НДС-2016

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2016/№ 5
Вряд ли можно назвать революционными НДС-изменения, произошедшие с 1 января 2016 года. Но и вряд ли они кого-то особо порадовали. Впрочем, не будем навязывать свое мнение. Лучше, дорогие читатели, судите сами. Это значит — переходим к их анализу. Изложим суть основных изменений подробно, чтобы адаптация к новым налоговым правилам прошла у вас максимально легко.

«Ну что тебе сказать про…» НДС? Скажем сразу, что СЭА не отменили — она сохранена практически в том же виде ☹. Ставки налога (20 %, 7 %, 0 %) и порог для регистрации плательщиком НДС (1 млн грн.) тоже не изменились.

В общем, что-то подправили-испортили, что-то (включая льготы) убавили-добавили. Так что изучать есть что. Часть норм (в том числе о возмещении НДС) сработана не очень качественно, «а в остальном, прекрасная маркиза…».

Теперь пройдемся по частностям.

База обложения: обычная цена вместо себестоимости

Претерпела изменения «основная» база обложения НДС. Эти изменения в п. 188.1 НКУ в первую очередь понравятся производителям товаров/услуг. Ведь там для них «подретушировали» норму о минимальной базе обложения НДС операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг, отвязав ее от себестоимости* и привязав к «обычным ценам».

* Тогда, напомним, фискалы разъясняли, что при определении минбазы ориентироваться следовало на показатель производственной себестоимости. Подробнее на эту тему читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 91, с. 15.

Минбаза для поставки остальных товаров/услуг (не ниже цены приобретения) и поставки необоротных активов (не ниже балансовой стоимости) не изменилась.

Термин «обычная цена» прописан в п.п. 14.1.71 НКУ следующим образом:

обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено этим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен

Понимай, как хочешь. Поэтому проблемы при проверках все равно не исключаются, однако отбиваться от доначислений производителям станет полегче. Особенно если обратиться к п.п. 14.1.219 НКУ. Согласно ему рыночная цена — это цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также цены, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Это значит, что «обычность» низких цен реализованной продукции (услуг) можно доказывать. В этой связи не исключаем, что после таких изменений кое-кто из торговцев срочно начнет имитировать производство

Кроме того, в п. 188.1 НКУ узаконили невключение в базу обложения сумм 5 % «розничного» акциза. Ранее его тоже не включали в базу обложения НДС, но на основании разъяснений ГФСУ в письмах и БЗ, хотя из НКУ вытекало иное (см. об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 82, с. 33).

Ошибки в обязательных реквизитах НН

В п. 201.10 НКУ наконец-то появилась либеральная норма о том, что налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемый товар/услугу), период, стороны и сумму НО, является основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредит. Надеемся, теперь бухгалтеры гораздо меньше будут третировать друг друга по поводу исправления ошибок не только в необязательных, но и в ряде обязательных реквизитов НН. Разумеется, если ошибки не мешают идентифицировать предмет поставки и не влияют на сумму НО…

Но в каких же «обязреквизитах» НН (кроме упомянутого УКТ ВЭД) нельзя ошибаться вообще никогда? На наш взгляд, это:

дата составления НН;

налоговый номер покупателя (без правильного налогового номера продавца НН вообще не зарегистрируешь);

— ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении (впрочем, если ставка будет указана не та, но сумма НО будет верной, то НК покупатель может отразить).

В остальных обязательных реквизитах, по нашему мнению, вполне допустимы определенные огрехи

Но в то же время, если, например, номенклатура будет прописана не с ошибками, а совсем не та, то проблем с НК покупателю не избежать.

Однако ошибки в цене поставки, если сумма НО будет правильной, вполне допустимы. В связи с чем считаем, что при необходимости в показателе цены можно теперь приводить любое количество знаков после запятой — лишь бы сумма НО в НН вышла правильной. Ошибки в наименовании поставщика и покупателя, если их налоговые номера указаны в НН правильно, теперь, на наш взгляд, вполне допустимы.

И еще: мы считаем, что это «покращення» распространяется на все включения сумм НДС в НК, начиная с 1 января текущего года. При этом не имеет значения — до или после этой даты была выписана НН с ошибками, по которой отражается НК.

Приложение Д8 — новый механизм

Изменения, внесенные в п. 201.10 НКУ, существенно затронули и механизм «работы» заявления-жалобы — приложения Д8 к декларации по НДС. Правда, сам факт представления Д8 по-прежнему не дает права на отражение НК (уменьшение НО).

Жалоба все так же может представляться не только покупателем на продавца, но и продавцом на покупателя. Причины для подачи жалобы теперь расписаны конкретнее.

Продавец, естественно, подает ее лишь по той причине, когда покупатель не регистрирует в ЕРНН «уменьшающий» РК продавца.

А вот покупатель на продавца может представить жалобу в таких случаях:

— допущены ошибки в обязательных реквизитах НН/РК (теперь логично жаловаться лишь при тех ошибках, которые не позволят покупателю отразить НК — см. выше о «покращеннях» в этой части*);

— продавец не выписал НН/РК либо не зарегистрировал НН/РК в ЕРНН (и хотя в норме речь идет о нарушении предельных сроков их регистрации, но если НН/РК хоть и с нарушением срока уже были зарегистрированы, Д8 подавать нет смысла).

* Впрочем, перестраховки не исключаются — вредные покупатели могут подать Д8 и в случае наличия несерьезных ошибок в «обязреквизитах» НН…

Право на подачу Д8 теперь сохраняется за покупателем/продавцом в течение 365 дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный период, в котором ошибся продавец/покупатель (не выписал/не зарегистрировал НН/РК, «напортачил» в «обязреквизитах» НН). Но учитывая то, что НН/РК имеют «потенцию» в течение 365 дней с даты их выписки, а зарегистрировать их в ЕРНН налоговики позволяют только в пределах 180 дней, то по истечении (в зависимости от ситуации) какого-то из этих сроков жаловаться уже будет бессмысленно.

В то же время, по нашему мнению, сейчас вполне можно будет подать Д8 и за НН/РК, которые приходятся датами на периоды до 2016 года — лишь бы не истекли упомянутые 180/365 дней. Возможно, кто-то захочет так «насолить» своим продавцам/покупателям и за прошлые грехи.

Прилагаются к Д8 все те же копии первичных документов (подтверждающих оплату или поставку).

Теперь о воздействии на нерадивого контрагента. В п. 201.10 НКУ указано, что в течение 15 дней со дня поступления заявления с жалобой налоговый орган обязан провести документальную внеплановую выездную проверку продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции. О покупателе, правда, здесь не упоминается, зато о нем упоминается в новом п.п. 78.1.9 НКУ, «узаконивающем» такие проверки.

В связи с этим были внесены изменения в п. 73.3, а также введен упомянутый п.п. 78.1.9 НКУ, согласно которому представление Д8 теперь является основанием и для направления письменного запроса плательщику и для проведения документальной внеплановой проверки.

Венцом таких проверок могут быть новые штрафы за ошибки в обязательных реквизитах НН, введенные с 01.01.2016 г. пунктом 1201.4 НКУ. Естественно, они применимы только к продавцам (подробнее об этих штрафах см. ниже).

Насколько эффективно будет работать новый «механизм Д8», покажет время. Но очень похоже, что веселье будет гарантировано всем: и продавцам, и покупателям (и проверяющим ☺).

НН и РК: сроки и даты

Срок регистрации НН (max). Начнем с того, что в НКУ так и не ввели норму, устанавливающую предельный срок регистрации НН и РК в ЕРНН в 180 дней. Поэтому это ограничение в 180 (а не в 365 или более) дней до сих пор является «искусственным», так как основано лишь на волюнтаризме налоговиков. Подробно об этом беззаконии мы писали еще в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 66, с. 13.

Срок регистрации НН (min). В п. 201.10 НКУ также изменили абзац, устанавливающий срок регистрации НН и РК в ЕРНН. Если раньше срок такой регистрации составлял 15 дней, следующих за датой составления НН/РК, то сейчас –

за датой возникновения НО, отраженных в соответствующих НН и/или РК

К сведению грамотеев, «усовершенствовавших» данную норму: по РК НО могут вообще не возникать и даже уменьшаться! Кстати, если трактовать это изменение буквально, то в «интересном» положении могут оказаться некоторые сводные НН. Ведь по ним дата возникновения НО — не «виртуальная», которую сейчас указывают в НН (датой выписки), а первое событие, буквально вытекающее из НКУ, — и оно может весьма опережать дату составления сводной НН…

Изменения в п 192.1 НКУ — иллюзия удачи? В «корректировочном» п. 192.1 НКУ убрали предложение, утверждавшее, что поставщик товаров/услуг имеет право уменьшить сумму НО по «уменьшающему» РК только после его регистрации в ЕРНН получателем. Однако прилив радости быстро переходит в ее отток, как только вспомнишь, что в п.п. 192.1.1 НКУ имеется аналогичная норма, которая продолжает там преспокойно пребывать. В общем, похоже, просто устранен ненужный повтор. Так что без регистрации покупателем «уменьшающего» РК в ЕРНН поставщик не сможет уменьшить себе НО.

В то же время проблема, в каком периоде продавцу проводить РК, зарегистрированные получателем в следующем месяце, похоже, уже не будет тревожить вас! Дело в том, что фискалы издали еще пару писем, в которых указали, что продавец уменьшает НО по таким («переходящим») РК уже по декларации за период, в котором РК был составлен (см., например, письма ГФСУ от 28.12.2015 г. № 27866/6/99-95-42-01-16-01 и № 27867/6/99-95-42-01-16-01). Естественно, при условии своевременной регистрации покупателем такого РК в ЕРНН. Но самое главное, что налоговики в конце декабря в Базе знаний (в категории 101.23) разместили консультацию аналогичного содержания.

РК приравняли к НН! В п. 198.6 НКУ появились РК. Наконец-то у законодателей дошли руки до того, чтобы устранить недоработки в этой норме. Текст этого пункта, определяющего, в частности, дату отражения НК, распространили и на ситуации корректировки налогового кредита. То есть рядом с упоминанием НН появилось и упоминание РК. Теперь для целей отражения РК узаконено применение тех же правил, что и для отражения НН, включая применение для РК срока «365 дней». Напомним, что до этого для целей отражения в налоговом учете РК приходилось прибегать к аналогии с датами и сроками, установленными в п. 198.6 НКУ только для НН.

О втором изменении, внесенном в п. 198.6, см. ниже в разделе о продаже залогового имущества.

Старые и новые штрафы

Старые. О том, что для целей штрафования по ст. 1201 НКУ уже формально не нужен порядок применения этих штрафов, вы знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 3, с. 2. Потому в связи с исключением из НКУ п. 1201.3

с 1 января у фискалов развязаны руки для штрафования за несвоевременную регистрацию НН и РК в ЕРНН

Причем отбиться от применения санкций за прошлый год — по НН/РК, выписанным начиная с 1 октября, — может быть достаточно сложно. Ведь по общему правилу санкции в отношении нарушений, допущенных в предыдущих периодах, применяются в порядке и в размерах, действующих на момент применения санкций.

Штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК в ЕРНН, напомним, предусмотрены в пп. 1201.1 и 1201.2 НКУ (от 10 до 50 % от суммы НДС в зависимости от количества дней просрочки).

Новые. Мы уже упоминали, что в п. 1201.4 НКУ введены новые штрафы — в качестве «розг» для продавцов, нашкодивших в «обязательных реквизитах» НН.

Во-первых, согласно этому пункту по результатам документальной внеплановой выездной проверки, проведенной по заявлению (Д8) покупателя за допущенные ошибки в «обязреквизитах» НН (предусмотренных в п. 201.1 НКУ), к продавцу фискалы должны сначала применить штраф в размере 170 грн. и обязать его исправить такие ошибки.

Во-вторых, в случае неисправления продавцом ошибки в течение 15 календарных дней к нему уже начинают применяться более серьезные штрафы. Приведем их размеры в таблице.

В случае неисправления ошибок в следующий срок:

Размер штрафа (в % от суммы НДС, указанной в «дефектной» НН)

в течение 15 календарных дней

10 %

от 16 до 30 календарных дней

20 %

от 31 до 60 календарных дней

30 %

от 61 до 90 календарных дней

40 %

от 91 до 120 календарных дней

50 %

от 121 до 150 календарных дней

60 %

от 151 до 180 календарных дней

70 %

по истечении 181-го календарного дня

100 %

Зачем понадобилась столь детальная градация штрафа — для нас загадка…

Причем формально эти штрафы продавец может схлопотать и при тех ошибках в «обязреквизитах», которые сейчас уже должны давать покупателю право на НК.

СЭА как СЭА…

Из подзаголовка, вы, видимо, уже поняли, что здесь мало что изменилось. В формулу «НН-счастья» официально «втиснули» показатель Овердрафт, который в общем-то и так участвовал в формуле согласно п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Это, напомним, сумма среднемесячного размера НДС от сумм, за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев задекларированных к уплате в бюджет и погашенных (или рассроченных/отсроченных)*.

* Для «сельхозников», применяющих спецрежим, — просто задекларированных.

Показатель ∑Овердрафт, как и ранее, подлежит ежеквартальному пересчету по результатам предшествующих 12 месяцев. У молодых (в том числе «вновь созданных») плательщиков этот показатель в формуле появится только по итогам квартала, в котором истекут первые 12 месяцев НДСного «стажа» — в течение первых 6 дней следующего квартала.

То есть теперь формула «НН-счастья» обрела следующий вид:

∑Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах + ∑Овердрафт - ∑НаклВид - ∑Відшкод - ∑Перевищ

Для «сельхозспецрежимщиков» оговорено, что показатель ∑ПопРах не увеличивается на суммы средств, поступивших на СЭА-счет с дополнительных СЭА-счетов, предназначенных для «сельхоз-НДСа». Иначе такие суммы учтутся дважды.

В п. 2001.6 НКУ появился нехороший абзац, устанавливающий, что возврат денег с СЭА-счета на текущий счет плательщика может осуществляться, только если такое уменьшение общей суммы пополнения СЭА-счета (∑ПопРах) не приведет к формированию отрицательного значения основного показателя формулы «НН-счастья» — Накл. Видимо, скоро обновят приложение 4 к декларации…

Так что теперь есть еще одно ограничение на возврат средств с СЭА-счетов. И если у вас ∑Накл не хватит хотя бы на 1 грн., то фискалы вам вообще ничего не вернут. Забавен тот факт, что показатель ∑Накл находится в постоянной динамике, чем наверняка воспользуются фискалы, чтобы ничего никому не возвращать. Ведь при подаче декларации (вместе с приложением 4) показатель ∑Перевищ может понизить вам сумму реглимита и соответственно — сумму к возврату. В общем, теперь уж точно перечисление денег на СЭА-счет станет дорогой в один конец… ☹

Возмещение НДС: здравствуй или прощай?

Сразу отметим, что нормы по возмещению прописаны «из рук вон…». Похоже «возмещенческую» часть Закона № 909 переписывали «на коленях» перед самым голосованием. Вот и вышло «те, що маємо»…

Начнем с хорошего. Исключен п. 200.5 НКУ, т. е. теперь не смогут отказать в праве на возмещение НДС лицам, зарегистрированным плательщиками в течение 12 месяцев до месяца, в котором подается заявление на возмещение, а также лицам, у которых объем облагаемых НДС операций меньше, чем сумма бюджетного возмещения.

Теперь о «глобальном».

С 1 февраля 2016 года (поскольку изменения в п. 200.7 НКУ вносятся с этой даты*) «возмещенцы» будут фактически разделены на два реестра (списка) по заявлениям, поданным ими на возмещение НДС. Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения должны автоматически вноситься в соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке поступления. Перечень данных, которые должны отражаться в реестрах, приведен в п.п. 200.7.1 НКУ.

* См. абзац второй п. 1 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 909.

Условно назовем эти реестры «а» и «б» (так как они отдельно упомянуты в соответствующих подпунктах — «а» и «б» п.п. 200.7.1 НКУ).

В чем же их отличие?

Реестр (список) «а». В него войдут только «избранные» лица — соответствующие одновременно всем критериям, приведенным в п. 200.19 НКУ (ср. 025069200). Львиную долю этих критериев законотворцы оставили из числа прежних, применявшихся для получавших возмещение «автоматом». Однако их «доработали», так что реестр «а» будет гораздо меньшим, чем старый список «автоматчиков». Например, п.п. 200.19.3 НКУ требует, чтобы плательщик имел необактивы, балансовая стоимость которых в три раза превышает сумму к возмещению, или получил сроком на год/два фингарантию от банка, а также (!) осуществлял экспортные операции, удельный вес которых в течение предыдущих 12 месяцев совокупно составил не менее 40 % общего объема поставок

Так вот, судя по этой группе критериев,

в реестр «а» смогут угодить только некоторые экспортеры**

** Точнее, их заявления на возмещение НДС.

Естественно, при этом нужно также соблюдать критерии, приведенные в пп. 200.19.1 и 200.19.2.

Кроме того, не очень понятно упоминание ФЛП в п.п. 200.19.2 НКУ. Ведь п.п. 200.19.3 практически закрывает им дорогу в реестр «а». Поскольку у плательщиков НДС — ФЛП-экспортеров нет балансовой стоимости необактивов, то они в реестр «а» (при соответствии всем другим критериям) смогут попасть только при наличии гарантии банка…

Отметим также, что порядок определения соответствия плательщика критериям, указанным в п. 200.19 НКУ, должен утвердить Минфин. И при этом проверка соответствия плательщика этим критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока представления декларации. Видимо, с плательщиков, претендующих в реестр «а», будут требовать дополнительные сведения в электронном виде либо усовершенствуют форму заявления (приложение 4 к декларации по НДС), иначе автоматизированная проверка соответствия критериям невозможна.

В этой связи некоторое умиление вызывает норма п. 200.21 НКУ. Из нее буквально следует, что если в течение 17 дней после предельного срока подачи декларации фискалы не пришлют плательщику детальных пояснений о его несоответствии критериям п. 200.19 НКУ, то такой плательщик будет считаться соответствующим. То есть его тут же включат в список «а»? И даже если он вообще не экспортер?..

Реестр (список) «б». Он основной — в него угодят лица, которые «не вписались» сразу во все критерии п. 200.19 НКУ.

Вполне возможно, что поданные одним и тем же плательщиком за разные отчетные периоды заявления на возмещение НДС могут оказаться в разных списках. В тех случаях, когда такой плательщик в определенном периоде перестал соответствовать критериям п. 200.19 НКУ или, наоборот, — стал вписываться во все эти критерии.

Согласно п. 200.10 НКУ для подтверждения сумм возмещения и получения на него права налоговики проводят камеральную проверку данных декларации в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком ее представления.

Но если возмещение сформировано за счет отрицательного значения, накопленного до 1 июля 2015 года и/или за счет приобретений у сельхозов-спецрежимщиков, то проверка должна быть документальной

Пункт 201.12 НКУ в течение 5 рабочих дней после окончания проверки обязывает налоговиков:

— или представить в Казначейство заключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета;

— или по заявлению плательщика провести такую сумму в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого плательщика по другим платежам в госбюджет.

Если плательщик пожелает изменить направление согласованного бюджетного возмещения, он имеет право подать соответствующее заявление в налоговый орган, который в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления должен его удовлетворить.

Кстати, согласно п. 200.13 НКУ Казначейство, получив от налоговиков заключение, должно в течение 5 операционных дней перечислить плательщику сумму возмещения.

Но как все это будет происходить на практике, пока вряд ли кому-то известно. Как пока и не известно, как будут отличаться сроки возмещения по реестрам «а» и «б».

Обратим внимание: норма п.п. 200.7.2 НКУ устанавливает, что возврат согласованных сумм бюджетного возмещения будет осуществляться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в каждый соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

Но поскольку порядок ведения и форма реестров заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения должны быть утверждены Кабмином ( п.п. 200.7.1 НКУ), то выходит, что ряд важных «возмещенческих» вопросов законотворцы отдали ему на откуп. Поэтому, пока не появится этот норматив, вряд ли кому-то (кроме «своих») хоть что-то «по-новому» возместят.

Непонятен механизм возмещения сумм, которые будут заявлены в декларации за декабрь 2015 года. Ведь в январе уже вступили в силу ряд изменений, внесенных в ст. 200 НКУ (включая упомянутую отмену п. 200.5), но до 1 февраля все еще действует «автоматический» п. 200.18 НКУ. Не исключено, что придется ждать «пока рак (в смысле — Кабмин) свистнет» и заработает новая система.

Судьба невозмещенных сумм, заявленных с 1 июля 2015* года до 1 января 2016 года, также четко не прописана. Видимо, их должны возмещать-невозмещать по правилам, действовавшим в предыдущей редакции ст. 200 НКУ.

* Согласно п. 37 подразд. 2 разд ХХ НКУ бюджетное возмещение сумм НДС, задекларированных к возмещению до 1 июля 2015 года, осуществляется в порядке, определенном ст. 200 НКУ в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2015 года.

В общем, новые нормы о возмещении НДС породили массу вопросов. Ждем ответов и… возмещения ☺.

«Сельхозы» и НДС

Как известно, «сельхозспецрежимную» ст. 209 НКУ депутаты «похоронить» не дали, однако ее нормы с 1 января постигли определенные изменения. Но действовать в новом виде ст. 209 пока предписано лишь до 2017 года (п.п. 4 п. 2 разд. ХІХ НКУ).

Часть из того НДС, который раньше у «спецрежимщиков» шел на спецсчет или оставался у себя (согласно п. 200.18), теперь будет уплачиваться в бюджет

Причем разбивка на «себе» и «в бюджет» теперь зависит от видов сельхоздеятельности, в которых работает «спецрежимщик». Причем эти виды разделили весьма своеобразно (см. новый п. 209.19 НКУ или коды УКТ ВЭД в таблице ниже).

Положительная разница между НО и НК за отчетные периоды, начиная с 2016 года, должна перечисляться в следующих пропорциях:

Виды сельхозопераций

На спецсчет

В бюджет

С сельскохозяйственными товарами/услугами (кроме операций с зерновыми и техническими культурами и операций с продукцией животноводства)

50 %

50 %

С зерновыми и техническими культурами (товарные позиции 1001 — 1008, 1205 и 1206 УКТ ВЭД)

15 %

85 %

С продукцией животноводства (только для товарных позиций 0102 и 0401 согласно УКТ ВЭД)*

80 %

20 %

* То есть остальное животноводство, кроме крупного рогатого скота и молока-сливок, попало под «50/50»! Это касается и тех «сельхозов», кто применяет п. 209.18 НКУ.

Для целей выведения конкретных НДСных результатов по видам операций, предполагающих разные пропорции распределения НО по НДС, п.п. «а» п.п. 209.15.1 НКУ теперь устанавливает два специальных механизма распределения НК. Первый — по товарам, услугам и необактивам, используемым для производства сельхоз- и несельхозпродукции, второй — для распределения НК, относящегося к сельхозпродукции, между разными из трех перечисленных выше видов сельхозопераций (для тех, у кого таких видов несколько).

Причем каждый месяц эти доли распределения НК придется пересчитывать, так как для их расчета берутся объемы поставок за предыдущие 12 последовательных месяцев.

Еще у таких «везунчиков», вполне возможно, будет и распределение «входного» НДС по ст. 199 НКУ. Хотя отмена с 2016 года ряда сельхозльгот по НДС, о чем см. ниже, у некоторых из них может снять проблемы еще и с таким распределением. В общем, особенно «погорбатиться» придется «спецрежимщикам», осуществляющим из трех упомянутых несколько видов операций, предусматривающих разные пропорции распределения НДС. Считать им придется много, похоже, и деклараций по НДС подавать им придется тоже много ☹.

Изменения в п. 198.5 НКУ

Во-первых, в конец п.п. «а» п. 198.5 НКУ добавили фразу: «и место поставки которых находится за пределами таможенной территории Украины». Тем самым закрыли брешь, образовавшуюся в этой норме с 1 июля 2015 года вследствие «ляпа» законодателейведь «входной» НК, отраженный по приобретениям, связанным с операциями с местом поставки «за пределами», не нужно было компенсировать НО.

Во-вторых, операции, льготируемые по уже упомянутому нами п. 197.11 НКУ (международная техническая и гуманитарная помощь), вывели из-под действия п. 198.5. То есть весь отраженный НК, связанный с такими операциями, не должен теперь компенсироваться начислением НО. Соответствующее изменение было внесено и в п. 199.6 НКУ, исключивший операции, льготируемые по п. 197.11, из перерасчета по ст. 199 НКУ.

Кроме того, теперь п. 198.5 ст. 199) не распространяется на операции, льготируемые по НДС согласно пп. 26, 45 и 46 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

В-третьих, в самом финале п. 198.5 появился новый абзац, касающийся недостач товаров, выявленных при выборочной (частичной) инвентаризации, проведенной при проверке по требованию налогового органа. В отношении таких недостающих товаров указано, что они

считаются использованными вне хозяйственной деятельности плательщика. Последствия — начисление НО согласно п.п. «а» этого же пункта 198.5 НКУ

Так что ждите учащения инвентаризаций «по нужде», в смысле — по требованию налоговиков при проверках НДС (и не только его)! Напомним, что право требовать при проверках проведения инвентаризаций ОС, иных ТМЦ (и наличности) «даровано» фискалам п.п. 20.1.9 НКУ.

Обложение залогового имущества

Специально для банков и других финучреждений (в том числе ломбардов) в НКУ был внесен ряд изменений, призванных улучшить таким плательщикам механизм обложения НДС операций по реализации залогового имущества. А именно:

— в новом п. 189.15 НКУ при продаже банками (и иже с ними) залогового имущества, полученного в собственность путем обращения на него взыскания, базой обложения НДС определена положительная разница между ценой поставки и ценой приобретения такого имущества. Цена приобретения определяется как стоимость имущества, по которой оно перешло банку (другому финучреждению) в собственность. В случае приобретения имущества у плательщика НДС цена приобретения определяется с учетом НДС (!). Но при этом сделана оговорка: если по такому имуществу суммы НДС банком, другим финучреждением были включены в НК, то им применяется п. 198.5 НКУ. Видимо, эта оговорка касается того имущества, которое банки (и т. п.) обрели до 1 января 2016 года. Так как со вступлением с этой даты в силу нового механизма обложения НДС залогового имущества отражение по нему «входного» НК для банков (и т. п.) исключается. Ведь при исчислении базы учитывается цена приобретения с учетом НДС;

— в п 197.12 НКУ появился второй абзац, который льготирует по НДС упомянутые выше операции банков и других финучреждений по поставке залогового имущества — но только в той части стоимости имущества, по которой оно было приобретено в собственность в счет погашения обязательств по договору кредита (займа). При этом напомним, что абзац первый данного пункта все так же льготирует — без каких-либо ограничений — операции банков (и других финучреждений) по поставке имущества, полученного в собственность путем его взыскания с лиц, не являющихся плательщиками НДС.

Исходя из изложенного делаем вывод, что новая «базовая» норма п. 189.15 НКУ касается только залогового имущества, приобретенного у плательщиков НДС. И облагаться НДС (при наличии положительной разницы) будут только операции с таким имуществом. Дело в том, что в п. 189.15 НКУ имеется не очень удачная фраза «в случае приобретения имущества у плательщика НДС», которая создает иллюзию, что облагаться должны и поставки залогового имущества, взысканного с неплательщиков НДС. Однако сохраненный «в оригинале» первый абзац п. 197.12 НКУ такой фискальный подход опровергает;

— из п. 198.6 НКУ исключен восьмой абзац — о том, что НК банковскими учреждениями должен отражаться — «при получении ими права собственности на залоговое имущество». Изменение понятно, так как НК по такому имуществу банками уже вообще отражаться не должен (см. выше).

Другие важные изменения

«Что упало, то пропало…» В п. 43.4 НКУ введена специальная норма о том, что

все излишне уплаченные суммы НДС возвращаются исключительно на счет плательщика в системе СЭА

Ну а о том, как возвращать деньги с СЭА-счета при участии приложения 4 к декларации по НДС, все уже прекрасно знают… Ну спасибо хоть и на этом, а то налоговики в прошлом году просто «бортовали» возврат плательщикам переплат по НДС — под тем, мол, соусом, что нет механизма. Ну что ж, теперь он якобы появился…

«Декларация» на бумаге? В п. 49.4 НКУ появилась норма, что когда налоговики в одностороннем порядке расторгают договор о признании электронных документов, плательщик может подать декларацию нарочным или по почте.

Good-bye, «cтаны» 9 и 7. Из п. 184.1 НКУ исключен п.п. «ж», предусматривавший аннулирование налоговиками регистрации плательщика НДС в случае, когда в ЕГР сделана запись об отсутствии лица по его местонахождению (месту проживания) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Это изменение идет в связке с прогрессивными изменениями, внесенными с 1 января 2016 года в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV (см. о них в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 1 — 2, с. 27). Так что «стан 9» и «стан 7» «приказали долго жить». Туда им и дорога…

Льготы-нельготы. Убрали п. 197.21 НКУ, предусматривавший НДСную льготу для определенных операций по поставке (перепродаже) в Украине и по вывозу в режиме экспорта ряда зерновых культур из товарных позиций 1001 — 1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД. Соответственно с 1 января 2016 года «отдал концы» и п. 152 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (который должен был «влачить» эту льготу аж до 2017 года). Так что с 1 января любые поставки зерновых и технических культур должны облагаться НДС (экспортные — по нулевой ставке).

В «льготно-транзитном» п. 197.8 НКУ теперь имеется специальная оговорка, что не льготируются услуги, связанные с транзитом газа через территорию Украины.

В п. 197.11 НКУ расширили льготы по гуманитарной и международной технической помощи.

Плательщиков-банкротов до 2020 года освободили от обложения НДС поставок товаров (услуги не упомянуты!) при расчетах с кредиторами согласно плану реструктуризации или плану санации, утвержденным согласно соответствующим законам ( п. 46 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Это верно — тут хоть бы старые долги погашались, а так бы еще и плодились безнадежные новые…

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно создания предпосылок для новой модели рынка природного газа» от 24.11.2015 г. № 812-VIII на полтора года — до 1 июля 2017 года освобождены от НДС операции по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения, но предусмотрена возможность отказаться от применения такой льготы вообще или на определенные периоды. Кроме того, для тех, кто будет льготироваться, предусмотрено неприменение п. 198.5 НКУ в отношении остатков товаров/услуг и необактивов, по которым ранее был отражен НК ( п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Кассовый метод. Тем же Законом № 812-VIII до 1 июля 2017 года введен кассовый метод определения НО и НК по НДС для операций по поставке (в том числе оптовой), передаче, распределению электрической и/или тепловой энергии, поставке угля и/или продуктов его обогащения, а также прописан нормальный порядок составления сводных НН по таким поставкам ( п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

выводы

  • СЭА сохранена практически в том же виде. Ставки налога (20 %, 7 %, 0 %) и порог для регистрации плательщиком НДС (1 млн грн.) тоже не изменились.
  • Минимальная база обложения НДС у «производственников» теперь привязана не к себестоимости, а к обычным ценам.
  • Теперь НН, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемый товар/услугу), период, стороны и сумму НО, является основанием для отнесения покупателем сумм НДС в налоговый кредит.
  • Изменен механизм воздействия на контрагента путем представления заявления — приложения Д8 к декларации. «Под это» введены новые штрафы к продавцу за ошибки в обязательных реквизитах НН.
  • Возмещение НДС теперь должно производиться согласно новым правилам — по двум реестрам в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в каждый соответствующий Реестр заявлений о возврате.
Теги НДС
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить