Кодекс ответственности. 3. Санкции, налагаемые органами ГФСУ (ч. 3)

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49

3.5. Особенности применения штрафных санкций, установленных НКУ

В табл. 3.3 (см. с. 28) мы в общих чертах рассмотрели санкции, применяемые за нарушение налогового законодательства. В этом подразделе на некоторые из них мы посмотрим более пристально.

Штраф за нарушение порядка постановки на учет в органах ГФСУ ( п. 117.1 НКУ)

Пункт 117.1 НКУ устанавливает ответственность за нарушение предусмотренных гл. 6 этого Кодекса правил постановки на учет плательщиков налогов.

Ответственность в соответствии с п. 117.1 НКУ наступает в случаях, если налогоплательщик:

не предоставил в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявление и/или документы для постановки на учет в соответствующем органе ГФСУ. Если сведения о субъекте хозяйствования содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР), то на учет в органе ГФСУ ему становиться не нужно. Госрегистратор самостоятельно передаст в фискальный орган уведомление и сведения из регистрационных карточек о совершении регистрационных действий ( ч. 1 ст. 6, ст. 171 Закона № 755).

А вот для взятия на учет по неосновному месту учета налогоплательщик должен подать в соответствующий орган ГФСУ регистрационное заявление по форме № 1-ОПП (для юрлиц и обособленных подразделений) или по форме № 5-ОПП (для самозанятых лиц) с отметкой «облік за неосновним місцем обліку» ( п. 7.2 Порядка № 1588). Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению ( абзац пятый п. 63.3 НКУ). Налогоплательщики, своевременно не подавшие такое заявление, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с п. 117.1 НКУ;

не предоставил в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявление и/или документы для регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные. Напомним: в соответствии с п. 66.5 НКУ в случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документ — ы, подаваемые для постановки на учет, плательщик налогов обязан подать в орган ГФСУ, в котором он состоит на учете, уточненные документы.

Для этого ему отводится 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы

Это не касается изменений, которые вносятся в ЕГР, и изменений, о которых налогоплательщик сообщил по основному месту учета.

Кроме того, п. 66.3 НКУ предусматривает обязанность отдельных категорий налогоплательщиков в случае изменения местонахождения (места проживания) подать в орган ГФСУ по новому местонахождению (месту проживания) заявление о постановке на учет. Такими «счастливчиками» являются плательщики налогов, для которых законом установлены особенности их госрегистрации и сведения о которых не содержатся в ЕГР. Они должны подать заявление по форме № 1-ОПП или № 5-ОПП в течение 10 календарных дней со дня регистрации изменения местонахождения (места проживания).

За нарушение требований пп. 66.3 и 66.5 НКУ налогоплательщику грозит привлечение к ответственности в соответствии с п. 117 этого Кодекса;

не предоставляет исправленные документы для постановки на учет в соответствующем органе ГФСУ или внесения изменений в учетные данные. Учтите: документы, подаваемые плательщиками налогов для постановки на учет проверяют в органах ГФСУ. Если в них обнаруживают ошибки либо недостоверные сведения, такие документы возвращают налогоплательщику для исправления. Для подачи исправленных документов п. 63.9 НКУ отводит 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов. Если в течение этого срока налогоплательщик не подаст исправленные документы или повторно подаст их с ошибками, к нему могут быть применены санкции в соответствии с п. 117.1 НКУ;

предоставил с ошибками или не в полном объеме, не предоставил сведения о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности. Напомним: плательщики налогов — юридические лица и их обособленные подразделения в соответствии с п. 66.4 НКУ обязаны предоставить органу ГФСУ сведения о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета такого юрлица, его обособленных подразделений. Сделать это нужно путем подачи заявления по все той же форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни» ( п. 9.3 Порядка № 1588). На это отведен 10-дневный срок со дня постановки на учет или возникновения изменений в учетных данных плательщиков налогов. За нарушение этой нормы налогоплательщика могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 117.1 НКУ.

Штраф за непредоставление налоговой отчетности ( п. 120.1 НКУ)

Основанием для применения органом ГФСУ штрафа согласно п. 120.1 НКУ является установленный факт неподачи налоговой декларации в определенный законодательством срок.

В этой связи напомним, что под налоговой декларацией (расчетом) понимает НКУ. Так, налоговая декларация (расчет) это ( п. 46.1 НКУ):

— документ, который налогоплательщик (в том числе обособленное подразделение в случаях, определенных НКУ) подает контролирующему органу в сроки, установленные законом, и на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства;

— документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.

Вместе с тем плательщики налога на прибыль вместе с декларацией по этому налогу обязаны подавать еще и финансовую отчетность ( п. 46.2 НКУ). Поэтому возникает закономерный вопрос: будет ли ответственность за ее неподачу?

Штрафные санкции по п. 120.1 НКУ за непредоставление финансовой отчетности в органы ГФСУ применяться не должны

Ведь финансовая отчетность не имеет статуса налоговой декларации, а в п. 120.1 НКУ речь идет именно о налоговых декларациях (расчетах).

По мнению налоговиков, за неподачу финансовой отчетности должностным лицам плательщика налога на прибыль угрожает административный штраф на основании ст. 1642 КУоАП (см. ОНК № 1046 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 97, с. 9; консультацию в категории 102.22 БЗ). В то же время фискалы соглашаются, что КУоАП не предусматривает права органов ГФСУ составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье. Наделены таким правом только органы Госфининспекции, которые, как известно, посещают далеко не каждое предприятие. Вовсе освобождены от ответственности за несоблюдение сроков, предусмотренных для предоставления финансовой отчетности ( ч. 1 ст. 14 Закона № 996), субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, на период ее проведения.

Однако тот факт, что фискалы не смогут вас оштрафовать, не означает, что они не имеют никаких методов воздействия. Непредоставление органам ГФСУ в течение года документов финансовой отчетности является одним из оснований для вынесения судом решения о прекращении юридического лица ( ч. 2 ст. 38 Закона № 755).

Какие еще отчеты не являются налоговыми декларациями в понимании НКУ? Это, в частности, декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, отчетность, связанная с применением книг учета расчетных операций и расчетных книжек, отчет о суммах налоговых льгот. За их непредоставление или несвоевременное предоставление налогоплательщик также не может быть привлечен к ответственности на основании п. 120.1 НКУ.

Не предусмотрено применение штрафных санкций в соответствии с п. 120.1 НКУ за непредоставление копий налоговых деклараций (разъяснение в категории 138.01 БЗ)

Интересный момент. Несмотря на то, что Налоговый расчет по форме № 1ДФ является налоговой декларацией, штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ, за его непредоставление (несвоевременное предоставление) не грозит. Дело в том, что за указанное нарушение п. 119.2 НКУ установлена специальная штрафная санкция в повышенном размере. О ней вы можете узнать из табл. 3.3 (см. с. 28).

С тем, какие виды отчетов являются налоговой декларацией, мы разобрались. А теперь поговорим о сроках, нарушение которых может повлечь привлечение к ответственности на основании п. 120.1 НКУ.

Общие правила определения сроков подачи налоговых деклараций установлены п. 49.18 НКУ (см. табл. 3.4).

Таблица 3.4. Сроки подачи налоговых деклараций

№ п/п

Базовый отчетный (налоговый) период

Сроки подачи налоговой отчетности

1

Календарный месяц (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов)

В течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца

2

Календарный квартал (полугодие) (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов)

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия)*

* В эти же сроки подают декларации, рассчитываемые нарастающим итогом за квартал, полугодие, три квартала и год ( п. 49.19 НКУ).

3

Календарный год

В течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года — в общем случае

До 1 мая года, следующего за отчетным, — для плательщиков НДФЛ (кроме случаев, предусмотренных разд. IV НКУ)

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года — для плательщиков НДФЛ — предпринимателей

Эти сроки установлены для «традиционной» подачи. Однако имейте в виду: если вы направляете налоговую декларацию по почте на адрес соответствующего органа ГФСУ, сделать это нужно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи такой декларации ( п. 49.5 НКУ). А вот при подаче налоговой отчетности в электронной форме направить декларацию необходимо не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок для ее подачи.

Как видите, все сроки предоставления налоговых деклараций установлены в календарных днях, а значит, может так случиться, что последний день сдачи отчетности попадет на выходной или праздничный день. В таком случае последним днем срока будет операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем (п. 49.20 НКУ). При этом

подача декларации в такой «перенесенный» последний день не считается нарушением и к налогоплательщику не может быть применен штраф на основании п. 120.1 НКУ

Не применяют рассматриваемый штраф и в случае продления предельных сроков подачи налоговой декларации на основаниях и в порядке, предусмотренных п. 102.6 НКУ. Напомним: предельные сроки для подачи налоговой декларации подлежат продлению руководителем контролирующего органа (его заместителем) по письменному запросу плательщика налогов, если он в течение указанных сроков:

— находился за пределами Украины;

— находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

— находился в местах лишения свободы по приговору суда;

— имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств либо вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

— был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Эта норма распространяется на ( п.п. 102.7.1 НКУ):

— плательщиков налогов — физлиц;

— должностных лиц юрлица в случае, если в течение указанных предельных сроков такое юрлицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, а также вести бух­учет, составлять и подавать налоговую отчетность.

Особенности продления предельных сроков предоставления декларации установлены Порядком применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденным приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

Приведем примеры применения штрафа согласно п. 120.1 НКУ.

Пример 3.1. Налогоплательщик предоставил декларацию по НДС за февраль 2015 года только 20 мая этого года.

В таком случае к нему будет применен штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ, в размере 170 грн. Причем обратите внимание: несмотря на то, что от даты окончания предельного срока предоставления декларации прошло несколько отчетных периодов, размер штрафа не увеличивается пропорционально количеству месяцев задержки сдачи отчетности. Ведь размер штрафа привязан к одной декларации и факту ее непредоставления или задержки, а не к количеству периодов непредоставления или задержки.

Пример 3.2. Налогоплательщик не предоставил декларации по НДС за февраль, март и апрель 2015 года, что было обнаружено только в июне этого года.

В этом случае штрафные санкции к предприятию будут применены к каждому случаю неподачи декларации. Таким образом, штраф составит 510 грн. (170 грн. х 3), ведь налогоплательщик нарушил сроки предоставления 3 деклараций.

Пример 3.3. Налогоплательщик нарушил сроки предоставления налоговой декларации по НДС за март 2015 года, за что в апреле 2015 года был оштрафован на сумму 170 грн. В мае 2015 года предприятие допускает то же самое нарушение и предоставляет декларацию за апрель только 26 мая 2015 года.

В этом случае за нарушение срока предоставления налоговой декларации за апрель 2015 года предприятие будет оштрафовано уже на сумму 1020 грн. в связи с тем, что оно уже привлекалось в течение года к ответственности за аналогичное нарушение.

Обратите внимание! Повторным нарушением за неподачу либо несвоевременную подачу налоговой отчетности следует считать нарушение:

— независимо от вида налоговой декларации (расчета). Например, если налогоплательщику уже было выписано налоговое уведомление-­решение за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль, а он в последующем нарушает сроки при подаче декларации по НДС;

— допущенное в течение 365 (366) календарных дней, отсчитываемых со дня вынесения налогового уведомления-решения за предыдущее нарушение.

Учтите еще один момент. Ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление обособленным подразделением юридического лица налоговых деклараций (расчетов) несет юридическое лицо, в состав которого входит такое обособленное подразделение (см. консультацию в категории 138.01 БЗ).

Штраф за невыполнение требований о самостоятельном внесении изменений в налоговую отчетность ( п. 120.2 НКУ)

Этот штраф применяют в случае, если плательщик налогов не выполняет требования, предусмотренные абзацами третьим — пятым п. 50.1 НКУ, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность.

Напомним: в случае если налогоплательщик в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки в ранее поданной им налоговой декларации, он имеет право самостоятельно их исправить. Для этого налогоплательщик ( абзацы первый и второй п. 50.1 НКУ):

— либо предоставляет соответствующему органу ГФСУ уточняющий расчет* к такой налоговой декларации по действующей на время его подачи форме;

* Это невозможно сделать во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок по соответствующему налогу, кроме случаев, установленных ст. 177 НКУ.

— либо указывает соответствующие уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены.

При этом, если выявлен факт занижения налогового обязательства, необходимо ( абзацы третий — пятый п. 50.1 НКУ):

при подаче уточняющего расчета — уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи уточняющего расчета;

при уточнении показателей в налоговой декларации за период, в котором обнаружены ошибки, — отразить сумму недоплаты в составе такой декларации, увеличенную на штраф в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

В каких же случаях «работает» п. 120.2 НКУ

Если плательщик налогов до начала проведения проверки самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов и откорректировал эти суммы в уточняющей или отчетной декларации, но не начислил «самоштраф» в размере 3 % или 5 %. Такой вывод следует из консультации фискалов, размещенной в категории 138.01 БЗ.

Штраф в случае определения налогового обязательства контролирующим органом ( п. 123.1 НКУ)

Пункт 123.1 НКУ устанавливает ответственность налогоплательщиков в случае, когда орган ГФСУ в соответствии с требованиями НКУ самостоятельно определяет сумму налогового обязательства такого налогоплательщика, уменьшает сумму бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 НКУ. Все эти основания приведены на с. 17.

В перечисленных случаях орган ГФСУ самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика и применяет к нему штраф в размере 25 % суммы доначисленного налогового обязательства или завышенной суммы бюджетного возмещения. При этом если основанием для самостоятельного определения налоговым органом суммы налоговых обязательств является неподача налоговой декларации, кроме штрафа на основании п. 123.1 НКУ, к налогоплательщику применяют штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ (о нем см. на с. 45).

Порядок начисления штрафов в случае самостоятельного определения налогового обязательства органом ГФСУ рассмотрим на примерах.

Пример 3.4. Предприятие — плательщик акцизного налога не предоставило в орган ГФСУ налоговую декларацию по этому налогу за март 2015 года. В мае 2015 года орган ГФСУ в соответствии с требованиями п.п. 54.3.1 НКУ самостоятельно определил сумму налогового обязательства налогоплательщика, которая составила 5000 грн. В этом же месяце предприятие получило налоговое уведомление-решение с указанием суммы начисленного налогового обязательства (5000 грн.), а также штрафных санкций.

Размер штрафных санкций в данном случае составит:

— 170 грн. — штраф за непредоставление налоговой декларации по акцизному налогу за март 2015 года, предусмотренный п. 120.1 НКУ;

— 1250 грн. (5000 грн. х 25 %) — штраф, предусмотренный п. 123.1 НКУ и применяемый в случае самостоятельного начисления налогового обязательства органом ГФСУ.

Пример 3.5. По результатам проверки органом ГФСУ было установлено, что в результате нарушения требований налогового законодательства предприятием были занижены налоговые обязательства по акцизному налогу:

— за февраль 2015 года на 790 грн.;

— за март 2015 года на 1600 грн.;

— за апрель 2015 года на 1835 грн.

Как в таком случае выглядит порядок начисления штрафа согласно п. 123.1 НКУ, см. в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Порядок расчета штрафа согласно п. 123.1 НКУ

Период занижения налогового обязательства

Сумма занижения, грн.

Размер штрафа, грн.

Февраль 2015 года

790,00

197,50 (790,00 х 0,25)

Март 2015 года

1600,00

400,00 (1600,00 х 0,25)

Апрель 2015 года

1835,00

458,75 (1835,00 х 0,25)

Итого

4225,00

1056,25 (197,50 + 400,00 + 458,75)

И еще один заслуживающий внимания момент. В соответствии с п. 123.1 НКУ при повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или уменьшения суммы бюджетного возмещения размер ответственности налогоплательщика возрастает. В этом случае величина штрафа составит уже 50 % суммы начисленного налогового обязательства или завышенной суммы бюджетного возмещения. При этом

повторным будет считаться только однотипное нарушение

На это неоднократно указывали налоговики (см. письмо ГНАУ от 31.03.2011 г. № 6319/6/12-0216 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 53, с. 20; ОНК № 1046).

То есть повторное начисление налоговых обязательств должно быть в рамках одного налога. Более того, повторность нужно определять в разрезе каждого из оснований, перечисленных в п. 123.1 НКУ: пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5 или 54.3.6 НКУ. Например, уменьшение по результатам проверки налогоплательщика суммы бюджетного возмещения ( п.п. 54.3.2 НКУ) не будет считаться повторным нарушением, если в течение 1095 дней налоговый орган определял налоговое обязательство налогоплательщика по причине непредоставления им налоговой декларации ( п.п. 54.3.1 НКУ).

Кроме того, повторным считается только то правонарушение, которое совершено после того, как за аналогичное нарушение налогоплательщик уже привлекался к ответственности (см. письмо Мин­юста от 21.10.2011 г. № 636-0-2-11-8.2/1). При этом 1095-дневный срок нужно отсчитывать с даты составления налогового уведомления-решения.

Штраф за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия органа ГФСУ ( п. 124.1 НКУ)

Напомним: имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг более 340 грн., передается в налоговый залог ( п. 88.1 НКУ). При этом такой налогоплательщик сохраняет право пользоваться своим имуществом, находящимся в налоговом залоге (если иное не предусмотрено законом). А вот отчуждать залоговое имущество можно только:

— с согласия органа ГФСУ;

— если орган ГФСУ в течение 10 дней с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не дал ему ответа о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Исключение — случаи, когда в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы

Такое имущество налогоплательщик может отчуждать без согласия органа ГФСУ, но при соблюдении следующих условий ( п. 92.1 НКУ):

1) продажа (отчуждение) осуществляется за денежные средства по ценам не ниже обычных;

2) средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, ЕСВ и/или погашение налогового долга.

Когда плательщик налогов отчуждает имущество, находящееся в налоговом залоге, без предварительного согласия органа ГФСУ, если получение такого согласия является обязательным, это чревато наказанием в виде штрафа, установленного п. 124.1 НКУ.

Опираясь на формулировку этого пункта, можно выделить следующие особенности и условия применения рассматриваемого штрафа:

1) орган ГФСУ может применить штраф только в случае, если произошло несогласованное отчуждение именно тех активов налогоплательщика, которые находятся в налоговом залоге. Всеми остальными активами можно распоряжаться совершенно свободно, не опасаясь никакой ответственности.

Интересный момент. Согласно п. 89.3 НКУ имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляют актом описи. Если у плательщика стоимость имеющегося имущества превышает сумму налогового долга, то

до оформления акта описи невозможно определить, какое именно имущество находится в налоговом залоге

Поэтому, если плательщик реализует какое-то имущество после возникновения налогового долга, но до момента оформления акта описи заложенного имущества, к нему нельзя применить санкции на основании п. 124.1 НКУ. Ведь невозможно будет обосновать, что в налоговом залоге находится отчужденное имущество, а не то, которое у него осталось на балансе. Конечно, это сработает, если стоимость оставшегося имущества не меньше суммы налогового долга (см. постановление ВАСУ от 06.10.2011 г. по делу № К-18508/09)*;

* Хотя выводы ВАСУ касаются «докодексных» штрафов, они актуальны и сейчас.

2) рассматриваемый штраф налагают именно за отчуждение залоговых активов, т. е. за несогласованные операции по передаче права собственности на них**. Любые другие операции с залоговыми активами, которые хоть и подлежат согласованию, но не связаны с передачей права собственности другому лицу, по нашему мнению, не должны приводить к применению штрафа. В частности, штраф в соответствии с п. 124.1 НКУ не должен применяться за несогласованную передачу залогового имущества в операционную аренду (лизинг), поскольку это не предполагает перехода права собственности;

** Определение термина «отчуждение имущества» приведено в п.п. 14.1.31 НКУ. Напомним, что таковым являются любые действия плательщика налогов, вследствие совершения которых такой налогоплательщик в порядке, предусмотренном законом, теряет право собственности на имущество.

3) сумма штрафа определяется в размере стоимости отчужденного имущества. Если несогласованных отчуждений было несколько, то понятно, что сумма штрафа исчисляется как совокупность сумм каждого из отчуждений.

Обратите внимание: штраф согласно п. 124.1 НКУ применяют независимо от того, на какие цели направлены средства, полученные от отчуж­дения без согласия органа ГФСУ имущества, находящегося в налоговом залоге, — на собственные нужды налогоплательщика или в бюджет для погашения налогового долга.

Штраф за нарушение правил уплаты налогов ( п. 126.1 НКУ)

Если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль, рентной платы в течение сроков, определенных НКУ, ему грозит штраф, установленный п. 126.1 этого Кодекса.

Таким образом, для применения этого штрафа должны выполняться следующие условия:

1) речь идет о денежном обязательстве (определение см. на с. 17). Из этого, в частности, следует, что штраф на основании п. 126.1 НКУ применяют за неуплату или несвоевременную уплату как налогов/сборов, так и штрафов (в том числе неналоговых штрафов — в сфере РРО, ВЭД и т. п.);

2) сумма денежного обязательства должна быть согласованной (с порядком согласования вы можете ознакомиться на с. 17);

3) срок уплаты денежных обязательств пропущен (о сроках уплаты см. на с. 19).

Размер штрафа определяют в зависимости от периода просрочки погашения денежных обязательств по дифференцированным ставкам:

— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 20 % погашенной суммы налогового долга.

Будьте внимательны: неуплата может произойти, в том числе, если налогоплательщик неправильно заполнил реквизиты платежных документов или ошибочно направил денежные средства на несоответствующий код бюджетной классификации.

Под неуплатой денежного обязательства следует понимать не только полное отсутствие платежа в установленные сроки, но также уплату такого обязательства в неполном объеме или после окончания установленного срока

При этом напомним: НКУ не содержит нормы, которая бы разрешала перенести предельный срок уплаты денежного обязательства на ближайший рабочий день в тех случаях, когда такой предельный срок приходится на выходной либо праздничный день. Такой перенос возможен только в отношении предельных сроков предоставления налоговой декларации. Однако тут не стоит забывать, что перенос даты предоставления налоговой декларации не будет влиять на предельный срок уплаты денежного обязательства.

Проиллюстрируем вышесказанное на примерах.

Пример 3.6. Предельный срок подачи декларации по НДС за май 2015 года приходится на 20 июня. Это выходной день (суббота), следовательно, декларация может быть предоставлена согласно п. 49.20 НКУ не позднее 22 июня (понедельник). Вместе с тем предельный срок уплаты налога будет рассчитываться не от 22, а от 20 июня.

Таким образом, налоговое обязательство по НДС за май 2015 года необходимо уплатить не позднее 30 июня 2015 года.

Пример 3.7. Налогоплательщик в декларации по акцизному налогу за март 2015 года задекларировал налоговое обязательство в сумме 12000 грн. Предельный срок его погашения — 30 апреля 2015 года. Однако в этот срок налоговое обязательство погашено не было. Его несвоевременная уплата осуществляется частями:

12 мая в сумме 2000 грн.;

26 мая в сумме 3000 грн.;

10 июня в сумме 3000 грн.;

17 июня в сумме 4000 грн.

Расчет суммы штрафа за несвоевременную уплату налогового обязательства приведем в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Расчет суммы штрафа за несвоевременную уплату налогового обязательства

Дата уплаты налогового обязательства

Срок задержки уплаты

Фактически погашенная сумма налогового долга, грн.

Сумма штрафа,

грн.

12.05.2015 г.

Период задержки до 30 календарных дней включительно, следующих за 30.04.2015 г. (1 — 30 мая 2015 года включительно)

2000,00

200,00

(2000,00 х 0,1)

26.05.2015 г.

3000,00

300,00

(3000,00 х 0,1)

10.06.2015 г.

Период задержки более 30 календарных дней, следующих за 30.04.2015 г.

3000,00

600,00

(3000,00 х 0,2)

17.06.2015 г.

4000,00

800,00

(4000,00 х 0,2)

Итого

12000,00

1900,00

Имейте в виду: несвоевременная уплата налогового обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль, рентной платы грозит начислением не только штрафа, установленного п. 126.1 НКУ, но и пени в соответствии со ст. 129 этого Кодекса (о правилах расчета пени читайте на с. 53 этого спецвыпуска).

Вместе с тем вам не угрожают эти негативные последствия, если на вашем лицевом счете по этому же налогу/сбору числится переплата. Она будет автоматически направлена в счет погашения соответствующего денежного обязательства. Так что при достаточной сумме переплаты штрафов можно избежать.

Еще один важный вопрос:

будет ли плательщик привлечен к ответственности, если платеж не поступил своевременно на надлежащий счет по вине банка

В таком случае какая-либо ответственность с плательщика снимается ( п. 129.6 НКУ). Налоговики с этим не спорят, однако рекомендуют в подобных ситуациях подавать им заявления с копиями соответствующих платежных поручений (см. категорию 138.05 БЗ). Вместе с тем заметим: если средства в бюджет так и не поступили, то, возможно, фискалы будут требовать от плательщиков повторной уплаты основной суммы. По крайней мере, на этом они настаивали в докодексный период.

И еще один важный момент. Санкции, предусмотренные п. 126.1 НКУ, не применяют за несвоевременное перечисление авансовых взносов единоналожниками групп 1 и 2. Ведь такие налогоплательщики несут ответственность за подобное нарушение в соответствии с п. 122.1 НКУ. Напомним: согласно упомянутой норме за неуплату (неперечисление) плательщиком налогов — физическим лицом сумм единого налога в порядке и в сроки, определенные законодательством, он уплачивает штраф в размере 50 % установленной для него ставки налога.

Штраф за нарушение правил начисления, удержания и уплаты налогов у источника выплаты ( п. 127.1 НКУ)

Согласно п. 127.1 НКУ неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

В случае выявления повторного* нарушения из числа предусмотренных п. 127.1 НКУ размер штрафной санкции, применяемой к налогоплательщику-нарушителю, возрастает. Так, за второе в течение 1095 дней нарушение штраф составит 50 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет, а за третье и более — 75 %.

* При определении повторности правонарушения необходимо учитывать однотипные налоговые нарушения, совершенные плательщиком налогов повторно в течение 1095 дней (см. разъяснение, приведенное в категории 138.01 БЗ).

В частности, указанный штраф может применяться за нарушение порядка начисления, удержания и уплаты следующих налогов и обязательных платежей:

1) НДФЛ. В соответствии с п.п. 168.1.1 НКУ налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет. Сумма удержанного налога в общем случае уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом (больше о сроках уплаты НДФЛ см. на с. 17). При этом штраф, предусмотренный п. 127.1 НКУ, не применяют, когда неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) НДФЛ самостоятельно обнаруживает налоговый агент при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 НКУ, и исправляет в следующих налоговых периодах на протяжении налогового (отчетного) года согласно нормам НКУ;

2) военный сбор. Напомним: начисление, удержание и уплату (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляют в порядке, установленном ст. 168 НКУ ( п.п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). На применении санкции, предусмотренной п. 127.1 НКУ, в случае неначисления, неудержания и/или неуплаты военного сбора фискалы указывали в консультации из в категории 132.06 БЗ;

3) авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов (см. разъяснение в категории 102.22 БЗ). Данный платеж в размере 18 % суммы дивидендов, предназначенных для выплаты, вносят в бюджет до или одновременно с их выплатой ( п.п. 57.11.2 НКУ)**. Помните: на сумму авансового взноса дивиденды не уменьшают;

** Случаи освобождения от уплаты авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов установлены п.п. 57.11.3 НКУ.

4) налог на доходы нерезидентов ( п. 141.4 НКУ). Его уплачивают в бюджет во время выплаты дохода, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты. Лицо, выплатившее доходы в пользу нерезидента, но не уплатившее этот налог или уплатившее его не полностью, налоговики привлекут к ответственности в виде штрафа в соответствии с п. 127.1 НКУ.

Обратите внимание: кроме штрафа, за нарушение, предусмотренное п. 127.1 НКУ, начисляется еще и пеня. О ней читайте ниже.

В завершение подраздела отметим, что

сроки давности для применения штрафных санкций составляют 1095 дней (2555 дней в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ)

Этот срок отсчитывают со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позднее, — за днем ее фактического предоставления ( п. 102.1 НКУ). В случае подачи налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации 1095 дней исчисляют со дня подачи уточняющего расчета.

После истечения указанного срока фискалы теряют право на начисление штрафов по соответствующим суммам (см. консультацию в категории 138.01 БЗ).

В то же время в п. 102.2 НКУ названы случаи, когда сроки давности не применяют. Среди них, в частности, непредоставление плательщиком налогов налоговой декларации за период, в котором возникло налоговое обязательство.

Теги санкции
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить