Темы статей
Выбрать темы

Нераспределенная прибыль: бухучет для счастливчиков

Голенко Александр, шеф-редактор
В строке 1420 «Нерозподілений прибуток (непокритий збиток)» Баланса предприятия каждый год увеличивается положительный показатель. Как его уменьшить?

Глядя в разд. І «Власний капітал» Баланса (см. Форму № 1 в НП(С)БУ 1), вы видите, что показатель строки 1420 — это всего лишь одно из слагаемых итоговой строки 1495 этого раздела. «Слагаемых» в широком, т. е. алгебраическом, смысле: показатели этого раздела, заключенные в скобки, на самом деле не увеличивают итог раздела, а уменьшают его. Напомним постулат: этот итог равен разнице между суммой активов и суммой обязательств вашего предприятия… Кстати, все подробности того, откуда там (Кт 441) все берется, вы уже знаете из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 6, с. 10.

Из того же номера (см. с. 56) вам известно, что информация обо всех изменениях собственного капитала в течение отчетного периода (календарного года) отражается в Отчете о собственном капитале (см. Форму № 4 в НП(С)БУ 1).

Прежде всего скажем о «волевом» уменьшении вами показателя строки 1420 Баланса. Но возможны и ситуации, так сказать, вынужденного его уменьшения — об этом ниже.

Если говорить об ООО, то утверждение «порядка распределения прибыли, срока и порядка выплаты части прибыли (дивидендов)» отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества ( ст. 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХІІ).

Если вы решите выплачивать дивиденды — это первый вариант использования нераспределенной прибыли (Дт 443 — Кт 671) — советуем перечитать внимательно статью на эту тему в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 11, с. 23. Особое внимание уделите налоговым последствиям этой процедуры.Это будет строка 4200 Формы № 4.

Вторым вариантом такого распределения «нераспределенного» показателя строки 1420 Баланса будет направление части прибыли на увеличение уставного (разумеется, зарегистрированного) капитала (Дт 443 — Кт 40). Это будет строка 4205 Формы № 4. При этом во избежание неприятных налоговых последствий по НДФЛ — если среди участников ООО затесались физлица — важно соблюсти неизменность долей участников.

Наконец, третий вариант: устав ООО предусматривает (ст. 14 указанного Закона) — но это может быть в учредительных документах других форм предприятий — создание резервного (страхового) фонда с обязательным ежегодным отчислением в него определенной части чистой прибыли. Размер этого фонда ООО не должен быть меньше 25 % уставного капитала, а отчислять нужно не менее 5 % чистой прибыли. Вот на такую сумму часть показателя из строки 1420 «перетечет» в строку 1415 Баланса (Дт 443 — Кт 43).Это будет строка 4210 Формы № 4.

Ну, и не зарекайтесь от четвертого варианта: когда вам в будущем (разумеется, по решению общего собрания участников ООО) понадобится направить нераспределенную прибыль на погашение убытков (Дт 443 — Кт 442).

В завершение — о «вынужденных» корректировках (зачастую — в сторону уменьшения) показателя строки 1420 Баланса (гр. 3), предусмотренных П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах».

Во-первых, это ситуация, когда исправляется ошибка прошлых лет ( п. 4 П(С)БУ 6) — и это соответственно строка 4010 Формы № 4.

Во-вторых, это последствия влияния изменений учетной политики на события и операции прошлых лет ( п.п. 12.1 П(С)БУ 6) — а это соответственно строка 4005 Формы № 4.

Но эти суммы корректировок дадут «дельту» не между графами 4 и 3 Баланса за отчетный год, а между графой 3 последнего и графой 4 прошлогоднего, поскольку в обоих случаях они затрагивают показатель нераспределенной прибыли именно на начало года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше