Продаете сложную бытовую технику? Без РРО — ни шагу!

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2017/№ 31
Одним из новшеств нынешней налоговой реформы стало то, что с 1 января применять РРО должны все продавцы технически сложных бытовых товаров (ТСБТ) по перечню, утвержденному КМУ*. И поскольку эта норма внезапно возникла из-под пера законодателей как раз накануне указанной даты, Кабмин, конечно, не имел возможности заранее подготовить соответствующий перечень. Поэтому ее внедрение несколько отсрочили. И вот теперь такой документ уже есть. Когда он заработает? На кого распространяется? Что в нем? Как его должны выполнять субъекты хозяйствования?

* Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 3, с. 19.

Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций (далее — Перечень ТСБТ) утвержден постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231 во исполнение Закона об РРО**. Именно его мы и будем сегодня анализировать.

** Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Сразу скажем: документ с похожим названием существовал и ранее (как приложение 1 к Порядку гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденному постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506). Однако разрабатывался он под не существующий ныне «налоговоприбыльный» п.п. 140.1.4 НКУ. А следовательно, механически прикрутить его к нынешним РРОшным новшествам было нельзя, с чем фактически согласились и налоговики (БЗ 109.02). Поэтому о штрафах за продажу ТСБТ без РРО до сих пор не могло быть и речи. Но уже скоро такая угроза станет вполне реальной. Когда именно? С ответа на этот вопрос и начнем.

Когда заработает Перечень ТСБТ? Как предусмотрено п. 3 постановления КМУ, которым утвержден этот Перечень, оно вступает в силу через 30 дней со дня его опубликования. Поскольку опубликование состоялось в газете «Урядовий кур’єр» от 07.04.2017 г. № 66, то датой вступления в силу собственно постановления и Перечня ТСБТ следует считать 8 мая.

Однако существует еще один вариант ответа на этот вопрос. Кое-кто (в том числе и ГРС*** на своем сайте) говорит, что применять РРО продавцы ТСБТ обязаны с 7 мая 2017 года. Такая неопределенность связана с известной проблемой исчисления срока, указанного в календарных днях с определенной даты. Наше мнение по этому поводу вы знаете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 80, с. 29). Поэтому будем придерживаться первого варианта — именно 8 мая является тем первым днем, когда торговать ТСБТ без РРО уже будет нельзя.

*** Государственная регуляторная служба.

Хотя, честно говоря, один день (или даже несколько, поскольку период с 6 по 9 мая — сплошные выходные/праздничные дни****) здесь ничего не решает. Ведь РРО надо еще приобрести и зарегистрировать в налоговой (как это сделать, читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 24, с. 22).

**** В частности, по распоряжению Кабмина от 16.11.2016 г. № 850-р рабочий день с понедельника 8 мая рекомендовано перенести на субботу 13 мая, а госорганы таких рекомендаций всегда придерживаются.

Кому понадобится РРО? Если коротко, то всем, кто намеревается продавать ТСБТ после «даты Х». И в первую очередь ФЛП-единоналожникам всех групп, которых п.296.10 НКУ не будет защищать от безРРОшности даже до достижения миллионного объема продаж в текущем году, причем независимо от того, за наличные или по безналу вы будете продавать ТСБТ после 8 мая (п. 6 ст. 9 Закона об РРО).

Кроме того, кассовый аппарат понадобится производителям, которые сейчас торгуют продукцией собственного производства с применением кассовых ордеров (п. 1 ст. 9 Закона об РРО). Хотя РРО-повинность после «даты Х» зацепит их только в отношении ТСБТ, проданных за наличные, а остальную свою продукцию они смогут и в дальнейшем проводить через кассу.

РРОшная неприятность ожидает также тех субъектов хозяйствования, которые продают в киосках, с лотков и разносок газеты, журналы и прочие издания, открытки, конверты, знаки почтовой оплаты. После 8 мая для неприменения РРО им придется соответствовать следующим условиям: (1) удельный вес вышеуказанной продукции должен составлять более 50 % общего товарооборота; (2) не продавать алкогольные напитки, подакцизные непродовольственные товары и ТСБТ (п. 10 ст. 9 Закона об РРО). Иначе без РРО им не обойтись, причем в отношении всего своего ассортимента.

А как быть остальным субъектам хозяйствования, на которых распространяется Закон об РРО?

Если сейчас вы обязаны применять РРО по-любому, то появление в вашем ассортименте ТСБТ ничего не изменит. Если же вы освобождены от РРО (например, по ст. 10 Закона об РРО), то даже одна-единственная продажа ТСБТ будет потребует наличия у вас РРО.

И вот здесь возникает ряд суперинтересных вопросов, как спастись от этой напасти. Вы должны проводить через РРО только операции по продаже ТСБТ, а остальные освобожденные от РРО операции и в дальнейшем будут оставаться освобожденными, или все без исключения товары (услуги) попадут под прицел кассового аппарата? Можно ли ТСБТ продавать за безнал, а все остальное — за наличные и без РРО? Или организовать продажу ТСБТ только на одной хозяйственной единице, а на других продавать освобожденные от РРО товары (услуги)?

Не исключаем, что в последнем случае фискалы будут вынуждать проводить расчетные операции по одинаковому порядку на всех структурных подразделениях, независимо от ассортимента товаров. Хотя, как оно будет в этот раз, поживем — увидим.

Но уже сейчас можно сказать: если твердо решили не связываться с РРО, до 8 мая любым способом избавьтесь от остатков ТСБТ. А если собираетесь продавать их после этой даты вместе с другим товарным ассортиментом, лучше разделите его между двумя предпринимателями. Тогда страдать от РРО будет только ТСБТшник. А может, и его эта беда обойдет стороной, если он сможет все продажи ТСБТ направить в безналичное русло.

И наконец — о самом главном.

Какие товары вошли в Перечень ТСБТ? Определение таких товаров, предоставленное Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII, на практике неприменимо. Поэтому сосредоточимся собственно на Перечне ТСБТ. Его структура привязана к УКТ ВЭД с указанием соответствующих классификационных кодов. Он содержит 8 групп таких товаров (первые две цифры кода), разделенных на подгруппы (первые четыре цифры кода). В свою очередь, в подгруппах приведены конкретные позиции товаров* (код УКТ ВЭД полностью, то есть все 10 цифр). В целом, в Перечне ТСБТ более 50 подгрупп и всего свыше 300 отдельных товарных позиций.

* Хотя есть и такой товар — квадрокоптеры по коду 8802 20 00 00 (см. рис. на с. 9), который включен в Перечень без указания подгруппы и даже группы, к которым он относится.

Для примера назовем подгруппу 8443 «Оборудование печатное...» из группы 84 «Реакторы ядерные, котлы, машины, оборудование и механические устройства, их части». В нее входят, в частности, принтеры (код 8443 32 10 00). С таким оборудованием главный вопрос: как его правильно классифицировать по УКТ ВЭД, но он настолько глобален, что выходит за пределы данной статьи. Конечно, если вы — плательщик НДС, то уже набили на этом руку, поскольку без правильных кодов не составишь теперь ни одной налоговой накладной. А вот новичкам в этой сфере (скажем, ФЛП — единоналожникам группы 1), безусловно, будет достаточно трудно...

Однако есть в Перечне ТСБТ и такие позиции, которые обозначены только четырьмя цифрами, без дальнейшей расшифровки (например, «Музыкальные инструменты» с кодом 9207, которые относятся к группе 92 «Музыкальные инструменты; их части и принадлежности»). Как быть с ними?

Согласно позиции ГРС, высказанной на ее сайте, для однозначной трактовки установленных Перечнем ТСБТ требований товарные позиции, имеющие 4-значный код, применяются только в том случае, если они не имеют детализации на уровне кодов подсубпозиций, т. е. 10-значных кодов согласно УКТ ВЭД. В остальных случаях применяются только коды товарных подсубпозиций Перечня, определенных на уровне 10 знаков.

Как видите, головоломок хватает, а однозначных рецептов, к сожалению, маловато. Поэтому, пока есть время, остается надеяться на соответствующие разъяснения. Или на приостановление начала действия Перечня ТСБТ. Кстати, по предварительным оценкам он зацепит около 50 тыс. ФЛП. А это, согласитесь, большая сила.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить