Темы статей
Выбрать темы

Оплата за счет бюджетных средств и НДС

Людмила Солошенко, налоговый эксперт
Предмет нашего сегодняшнего разговора — ситуация, когда оплата за товары/услуги приходит бюджетными деньгами. В таком случае появляются свои НДС-изюминки. О них сейчас и поговорим.

Начнем с первоисточника. Приведем ключевой п. 187.7 НКУ, на котором все основывается:

«Датой возникновения налоговых обязательств в случае поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом»

Таким образом, для поставок с оплатой за счет бюджетных средств установлены «свои» правила начисления налоговых обязательств (НО). То есть правило «первого события» тут не работает, а НО начисляют «по оплате» (по поступлению плательщику денежных средств).

Правда, есть исключение из этого правила — долгосрочные контракты (если за них рассчитываются бюджетными деньгами). В таком случае «бюджетная» оплата отходит на задний план, а налоговики призывают отдавать приоритет и руководствоваться специальными «долгосрочными» правилами пп. 187.9, 198.2 НКУ. То есть отражать НДС-последствия по факту передачи-получения работ. Поэтому даже если оплата осуществляется за счет бюджетных средств (включая случай, когда контракт заключен между двумя бюджетными организациями: «бюджетники» — и заказчик, и исполнитель), то «долгосрочный» исполнитель начисляет НО на дату фактической передачи работ. Ну а заказчик отражает налоговый кредит (НК) на дату их фактического получения (см. подкатегорию 101.05 БЗ). Так что в «долгосрочном» случае «бюджетная» оплата в НДС-учете «погоды» не делает.

В связи с этим напомним, что долгосрочным договором (контрактом) считают любой договор на изготовление товаров, выполнение работ, оказание услуг с долговременным (более одного года) технологическим циклом производства, если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, не предусмотрена их поэтапная сдача ( абзац второй п. 187.9 НКУ).

Кстати, при выполнении подрядных строительных работ плательщик вообще вправе выбрать кассовый метод учета НДС ( последний абзац п. 187.1 НКУ).

Ну а теперь детали.

НН составляем «по оплате»

Оплату за услуги получаем бюджетными средствами. Если налоговую накладную (НН) составляем «по оплате», то декларация по прибыли не отвечает декларации по НДС (доход возник, а НО возникнут только «по деньгам»). За это любят цепляться налоговики и направлять запросы. Как быть?

Не волнуйтесь, в возникшей ситуации нет ничего опасного. Действительно, ввиду п. 187.7 НКУ на поставки с оплатой за счет бюджетных средств НН составляют «по оплате». Отсюда нестыковка показателей декларации по налогу на прибыль с декларацией по НДС.

Ну а запросы от налоговиков на этот счет — обычная традиция. Ведь правом «запросить» наделены контролеры благодаря п. 73.3 НКУ. Там сказано: для сбора налоговой информации налоговики могут направлять плательщикам письменные запросы. И, в частности, контролеры могут прислать плательщику письменный запрос, если сочтут, что выявлена недостоверность данных в поданных налоговых декларациях ( п.п. 3 п. 73.3 НКУ).

Тогда учтите, что запрос налоговиков должен быть письменным (!), а также надлежащим образом оформленным. То есть подписан руководителем или заместителем руководителя налогового органа, скреплен печатью и содержать основания для направления запроса, конкретные факты нарушения плательщиком норм законодательства или сведения, являющиеся источником информации об этих нарушениях.

А вот если запрос налоговиков составлен с нарушением, плательщик вообще может на него не отвечать (освобождается от такой обязанности согласно п. 73.3 НКУ). Хотя, думаем, и в этом случае все же лучше отписаться, что запрос, мол, составлен с нарушением.

Ведь если плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного запроса не ответит на него, ему может грозить документальная внеплановая проверка ( п.п. 78.1.4 НКУ)*. Зачем все эти сложности? Проще в 10-дневный срок ответить на запрос, и если он составлен верно, достаточно пояснить причину расхождений. В ответе, например, можно указать, что:

* Впрочем, внеплановая проверка не грозит «малодоходным» (т. е. с доходом за предыдущий календарный год до 20 млн грн.) субъектам хозяйствования, для которых в 2015-2016 гг. введен мораторий на проверки ( п. 3 разд. II Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII). Подробнее о моратории см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 51, с. 21.

показатели деклараций по налогу на прибыль и по НДС несопоставимы в силу разной методологии учета

Доход (в стр. 01 декларации по налогу на прибыль) определяют по бухучетным правилам (т. е. по методу начисления, независимо от уплаты средств, пп. 6, 8 П(С)БУ 15 «Доход»). Тогда как НО при поставках с оплатой за счет бюджетных средств начисляют по особым правилам п. 187.7 НКУ — «по оплате». Отсюда показатели дохода в декларации по налогу на прибыль не корректно сопоставлять (!) с объемами поставок в декларации по НДС. И в этом нет ничего «военного».

Подробнее о запросах налоговиков и о том, как действовать в подобных случаях, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 43, с. 28 и 2015, № 50, с. 19.

Пункт 187.7 НКУ: не путать с кассовым методом

Оплату по договору получим бюджетными деньгами. Как нам формировать НК по «входному» НДС при выполнении такого договора: по общему правилу «первого события» или также «по деньгам»?

Сразу отметим, что при поставках за счет бюджетных средств «входной» НК поставщик формирует по общим правилам, т. е. по «первому событию». Почему?

Вcе дело в том, что при поставках с оплатой за счет бюджетных средств особая («денежная») дата установлена п. 187.7 НКУ только (!) для начисления НО. Поэтому «входной» НК по таким поставкам поставщики формируют в общем порядке — согласно п. 198.2 НКУ по правилу «первого события» (о чем говорилось и в письме Миндоходов от 29.07.2013 г. № 13292/7/99-99-19-04-02-17).

В общем, установленный для поставок товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств порядок возникновения НО («по деньгам») не путайте (!) с кассовым методом ( п.п. 14.1.266 НКУ). Последний, напомним, представляет собой отдельный метод (!) налогового учета (альтернативный методу «первого события»), при котором у поставщика «по деньгам» возникают и НО, и НК. Подробнее о кассовом методе см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 31, с. 25.

Все сказанное выше касалось поставщика (которому приходит «бюджетная» оплата). Итак,

НО у поставщика возникают «по деньгам», а «входной» НК — «по первому событию»

Ну и для полноты картины затронем покупателя, оплачивающего покупку бюджетными деньгами. Само собой, он сможет отразить НК только на основании зарегистрированной продавцом НН. А раз у продавца НН «привязана» к оплате, то покупатель сможет отразить НК только после оплаты и при наличии зарегистрированной продавцом НН либо отразить НК попозже в следующих периодах в течение 365 дней с даты составления НН ( п. 198.6 НКУ).

Ставить ли «кассовую» отметку в декларации?

Работаем с бюджетниками, поэтому есть поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств (НО начисляем «по деньгам» согласно п. 187.7 НКУ). Проставлять ли нам отметку о применении кассового метода учета в заключительной части декларации по НДС?

Нет, проставлять такую отметку в заключительной части декларации вам не нужно. Ведь «по деньгам» согласно п. 187.7 НКУ вы только (!) начисляете НО (тогда как НК «по деньгам» не формируете, а отражаете его «по первому событию»). А это не имеет никакого отношения к кассовому методу (когда и НО, и НК возникают «по деньгам», п.п. 14.1.266 НКУ), о чем уже говорилось выше (см. ответ на предыдущий вопрос).

В общем, такую «кассовую» отметку в заключительной части декларации проставляют именно (!) «кассовики» — лица, работающие по кассовому методу. То есть плательщики, применяющие кассовый метод согласно п. 187.10, последнему абзацу п. 187.1, п. 44 подразд. 2 НКУ. А вы — «некассовики» — отметку там не ставите. Аналогичное разъяснение встречаем и в подкатегории 101.20 БЗ. Там говорится, что поле «Відмітка про застосування касового методу податкового обліку» декларации по НДС:

заполняется плательщиками только при применении кассового метода налогового учета ( п.п. 14.1.266 НКУ) и

не заполняется плательщиками, которые осуществляют поставку товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств ( п. 187.7 НКУ).

Как подтвердить оплату за счет бюджетных средств?

Не всегда в договорах присутствует фраза о том, что оплата будет осуществляться за счет бюджетных средств. А иногда такая фраза есть, но с оговоркой, что оплата поступит при наличии финансирования. Не опасно ли это? Как потом проверить, что оплата поступила с казначейского счета?

Конечно, самый спокойный вариант — упомянуть по тексту договора об оплате за счет бюджетных средств. Это позволит избежать любых вопросов проверяющих. Ну, скажем, почему не начислили НО «по первому событию» — отгрузке, а решили ждать оплату.

Во всяком случае, раньше на этот счет контролеры сами разъясняли так: подтверждением того, что товары/услуги оплачиваются за счет бюджетных средств, является наличие в договоре условия об оплате за поставленные товары/услуги с соответствующего счета Госказначейства (письмо Миндоходов от 29.07.2013 г. № 13292/7/99-99-19-04-02-17; консультация в подкатегории 101.14 БЗ со сроком действия до 01.01.2015 г.).

Впрочем, если такой оговорки по тексту нет, то, думаем, и тогда еще не все потеряно. Как вариант на выручку может прийти заключительная часть договора. Ведь там обычно приводят юридические адреса и реквизиты сторон, включая реквизиты счетов (!). В общем, она также может послужить доказательством «бюджетной» оплаты и подтверждением казначейского счета контрагента.

Хуже, когда ни оговорки, ни реквизитов счетов в договоре нет. Тогда советуем устранить этот недочет, оформив допсоглашение к договору.

Ну а на будущее учтите, что

лучше лишний раз поосторожничать и изначально запустить фразу «о бюджетной оплате» в договор

А заодно проконтролировать его на предмет наличия реквизитов счетов в финальной части. Зачем вам лишние вопросы проверяющих? И так как прежде всего вы — заинтересованное лицо, не бойтесь взять инициативу в свои руки. Думаем, что покупатель к ситуации отнесется с пониманием. Тем более, что при оплате бюджетными деньгами у него также зеркально «по оплате» возникает право на НК (если он, разумеется, плательщик НДС и ему нужен этот НК).

А вот условия о том, что бюджетная оплата поступит, но при наличии финансирования, бояться не нужно. Это стандартная оговорка для бюджетников, у которых все «завязано» на финансировании и которые только по получению финансов смогут совершить оплату продавцу. Тогда-то «по деньгам», как полагается, и начислим НО по НДС. Одним словом, не переживайте, если НО в ожидании финансирования «откладываются». Ведь ничего в этом случае не нарушено. Хотя, признаемся, что финансирования порой можно прождать несколько месяцев, а то и до конца года (так как обычно его выделяют на текущий год и до конца года стараются погасить задолженности, п.п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 3 БКУ). А если все же и до конца года задолженность не погашена, она перейдет на следующий год (для перестраховки этот момент можно уточнить и в договоре).

В любом случае потом «бюджетную» оплату (по факту совершения) уже в общем порядке будет подтверждать выписка банка с платежным поручением.

Если допущен перерасход бюджетных средств

При проверке нашего заказчика (бюджетной организации) сотрудники Госаудитслужбы обнаружили завышение стоимости строительных работ на 12000 грн. и потребовали от него возврата этой суммы в бюджет. В свою очередь, заказчик истребовал эту сумму с нас. Можем ли мы в связи с ее возвратом откорректировать (уменьшить) НО по НДС на 2000 грн.?

Напомним, что контроль за использованием бюджетных средств осуществляется согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550, и Методрекомендациям, утвержденным приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90. В свою очередь, п. 12 последних по «строительным» расходам отправляет к профильным Методрекомендациям, утвержденным приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39. А в них (см. п. 2.2) среди основных направлений контроля значится правильность определения стоимости строительных работ (п. 2.2 Методрекомендаций № 39).

При завышении стоимости выполненных работ (читай — незаконном расходовании бюджетных средств) сумму «перерасхода» в судебном порядке могут взыскивать в бюджет ( ч. 8 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-ХII).

В возникшей ситуации заказчик (бюджетная организация), в свою очередь, потребовал возврата средств от предприятия-исполнителя.

В таком случае посудите сами: раз уже вскрылось завышение и даже больше — исполнитель готов вернуть заказчику «перерасход» бюджетных средств, считаем, самый оптимальный вариант для двух сторон — оформить все документально надлежащим образом. Как? Составить допсоглашение к договору (на уменьшение стоимости работ), при этом снижение цены, само собой, подкрепить актом.

В связи с этим, пожалуй, уточним, что при нарушении условий договора цена может изменяться (пересматриваться). То есть на эту ситуацию запрет на изменение цены, установленный ч. 3 ст. 632 ГКУ, не распространяется, поскольку договор в таком случае не считается надлежащим образом исполненным. Ведь в нашем случае заключался договор строительного подряда, который подрядчик должен был выполнять в соответствии с проектно-сметной документацией ( ст. 875, 877 ГКУ), но от которой отступил.

В таком случае, как при обычном пересмотре договорных условий (в нашем случае — пересмотре цен, ст. 192 НКУ), предприятие сможет на дату возврата средств составить «уменьшающий» расчет корректировки. Правда, внимание (!): зарегистрировать такой «уменьшающий» РК придется предприятию-заказчику (бюджетнику, если он — плательщик НДС). А вот если бюджетник — неплательщик НДС, то «уменьшающий» РК вы регистрируете самостоятельно. Тогда после регистрации РК получится откорректировать (уменьшить) НО по НДС.

Иначе если ограничиться простым возвратом денег (без подписания допсоглашения об уменьшении стоимости работ), то для корректировки НО у предприятия не будет оснований. К чему создавать такие сложности?

Если бюджетникам нужны накладные на товар, а нам — оплата

Наши покупатели-бюджетники сперва хотят от нас получить товар (на крайний случай, просят выдать им на него только товарные накладные). Мы же хотим попридержать товар до его оплаты. Как быть?

Причина в том, что в большинстве случаев бюджетники рассчитываются с поставщиками за товары, работы и услуги лишь после их получения, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством ( ст. 49 БКУ).

Впрочем, в отдельных случаях (в отношении некоторых товаров, работ, услуг) возможна и предоплата. Конкретный перечень товаров, работ и услуг, за которые бюджетники могут совершать предварительную оплату, ее размер и допустимые в таких случаях сроки авансирования определены постановлением КМУ от 23.04.2014 г. № 117.

Отсюда зачастую и вполне объяснимый интерес покупателей-бюджетников — вначале получить товар. Ну или, на крайний случай, подтверждающие документы на него — товарные накладные, чтобы «под них» затем поступило финансирование. Тогда как поставщикам, в свою очередь, нужны гарантии расчетов за товар. Поэтому аж до оплаты они стремятся попридержать товар.

Но отдавать товарные накладные без товара «не совсем законно». Как же поступить?

В таком случае может помочь договор хранения ( ст. 936 ГКУ). Его можно заключить, скажем, на срок до совершения оплаты (ведь срок хранения устанавливается по договоренности сторон, ст. 938 ГКУ). Тогда после продажи бюджетнику товара (и передачи права собственности на товар с товарными накладными на него) фактически сам товар может оставаться (храниться) до оплаты на законных основаниях у поставщика.

В учете поставщика операции отразятся так, как показано в таблице. Допустим, стоимость товара — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.), а плата за хранение — 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.).

Продажа товара, оставленного на хранение (до оплаты) поставщику

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Продан товар покупателю (переданы покупателю товарные накладные)

361

702

12000

702

643

2000

902

281

8500

2

Принят товар на ответственное хранение

023

12000

3

Подписан акт предоставленных услуг по хранению

361

703

600

703

643

100

4

За счет бюджетных средств оплачены:

— товары (начислены НО по п. 187.7 НКУ)

311

361

12000

643

641

2000

— услуги по хранению (начислены НО по п. 187.7 НКУ)

311

361

600

643

641

100

5

Возвращен товар с ответственного хранения

023

12000

выводы

  • Для поставок за счет бюджетных средств установлена особая дата начисления НО — «по оплате». А вот НК поставщик формирует «по первому событию».
  • Пункт 187.7 НКУ не нужно отождествлять с кассовым методом (когда и НО, и НК возникают «по оплате»). Поэтому при поставках за счет бюджетных средств отметку о кассовом методе в декларации не проставляют.
  • В договоре лучше изначально оговорить, что оплата будет за счет бюджетных средств, и указать реквизиты казначейского счета контрагента.
  • Чтобы откорректировать НО при перерасходе и возврате бюджетных средств, лучше договориться о пересмотре (уменьшении стоимости работ), составив допсоглашение к договору и оформив уменьшающий РК.
Теги НДС-учет
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше