(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/8
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июль , 2016/№ 58

Эксплуатация автомобиля (ч. 2)

http://tinyurl.com/y55av9lx

Учет использования топлива

Бухгалтерский учет. В целях списания ГСМ выделяют их фактический и нормативный расход.

Фактический расход топлива рассчитывают исходя из пробега автомобиля и данных о расходе топлива, зафиксированных в путевом листе или другом документе, который его заменяет (подробнее см. на с. 46). Определить фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), с учетом данных измерительных приборов автомобиля на момент окончания смены (рейса) можно по формуле:

Тф = ОТн + ЗТ - ОТк,

где Тф — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по одному путевому листу);

ОТн — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при выезде»);

ЗТ количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано горючее»);

ОТк — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при возвращении»).

Нормативный расход ГСМ определяют на основании данных путевых листов о фактическом пробеге автомобиля за смену с учетом норм расхода топлива*

* О нормах расхода топлива см. на с. 25.

После того, как соответствующие расчеты выполнены, предприятие должно сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива с нормативным расходом. Затем всю сумму ГСМ списывают с баланса по кредиту субсчета 203 в корреспонденции с дебетом:

счетов 15, 20, 23, 28, 91, 92, 93, 94 в части стоимости ГСМ в пределах норм расхода топлива;

субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — в части суммы перерасхода ГСМ (превышения суммы фактического расхода над нормативным).

Налог на прибыль. Чуть раньше мы с вами выяснили, что топливные расходы попадают в налоговоприбыльный учет именно на этапе использования ГСМ, а точнее, в периоде, когда такие затраты будут учтены в составе бухрасходов (так как не всегда эти периоды совпадают).

Так, в зависимости от целей, на которые используют ГСМ, их стоимость попадет в состав бухгалтерских расходов, а значит, повлияет на финрезультат для целей налоговоприбыльного учета в периоде:

начисления амортизации объекта ОС — в части ГСМ, использованных для заправки автомобилей, занятых в строительстве (создании) объектов ОС. В момент использования такие ГСМ списывают корреспонденцией: Дт 15 — Кт 203;

реализации продукции (товаров, работ, услуг) — в части стоимости ГСМ, включенной в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), а также в первоначальную стоимость приобретенных товаров. Непосредственно в момент использования такие ГСМ списывают с баланса корреспонденцией: Дт 20, 23, 28, 91 — Кт 203;

списания израсходованных ГСМ — в части стоимости ГСМ для автомобилей, обеспечивающих прочие хозяйственные нужды: административные, сбытовые, прочие операционные. Списание ГСМ показывают корреспонденцией: Дт 92, 93, 94 — Кт 203.

Обязательно учтите! НКУ на сегодняшний день не содержит каких-либо специальных правил или ограничений в отношении учета сверхнормативных затрат ГСМ. Именно поэтому при определении финансового результата для целей расчета налога на прибыль учитывают как стоимость ГСМ в пределах Норм № 43, так и сверхнормативные затраты.

На это, кстати, обращали внимание и налоговики в письме ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 53, с. 5, № 54, с. 12. При этом предприятиям-высокодоходникам корректировать свой финансовый результат до налогообложения на сумму сверхнормативных ГСМ не нужно. Ведь НКУ таких корректировок не требует.

НДС. Как вы помните, налоговый кредит покупатель отразил еще по дате первого события (т. е. на дату оплаты или получения топлива). В периоде использования ГСМ для целей НДС-учета имеет значение объем нормативного и сверхнормативного расхода топлива.

По НДС, включенному в налоговый кредит исходя из стоимости топлива в пределах норм, никаких манипуляций производить не нужно. А вот сверхнормативный расход ГСМ для целей взимания НДС расценивается как использование на цели, не связанные с хозяйственной деятельностью. Как следствие, предприятию придется расстаться с налоговым кредитом, отраженным при покупке таких сверхнормативных ГСМ. Для этого предприятие на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ должно начислить «компенсационные» налоговые обязательства.

Кроме того, не упускайте из виду такой момент. Когда речь заходит об обязательном начислении «компенсационных» налоговых обязательств по НДС, предприятие обязано выписать налоговую накладную. При этом сделать это можно двумя способами.

Так, обязательства, начисленные согласно п. 198.5 НКУ, можно показать в сводной налоговой накладной, которую составляют не позднее последнего дня отчетного периода. Кроме того, можно составлять отдельную налоговую накладную на каждую такую операцию. Подробно особенности оформления налоговых накладных при начислении «компенсирующих» налоговых обязательств мы рассматривали в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 31.

Особенности учета моторного масла. Вопрос об учете приобретенного моторного масла всплывает гораздо реже. Ведь большинство автомобилей осуществляют заправку и замену масла на СТО. В связи с этим они просто отражают расходы на техобслуживание, не задумываясь об оприходовании и последующем учете масла. Таковых сразу отсылаем к подразделу 4.1 сегодняшнего спецвыпуска, посвященному техобслуживанию автомобиля (см. с. 58).

Однако тем, кто меняет масло самостоятельно, коротко расскажем об учете его использования.

После приобретения масло приходуют на баланс на уже знакомый вам субсчет 203. В периоде замены масла его стоимость списывают с баланса. Причем в зависимости от направления использования автомобиля такое списание отражают корреспонденцией Дт 15, 20, 23, 28, 91, 92, 93, 94 — Кт 203 (в части нормативного объема масла) и Дт 947 — Кт 203 (в части сверхнормативного расхода масла).

Нормы расхода масла установлены из расчета на 100 л (или 100 м3 для газа) нормативного расхода топлива (см. п. 1.10 Норм № 43). Поэтому вначале следует определить нормативный расход топлива, работавшего «в связке» с маслом, от периода залива до периода слива масла.

Нормативный расход масла рассчитывается по формуле:

Qмасла = Qнорм х Qтоп : 100,

где Qмасланормативный расход масла, л;

Qнорм норма расхода масла на 100 л (100 м3) израсходованного топлива;

Qтоп нормативный расход топлива исходя из фактического пробега автомобиля, л (м3).

После отработки слитые моторные масла еще можно реализовать. Они соответствуют критериям признания активом, поэтому их приходуют на баланс по чистой стоимости реализации (Дт 209 — Кт 719).

Продажа отработанных масел спецпредприятиям отражают как реализацию обычных запасов. Сумма, за которую они проданы (без НДС), попадает в состав доходов, а себестоимость, по которой они оприходованы, — в состав расходов, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Подробнее об учете масла см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 16, с. 37.

Примеры отражения в учете приобретения и использования ГСМ

Пример 3.1. Приобретение ГСМ по талонам. Предприятие заключило договор с АЗС на приобретение 500 л бензина марки А95 по цене 24,00 грн. за литр на общую сумму 12000 грн., в том числе:

— «розничный» акциз на горючее — 597,72 грн.*;

* Здесь и далее сумма акциза условная. О порядке расчета «розничного» акциза на топливо, а также об отражении суммы налога в бухгалтерском учете см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 18.

НДС 20 %1900,38 грн.;

сумма поставки без НДС и акциза — 9501,90 грн.

После получения 100 % предоплаты поставщик предоставил предприятию талоны на бензин (право собственности на топливо перешло покупателю) и одновременно принял ГСМ на ответственное хранение.

Для учета талонов на топливо предприятие использует субсчет 2032 «Талоны на топливо», а для учета топлива в баках автомобилей — субсчет 2033 «Топливо в автомобиле».

В течение месяца водителю для заправки были выданы талоны на 150 л бензина, что было отражено в ведомости учета талонов на бензин. Все талоны были использованы для заправки автомобиля ГСМ. Автомобиль использовали для сбыта продукции.

Фактический расход бензина за месяц составил 120 л, в то время как расход топлива по нормам должен был составить 115 л. То есть возник перерасход ГСМ в размере 5 л.

В бухгалтерском учете такие операции отражают следующими записями (см. табл. 3.3):

Таблица 3.3. Учет приобретения и использования ГСМ (по талонам)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Приобретение ГСМ

1

Перечислена поставщику предоплата за ГСМ

371

311

12000,00

2

Отражена сумма НДС (до получения зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644

1900,38

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1900,38

4

Отражено поступление талонов на бензин (12000,00 грн. - 1900,38 грн.)

2032

631

10099,62

5

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

1900,38

6

Отражен зачет задолженностей

631

371

12000,00

Использование талонов для заправки автомобиля

1

Отражена заправка автомобиля топливом

(150 л х 10099,62 грн. : 500 л)

2033

2032

3029,89

Использование ГСМ

1

Списана стоимость фактически использованного автомобилем бензина в пределах норм

(115 л х 10099,62 грн. : 500 л)

93

2033

2322,91*

* В периоде использования ГСМ их стоимость включается в состав бухгалтерских расходов на сбыт, а значит, уменьшает объект обложения налогом на прибыль.

2

Отражена сумма перерасхода бензина

(5 л х 10099,62 грн. : 500 л)

947

2033

101,00*

* Обратите внимание: НКУ не содержит ограничений относительно включения в налоговые расходы стоимость сверхнормативно использованного бензина. А значит, такие суммы также уменьшают объект обложения налогом на прибыль.

3

Начислены «компенсационные» налоговые обязательства по НДС (9501,90 грн. : 500 л х 5 л х 20 % : 100 %)

947

641/НДС

19,00

4

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость израсходованного бензина в пределах норм

791

93

2322,91

— стоимость перерасхода бензина с учетом НДС

791

947

120,00

— «розничный» акциз на горючее — 597,72 грн.;

НДС 20 %2067,05 грн.;

сумма поставки без НДС и акциза — 10335,23 грн.

Стоимость бензина без НДС, но с учетом акцизного налога составила:

10335,23 грн. + 597,72 грн. = 10932,95 грн.

Отпуск бензина водителям осуществляется с использованием смарт-карты. На получение топливной карты была оформлена заявка. Стоимость изготовления смарт-карты — 12,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 2,00 грн.), срок ее действия — 1 год. Автомобиль предназначен для административных целей.

По условиям договора право собственности на ГСМ переходит к покупателю после заправки автомобиля. Топливо, которое находится в баках автомобилей, предприятие учитывает на субсчете 2033 «Топливо в автомобиле».

В течение месяца водителю предприятия по топливной карте отпущено 200 л бензина. По данным путевых листов фактический расход бензина за месяц составил 165 л. Фактический расход топлива совпадает с нормативным.

В бухгалтерском учете перечисленные операции отражают так (см. табл. 3.4):

Таблица 3.4. Учет приобретения и использования ГСМ (по топливной карте)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Приобретение топливной карты

1

Перечислена поставщику ГСМ предоплата за топливную карту

371

311

12,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644

2,00

641/НДС

644/1

2,00

3

Оприходована топливная карта

22

631

10,00

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

2,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

12,00

6

Передана топливная карта водителю

92

22

10,00

7

Отнесены на финансовый результат расходы на приобретение топливной карты

791

92

10,00

Приобретение ГСМ

1

Перечислена поставщику предоплата за ГСМ

371

311

13000,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за ГСМ

644/1

644

2067,05

641/НДС

644/1

2067,05

3

Отражена заправка автомобиля бензином

(200 л х 10932,95 грн. : 500 л)

2033

631

4373,18

4

Списана отраженная ранее сумма налогового кредита по НДС (2067,05 грн. : 500 л х 200 л)

644

631

826,82

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

5200,00

Использование ГСМ

1

Списана стоимость фактически использованного автомобилем бензина (165 л х 10932,95 грн. : 500 л)

92

2033

3607,87*

* В периоде использования ГСМ их стоимость включается в состав бухгалтерских расходов, а значит, уменьшает объект обложения налогом на прибыль.

2

Отнесена на финансовый результат стоимость израсходованного бензина

791

92

3607,87

Пример 3.3. Приобретение моторного масла. Предприятие приобрело 20 л моторного масла общей стоимостью 3600,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 600,00 грн.). В автомобиль Hyundai Tucson административного назначения было залито 4 л масла. Пробег автомобиля на этом масле составил 6000 км. Норма расхода топлива составляет 8.8 л на 100 км пробега, а временная норма расхода масла — 0,9 л на 100 л нормативного расхода топлива. После отработки было слито 3,8 л моторного масла, которые предприятие сдало спецпредприятию по цене 0,96 грн./л (в том числе НДС 20 % — 0,16 грн.).

Норма расхода масла составляет: 0,9 х (8,8 : 100 х 6000) : 100 = 4,75 (л).

То есть фактический расход масла во время предыдущей заправки (4 л) был меньше, чем по норме.

Операции по приобретению, использованию и передаче на утилизацию масла в учете отражают так (см. табл. 3.5):

Таблица 3.5. Учет приобретения и использования моторного масла

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Оприходовано приобретенное моторное масло

203

631

3000,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

600,00

641/НДС

644/1

600,00

3

Залито 4 л масла в автомобиль (4 л х 3000 грн. : 20 л)

92

203

600,00

4

Слито с автомобиля 3,8 л отработанного масла (3,8 л х 0,8 грн./л)

209

719

3,04

5

Сдано отработанное масло на спецпредприятие (3,8 л х 0,96 грн./л)

361

712

3,65

6

Начислено налоговое обязательство по НДС

712

641/НДС

0, 61

7

Списана с баланса стоимость отработанного масла

943

209

3,04

8

Получена оплата от спецпредприятия

311

361

3,65

9

Сформирован финансовый результат

719

791

3,04

712

791

3,04

791

92

600,00

791

943

3,04

3.3. Документальное оформление работы автомобиля

Всем известно шуточное выражение: «Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек». Но, как это часто бывает, за шутливой формой кроется глубокий смысл. Любая операция для того, чтобы ее можно было провести в учете, должна быть соответствующим образом оформлена документально. И учет работы автомобиля здесь не исключение. А значит, очень важно знать: каким специальным документом можно подтвердить факт эксплуатации автомобиля и откуда взять информацию о его пробеге для целей списания ГСМ? Чем удостоверить объем выполненных работ по перевозке грузов и как оформить соответствующий первичный документ? Об этом сейчас и поговорим.

Путевой лист

Сразу скажем, что в настоящее время нормативно установленных форм путевых листов не существует. Однако вести учет израсходованного горючего, как и прежде, нужно. И для этого, на наш взгляд, как нельзя лучше подходят именно путевые листы. Что же делать?

Так как обязательной формы этого документа нет, роль путевого листа может выполнять документ, разработанный предприятием самостоятельно

Кстати, при разработке собственной формы путевого листа нам ничего не мешает принять за основу старые, утратившие силу, но уже привычные формы. При этом вы можете убрать из них лишние, на ваш взгляд, реквизиты и добавить свои, новые. Показательно, что разрешают так поступать и контролирующие органы (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13, письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

И еще один важный момент, связанный с применением путевого листа. Если вы все-таки решите использовать эту форму в работе, тогда перед выездом водителя в рейс в путевом листе следует проставлять отметку о предрейсовом медосмотре. Напомним: абзац третий п. 4.6 Положения № 65/80 предусматривает, что при наличии путевого листа медицинский работник делает в нем запись о результате контроля за состоянием здоровья водителя автотранспортного средства.

А значит, есть путевой лист — должны быть соответствующие отметки в нем. Нет путевого листа — для оформления результатов проведенного предрейсового медосмотра достаточно заполнить Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей ( приложение 3 к Положению № 65/80). Подробнее о порядке проведения медосмотров водителей см. на с. 101.

Товарно-транспортная накладная

Наряду с путевым листом, одним из важнейших «транспортных» документов является товарно-транспортная накладная (далее — ТТН). Несмотря на то, что этот документ касается не столько автомобиля, сколько перевозимого груза, скажем несколько слов и о нем. И самый первый вопрос:

Обязательно ли сейчас оформлять ТТН

Да, обязательно!

ТТН, как и прежде, остается основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом. Наличия ТТН требуют Правила № 363. Как обязательный документ она упоминается в п. 1 Перечня № 207. Кроме того, среди документов водителя хочет видеть ТТН и ст. 48 Закона № 2344.

Получается, что ТТН все еще остается в числе обязательных для заполнения документов. В то же время ТТН нужна, только когда груз перевозят с привлечением сторонних лиц (перевозчиков) на основании договора перевозки. А это значит, что выписывать ТТН или нет, нужно решать в каждом конкретном случае в зависимости от того, кто осуществляет транспортировку.

Так, если для перевозки груза вы привлекаете транспортную компанию (т. е. в случаях, когда автомобиль, на котором перевозится груз, и сам груз принадлежат разным лицам), то выписывать ТТН нужно обязательно. Скажем больше: по разъяснениям налоговиков, отсутствие ТТН чревато неприятностями в виде непризнания за заказчиком транспортных услуг транспортных расходов (см. категорию 102.21 БЗ). Однако, на наш взгляд, налоговики в данном случае совершенно необоснованно лишают налогоплательщиков права на расходы. На самом деле учесть транспортные затраты в составе бухгалтерских и налоговых расходов позволит любой первичный документ, например акт предоставленных транспортных услуг.

А вот если вы решите использовать для доставки грузов собственный автотранспорт, то ТТН, строго говоря, не обязательна. Вместо ТТН, водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз. Подтверждает это и п. 2 Перечня № 207.

Но, как говорится, не все так однозначно. При проверках фискалы нередко исходят из того, что ТТН подтверждает не только факт и стоимость предоставленных транспортных услуг, но и сам факт поставки в целом. Поэтому те налогоплательщики, которые не желают вступать в дебаты с налоговиками, предпочитают подстраховаться и оформляют ТТН даже при «самотранспортировке».

А теперь что касается формы ТТН. Здесь всех заказчиков транспортных услуг (грузоотправителей) ждут приятные новости.

С 18.03.2016 г. вступил в силу приказ № 26, которым

Мининфраструктуры разрешило субъектам хозяйствования наряду с типовой формой № 1-ТН ( приложение 7 к Правилам № 363) применять ТТН произвольной формы

Главное условие применения «произвольной» ТТН — она должна содержать набор обязательных реквизитов, которые перечислены в абзаце втором п. 11.1 Правил № 363. Обязательной для ТТН является такая информация:

— наименование документа («Товарно-транспортная накладная»);

— дата и место его составления;

— наименование (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

— наименование и количество груза;

— основные характеристики и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

— марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа;

— пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса;

— должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Получается, что сегодня, вы уже не «привязаны» к типовой форме № 1-ТН, которая приведена в Правилах № 363. Любое предприятие вполне может взяв ее за основу, разработать свою персональную ТТН исходя из собственной специфики деятельности. Так, вы можете отказаться от лишних в вашем случае реквизитов, например, «Транспортные услуги, которые предоставляются автомобильным перевозчиком», «Переадресация груза» или «Погрузочно-разгрузочные работы». В то же время никто не запрещает приводить в ТТН дополнительные сведения о грузе или его стоимости.

Так что, выбирайте сами: применять ли вам форму № 1-ТН или произвольную форму ТТН. Но если вы выбираете второй вариант, то помните:

самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию

В остальном же правила заполнения ТТН не поменялись. Как и прежде, ее выписывает заказчик транспортных услуг (как правило, это грузоотправитель) в количестве не менее 4 экземпляров. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр достается грузополучателю. Ну, а третий и четвертый — получает перевозчик ( пп. 11.411.6 Правил № 363).

Заполнять ТТН (и типовой, и произвольной формы) разрешено как печатным способом, так и вручную. Более того, не запрещено применение комбинированного способа, когда часть реквизитов отпечатано на принтере, а часть заполнены от руки (см. письмо Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 5).

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Упрощение формы ТТН не касается тех субъектов хозяйствования, которые перевозку грузов оформляют спецТТН. Так, по установленным формам с обязательным соблюдением всех правил их составления ТТН оформляют грузоотправители (заказчики транспортных услуг):

— спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих примесей и алкогольных напитков (формы № 1-ТН /спирт/, № 1-ТН /вкд/, № 1-ТН /алкогольні напої/ соответственно, утвержденные приказом Минтранссвязи от 28.04.2005 г. № 154);

— нефти и нефтепродуктов (форма № 1-ТТН (нафтопродукт), утвержденная совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155);

— хлебобулочных изделий (форма № 1-ТТН (хліб), утвержденная приказом Минагрополитики от 06.06.2001 г. № 153);

— молочного сырья (форма № 1-ТН (МС), утвержденная приказом Минагрополитики от 01.12.2015 г. № 457);

— древесины (форма ТТН-ліс, утвержденная приказом Мининфраструктуры и Минагрополитики от 29.11.2013 г. № 961/707).

3.4. Транспортный налог

С 1 января 2015 года в составе налога на имущество появился транспортный налог ( ст. 267 НКУ). В текущем году порядок его уплаты претерпел некоторые изменения. В этом подразделе поговорим о том, кто же на сегодняшний день обязан его уплачивать и в каких случаях.

Плательщики налога

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, относительно которых выполняются два условия ( п.п. 267.1.1 НКУ):

— они имеют в собственности легковой автомобиль;

— такой автомобиль зарегистрирован в Украине согласно действующему законодательству.

Но не волнуйтесь! Предприятию не придется уплачивать этот налог за старенький «Запорожец». Ведь не все «легковушки» включаются в объект налогообложения. Давайте посмотрим, за какие же автомобили придется раскошелиться.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является легковой автомобиль, который соответствует двум критериям ( п.п. 267.2.1 НКУ):

1) с года его выпуска прошло не более 5 лет (включительно);

2) среднерыночная стоимость автомобиля выше 750 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года (в 2016 году — 1033500,00 грн.).

Год выпуска определен датой изготовления транспортного средства (день, месяц, год). Если календарную дату изготовления автомобиля установить невозможно, ее определяют как 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах ( п.п. 14.1.220 НКУ). Таким образом, в 2016 году объектом обложения могут стать автомобили, которые были выпущены не ранее 2011 года.

Методика определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога утверждена постановлением КМУ от 18.02.2016 г. № 66. Но налогоплательщику не нужно самостоятельно производить какие-либо расчеты для своего автомобиля. Такой расчет осуществляет Минэкономразвития и размещает информацию на своем официальном сайте (см. www.me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice?lang=uk-UA). Чтобы получить сведения о среднерыночной стоимости вашего автомобиля, следует выбрать в соответствующей ячейке размещенного на этом сайте калькулятора тип транспортного средства, его марку, модель, год выпуска и пробег.

Если ваше предприятие — счастливый собственник легкового автомобиля, который попал в объект обложения транспортным налогом, то следующая информация для вас.

Порядок исчисления и уплаты налога

Ставка транспортного налога установлена в фиксированном размере и составляет 25000,00 грн. в год за каждый легковой автомобиль, который является объектом налогообложения ( п. 267.4 НКУ).

Например, при наличии у предприятия трех таких автомобилей годовая сумма транспортного налога составит 75000,00 грн. (25000,00 грн. х 3).

Плательщик налога — юридическое лицо рассчитывает сумму налога самостоятельно по состоянию на 1 января отчетного года

У вашего автомобиля в этом году 5-летний юбилей? Помните: транспортный налог уплачивается до начала месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль достиг 5-летнего возраста ( п.п. 267.6.7 НКУ).

Пример 3.4. Предприятие является собственником легкового автомобиля, среднерыночная стоимость которого составляет 1630000,00 грн. Месяц выпуска автомобиля — февраль 2011 года.

В этом случае предприятие обязано было начислить транспортный налог за 2 месяца — январь и февраль 2016 года. Сумма транспортного налога за 2016 год по этому автомобилю составит:

25000,00 грн. : 12 мес. х 2 мес. = 4166,67 грн.

Понятно, что в течение года предприятие может приобрести новое транспортное средство или продать имеющееся. Как тогда определять сумму налога?

В случае перехода права собственности на автомобиль от одного собственника к другому, в течение отчетного года налог исчисляется ( п.п. 267.6.5 НКУ):

— предыдущим собственником — за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный автомобиль;

— новым собственником — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на этот автомобиль.

За объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства ( п.п. 267.6.6 НКУ).

Еще одна вполне жизненная ситуация — автомобиль угнали. Порядок действий в этом случае законодатель предусмотрел в п.п. 267.6.8 НКУ. Так, уплата транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имело место незаконное завладение вашим транспортом. При этом такой факт обязательно должен быть подтвержден соответствующим документом о внесении сведений о совершении уголовного правонарушения в Единый реестр досудебных расследований, выданным уполномоченным государственным органом.

Случилось чудо и угнанный автомобиль вам вернули? Возвращается и обязанность по уплате транспортного налога. Делать это следует с месяца, в котором автомобиль был возвращен в соответствии с постановлением следователя, прокурора или решением суда. При этом плательщик обязан предоставить контролирующему органу копию такого постановления (решения) в течение 10 дней с момента получения.

К сожалению, законодатель не прописал порядок уплаты транспортного налога, если в течение года автомобиль был списан с баланса в связи с ликвидацией (например, после ДТП). На наш взгляд, в этом случае предприятие также имеет право пересчитать (уменьшить) сумму налога, ведь объект налогообложения перестал существовать. Логично будет прекратить уплату транспортного налога с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с регистрации. То есть действуем так же, как в случае с достижением автомобилем 5-летнего возраста. Осторожным налогоплательщикам порекомендуем получить письменную налоговую консультацию по этому вопросу.

А теперь о порядке перечисления налога в бюджет.

Годовая сумма налога, указанная в декларации, уплачивается авансовыми взносами ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Причем учтите: если срок уплаты попадает на выходной или праздничный день, налог следует перечислить накануне.

Таким образом, последний день срока уплаты транспортного налога за 2016 год:

— за I квартал — 29.04.2016 г.;

— за II квартал — 29.07.2016 г.;

— за III квартал — 28.10.2016 г.;

— за IV квартал — 27.01.2017 г.

Уплата транспортного налога осуществляется по месту регистрации автомобиля с кодом классификации доходов бюджета 18011100 «Транспортный налог с юридических лиц» и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса Украины ( п.п. 267.7.1 НКУ).

Декларирование

Отчетный период по транспортному налогу равен календарному году.

Юридические лица декларируют свои обязательства до 20 февраля отчетного года.

При этом годовую сумму налога приводят с разбивкой поквартально.

Декларацию подают в контролирующий орган по месту регистрации объекта налогообложения ( п.п. 267.6.4 НКУ).

В настоящее время при декларировании используют форму, утвержденную приказом № 415. Хотя заметим: она не вполне соответствует требованиям ст. 267 НКУ. В частности, в ней отсутствует колонка для отражения среднерыночной стоимости автомобиля. По нашему мнению, до изменения формы отчетности этот показатель имеет смысл указывать в колонке 6 «Об’єм циліндрів двигуна, см3», которая теперь остается незадействованной.

Как мы упоминали, налог рассчитывают исходя из количества легковых автомобилей, подпадающих под объект налогообложения, по состоянию на 1 января отчетного года. Однако в течение года могут происходить изменения: пополнение или уменьшение парка облагаемых автомобилей. В этом случае налоговые обязательства следует уточнить.

Согласно абзацу второму п.п. 267.6.4 НКУ в отношении объектов налогообложения, приобретенных в течение года,

предприятие подает декларацию по транспортному налогу в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект

Особенности подачи декларации при переходе права собственности на объект обложения транспортным налогом контролеры прописали в консультации, размещенной в категории 111.05 БЗ.

Так, если субъект хозяйствования впервые подает декларацию по вновь приобретенному объекту налогообложения, то в поле «Тип декларації» он ставит отметку в ячейке «Звітна».

Если плательщик налога на текущий год уже подавал отчетную налоговую декларацию, то до окончания предельного срока ее предоставления подают декларацию с типом «Звітна нова». Если же этот срок истек, предоставляют уточняющую декларацию. Как указывают фискалы, в такой декларации следует учесть показатели последней поданной декларации, которая уточняется. Таким образом, в ней отражают налоговые обязательства в целом за год (как по новым объектам налогообложения, так и по тем, что были в собственности предприятия на 1 января отчетного года).

Проиллюстрируем порядок заполнения декларации на примере.

Пример 3.5. ООО «Красавчик» в июле 2016 года приобрело легковой автомобиль BMW 6 Series 650i. Год выпуска автомобиля — 2015. Среднерыночная стоимость — 1506197,00 грн. Предприятие впервые подает декларацию по транспортному налогу в текущем году.

Приведем фрагмент налоговой декларации по транспортному налогу, заполненной на основании данных примера на с. 52.

Ранее мы уже упоминали, что налоговые обязательства могут измениться в течение года и в сторону уменьшения. Например, в случае угона автомобиля для уменьшения транспортного налога необходимо подать уточняющую декларацию в течение 30 календарных дней со дня внесения такой информации в Единый реестр досудебных расследований ( п.п. 267.6.9 НКУ).

Автомобиль найден и возвращен? Снова корректируем налоговые обязательства. При этом срок предоставления уточняющей декларации составляет 30 календарных дней со дня составления соответствующего постановления следователя, прокурора или вынесения решения суда.

Обратите внимание: НКУ не содержит четких сроков предоставления уточняющих деклараций в ситуациях, когда предприятие продает или ликвидирует объект налогообложения. Однако подать такую декларацию как можно раньше заинтересован сам налогоплательщик.

При составлении деклараций важно правильно заполнить колонку 7 «Кількість місяців володіння транспортним засобом». Ведь ее показатель напрямую влияет на сумму налога.

Здесь следует указать количество месяцев в отчетном году, в течение которых у предприятия возникает обязательство по уплате транспортного налога

То есть в общем случае (когда автомобиль весь год находится в собственности юрлица и подлежит налогообложению) здесь указывают цифру 12. Если, например, предприятие приобрело автомобиль в июле 2016 года, то в колонке 7 будет указана цифра 6 (с июля по декабрь 2016 года). Разъяснение фискалов по этому поводу находим в категории 111.05 БЗ.

И еще один интересный момент. Транспортный налог в составе налога на имущество относится к местным налогам ( пп. 10.1 и 265.1 НКУ) и перечисляется в местный бюджет. Как вы уже знаете, декларация по транспортному налогу предоставляется в налоговый орган по месту регистрации объекта налогообложения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли подавать уточняющие декларации в случае перерегистрации автомобиля в другой административный район, в результате чего предусматривается взятие на учет плательщика транспортного налога в другом налоговом органе?

Как указали фискалы в консультации, приведенной в категории 111.05 БЗ, в этом случае по новому месту учета плательщик подает декларацию с типом «Звітна», а по предыдущему месту учета — с типом «Звітна нова» (до 20 февраля отчетного года) или «Уточнююча» (после 20 февраля отчетного года).

На этом закончим с транспортным налогом. Полагаем, теперь невыясненных вопросов по нему у вас не осталось.

3.5 Автомобиль на консервации

Случается так, что необходимость в автомобиле на предприятии временно отпадает. В таком случае транспортное средство можно продать, а можно отправить на консервацию, так сказать, до лучших времен. Что же такое консервация автомобиля, когда ее проводят, как оформляют и, главное, как учитывают расходы на консервацию в налоговом и бухгалтерском учете? Обо всем этом расскажем дальше.

Оформляем консервацию автомобиля

Под консервацией ОС понимают комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более 3 лет) хранение ОС предприятий в случае прекращения производственной и иной хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования ( п. 2 Положения № 1183). При этом ОС могут быть законсервированы, если по технико-экономическому обоснованию дальнейшее использование их в производстве признано временно нецелесообразным.

Из этого определения мы можем сделать два важных вывода:

1) консервация автотранспортных средств осуществляется на срок не более 3 лет;

2) консервация автомобилей происходит не в связи с их неисправностью, а в связи с отсутствием необходимости в них.

Порядок проведения консервации ОС подробно описывает Положение № 1183. Алгоритм действий предприятия, принявшего решение законсервировать свой автомобиль, представим в виде схемы (см. с. 54).

Как видите, основными первичными документами, удостоверяющими консервацию автомобиля, будут:

— приказ руководителя предприятия о консервации автомобиля со ссылкой на ТЭО;

— Акт о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации;

— Акт о приеме автомобиля на консервацию.

Бухучет автомобиля на консервации

Балансовая стоимость автомобиля. Прежде всего, нужно отметить, что

на период консервации автомобиль не выводят из состава ОС и его стоимость по-прежнему учитывается на субсчете 105 «Транспортные средства»

В то же время предприятию следует обеспечить обособленный учет автомобилей, находящихся на консервации, и показать, что они не принимают участия в производственно-хозяйственном процессе. Для этого целесообразно ввести отдельные аналитические субсчета к субсчетам 105 и 131. Такой обособленный учет имеет практическую пользу. Он позволит легко получить информацию об остаточной стоимости временно неиспользуемых автомобилей, в том числе по причине консервации. Напомним, что такая информация обязательно приводится в примечаниях к финансовой отчетности ( п.п. 37.5 П(С)БУ 7).

Амортизация. На период консервации автомобиля амортизацию его стоимости не начисляют ( п. 23 П(С)БУ 7). Прекращают начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль перевели на консервацию. Соответственно возобновляют амортизацию после расконсервации аналогичным образом — начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию ( п. 29 П(С)БУ 7).

Единственное исключение — амортизация автомобиля начисляется с использованием производственного метода. В этом случае начисление амортизации прекращают непосредственно с даты, следующей за датой вывода автомобиля из эксплуатации (перевода на консервацию). Соответственно, возобновляют амортизацию также непосредственно с даты, следующей за датой, на которую автомобиль стал пригодным для полезного использования, т. е. расконсервирован ( п. 29 П(С)БУ 7).

Расходы на консервацию. Такие расходы нужно рассматривать как расходы, поддерживающие автомобиль в рабочем состоянии, обеспечивающие его сохранность и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования ( п. 15 П(С)БУ 7). Поэтому

затраты на консервацию включают в состав расходов отчетного периода и учитывают на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности»

Аналогичный подход к бухучету «консервационных» расходов рекомендует Минфин в письме от 24.04.2009 г. № 31-34000-20-10/11663.

Расходы на ремонт автомобиля на консервации. Часто бывает так, что предприятия используют период консервации автомобиля для его ремонта. Нужно сказать, что бухучет ремонтных расходов в период консервации автомобиля ничем не отличается от бухучета обычного ремонта* ( пп. 14 и 15 П(С)БУ 7):

* О налоговом и бухгалтерском учете расходов на техобслуживание и ремонт автомобиля читайте на с. 58.

— расходы на ремонт законсервированного авто, который не приводит к увеличению будущих экономических выгод от его использования, относим в состав прочих текущих расходов (Дт 977);

— на сумму улучшений автомобиля увеличиваем его балансовую стоимость. Соответственно, после расконсервации амортизировать будем уже новую, увеличенную балансовую стоимость. Причем, если улучшение значительное, то при расконсервации целесообразно пересмотреть также срок полезного использования автомобиля.

Налог на прибыль

Как мы уже упоминали не раз, налог на прибыль сейчас определяют на основании данных бухучета. При этом высокодоходные предприятия и малодоходники-добровольцы бухучетный финрезультат корректируют на предусмотренные НКУ налоговые разницы ( п.п. 134.1.1 НКУ). Давайте посмотрим, как расходы на консервацию автомобиля будут учтены в налоговом учете предприятий в зависимости от их доходности.

Предприятия с годовым доходом не более 20 млн грн. (без НДС и других непрямых налогов), которые не корректируют бухгалтерский финрезультат на добровольных началах, при уплате налога на прибыль ориентируются исключительно на бухучет. То есть они не ведут отдельно налоговый учет своих расходов.

Предприятия с годовым доходом свыше 20 млн грн. и малодоходники-добровольцы должны учитывать налоговые разницы, установленные разд. ІІІ НКУ, среди которых и так называемая амортизационная разница. Вот о ней и поговорим подробнее*.

* По некапитализируемым расходам на консервацию налоговые разницы не возникают, а значит, отдельный налоговый учет таких затрат не ведут. Их учитывают по бухгалтерским правилам.

«Налоговая» амортизация в периоде консервации автомобиля. Для начала напомним, что суть корректировки на амортизационную разницу состоит в следующем:

— финрезультат до налогообложения увеличивают на сумму амортизации, начисленной по правилам бухучета ( п. 138.1 НКУ);

— финрезультат уменьшают на сумму амортизации, рассчитанной по налоговым правилам (п. 138.2 НКУ).

Получается, что в объект налогообложения высокодоходника и малодоходника-добровольца попадает только амортизация, определенная по правилам НКУ.

То есть для налоговоприбыльного учета тот факт, что в бухучете амортизация стоимости законсервированных ОС не начисляется, особого значения не имеет. Ведь после корректировки на разницы бухамортизация на финансовый результат влияния не оказывает. Важно другое: начислять ли «налоговую» амортизацию стоимости таких объектов?

Сразу скажем, что НКУ никаких ограничений на этот счет не устанавливает. Более того, согласно п.п. 138.3.2 НКУ в налоговом учете не амортизируют стоимость только непроизводственных ОС. Полагаем, что считать законсервированный объект непроизводственным нельзя. Причина в том, что непроизводственным является только тот объект, который не предназначен для использования в хозяйственной деятельности. А временное приостановление его эксплуатации при неизменном «хозяйственном» назначении на статус «производственности» никак не влияет. Поэтому причин для неначисления амортизации по таким ОС в налоговом учете мы не видим.

Беда в том, что налоговики традиционно считают иначе. Так, совсем недавно в письме ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5389/6/99-99-19-02-02-15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 33, с. 6) налоговики пришли к выводу, что ОС, которые находятся на консервации, в налоговом учете не амортизируются, поскольку подпадают под определение «непроизводственные основные средства». Причем в пользу того факта, что этот вывод — не временное заблуждение, а последовательная позиция контролеров, говорят аналогичные заключения еще в нескольких письмах (см., например, письма ГФСУ от 05.11.2015 г. № 23598/6/99-99-19-02-02-15 и от 02.06.2015 г. № 11385/6/99-99-19-02-02-15).

С учетом этого тем предприятиям, которые не хотят вступать в споры с налоговиками, советуем воздержаться от начисления амортизации по законсервированным автомобилям не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Остальным свое право на амортизацию придется доказывать в суде.

Капитальные расходы на ремонт законсервированного автомобиля. Проблема учета расходов на капитальный ремонт законсервированного автомобиля — прямое следствие проблемы, описанной нами выше. Тот факт, что налоговики признают законсервированные ОС непроизводственными объектами, ставит под угрозу расходы на их капремонт. Существует опасность, что контролеры не признают хозяйственную направленность таких затрат и, как следствие, введут запрет на их амортизацию на основании упомянутого п.п. 138.3.2 НКУ.

Здесь, как и в случае с амортизацией, работают одни и те же аргументы. Даже если автомобиль временно выведен из активной эксплуатации, это не отменяет общей хозяйственной направленности такого объекта, а также расходов на его улучшение. Поэтому указанные расходы в обязательном порядке должны быть учтены в уменьшение объекта налогообложения (конечно же, не прямо, а посредством амортизации). Единственное, чтобы избежать споров с налоговиками, рекомендуем увеличивать «налоговую» стоимость автомобиля для целей начисления амортизации только после его расконсервации и ввода в эксплуатацию.

НДС

Здесь никаких существенных особенностей. Законсервированный автомобиль использовался и дальше будет использоваться в хозяйственной деятельности. Следовательно, нет оснований применять п.п. «г» п. 198.5 НКУ и начислять «компенсационные» налоговые обязательства исходя из остаточной стоимости законсервированного транспортного средства.

Что касается сумм «входящего» НДС по операциям, связанным с обеспечением процесса консервации, то они, на наш взгляд, включаются в состав налогового кредита плательщика налога по общим правилам. Понятно, при условии, что налоговые накладные по поставкам в рамках этих операций зарегистрированы в ЕРНН.

А теперь приведем пример.

Пример 3.6. В результате падения объемов заказов руководство предприятия приняло решение о консервации автомобиля, используемого для сбыта продукции, сроком на год.

Первоначальная стоимость автомобиля — 750000 грн. Сумма износа, начисленного на дату перевода автомобиля на консервацию, — 350000 грн. Текущие расходы на консервацию составили:

— 2000 грн. — в части стоимости собственных материалов;

— 4880 грн. — в части оплаты труда рабочих, задействованных в консервации (с учетом ЕСВ).

Текущие расходы на содержание автомобиля на консервации составляют 1350 грн. в месяц.

Расходы на расконсервацию автомобиля — 3200 грн. (в том числе НДС 20 % — 300 грн.).

В бухгалтерском учете указанные операции показывают так (см. табл. 3.6):

Таблица 3.6. Бухгалтерский учет автомобиля на консервации

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражена стоимость материальных затрат на консервацию автомобиля

977

20

2000,00

2

Отражены расходы на оплату труда работников, занятых консервацией автомобиля

977

651, 661

4880,00

3

Автомобиль принят на консервацию (составлен и утвержден соответствующий Акт)

1052

1051

750000,00

1311

1312

350000,00

4

Отражены расходы на содержание объекта ОС на консервации (ежемесячно)

977

20, 22, 631

661, 651

1350,00

5

Отражены расходы на расконсервацию автомобиля

977

20, 22, 631

661, 651

2900,00

6

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости выполненных работ

644/1

631

300,00

641/НДС

644/1

300,00

7

Расконсервирован автомобиль

1051

1052

750000,00

1312

1311

350000,00

выводы

  • Стоимость топлива и оплаченных талонов на ГСМ учитывают на субсчете 203.
  • Документально подтвержденные сверхнормативные расходы на ГСМ в полной сумме учитывают в составе бухрасходов и тем самым уменьшают объект обложения налогом на прибыль.
  • Плательщиками транспортного налога являются владельцы легковых автомобилей не старше 5 лет (включительно), если среднерыночная стоимость автомобиля более 750 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года.
  • Для учета количества израсходованных ГСМ предприятие может использовать самостоятельно разработанные формы путевых листов.
  • В бухгалтерском учете амортизацию переведенного на консервацию автомобиля не начисляют.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
автомобиль, эксплуатация добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье