Темы статей
Выбрать темы

Принудительная инвентаризация: не что попало и не на любую дату

Голенко Александр, шеф-редактор
Во время проверки налоговики потребовали провести инвентаризацию активов предприятия. Обязаны ли мы ее проводить? Если да, то в какие сроки? Вправе ли проверяющие настаивать на ее проведении именно в их присутствии?

Действительно, в п.п. 20.1.9 НКУ черным по белому прописано право налоговиков во время проверки требовать от плательщика проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков ТМЦ, налички. И главное — в этом же подпункте за отказ плательщика от проведения такой инвентаризации или непредоставление для проверки документов, их копий (при наличии таких документов) предусмотрено право налоговиков применить к «отказнику» крайне неприятную для того процедуру административного ареста имущества согласно ст. 94 НКУ. Порядок его применения утвержден приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 568.

Кстати, если «образумленный» административным арестом имущества плательщик таки провел принудительную инвентаризацию, то п.п. 94.19.9 НКУ дает основания для прекращения процедуры ареста. А если плательщик уперся, то, по мнению ВАСУ (см. определение от 22.04.2015 г. № К/800/41570/14*), у налоговиков нет права принудить такого строптивого плательщика к проведению инвентаризации через суд.

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/44377025

Заметим, что (в случаях, предусмотренных НКУ) право проверяющего получать копии документов, относящихся к предмету проверки, установлено в п. 85.8 НКУ. Но это — общая норма, а в п.п. 20.1.9 НКУ речь, очевидно, идет об отказе предоставить именно те документы (копии), которые связаны с прямо указанными в нем объектами инвентаризации — ОС, остатками ТМЦ и денежными средствами. Причем только теми объектами, которые непосредственно связаны с предметом проверки (см. ниже).

Формально в п.п. 20.1.9 НКУ не конкретизировано, при проведении какого именно вида проверки налоговики имеют право требовать проведения принудительной инвентаризации. Но похоже, что это право распространяется на фактические проверки, так как в их определении (см. п.п. 75.1.3 НКУ) упомянуты схожие объекты инвентаризации.

Тем не менее в п.п. 15 п. 4 разд. III Порядка оформления результатов документальных проверок..., утвержденного приказом Минфина от 20.08.2015 г. № 727 (который формально фактических проверок не касается), возможность принудительной инвентаризации предусмотрена при любых документальных проверках. ☹

В письме № 8191** налоговики не изобретают «особого» порядка принудительной инвентаризации, а ссылаются на Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее — Положение № 879). В п. 7 разд. I этого Положения среди других оснований для обязательного проведения инвентаризации установлено и такое:

** Письмо ГФСУ от 13.04.2016 г. № 8191/6/99-99-19-03-02-15.

на основании должным образом оформленного документа органа, который согласно закону имеет право требовать проведения такой инвентаризации

В этом случае инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, указанных в таком «должным образом оформленном документе», но не ранее дня его получения предприятием (см. там же).

Какой порядок оформления такого документа считать должным? В письме № 8191 налоговики прямо признали, что ни сам НКУ, ни законодательство в целом не содержат требований к оформлению и содержанию такого документа. А значит, проверяющим остается руководствоваться общим порядком переписки с плательщиком, установленным в ст. 42 НКУ. В связи с этим обращаем ваше внимание, что документы считаются должным образом врученными, если они присланы по адресу (местонахождению, налоговому адресу) плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены ему или его законному или уполномоченному представителю (см п. 42.2 НКУ).

Очевидно, что если речь идет о требовании провести инвентаризацию во время проведения налоговой проверки, то проверяющие, скорее всего, предпочтут второй вариант — вручение. Обратите внимание: именно с даты получения такого документа можно говорить о моменте начала проведения принудительной инвентаризации — как дате, по состоянию на которую она проводится.

Кстати, еще раз привлекаем ваше внимание к перечню объектов такой инвентаризации согласно п.п. 20.1.9 НКУ. Как бухгалтер, вы понимаете, что инвентаризировать (т. е. проверить фактическое наличие) ОС, ТМЦ и денежных средств можно только «на сегодня», но никак не «на вчера» или «на позавчера». Поэтому такая инвентаризация может проводиться лишь на дату, приходящуюся на время проведения самой проверки, но никак не «задним числом» — требовать этого налоговики не вправе (постановление Киевского окружного административного суда от 11.11.2015 г. № 810/3231/15***).

*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/54331515

Не будем учить вас плохому ☺, а лишь заметим, что отсутствие четко приписанного для принудительной инвентаризации «процессуального» порядка открывает перед плательщиком определенные возможности. Смотрите: в п.п. 20.1.9 НКУ применение процедуры административного ареста активов прямо обусловлено отказом плательщика от проведения принудительной инвентаризации. Так вот, для всех известных прочих подобных ситуаций процедура оформления отказа плательщика прописана в НКУ достаточно четко:

— от подписания акта о проверке контролируемой операции — в п.п. 39.5.2.18;

— расписаться в направлении на проверкув п. 81.1;

— в допуске к проведению проверки — в п. 81.2;

— предоставить копии документов — в п. 85.6;

— от подписания акта документальных проверок: выездной — в п. 86.3 и невыездной — в п. 86.4.

А вот для нашей ситуации подобной четкости нет и в помине, а есть правовой вакуум... Читай: есть шанс у плательщика, не отказываясь прямо от проведения принудительной инвентаризации, если и не заволынить ее вообще, то хотя бы по максимуму выиграть время... ☺

Тем более, что в Положении № 879 ни для инвентаризации вообще, ни для конкретно принудительной инвентаризации каких-либо «предельных сроков проведения» не установлено.

Кстати, все подробности организации и оформления итогов инвентаризации вы знаете из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 93.

Обращаем ваше внимание, что если принудительная инвентаризация стала для вас реальностью, то:

1) круг объектов такой инвентаризации в п.п. 20.1.9 НКУ весьма ограничен. Это ОС, ТМЦ и денежные средства. Но не любые, а только связанные с предметом проверки. С последним соглашаются суды (см., например, постановление Одесского апелляционного административного суда от 01.03.2016 г. по делу № 815/5226/15****);

**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/56278345

2) согласно абзацу четвертому п. 1 разд. II Положения № 879:

должностные лица соответствующего органа (при их согласии*****) могут присутствовать при проведении инвентаризации

***** Думается, что на практике речь идет не о «согласии», а о настоятельном требовании...

В связи с этим заметим, что Положение № 879 прямо распространяется на юрлиц, но не на ФЛП. Ведь согласно ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV обязанность проведения инвентаризации возлагается только на юридических лиц (как, кстати, и ведения бухучета). Поэтому утверждения налоговиков, аргументированные ссылками на Положение № 879, изложенные в письме № 8191, касаются лишь юрлиц, а не «плательщиков» вообще. В частности — и относительно присутствия налоговиков при проведении инвентаризации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше