Розничная торговля алкоголем и табаком

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2016/№ 54
Торговля как вид деятельности — это полет в тумане предпринимательства, розница — это уже высший пилотаж, а розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями — это вообще удел асов... Хотя бы потому, что эта высокорентабельная сфера всегда была и будет под самым пристальным контролем (и прицелом) у «зенитчиков» самого разного пошиба...

Если вы занялись алко-табачной розницей, вам давно известны все «мелкие подробности» требований, выдвигаемых ко всем розничным торговцам тем же допотопным Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ. На манер «уголков потребителя» и прочих заморочек. Кстати, считаясь продовольственными товарами, алкогольные напитки и табачные изделия — внимание! надлежащего качества — обмену и возврату не подлежат ( Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату), утвержденный как приложение № 3 к постановлению КМУ от 19.03.94 г. № 172). Не будем также напоминать о необходимости ценников на товарах и т. п. Здесь мы сфокусируем ваше внимание на требованиях и запретах законодательства, касающихся именно этой специфической розницы, а точнее — розничной реализации таких товаров, как алкогольные напитки и табачные изделия.

Вообще, в этой сфере есть три краеугольных нормативных камня, и прежде всего, конечно, — это Закон № 481, кроме прочего распространяющийся как на алкоголь, так и на табак.

Наряду с ним для каждого из таких товаров действует свой собственный подзаконный акт: в отношении розничной торговли алкоголем — Правила № 854, розничной торговли табачными изделиями — Правила № 218. Но!

Не секрет, что подобные документы, как правило, в значительной степени дублируют соответствующие нормы законов. Так и в этом случае. Поэтому, говоря о требованиях законодательства, мы будем делать отсылки к нормам самого Закона № 481.

Вы хорошо знаете: чтобы торговать алкогольными напитками и табачными изделиями — в том числе в розницу — необходима соответствующая «розничная» лицензия (отдельно — на алкоголь и отдельно — на табак). За торговлю такими товарами без такой лицензии согласно абз. пятому ч. второй ст. 17 Закона № 481 применяется админсанкция в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не меньше 17 тыс. грн. А согласно ст. 156 КоАП за розничную торговлю такими товарами без лицензии предусмотрен админштраф от 850 до 3400 грн. с конфискацией таких товаров и выручки от их продажи.

Кстати, раз уж разговор зашел о санкциях, напомним, что поскольку размер платы за алкогольно-розничную (она же «пивная») лицензию привязан к количеству РРО на месте торговли, получение такой лицензии, как правило, обусловлено использованием РРО (впрочем, ФЛП на ЕН второй и третьей групп, торгующий пивом в бутылках и банках, при условии непревышения его доходом за календарный год величины 1 млн грн., может обойтись вариантом РК + КУРО — см. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 49, с. 7). Так вот, за реализацию алкогольных напитков (и пива в том числе) через «левые» (т. е. не указанные в приложении к лицензии) РРО или КУРО согласно абз. шестому ч. второй ст. 17 Закона № 481 применяется админсанкция в размере 200 % стоимости реализованного через такой РРО (такую КУРО) товара, но не меньше 10 тыс. грн.

Ну что же, пора налить и закурить... ☹

«Нехорошие» товары

Не станем водить хороводы вокруг определений алкогольных напитков и табачных изделий, но вкратце таки заметим, что в ст. 1 Закона № 481 первые упрятаны законодателем под соответствующие коды УКТ ВЭД (видимо, чтобы каждый раз не захлебываться слюной при обсуждении законопроектов ☺), а вторые поименованы конкретно: сигареты с фильтром или без оного, папиросы, сигары, сигариллы, а также разных видов табак, махорка и другие изделия из табака и его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания.

Откровенно говоря, мы говорим об этом вскользь и для проформы, потому что, получая у оптовика для продажи на вашей розничной точке ту или иную «отраву», вы точно знаете, к какой категории товаров она относится (подробнее об этом позже). По этой же причине мы не станем здесь распространяться о правилах маркировки — ни алкогольных напитков, ни табачных изделий. Ведь эти требования писаны в ст. 11 Закона № 481 производителям и импортерам (последним — в несколько меньшей степени), а что касается табачных изделий — еще и в ст. 10, 12 Закона № 2899. И розница по сути тут бессильна — разве что, может, отказаться от товаров с сомнительной маркировкой.

Но что вы в силах проконтролировать и это таки надо сделать — касается табачных изделий и это вы поймете из перечисленных нами финансовых санкций, налагаемых Госпотребинспекцией за розничную реализацию табачных изделий (ч. вторая ст. 20 Закона № 2899):

— (для сигарет) без медицинского предупреждения и надписи о содержании никотина и смолы в одной сигарете — от 50 грн. до 10 тыс. грн.;

— с превышением допустимых уровней содержания вредных веществ — от 100 грн. до 20 тыс. грн.;

— с использованием на упаковке слов: «с низким содержанием смолы», «легкие», «суперлегкие», «ультралегкие», их иноязычных аналогов — от 50 грн. до 10 тыс. грн.

Важный момент: как правило, рекламируют алкогольные напитки и табачные изделия лишь их производители и крупные импортеры (настолько это дорогое «удовольствие», и кроме того, только им известно как обойти тотальные запреты законодательства). Но если вы — розничный торговец — все же решите заявить о себе самостоятельно, советуем тщательно проштудировать ст. 22 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР. И не забывать при этом, что, выступая рекламодателем таких товаров, вам придется дополнительно к рекламным бюджетам отдавать 5 % на социальную «анти-алкогольно-табачную» рекламу ( ч. 8 ст. 22 этого Закона). Дополнительно запреты на рекламу (и попутное спонсорство) табачных изделий установлены в ст. 16 Закона № 2899 (с соответствующими дикими штрафами в ст. 22 этого же Закона, регулярно налагаемыми Госпотребинспекцией). Учтите, что ч. четвертая ст. 10 Закона № 2899 запрещает раздавать табачные изделия бесплатно (например, в рамках рекламной акции). ☹

Единственный алкогольный напиток, который мы упоминаем отдельно, — это пиво. И не из-за личных пристрастий, а по той лишь причине, что пиво (именно алкогольное, хотя есть и безалкогольное — не имеющее никакого отношения к нашей теме) не так уж давно (с 01.07.2015 г. — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 38, с. 15) было причислено к категории алкогольных напитков. Разумеется, с распространением на него всех «алкогольных» требований и ограничений (хотя и с некоторыми нюансами, о которых мы еще скажем).

«Место силы»

Начнем с важного ограничения, «зарытого» в определении места торговли (см. там же — в ст. 1 Закона № 481). Ввиду важности процитируем его: «место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (строении) по месту его фактического размещения, для табачных изделий и пива — без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива — торговой площадью не менее 20 кв. метров, оборудованное РРО (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров».

Обращаем ваше внимание прежде всего на минимальную величину торговой площади в 20 кв. м (именно торговой — согласно ДСТУ 4303:2004, т. е. без учета площади помещений складских, подсобных, вспомогательных и административно-хозяйственных). А также на то, что этот «лимит снизу» распространяется на розничную торговлю только алкогольными напитками, но не пивом и не табачными изделиями. Кстати, если вы арендуете под «алкогольную» торговую точку часть помещения большей площади, то налоговики утверждают, что такая ваша часть должна иметь площадь не менее тех же 20 кв. м (115.03 БЗ).

Что касается реализации табачных изделий и пива, то налоговики по обыкновению отделываются цитированием слов — «без ограничения площади», но мы утверждаем, что из них следует разрешение торговать такими товарами «в окно».

Чтобы покончить с требованиями к «алкогольному» торговому залу, отметим, что в п. 4 Правил № 854 конспективно упомянуты обязанности торговца алкогольными напитками обеспечить соответствие такого помещения санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и (видно, на всякий случай приписано ☹) другим нормам. А также отдельно предписано обеспечить нормальное освещение, отопление и вентиляцию, возможность использования РРО и POS-терминала для приема БПК. Похожие требования к «табачному» торговому помещению (если оно, конечно, не «нулевой площади»☺) продублированы в п. 5 Правил № 218 (ср. 025069200). Но мы эту тему дальше развивать не будем, поскольку все эти требования в равной степени относятся ко всем заведениям розничной торговли и проверка их соблюдения неплохо кормит целую свору «специалистов узкого профиля»...☹; К тому же их НЕсоблюдение отпугнет нормального покупателя. Это с одной стороны. А с другой — за нарушение именно этих требований конкретно Правил № 854 или Правил № 218, а не подобных предписаний специального законодательства (например, противопожарного), админштраф грозит только нарушителю-работнику — согласно ст. 155 КоАП (от 17 до 170 грн.). А за что смогут наказать предприятие — об этом мы предупреждаем по ходу статьи...

И еще. Соответственно п. 19 Правил № 854 и п. 19 Правил № 218 требуют выставлять (на торговом оборудовании — столах, прилавках-витринах, пристенных горках) обязательно весь ассортимент продаваемого товара. Как видно, их авторы все еще ходят в совковой «шинели» и продолжают имитировать борьбу с торговлей «из-под прилавка»... ☺

«Подальше положишь»... зарегистрируй в реестре!

Особые требования выдвигаются к местам хранения алкоголя и табака, ведь уже из определения (см. ст. 1 Закона № 481) следует, что сведения о местонахождении места хранения алкогольных напитков (заметим: пива в том числе) и табачных изделий должны быть занесены в Единый государственный реестр мест хранения. И хранить такие товары можно только в зарегистрированных местах хранения — не важно, по чьему заявлению это было сделано — самого владельца помещения или другого субъекта.

Не станем пересказывать здесь все подробности подобной регистрации (регламентированной в ст. 15 Закона № 481): вы легко найдете их в соответствующем Порядке № 251. Отметим только один интересный момент (см. ч. тридцать восьмую ст. 15 Закона № 481):

если вы храните все свои алко-табачные товары только по месту торговли, то его адрес вносить в Единый реестр не требуется

И только если вы храните такие товары по другому адресу, причем адрес того склада не внесен в Единый государственный реестр мест хранения (например, другим торговцем, который хранит свои аналогичные товары там же), то в таком случае вам следует обязательно подать соответствующее заявление о внесении этого адреса места хранения в Единый реестр самостоятельно.

Это важно, поскольку за хранение алкогольных напитков и табачных изделий в местах, не внесенных в Единый реестр, согласно абз. одиннадцатому ч. второй ст. 17 Закона № 481 применяется админсанкция в размере 100 % стоимости товара, находящегося на незарегистрированном складе, но не меньше 17 тыс. грн.

Море разливанное

Отдельная история — о реализации алкогольных напитков на разлив (т. е. для потребления на месте, но не «на вынос»). Главное, что даже в отношении пива это разрешено только субъектам общепита ( ч. шестая ст. 153 Закона № 481). Собственно в пп. 22 — 25 Правил № 854 прописан ряд гигиеническо-технологических требований в такой ситуации, но здесь мы напомним лишь об одном. Вам необходимо иметь на видном месте подписанный и скрепленный печатью прейскурант с названием напитка и ценой: за бутылку, за 50 и за 100 мл.

Запреты и наказания

Прежде чем говорить о запретах на розничную реализацию алкогольных напитков и табачных изделий, отметим один важный момент, касающийся их приходования от оптовиков.

Обращаем ваше внимание на п. 8 Правил № 854 и аналогичный ему по смыслу п. 10 Правил № 218, запрещающие вам принимать для розничной реализации (и хранения) алкогольные напитки и табачные изделия у тех потенциальных поставщиков, которые не имеют лицензий на производство или на право импорта или оптовой торговли такими товарами. Здесь необходимо уточнить, что ч. седьмая ст. 15 Закона № 481 в такой ситуации

требует наличия у поставщика как алкоголя, так и табака, конкретно лицензии именно на оптовую торговлю

А другие лицензии при этом не катят!

Кстати, за реализацию или хранение (транспортировку) фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий без акцизных марок или с поддельными марками согласно абз. пятнадцатому ч. второй ст. 17 Закона № 481 применяется админсанкция в размере 200 % стоимости такого товара, но не меньше 17 тыс. грн. А согласно ст. 156 КоАП за розничную торговлю такими товарами без акцизных марок или с поддельными марками предусмотрен админштраф от 850 до 3400 грн. с конфискацией таких товаров и выручки от их продажи.

О других запретах ст. 153 Закона № 481 (также продублированных в Правилах № 854 и Правилах № 218).

Запрещено продавать алко-табачные изделия:

(1) лицами и (2) лицам моложе 18 лет (т. е. к отпуску алкогольных напитков запрещено привлекать продавцов моложе 18 лет. Причем, если у продавца возникли сомнения на этот счет, то он обязан потребовать/получить от покупателя документ, подтверждающий возраст — как правило, это паспорт, а при отказе его предоставить — не продавать;

(3) на территории и в помещениях заведений учебных и здравоохранения (кроме санаторских ресторанов);

(4) в помещениях детских и спортивных магазинов (а также таких отделов и секций);

(5) закрытых спортсооружениях (хотя пиво в пластиковой таре можно, но из соображений безопасности — его продают в стаканах);

(6) из торговых автоматов;

(7) в неустановленных для торговли местах.

Кроме того, что касается конкретно табачных изделий дополнительно: их (8) нельзя продавать поштучно (сигары — можно), (9) нельзя в упаковках с количеством сигарет менее 20, нельзя торговать игрушками, имитирующими табачные изделия. Ну, и (10) на время проведения массовых мероприятий местная власть вправе запрещать или огранивать вашу алко-табачнную деятельность... Кстати, запреты 2, 8 и 9 продублированы в ст. 13 Закона № 2899.

За нарушение всех этих запретов, установленных в ст. 153 Закона № 481внимание! включая и запрет на реализацию алкогольных напитков (пива) на разлив без наличия статуса субъекта общепита ( ч. шестая ст. 153 Закона № 481) — согласно абз. девятому ч. второй ст. 17 Закона № 481 предусмотрена админсанкция в сумме 6800 грн.

Кроме того, согласно ст. 156 КоАП на работника предприятия торговли или общепита может быть наложен админштраф от 510 до 1700 грн. за нарушение запретов 1 — 10.

Но и это еще не все. Не хотелось бы вас огорчать напоследок словами о жестких санкциях за нарушения в сфере розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, но вынуждены напомнить и о тех из них, которые предусмотрены ч. второй ст. 17 Закона № 481 за:

— реализацию алкоголя по цене ниже установленной минимальной (абз. тринадцатый);

— розничную торговлю табачными изделиями выше установленных максимальных розничных цен (абз. четырнадцатый);

— неподачу, несвоевременную подачу, недостоверность отчета об обороте алкогольных напитков и табачных изделий (абз. восемнадцатый).

выводы

  • Чтобы торговать алкогольными напитками и табачными изделиями в розницу, необходима соответствующая «розничная» лицензия (отдельная — на алкоголь и отдельная — на табак).
  • Алкогольные напитки и табачные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
  • «Лимит снизу» в 20 кв. м касается именно торговой площади (т. е. без учета складской, подсобной, вспомогательной и административно-хозяйственной) и распространяется он на розничную торговлю только алкогольными напитками, но не пивом и не табачными изделиями.
  • Если вы храните все свои алко-табачные товары только по месту торговли, то его адрес вносить в Единый реестр мест хранения не требуется.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить