Перечень использованных документов Вероятно, вы уже знаете, что с 1 января 2015 года утверждены новые правила инвентаризации
активов и обязательств. С указанной даты «инвентаризационную эстафету» у ранее
действовавшей Инструкции № 69 приняло Положение № 879. И когда на носу (а у кого-то,
возможно, в самом разгаре) проведение обязательной годовой инвентаризации, самое время
рассмотреть требования этого документа.
Из спецвыпуска вы узнаете об обновленном порядке инвентаризации основных средств
и нематериальных активов, запасов, незавершенного строительства и ремонтов,
кассы и расчетов с дебиторами и кредиторами, расходов и доходов будущих периодов,
а также обеспечений и резервов. Здесь вы сможете найти образцы заполнения многих
инвентаризационных документов, в том числе новых инвентаризационных описей, актов
инвентаризации и сличительных ведомостей.
Кроме того, вы научитесь правильно документировать результаты инвентаризации, а
также отражать их в учете. А на десерт мы напомним об ответственности, которая
грозит материально ответственным лицам в случае обнаружения в процессе инвентаризации
недостач.
Спецвыпуск для вас подготовили редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья
Белова и Наталья Чернышова.
1. Организационные вопросы Инвентаризация — процесс хлопотный и требующий большой внимательности. Однако на
любом предприятии он неизбежен. Поэтому каждому бухгалтеру так важно знать, как правильно
организовать и провести инвентаризацию. Об
общих организационных вопросах проведения
инвентаризации и пойдет речь в этом разделе
спецвыпуска.
2. Инвентаризируем основные средства Основные средства — одна из главнейших составляющих активов большинства предприятий.
В этом разделе спецвыпуска мы расскажем, как
провести инвентаризацию таких активов и правильно задокументировать ее результаты.
3. Инвентаризируем нематериальные активы Нематериальные активы ввиду отсутствия материальной формы инвентаризируются пособому.
Об этих особенностях, а также о правилах документирования результатов инвентаризации таких
активов и пойдет речь далее.
4. Инвентаризация товарно-материальных ценностей Наша следующая остановка — инвентаризация
товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ).
Здесь мы разберемся в особенностях инвентаризации таких активов и документальном отражении ее результатов, в том числе в тех случаях,
когда ТМЦ не принадлежат предприятию или
ценности предприятия находятся в пути либо на
складах других субъектов хозяйствования.
5. Инвентаризация «незавершенки» Посчитать (обмерить, перевесить) имеющиеся
ОС, НМА и ТМЦ — дело не мудреное. А вот что
делать, если на предприятии есть не законченные
обработкой и сборкой изделия, недостроенные
объекты или незавершенные ремонты? Как их
проинвентаризировать? Об этом расскажет данный раздел спецвыпуска.
6. Инвентаризируем кассу Инвентаризация кассы — важное и ответственное мероприятие. Ее проводят с целью контроля
за сохранностью наличных средств на предприятии. Поэтому здесь очень важно ничего не
упустить и все правильно зафиксировать. Как это
сделать, вы сейчас узнаете.
7. Инвентаризация расчетов Каждое предприятие в рамках своей деятельности строит отношения с другими лицами — поставщиками и подрядчиками, покупателями и
заказчиками. Кроме того, оно осуществляет расчеты с работниками по заработной плате и подотчетным суммам. Поэтому вполне естественно,
что в результате таких операций может возникнуть
дебиторская или кредиторская задолженность.
Порядок проведения их инвентаризации мы рассмотрим далее.
8. Инвентаризируем расходы и доходы будущих периодов, обеспечения и резервы Предприятия должны инвентаризировать и
такие статьи учета, как расходы и доходы будущих периодов, если таковые имеются, а также
обеспечения (в том числе обеспечение на оплату
отпусков) и резервы. Как провести такую инвентаризацию? Об этом мы сейчас расскажем.
9. Отражаем результаты инвентаризации в учете Наконец-то инвентаризация окончена. Осталось все спокойно задокументировать и отразить
ее результаты в учете.
Здорово, если фактическое наличие проинвентаризированных активов и обязательств полностью соответствует данным бухгалтерского учета.
Однако такой идеальный финал бывает не всегда.
К сожалению, случается, что в ходе инвентаризации возникает расхождение учетных
и фактических данных (так называемые инвентаризационные разницы) — излишки, недостачи
или пересортица. И тогда появляется вопрос: как
урегулировать возникшие расхождения? На основании каких документов отразить корректировки
в учете предприятия?
Давайте вместе подробно рассмотрим порядок
документального оформления результатов инвентаризации и их отражения в учете предприятия.
10. Материальная ответственность работников Сотрудники, работа которых связана с использованием и хранением вверенных им материальных ценностей работодателя, несут за них
материальную ответственность. И если вдруг в
ходе инвентаризации обнаруживаются факты
нанесения такими работниками материального
ущерба предприятию, ответственность не заставляет себя долго ждать.
Давайте, дорогие друзья, выясним, при каких
именно условиях работника можно наказать «рублем». Также поговорим о том, какие виды материальной ответственности существуют и в каких
размерах может быть применено наказание.
Начнем с видов материальной ответственности
работников за ущерб, причиненный работодателю. Так, материальная ответственность может
быть ограниченной, полной либо повышенной.
При этом полную матответственность разделяют
на индивидуальную и коллективную (бригадную).
Рассмотрим подробнее каждый из видов
материальной ответственности работников.
Но вначале выясним, в каких случаях вообще
работника можно привлечь к материальной ответственности.