«минуса» нет, то НДС-декларацию подавать не обязательно

И пусть вас не сбивает с толку норма п. 9 разд. III Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966. Она, напомним, требует предоставлять НДС-декларацию независимо от того, работал плательщик в отчетном периоде или простаивал. Но это требование, скорее всего, — отголоски прошлого, которые случайно закрались в новый Порядок.

К чести контролеров, эту коллизию они решили справедливо: если показателей, которые надо отражать в НДС-декларации, нет, подавать ее не нужно (см. консультацию из подкатегории 101.22 БЗ, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 32, с. 28; № 46, с. 30).

Единый налог

У бездействующих плательщиков единого налога дела с налоговыми декларациями, к сожалению, не так хороши, как у плательщиков налога на прибыль и НДС.

Фискалы убеждены, что единоналожники, несмотря на отсутствие в течение отчетного периода доходов, которые подлежат декларированию, обязаны подавать пустые ЕН-декларации (см. консультацию из подкатегории 108.05 БЗ). И п. 49.2 НКУ им тут не указ. ☹

Свой жесткий подход контролеры аргументируют нормами п. 40.1 НКУ. Этот пункт, напомним, предусматривает, что разд. II НКУ (и соответственно п. 49.2 НКУ) определяет порядок администрирования налогов и сборов, имеющих «прописку» в разд. I НКУ.

Если другими разделами НКУ или законами по вопросам таможенного дела определен специальный порядок администрирования отдельных налогов, сборов, платежей, то п. 40.1 НКУ предлагает использовать правила, которые определены в таком другом разделе или законе по вопросам таможенного дела.

Как известно, правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также взимания единого налога установлены гл. 1 разд. XIV НКУ, т. е. «другим» (не I) разделом НКУ.

А раз так, делают вывод налоговики, единоналожники, которые не имеют показателей или объектов, подлежащих декларированию (налого­обложению), обязаны подавать пустые налоговые декларации, несмотря ни на что.

Такой подход не выдерживает никакой критики

Если следовать ему, то подавать декларации простаивающий субъект хозяйствования должен всегда и по любому налогу/сбору. Ведь в разд. I НКУ перечислены лишь виды налогов и сборов (кстати, там же, в  ст. 10, обитает и единый налог), а порядок их администрирования установлен своими отдельными разделами НКУ. К примеру, в отношении налога на прибыль — это разд. III, НДФЛ — разд. IV, НДС — разд. V и т. д. Тогда в чем же смысл п. 49.2 НКУ? Ответьте, господа проверяющие.

Смельчаки-единоналожники, конечно, могут попробовать поспорить с контролерами, чтобы отстоять свое право на бездекларационность в период временного простоя. А вот осторожным плательщикам ничего не остается, как сдавать в свою налоговую инспекцию ЕН-декларации с нулями.

Впрочем, есть для бездеятельных единоналожников и хорошая новость! Касается она юрлиц — собственников земельных участков.

Вы наверняка в курсе, что ч. 4 ст. 297 НКУ освобождает плательщиков единого налога от начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по налогу на землю* независимо от того, какие показатели фигурируют в ЕН-декларации.

* Кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются единоналожниками 1 — 3 групп для осуществления хоздеятельности и единоналожниками 4 группы для ведения сельхозтоваропроизводства.

Так вот, даже в период приостановления хоздеятельности юрлицо-единоналожник — собственник земельных участков (землепользователь) не превращается в плательщика земельного налога. Это подтвердили налоговики в консультации из подкатегории 112.01 БЗ.

А значит, такой плательщик может спокойненько жить и не заботиться о подаче «земельной» налоговой декларации.

НДФЛ

Лица, которые согласно НКУ имеют статус налоговых агентов, обязаны подавать в контролирующий орган в установленные сроки Налоговый расчет по  ф. № 1ДФ.

Однако этот расчет подается лишь в случае, если физлицу в течение отчетного периода начислены суммы доходов

Так утверждает п.п. «б» п. 176.2 НКУ.

Кроме информации о начисленных доходах и удержанном с них НДФЛ, в ф. № 1ДФ налоговый агент отражает:

— в графе 6 «Дата прийняття на роботу» — дату (число, порядковый номер месяца, год) принятия физлица на работу;

— в графе 7 «Дата звільнення з роботи» — дату увольнения физлица с работы.

Но если доход работнику в квартале его увольнения предприятие не начисляет и не выплачивает, то графу 7 Налогового расчета по ф. № 1ДФ оно не заполняет и сам расчет не подает (см. консультацию налоговиков из подкатегории 103.25 БЗ).

ЕСВ

Форму № Д4 «Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в фискальные органы» ( приложение 4 к Порядку № 435*) подают все страхователи, которые используют труд физических лиц:

1) на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

2) по гражданско-правовым договорам о выполнении работ (предоставлении услуг). Исключение — договоры, заключенные с предпринимателями, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в ЕГР.

* Порядок формирования и предоставления страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435.

Отчет по форме № Д4 не подают предприятия, которые ( п. 11 разд. ІІ Порядка № 435):

— не имеют наемных работников

и

— в отчетном периоде не начисляли (не выплачивали) вознаграждение по гражданско-правовым договорам.

Так что, если на период бездействия вы остались без наемных работников и ГПДшников, можете спокойно не подавать ЕСВ-отчет. И вам за это ничего не будет, — подтверждают контролеры (см. консультацию из подкатегории 301.06 БЗ).

Экологический налог

Отчетность по эконалогу состоит из:

Налоговой декларации экологического налога, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010. В ней отражают общие суммы рассчитанного эконалога за соответствующий период по всем видам загрязнения окружающей природной среды;

— приложений к декларации, в которых рассчитывают налоговые обязательства по эконалогу для отдельных видов загрязнения окружающей природной среды.

Все приложения к декларации являются ее неотъемлемой частью, поэтому подавать их налоговикам нужно вместе с декларацией.

Но когда определенные объекты налогообложения у плательщика эконалога отсутствуют, соответствующие приложения он не подает, а в строках декларации проставляет прочерки.

Субъект хозяйствования, который в предыдущем году был плательщиком эконалога, но в текущем году не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы, создавать радиоактивные отходы, должен составить в произвольной форме заявление об отсутствии у него в этом году объекта исчисления эконалога. Подать его надо в соответствующий налоговый орган по месту размещения источников загрязнения до истечения предельных сроков предоставления отчетности по эконалогу за I квартал текущего года. Для чего это нужно? Чтобы не предоставлять «нулевые» декларации.

Если заявление своевременно не подать, «пустышки» придется сдавать весь год, — предупреждает п. 250.9 НКУ.

Хотя мы считаем, что у вас есть козырь — п. 49.2 НКУ. Он должен применяться и в отношении эконалога, даже несмотря на специальные требования п. 250.9 НКУ. Ведь первый из упомянутых пунктов появился в НКУ значительно позже второго, а это придает ему дополнительный вес. Значит, в периоде временного простоя вы вполне можете обойтись без подачи пустых экодеклараций, причем даже не подавая контролерам «безэконаложное» заявление (подробнее по этому поводу см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 32, с. 13).

А что делать, если вы бездействуете временно? Скажем, только в нескольких отчетных периодах (кварталах) текущего года не осуществляете выбросов, сбросов загрязняющих веществ, не размещаете отходы, не создаете радиоактивные отходы? Предоставлять ли пустые экодекларации за «нерабочие» кварталы при таких обстоятельствах?

Налоговики, конечно, будут ждать от вас «пустышки» и в этом случае. Будьте уверены. Единственная радость — без соответствующих приложений (см. консультацию из подкатегории 120.05 БЗ). Идти ли у контролеров на поводу — решать вам. Наше же мнение на сей счет однозначное — раз эконаложная декларация не предполагает нарастающего итога, следовательно, п. 49.2 НКУ освобождает вас от такой обязанности в «нерабочих» кварталах.

Рентная плата

За спецводопользование. Как устанавливает ст. 49 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР, специальное водопользование осуществляют на основании:

— соответствующего разрешения, в котором указан лимит использования воды, — для первичных водопользователей;

— договора на поставку воды между первичным и вторичным водопользователями — для вторичных водопользователей.

Так разъясняет Минприроды Украины в письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП.

Заметьте: само по себе наличие у субъекта хозяйствования разрешения на спецводопользование (или договора на поставку воды) не обязывает его подавать в территориальный орган ГФСУ по основному ( п.п. 257.3.4 НКУ) или неосновному (место размещения водных объектов, п. 63.3 НКУ) месту учета налоговую декларацию по рентной плате (в части рентной платы за спецводопользование). Однако в данном случае важно помнить, что заполняется такая декларация нарастающим итогом. Чтобы соблюсти этот принцип, ее надо подавать и за те кварталы отчетного года, когда спецводопользование не осуществлялось,

но при условии, что оно имело место в предыдущих кварталах

А что делать, если в каком-то из отчетных (налоговых) периодов или в течение всего отчетного (налогового) года у предприятия нет объекта налогообложения (воду оно использует только для собственных питьевых или санитарно-гигиенических нужд)?

Если строго следовать предписаниям п. 49.2 НКУ, то декларацию подавать не надо. Ведь в таком отчетном периоде ни объекта налогообложения, ни показателей, подлежащих декларированию, у плательщика нет. На это мы обращали ваше внимание и в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 32, с. 15.

Но для контролеров это не аргумент. Они убеждены, что даже в условиях «безобъектности» подавать «спецводопользовательскую» декларацию нарастающим итогом с начала года нужно все равно. Основание — наличие у плательщика все того же разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды (см. консультацию из подкатегории 121.06 БЗ).

Та же история и с другими видами рентной платы, в частности, за пользование недрами и радиочастотным ресурсом.

За пользование недрами. Недра предоставляются в пользование предприятиям/гражданам лишь при наличии у них специального разрешения на пользование участком недр. Это условие прописано в  ст. 19 Кодекса Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Наличие такого специального разрешения не обязывает субъекта хозяйствования подавать в контролирующий орган налоговые расчеты по рентной плате за пользование недрами.

Но, как нетрудно догадаться, фискалы считают, что даже если в некоторых отчетных (налоговых) периодах у вас отсутствует объект налогообложения, имеющееся спецразрешение не позволяет расслабиться. Дескать, вы должны подавать расчеты по «недроренте» за периоды простоя как ни в чем не бывало, хоть они и с нулями (см. консультацию из подкатегории 130.04 БЗ).

За пользование радиочастотным ресурсом. Пользоваться радиочастотным ресурсом Украины субъекты хозяйствования могут на основании соответствующих лицензий или разрешений на эксплуатацию радиоэлектронного средства или излучающего устройства ( ч. 2 ст. 30 Закона № 1770).

Здесь ситуация та же, что и с двумя предыдущими разновидностями рентной платы. По мнению контролеров, не утруждать себя подачей налогового расчета сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины плательщик может только после того, как истечет срок действия «радиочастотной» лицензии или разрешения на эксплуатацию и соответственно он прекратит использовать радио­частотный ресурс (см. консультацию из подкатегории 124.04 БЗ).

При этом последним налоговым периодом для «радиочастотной» отчетности, по их утверждению, будет как раз отчетный период, в котором закончился срок действия такой лицензии или разрешения.

Чтобы избавиться от статуса плательщика радиочастотного сбора, предприятие должно подать в налоговый орган по основному месту учета

уведомление по ф. № 20-ОПП с обновленной информацией об изменении состояния объекта налогообложения

Получается, что пока лицензия действует и ф. № 20-ОПП не обновлена, освободиться от подачи «радиочастотного» расчета, даже если субъект хозяйствования простаивает, не выйдет. Хотя из п. 49.2 НКУ все-таки следует другое. Да и  п. 49.21 НКУ, обязывающий подавать «пустышки» простаивающих налогоплательщиков, у которых есть действующие лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, никакого отношения к радиочастотным лицензиям не имеет.

Но налоговики, как видно, еще не привыкли к либеральным нормам п. 49.2 НКУ, поэтому в отношении пустых «рентных» деклараций пока безопаснее прислушаться к их мнению. Надеемся, они скоро во всем разберутся и все сомнения уйдут в прошлое.

Другое дело — акцизный налог. Тут все предельно ясно. Не поспоришь.

Акцизный налог

Плательщики, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию согласно законодательству, обязаны за каждый установленный НКУ отчетный период подавать налоговые декларации. Причем независимо от того, осуществляли они в отчетном периоде хоздеятельность или нет. Это требование четко прописано в  п. 49.21 НКУ.

К счастью, плательщики, которые не работают с подакцизной продукцией и у которых не возникли объекты налогообложения или не появились показатели для декларирования в отчетном периоде, могут ни о чем не волноваться. Им подавать «нулевую» декларацию по акцизному налогу не нужно. Соглашаются с этим и фискалы (см. консультацию из подкатегории 116.07 БЗ).

выводы

  • Фискалы убеждены, что единоналожники, несмотря на отсутствие в течение отчетного периода доходов, которые подлежат декларированию, обязаны подавать пустые ЕН-декларации.

  • Если в периоде бездействия у вас нет наемных работников и ГПДшников, можете не подавать ЕСВ-отчет.

  • Декларацию по «спецводоренте» надо подавать и за те кварталы отчетного года, когда спецводопользование не осуществлялось, но при условии, что оно имело место в предыдущих кварталах.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить