Темы статей
Выбрать темы

Экспортируемый товар потерян перевозчиком «в степях Украины»: последствия

Александр Голенко, шеф-редактор
Ситуация, которую описал в своем вопросе читатель, требует не выяснения конкретной причины утраты экспортируемого товара, а принятия конкретного бухгалтерского решения. Товар загружен и передан перевозчику (базис поставки по Инкотермс-2010 — FCA) вместе с экземплярами грузовой накладной (международная автомобильная — CMR), затаможен, т. е. на таможне места отправления должным образом оформлена ТД, но отметки в ней о вывозе товара за пределы таможенной территории Украины на промежуточной (пограничной) таможне не сделаны… И сделаны не будут.

Сразу же растолкуем, что согласно базису поставки FCA покупатель берет на себя все риски утраты (повреждения) товара сразу после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Кстати, в смысле места и момента перехода рисков утраты товара это же предполагает и базис поставки CPT (когда перевозку оплачивает продавец).

Другими словами, как только вы (разумеется, с соблюдением всех установленных правил, т. е. добросовестно) погрузили товар в автотранспортное средство надлежащего перевозчика по соответствующему договору и передали ему положенные экземпляры накладной CMR* и оформленную ТД — все! — за этот товар вы ответственности уже не несете. И после этого момента в случае чего с перевозчиком уже будет разбираться покупатель…

* См. подробности заполнения в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 2, с. 11.

Что с перевозчика упало?..

Подробнее об ответственности перевозчика.

Поскольку речь идет о международной перевозке, такие вопросы регулируются КМПГ.

Так вот, согласно п. 1 ст. 17 КМПГ перевозчик несет ответственность за утрату груза, произошедшую с момента принятия его к перевозке и до момента его доставки. При этом согласно п. 1 ст. 9 КМПГ грузовая накладная** является первичным доказательством заключения договора перевозки, условий этого договора и приема груза перевозчиком.

** Разумеется, здесь имеется в виду международная автомобильная накладная CMR.

Тут есть одна тонкость. В принципе, КМПГ в определенных ситуациях ответственность перевозчика смягчает — но только при условии, что в накладной CMR имеется «заявление о том, что перевозка осуществляется независимо от любых условий, согласно положениям действительной» КМПГ (см. п. 3 ст. 7; п.п. «k» п. 1 ст. 6). В частности, согласно п. 2 ст. 17 КМПГ перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет (а п. 1 ст. 18 КМПГ возлагает это бремя именно на перевозчика), что причиной утраты груза был дефект последнего или обстоятельства, ни избежать, ни предотвратить последствий которых перевозчик не мог. Иначе «перевозчик отвечает за все расходы, ущерб и убытки» в отношении товара.

И еще. Накладная CMR — согласно п.п. «f» п. 2 ст. 6 КМПГ: «в случае необходимости… должна содержать», — а по жизни содержит обязательно (на практике так оно и делается) — «согласованный срок, в течение которого должна быть выполнена перевозка». Этот срок указывать важно еще и потому, что

от такой даты отсчитывается тридцатидневный срок, по истечении которого недоставленный груз уже бесспорно считается утраченным перевозчиком (п. 1 ст. 20 КМПГ)

А этот факт дает «неполучателю» груза право предъявить нерадивому перевозчику соответствующие претензии (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 24, с. 30). Впрочем, даже если указанный «согласованный срок» (см. п.п. «f» п. 2 ст. 6 КМПГ) в накладной CMR прописан не был, то это вовсе не значит, что все пропало: для этого случая п. 1 ст. 20 КМПГ устанавливает пусть больший — шестидесятидневный — но аналогичный по правовой значимости срок, по истечении которого груз бесспорно считается утраченным перевозчиком (что порождает аналогичные права пострадавшего получателя груза)*.

* Кстати, если за перевозку платили вы, то аналогично имеете право предъявить перевозчику претензию и взыскать с него деньги обратно (включая санкции за невыполнение договора перевозки).

Понятно, что в процедурах международной перевозки задействована таможня. А согласно ст. 20 Конвенции МДП таможня места отправления может установить определенный срок перевозки до границы. Зная этот срок, вы сможете дополнительно контролировать «предельный» срок получения ТД с отметкой о пересечении границы.

А еще вам полезно знать, что, в частности, в случае гибели груза п. 13 разд. «С» приложения 1 к Конвенции МДП строго предписывает перевозчику в лице своего водителя транспортного средства немедленно обратиться в компетентные органы по месту, где это случилось, чтобы те в кратчайший срок составили протокол по установленной форме, который — внимание! — должен оставаться в книжке МДП (п. 16 разд. «С» приложения 1 к Конвенции МДП).

Кстати, п. 3 ст. 6 КМПГ дает вам право вписать в накладную CMR обязанность водителя транспортного средства (перевозчика) немедленно уведомить вас (например, по телефону) о составлении протокола об утрате груза и в оговоренный срок предоставить вам копию этого документа.

Поставка — позже, вывоз — никогда

Мы уделили столь пристальное внимание соответствующим срокам, потому что, хоть вы и перестали отвечать за товар на тот драматический момент, когда «уже никто никуда не едет» ☹, вам тоже может быть интересно узнать о факте утраты товара перевозчиком, по возможности, быстрее…

Давайте-ка под этим углом зрения посмотрим на картины ваших бухгалтерских доходов (разумеется, с прицелом на бухучетную базу налога на прибыль) и налоговых обязательств (НО) по НДС.

Доход от реализации товара. По канонам бухучета продавец должен признать доход от реализации товаров (и на экспорт тоже) на дату передачи рисков и выгод, связанных с правом собственности, покупателю ( п. 8 П(С)БУ 15). Разумеется, при соблюдении других — как правило, соблюдаемых на практике — теоретических критериев признания активов. Поэтому здесь нам важно сосредоточиться именно на дате признания дохода.

Так вот. Если обратиться к ст. 334 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, то по общему правилу (см. ч. 1 этой статьи) право собственности на товар у его приобретателя по договору возникает с момента передачи, если иное не установлено договором или законом. При этом здесь же уточняется, что передачей считается вручение товара приобретателю (т. е. покупателю) или перевозчику.

Поскольку в вашем договоре перевозки наверняка черным по белому указан соответствующий базис поставки согласно Инкотермс-2010, то можно утверждать, что этим договором установлено никакое не «иное», а именно то, что переход рисков от вас к покупателю состоялся на момент приемки товара перевозчиком для доставки покупателю. Вот именно этой датой вы и признаете свой бухучетный доход от реализации товара.

Кстати, напомним, что если вы получали предварительную оплату от покупателя за подлежащий вывозу товар, то в тот момент никакой доход вам признавать не следовало на основании п.п. 6.3 П(С)БУ 15. Точка.

НДС. Как известно, операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины — это объект обложения НДС ( п.п. «г» п. 185.1 НКУ) по ставке 0 % согласно п.п. 195.1.1 НКУ — в любом из четырех перечисленных в этом подпункте таможенных режимов. И если бы товар не пропал, то был бы вывезен в таможенном режиме экспорта (п.п. «а» этого подпункта). В этом же п.п. 195.1.1 НКУ конкретизировано:

Товары считаются вывезенными за пределы таможенной территории Украины, если такой вывоз подтвержден в порядке**, определенном Кабинетом Министров Украины, таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины*

** См. п.п. «б» п. 187.1 НКУ, пп. 30 и 31 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450.

* От 13.03.2012 г. № 4495-VI.

И подобно предыдущему «доходному» разделу статьи здесь тоже оговоримся, что если вы получали предварительную оплату от покупателя за подлежащий вывозу товар, то в тот момент никаких манипуляций в НДС-учете вам делать не следовало на основании п. 187.11 НКУ. Кстати, о благополучном экспорте вы могли прочитать совсем недавно — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 58, с. 8.

Но поскольку ваша ситуация отнюдь не благополучная ☹, тут начинается «картина маслом» и нам с вами придется ответить на несколько формальных вопросов.

1. А был ли мальчик? ☺ (читай: факт поставки).

Ответ: согласно п.п. 14.1.191 НКУ «поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами как собственник, в том числе продажа…» — т. е. факт НДС-поставки, несомненно, имел место.

2. Можно ли считать этот товар вывезенным за пределы таможенной территории Украины?

Ответ: однозначно нет (см. цитату выше). Потому что вывоз не «подтвержден в порядке»… и т. д.

3. Где произошла поставка?

Ответ: на таможенной территории Украины (следует из 1 и 2).

4. Как квалифицировать эту поставку для целей НДС-учета?

Смотрите. В принципе, ситуация внешне смахивает на так называемое изменение направления использования (намекаем на п. 198.5 НКУ), однако этот вариант не прокатит потому, что как вывоз, так и внутренняя поставка — облагаемые операции (они только размером ставок различаются — 0 % и 20 %).

Поэтому остается такой вариант ответа. Поскольку ваш покупатель не подпадает под специальное определение плательщика НДС ( ст. 180 НКУ), эта операция будет рассматриваться как банальная «поставка товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины» ( п.п. «а» п. 185.1 НКУ). Причем покупателю — неплательщику НДС.

Соответственно вам придется начислить НО по ставке 20 % ☹ (не забудьте о минбазе согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ!) и составить налоговую накладную (НН) в порядке, общем для внутренней поставки неплательщику НДС (который вам хорошо известен из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 80, с. 33). Но мы таки в двух словах напомним о специфике заполнения некоторых обязательных на сегодня реквизитов такой НН, установленных Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957: (1) в табличке типа причины поставьте отметку «Х» и заполните тип причины «02»; (2) в реквизитах покупателя — соответственно «Неплатник» и условный ИНН «100000000000».

И последний вопрос «на засыпку»: на какую дату надо составить такую НН?

Отвечая строго: на дату поставки… ☹ Но, с одной стороны, не обладая даром предвидения, вы не могли сделать это ранее, чем узнали от перевозчика о том, что товар утрачен и его вывоз не состоится никогда (вот зачем вам нужно узнать об этом факте побыстрее). С другой стороны, эта НН «самовыписанная» (в том смысле, что покупателю не выдается), да к тому же законодательство не устанавливает теперь требования, чтобы нумерация выписанных НН была сплошной. Так что думается ни с оформлением, ни с регистрацией такой НН у вас проблем не возникнет. Ни тем более с бухгалтерскими проводками при экспорте, которые вы в полном объеме почерпнули в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 58, с. 8.

Как, к сожалению, не возникнет у вас и «отрицательного значения» НДС по такой операции.

А что касается репутационных потерь — переводите стрелки на нерадивого перевозчика…

Документы статтьи

  1. КМПГ — Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки грузов (Женева, 1956 г.).
  2. Конвенция МДП — Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года.
  3. НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
  4. П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290.
Теги экспорт
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше