Темы статей
Выбрать темы

Госдивиденды-2016: платежи растут

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В 2016-м выросли госдивиденды. Платить придется их в повышенном размере. О том, какие предприятия и как отчисляют государству дивиденды, сейчас поговорим.

отчисления в бюджет

Сперва напомним, что в плательщики госдивидендов попадают:

1) государственные унитарные предприятия и их объединения (далее — ГП);

2) хозобщества, в уставном капитале которых есть доля государства (в том числе хозобщества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых принадлежит другим хозобществам, госдоля у которых 100 %) (далее — хозобщества с госдолей), и

3) коммунальные предприятия (далее — КП).

Причем в 2016-м эти предприятия госдивиденды платят так, как показано в табл. 1.

Таблица 1. Госдивиденды-2016

Плательщики

Размер госдивидендов

Отчетность

Сроки уплаты госдивидендов

(1)

ГП

75 % чистой прибыли ( ст. 111 Закона № 1851), п. 1 Порядка № 1382))

ежеквартально подают Расчет № 2853) в течение 40 календарных дней, следующих за отчетным кварталом

ежеквартально в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи Расчета № 285

(2)

Хозобщества с госдолей

пропорционально размеру госдоли в уставном капитале с учетом базового норматива;

ежегодно базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов утверждает КМУ* ( ч. 5 ст. 11 Закона № 185)

специальной отчетности по госдивидендам нет

ежегодно (по итогам года).

Для этого хозобщества с госдолей должны:

— до 1 мая года, следующего за отчетным, принять решение о выплате госдивидендов;

не позже 1 июля года, следующего за отчетным, уплатить сумму госдивидендов в госбюджет

* Базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов по итогам 2015 года утвержден в размере 75 %, а для ПАО «Укргидроэнерго» – в размере 30 % ( постановление КМУ от 23.03.2016 г. № 228).

(3)

КП

размер, порядок и сроки уплаты госдивидендов устанавливают органы местного самоуправления;

также местные власти могут утверждать «госдивидендную» отчетность для КП ( п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР)

1) Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

2) Порядок отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утвержденный постановлением КМУ от 23.02.2011 г. № 138.

3) Расчет части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утвержденный приказом ГНАУ от 16.05.2011 г. № 285.

Ну а теперь — детали.

Государственные предприятия

Госдивиденды — 75 % чистой прибыли (с отчетных периодов 2016 года). 2016-й принес ГП повышенный размер госдивидендов. Напомним, что все началось с Закона Украины от 24.12.2015 г. № 910-VIII, который подкорректировал ч. 1 ст. 111 Закона № 185. Он отменил для ГП разную процентовку дивидендов (30/15 %), установив взамен, что все ГП (!) обязаны направлять в бюджет не менее 30 % чистой прибыли (в порядке, определенном КМУ). А следом подключился и Кабмин, конкретизировав процент госдивидендов и закрепив, что все ГП должны платить госдивиденды в размере 75 % чистой прибыли ( постановление КМУ от 30.12.2015 г. № 1156). В общем, картина изменилась так, как показано в табл. 2.

Таблица 2. Размер госдивидендов у ГП

ГП:

Размер госдивидендов ( ч. 1 ст. 111 Закона № 185, п. 1 Порядка № 138):

до 2016 года

с периодов 2016 года

— ГП-естественные монополисты и

— ГП с плановой чистой прибылью свыше 50 млн грн.

30 % чистой прибыли

все ГП (!) платят госдивиденды в размере 75 % чистой прибыли (что, конечно же, отвечает условию «не менее 30 %»)

— все прочие ГП

15 % чистой прибыли

Еще, пожалуй, вспомним: такие перемены на рубеже 2015-2016 гг. вызвали вопрос, нужно ли ГП уже к 4 кварталу 2015 года применять повышенную ставку дивидендов (75 %)? Мы полагали, что оснований для таких действий нет. На наш взгляд, 2015-й нужно было закрывать по-старому и за 4 квартал госдивиденды платить по старым ставкам 30 % (15 %), действовавшим на момент их начисления. А вот начиная с 1 квартала 2016 года отдавать в бюджет уже повышенные госдивиденды — в размере 75 % (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 9, с. 44).

Приятно, что в конечном счете контролеры оказались с нами солидарны (письмо ГФСУ от 29.03.2016 г. № 10768/7/99-99-19-02-02-17, письмо Минфина от 21.03.2016 г. № 31-24020-22-10/8044), разъяснив, что:

госдивиденды в размере 75 % ГП платят начиная с отчетных периодов 2016 года,

тогда как за отчетные периоды 2015 года их уплачивали в старом, установленном до 01.01.2016 г. размере (30/15 %). Так что вопрос закрыт.

Итак, с 1 квартала 2016 года госдивидендные платежи весомо возросли. ГП придется отдавать в бюджет 75 % чистой прибыли. Напомним, что в расчет последней следует включать три составляющие ( п. 1 Порядка № 138, письмо Минфина от 17.02.2015 г. № 31-11410-07-10/4907):

(1) собственно полученный чистый финрезультат (прибыль/убыток) (т. е. стр. 2350/стр. 2355 ф. № 2);

(2) дооценочный капитал — от дооценки ОС, включая превышение предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок (отражаемый по Кт счетов 41 «Капитал в дооценках» или 42 «Дополнительный капитал» — если остаток со счета 42 не перенесли на счет 41; подробнее о переоценке ОС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 79, с. 31);

(3) по решению органа управления (в определенном таким органом объеме) и при наличии финансовых ресурсов у ГП — часть нераспределенной прибыли (Кт 44) или неиспользованных фондов, созданных вследствие распределения прибыли (Кт 42).

Учтите: посчитанный именно таким образом (!) показатель чистой прибыли фиксируют в стр. 01 Расчета № 285, с которого потом считают дивиденды. Подробнее о расчете чистой прибыли, с которой ГП платят госдивиденды, и перечисленных составляющих см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 12. А вот если у ГП убытки (и остальные две позиции их не перекрыли), платить госдивиденды не придется.

Госдивиденды платятся ежеквартально. ГП рассчитывают и платят госдивиденды по результатам квартального отчетного периода ( п. 2 Порядка № 138). То есть базовым расчетным периодом для госдивидендов является квартал ( письмо ГФСУ от 19.08.2015 г. № 30946/7/99-99-15-02-02-17, письмо Миндоходов от 27.09.2013 г. № 19559/7/99-99-19-03-02-17). При этом сумму ежеквартальных госдивидендов ГП рассчитывают (в течение года нарастающим итогом) в Расчете № 285, который также подают ежеквартально. Порядок его заполнения рассмотрим на примере.

Пример. Чистая прибыль ГП за I квартал 2016 года — 200000 грн. Тогда Расчет № 285 за I квартал 2016 года будет заполнен так (приведем фрагмент):

грн.

Показники

Код рядка

Значення

Чистий прибуток (дохід)

01

200000

Чистий прибуток (дохід) за звітний період, з якого здійснюються відрахування (позитивне значення (р. 01 - р. 02) або позитивне значення (р. 03 - р. 04)

05

200000

Норматив відрахування (%)

06

75

Частина чистого прибутку (доходу), що відраховується до державного бюджету (р. 05 х р. 06/100)

07

150000

Частина чистого прибутку (доходу), нарахована за попередній звітний період поточного року (р.07 цього Розрахунку за попередній звітний період поточного року)

08

-

Частина чистого прибутку (доходу), що підлягає сплаті (р. 07 - р. 08)

09

150000

И несколько слов о том, если по госдивидендам по итогам года возникла переплата. То есть когда за первый квартал, полугодие, три квартала платили госдивиденды (получили прибыль), однако по итогам года вышли на убытки (т. е. убытки последнего четвертого квартала перекрыли прибыль, из-за чего в строке 09 Расчета № 285 возникло отрицательное значение). В таком случае ГП может вернуть излишне уплаченную сумму госдивидендов по заявлению (произвольной формы). Последнее с учетом правил ст. 43 НКУ нужно подать не позже 1095 дней со дня возникновения переплаты (консультация в подкатегории 102.09 БЗ).

Дивидендный авансовый взнос. Напомним, что измененные еще с 01.01.2015 г. правила уплаты авансового взноса по налогу на прибыль с дивидендов разрешают уплачивать дивидендный аванс только (!) с суммы превышения дивидендов над объектом обложения за год при одновременном соблюдении двух следующих условий ( п.п. 57.11.2 НКУ) — если:

— cдана декларация по налогу на прибыль за соответствующий год (по итогам которого платим дивиденды);

— налоговые обязательства по этой декларации полностью погашены (т. е. уплачен налог на прибыль за этот год).

Если хотя бы одно условие не выполняется, авансовый взнос платят со всей (!) суммы дивидендов. Правда, затем на сумму уплаченного дивидендного авансового взноса можно уменьшить налог на прибыль в декларации за год ( абзац четвертый п.п. 57.11.2 НКУ), а «несыгравший» хвост дивидендных авансов — переносить на следующие периоды до полного погашения ( письмо ГФСУ от 28.01.2016 г. от № 2779/7/99-99-19-02-01-17).

По этой причине, например, в прошлом 2015 году ГП, отчисляя государству дивиденды, попутно вынуждены были совершать еще один платеж: платить со всей суммы госдивидендов (!) дивидендный авансовый взнос (в размере 18 % от суммы госдивидендов). Всему виной была ежеквартальная уплата дивидендов и «массовый» отчетный «год» по прибыли (когда при поквартальных дивидендах еще не знали объект налогообложения за год — годовая декларация была еще не подана и соответственно не был уплачен налог за год).

Разве что более радужной картина могла оказаться лишь по итогам последнего 4 квартала года. Если, к примеру, годовую декларацию подавали и платили налог по ней «досрочно» — до выплаты за 4 квартал госдивидендов, то дивидендный авансовый взнос с такой «последней порции» госдивидендов 4 квартала можно было не платить, если не превысили часть прибыли, посчитанную пропорционально (как годовой объект налогообложения : 12 месяцев х 3 месяца, абзац третий п.п. 57.11.2 НКУ; письмо ГФСУ от 16.07.2015 г. № 14870/6/99-99-19-02-02-15; подробнее о дивидендах см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 11, с. 23).

При этом в декларации по налогу на прибыль за 2015 год заполняли:

— стр. 20 — 22 — где отражали уплаченные дивидендные авансы с госдивидендов (обращаем внимание, что в декларации по налогу на прибыль дивидендные авансы отражают «по уплате». Поэтому соответственно в декларации 2015 года показывали дивидендные авансы, уплата которых приходилась на отчетный 2015 год);

— приложение АВ (к стр. 20 декларации) — в котором подтверждали расчет суммы дивидендного аванса с госдивидендов (заполняли стр. 1, 1.5, 2, 5, 6 приложения АВ);

— приложение ЗП — в котором по стр. 16.3 и 16.3.1 уменьшали годовой налог на сумму уплаченных в 2015-м дивидендных авансов с госдивидендов*.

Сразу скажем, что такая же ситуация сохранится в 2016 году для малодоходников (т. е. госпредприятий с доходом за 2015 год не выше 20 млн грн.), для которых отчетным периодом остается «год» ( п.п. «в» п. 137.5 НКУ). Выплачивая поквартально госдивиденды, со всей суммы госдивидендов им придется уплачивать дивидендный авансовый взнос (засчитывая его затем с налогом на прибыль по итогам года).

А вот для высокодоходников (т. е. крупных плательщиков с бухдоходом за 2015 год свыше 20 млн грн.) в 2016-м ситуация интересна тем, что всех их безоговорочно перевели в квартальщики. Теперь отчетным периодом для них является квартал ( п. 137.4 НКУ). А потому на протяжении года налог на прибыль они платят поквартально (если хотите — ежеквартальными кусочками «собирают» налог за год). Правда, вводя «квартал», п.п. 57.11.2 НКУ (писанный под «год») законодатели на квартальный отчетный период в то же время скорректировать забыли. К чему все это может привести? К мегаплатежам в бюджет и чрезмерной уплате квартальщиками налога на прибыль (так как ежеквартально, помимо собственно налога за квартал, придется также уплатить дивидендный аванс с госдивидендов, с правом на его отложенный зачет аж по итогам года, даже после которого по итогам года все равно возникнет переплата).

В связи с этим, на наш взгляд, справедливым был бы следующий подход: разрешить ГП-квартальщикам применять п.п. 57.11.2 НКУ с поправкой «на квартал». То есть поквартально считать сумму превышения (пропорционально квартальной прибыли), а также поквартально проверять условия уплаты/неуплаты дивидендного аванса (и, скажем, не платить дивидендный авансовый взнос с госдивидендов 1 квартала, если нет суммы превышения, сдана декларация за 1 квартал и налог по ней уплачен до того, как платим госдивиденды за 1 квартал). Теперь слово за налоговиками.

Хозобщества с госдолей

А вот хозобщества с госдолей платят госдивиденды аж по итогам года (не позже 1 июля года, следующего за отчетным). Причем какую часть чистой прибыли им направлять на уплату дивидендов, традиционно ежегодно (отдельным постановлением) устанавливает Кабмин (утверждает так называемый «базовый норматив отчисления части прибыли, направляемой на выплату дивидендов»). Что ж, за 2015 год для хозобществ этот норматив подрос (см. постановление КМУ от 23.03.2016 г. № 228).

Базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов по итогам 2015 года утвержден в размере 75 %

Поэтому за 2015 год хозобществам с госдолей придется направить «на дивиденды» 75 % чистой прибыли. Учтите: решение об этом нужно принять до 1 мая года, следующего за отчетным ( абзац четвертый ч. 5 ст. 11 Закона № 185). А дальше с этой прибыли рассчитать сумму причитающихся государству дивидендов — пропорционально размеру госдоли (акций, паев) в уставном капитале ( абзац пятый ч. 5 ст. 11 Закона № 185). Ну и, само собой, посчитанные таким образом (пропорционально величине госдоли) госдивиденды — не позже 1 июля уплатить в госбюджет.

Так, например, если чистая прибыль за 2015 год составила 100000 грн., то с нее хозобщество (с госдолей 40 %) заплатит госдивидендов в размере: 100000 грн. х 75 % (базовый норматив) х 40 % (госдоля) = 30000 грн.

Однако если по итогам года получены убытки, госдивиденды не уплачиваются.

А вот с дивидендным авансом с сумм госдивидендов у хозобществ ситуация попрозрачнее. Ведь до предельного срока уплаты госдивидендов (1 июля) уже сдана годовая декларация за 2015-й и уплачен налог за год. А значит, если не возникло суммы превышения, условия неуплаты дивидендного авансового взноса из п.п. 57.11.2 НКУ (описывались выше) соблюдаются. Поэтому дивидендный авансовый взнос с госдивидендов можно не платить. Тогда как саму выплату госдивидендов справочно в приложении АВ к декларации по налогу на прибыль хозобществу все же показать придется. Для этого, считаем, достаточно заполнить только стр. 1 приложения АВ (где показать сумму выплаченных госдивидендов). А вот остальные строки этого приложения не заполнять (в том числе хозобществу не нужно заполнять «унитарную» стр. 1.5 приложения АВ, отведенную для ГП и госдивидендов госпредприятий).

Коммунальные предприятия

С КП ситуация особая. Здесь все зависит от того, какой порядок уплаты госдивидендов для КП установлен местными властями.

Все потому, что имуществом коммунальной собственности управляет территориальная община и созданные ею органы местного самоуправления ( п. 2 ст. 327 ГКУ). При этом к исключительной компетенции местных органов власти (сельского, поселкового, городского совета) относится установление на пленарных заседаниях для предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности размера части прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет (п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).

Представим, что решением местных властей установлено, что КП на протяжении года платят госдивиденды поквартально (т. е. сродни ГП). Тогда сценарий развития событий вырисовывается аналогичный тому, как у ГП (подробнее см. пояснения в разделе «Государственные предприятия»).

Или вот другая ситуация: местные власти постановили, что КП отчисляют госдивиденды ежегодно — по итогам года. Тогда — чего скрывать — такой порядок их уплаты выгоден КП. Ведь если уже сдана годовая декларации и уплачен налог за год и нет суммы превышения, то дивидендный авансовый взнос с госдивидендов КП может не уплачивать! Хотя в таком случае выплату госдивидендов, считаем, нужно справочно показать в приложении АВ (заполнив только стр. 1 этого приложения).

А что если местными властями нормативы и порядок уплаты госдивидендов для КП вообще не установлены? Тогда все упрощается:

если нет решения местных властей о госдивидендах для КП, то госдивиденды в местный бюджет КП вообще не платят!

Ведь в этом случае правовых оснований для их уплаты нет (письмо Миндоходов от 13.11.2013 г. № 24082/7/99-99-19-03-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 6, с. 10). Кстати, о том, что ситуация с уплатой «коммунальных» дивидендов — полностью в руках местных властей, твердят и налоговики (см. консультацию в подкатегории 102.25 БЗ). Похвально, что контролеры вместе с тем подчеркивают: «унитарно-государственный» Порядок № 138 на КП не распространяется, а для КП все решают местные советы. Поэтому если по «коммунальным» дивидендам нет решения местных властей, КП госдивиденды не уплачивают. И более того, проверяющие успокаивают: в таком случае штрафные санкции за неподачу Расчета и неуплату госдивидендов КП не грозят.

выводы

  • В 2016 году ГП ежеквартально отчисляют государству дивиденды в размере 75 % чистой прибыли. Формулировки п.п. 57.11.2 НКУ, разрешающие не уплачивать дивидендный авансовый взнос с суммы превышения, рассчитанной по итогам года, не учитывают особенностей квартальщиков.
  • Хозобщества с госдолей платят госдивиденды по итогам года (не позже 1 июля; базовый норматив по итогам 2015 года утвержден для них в размере 75 %). Если сдана годовая декларация по налогу на прибыль, уплачен налог за год и не возникло суммы превышения, то дивидендный авансовый взнос с госдивидендов хозобщества могут не платить.
  • Для КП размер, порядок, сроки уплаты госдивидендов и отчетности по ним устанавливают местные власти. Если такого решения местных властей нет, то госдивиденды в местный бюджет КП не платят.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше