Темы статей
Выбрать темы

Как ликвидировать неприбыльную организацию?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Сегодня вновь поговорим о ликвидации. В свое время мы уже рассмотрели организационно-учетные особенности ликвидации предприятий и их филиалов*. Теперь настал черед неприбыльных организаций (НПО). Здесь есть свои нюансы. К тому же налоговоприбыльная неразбериха вокруг НПО** заставляет многих из них задуматься о целесообразности своего дальнейшего существования. И в первую очередь тех, кто с нового года утратил свой «неприбыльный» статус. Вот тут-то и пригодится им эта статья.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 51, № 72, с. 14, № 74, с. 22.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 16, с. 11.

Ликвидация НПО в целом проходит по той же процедуре, как и обычных предприятий. Однако тут добавляются свои особенности, связанные в первую очередь с «неприбыльным» статусом такой организации. Ведь при ликвидации нужно исключить ее из «неприбыльного» Реестра. Кроме того, определенные требования выдвигаются к распределению оставшегося имущества НПО. Но сейчас говорить об этом не будем — соответствующую информацию вы можете почерпнуть из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 1 — 2, с. 45. Остановимся сегодня на организационных моментах ликвидации НПО.

Ликвидация НПО: добровольная и принудительная

Напомним, что неприбыльными считаются предприятия, учреждения и организации, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а проведение благотворительной деятельности, меценатства и другой деятельности, предусмотренной законодательством (п.п. 14.1.121 НКУ***).

*** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Это определение как до, так и после Нового года осталось неизменным. А вот в остальном нормы НКУ, регулировавшие ранее деятельность НПО, резко «усохли» ☺. В итоге достаточно большое число таких организаций с 1 января перестали считаться неприбыльными. Точнее, они пока еще остаются таковыми, поскольку включены в особый Реестр (о нем дальше), но уже не имеют каких-либо особенностей в обложении налогом на прибыль. А это может вполне подвигнуть их к решению о ликвидации. Чтобы понять тонкости этой процедуры, посмотрим сначала, как такие НПО жили до налоговой реформы.

img 1

Итак, неприбыльные организации должны были (п. 157.1 НКУ в редакции по состоянию на 31.12.2014 г.):

зарегистрироваться согласно требованиям законодательства (с включением в ЕГР, ст. 4 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV);

находиться в Реестре неприбыльных учреждений и организаций (с присвоением соответствующего признака неприбыльности: «0001» — «0019»). Порядок ведения этого Реестра определен Положением о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденным приказом Минфина от 24.01.2013 г. № 37 (далее — Положение № 37). Его ведут налоговые органы (п. 4 разд. I, п. 1 разд. II Положения № 37). Только после включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций НПО получала право пользоваться льготами в обложении налогом на прибыль (п. 157.12 НКУ в редакции по состоянию на 31.12.2014 г.).

При этом

деятельность большинства неприбыльных организаций по-прежнему регулируется профильным «неприбыльным» законодательством — отдельными нормативно-правовыми актами

К нему, в частности, относятся:

— Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее — Закон о благотворительности);

— Закон Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572-VI (далее — Закон об общественных объединениях);

— Закон Украины «О кооперации» от 10.07.2003 г. № 1087-IV (далее — Закон о кооперации);

— Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-ХIV (далее — Закон о проф­союзах);

— Закон Украины «О молодежных и детских общественных организациях» от 01.12.98 г. № 281-ХIV;

— Закон Украины «О кредитных союзах» от 20.12.2001 г. № 2908-III (далее — Закон о кредитных союзах) и пр.

В каждом из этих документов оговорены порядок создания, деятельности, а также прекращения деятельности той или иной неприбыльной организации при ликвидации. Причем обычно выделяется 2 возможных способа ликвидации НПО (см. рисунок на с. 19):

— по решению высшего органа управления НПО, т. е. по самостоятельно принятому решению (самороспуск);

— по решению суда — в случае совершения НПО противоправных действий, нарушения требований законодательства (принудительный роспуск). В том числе принудительный роспуск НПО возможен с подачи контролирующих/уполномоченных органов, в частности, налоговиков.

Так, НПО может самоликвидироваться (распуститься по собственному решению), если, скажем, истек срок, на который создавалась НПО, достигнуты цели/выполнены уставные задачи, ради которых была создана организация, либо в силу каких-то иных причин.

А вот в случае нарушения норм законодательных актов о неприбыльных организациях, ведения запрещенной или противоправной деятельности НПО может быть ликвидирована по решению суда. В таких случаях вопрос об исключении НПО-нарушителей из Реестра неприбыльных учреждений и организаций могли инициировать и налоговики. Такое право за налоговыми органами закреплялось п. 157.14 НКУ (в редакции по состоянию на 31.12.2014 г.). Правда, в ответ на это НПО могла обжаловать такие действия контролирующих органов в судебном порядке.

Исключение из Реестра

При ликвидации происходит исключение НПО из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

НПО исключают из Реестра на основании решения налогового органа (по форме приложения 2 к Положению № 37; экземпляр такого решения направляют НПО) в случае нарушения НПО требований законодательства или по собственному решению НПО (п. 1 разд. IV Положения № 37).

Ранее к нарушениям, из-за которых налоговики могли лишить НПО «неприбыльного» статуса и исключить из Реестра, в частности, относились:

нецелевое использование средств, т. е. использование НПО освобожденных от налогообложения средств на цели, не предусмотренные уставом, в частности, для осуществления хозяйственной (т. е. направленной на получение дохода, п.п. 14.1.36 НКУ) деятельности (п. 157.14 НКУ в старой редакции). В таком случае средства и имущество, использованные не по целевому назначению, считались доходом НПО и подлежали налогообложению на общих основаниях по ставке 18 %. Такой «нецелевой» доход НПО показывали в строке 14 части II «неприбыльного» Отчета, без отражения этой суммы в составе своих расходов (см. подкатегорию 502.26 БЗ со сроком действия «до 01.01.2015 г.»);

получение регулярных облагаемых доходов,
т. е. доходов из источников иных, чем те, которые были определены старой редакцией пп. 157.2 — 157.9 НКУ. Обычно в таком случае налоговики проявляли интерес к получению НПО на постоянной основе облагаемых доходов. Что это за доходы? Связаны ли они с основной деятельностью НПО? Предусмотрено ли их получение уставными документами? Вот те вопросы, которые интересовали проверяющих. Поэтому если у контролирующих органов на этот счет закрадывались некие сомнения, они поднимали вопрос об отмене «неприбыльного» статуса для НПО и ее исключении из Реестра. Об этом говорилось еще в письме ГНАУ от 11.02.2009 г. № 1132/6/15-0516 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34, с. 12).

Но будем считать, что вы ничем подобным раньше не грешили, а сейчас захотели расстаться с неприбыльным статусом по собственному желанию. Тогда имейте в виду, что

исключение неприбыльной организации из Реестра осуществляется путем отмены присвоенного ей признака неприбыльности

При исключении из Реестра НПО должна вернуть оригинал решения о внесении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций налоговому органу (разд. IV Положения № 37).

По завершении всей ликвидационной процедуры (подробнее о ней см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 51) госрегистратор внесет запись об исключении НПО из ЕГР.

Однако исключение НПО из Реестра и ЕГР — это все же заключительные моменты ликвидации. До этого еще нужно соблюсти ряд ликвидационных формальностей, связанных, в частности, с распределением имущества НПО.

Распределение имущества НПО при ликвидации

Порядок прекращения деятельности и решения имущественных вопросов (распределения активов при ликвидации) в обязательном порядке должен быть прописан в уставных документах НПО. Кстати, такие требования содержатся в большинстве законов, регулирующих деятельность неприбыльных организаций (они упоминались выше). В частности:

для кредитных союзов установлена своя последовательность (очередность) проведения расчетов с кредиторами при ликвидации. И только остаток средств резервного и дополнительного капитала (после расчетов с членами кредитного союза и другими кредиторами) подлежит перечислению в госбюджет (ст. 9 Закона о кредитных союзах);

— у профсоюзов съезд (конференция) или общее собрание профсоюза/объединения профсоюзов одновременно с принятием решения о ликвидации принимает решение об использовании имущества и средств профсоюзов, их объединений, которые остались после проведения всех необходимых расчетов, на уставные или благотворительные цели (ст. 18 Закона о профсоюзах);

— при ликвидации кооперативов оставшееся имущество распределяется между членами кооператива в порядке, оговоренном уставом. Однако имущество неделимого фонда (не подлежащего распределению) должно быть передано другому кооперативу или зачислено в бюджет (ст. 29 Закона о кооперации);

— активы, остающиеся при ликвидации благотворительных организаций, после удовлетворения претензий кредиторов должны быть переданы одной или нескольким благотворительным организациям в порядке, установленном уставными документами, или по решению суда. И только при отсутствии благотворительных организаций-получателей активы будут направляться в госбюджет (ч. 5, 6 ст. 18 Закона о благотворительности).

А вот

в случае ликвидации НПО в судебном порядке имущественные вопросы решаются согласно решению суда

Так, например, если принято решение о запрете общественного объединения, то его имущество, денежные средства и другие активы по решению суда направляются в госбюджет (ч. 3 ст. 28 Закона об общественных объединениях).

Таким образом, при ликвидации НПО имущественные вопросы решаются с учетом требований действующего законодательства (норм «профильных» законов, регулирующих деятельность той или иной неприбыльной организации). Так что прежде всего необходимо заглянуть в «профильные» документы и посмотреть, какие нормы предусмотрены там на этот счет. Причем с учетом таких норм порядок распределения имущества при ликвидации должен быть изначально прописан в уставных документах НПО.

выводы

  • НПО может ликвидироваться по собственному решению (добровольно) или по решению суда (принудительно), в том числе с подачи налоговиков.

  • При ликвидации НПО исключают из Реестра. В связи с этим налоговому органу нужно вернуть оригинал решения о внесении в «неприбыльный» Реестр.

  • «Неприбыльным» законодательством установлен особый порядок распределения активов при ликвидации НПО.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше