Темы статей
Выбрать темы

Трудовые проверки

На сегодняшний день полномочиями по проведению проверок в сфере труда обладают Гоструда, частично — органы местного самоуправления и органы ГФСУ. Однако основным проверяющим и штрафующим органом является все-таки Гоструда.

В своем «нелегком труде» заглянувший на предприятие «трудовой» инспектор будет руководствоваться в первую очередь Порядком № 295 (вступил в силу 16.05.2017 г.) и Законом № 877.

Интересно, что упомянутый Порядок выделяет два вида мероприятий контроля:

инспекционные посещения. Это что-то вроде выездных проверок у налоговиков;

невыездные инспектирования. Они являются аналогом невыездных проверок, т. е. контрольных мероприятий, которые проводятся в помещении органов Гоструда.

Важно! Указанные мероприятия в Порядке № 295 не обозначены ни как плановые, ни как внеплановые. Но, судя по основаниям для их проведения, мы имеем дело именно с внеплановым контролем.

Основания для инспекционных посещений предусмотрены п. 5 Порядка № 295 и отличаются большим разнообразием. Среди них:

1) обращение работника с уведомлением о нарушении относительного него законодательства о труде;

2) обращение физлица, относительно которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение суда, уведомление правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

4) уведомление должностных лиц органов госнадзора (контроля) о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаках нарушения законодательства о труде (т. е. это могут быть, например, проверяющие органов Госпродпотребслужбы или Госэкоинспекции);

5) информация от территориальных органов Госстата, ГФСУ и ПФУ;

6) информация от профсоюзных органов;

7) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений. Такое решение принимается по результатам анализа информации, полученной из СМИ, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, а также источников, перечисленных в пп. 1 — 6 этого списка.

Любое инспекционное посещение подлежит уведомительной регистрации в Гоструда или территориальных органах до начала его проведения.

При наличии оснований, указанных в пп. 1, 3 — 6 приведенного перечня, могут проводиться невыездные инспектирования. При этом решения об их проведении согласовываются с работодателем (инспектируемым объектом). В этом случае инспектирование проводится в помещении контролирующего органа на основании документов и пояснений работодателя.

Напомним: во время инспекционного посещения работодатель имеет право проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения (п.п. 1 п. 14 Порядка № 295).

Сделать это можно на сайте Гоструда (http://dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/).

Заметьте:

удостоверение, по которому отсутствует информация в Реестре, считается недействительным

А это уже повод не допустить инспектора к проверке.

В общем случае, максимальный срок проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляет 10 рабочих дней. Однако для субъектов малого (в том числе микро-) предпринимательства он сокращен всего лишь до 2 рабочих дней (п. 10 Порядка № 295).

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездного инспектирования, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда (см. п. 27 Порядка № 295):

1) проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования;

2) по результатам такого анализа выносит предписание и/или принимает меры по привлечению работодателя (должностного лица, виновного в допущении нарушений) к установленной законом ответственности.

Хотите знать,

в каких случаях следует ждать и предписания, и финансовых санкций (админштрафа), а в каких все может ограничиться предписанием?

Ответ на этот вопрос — в п. 29 Порядка № 295. Озвучим его.

Так, одновременно с вынесением предписания будут приняты меры по привлечению объекта посещения к финансовой, а его должностных лиц — к административной ответственности, если в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования будет выявлено, что работодатель:

использовал труд неоформленных работников (штраф в размере 30 МЗП* (в 2017 году — 96000 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), админштраф в общем случае в сумме от 8500 до 17000 грн. (ст. 41 КоАП));

* Минимальная заработная плата, установленная на момент выявления нарушения.

несвоевременно и не в полном объеме выплачивал работникам заработную плату (штраф в размере 3 минзарплат (в 2017 году — 9600 грн.), установленный абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), админштраф в общем случае в сумме от 510 грн. до 1700 грн. (ст. 41 КоАП));

— не соблюдал минимальные гарантии в оплате труда (штраф в размере 10 минзарплат (в 2017 году — 32000 грн.), установленный абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, админштраф в общем случае в сумме от 510 грн. до 1700 грн. (ст. 41 КоАП)).

Причем факт уплаты финансовых санкций (админштрафа) не снимает с работодателя обязанности устранить выявленные нарушения.

Если же в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования выявлены иные нарушения трудового законодательства, нежели те, которые перечислены выше, то работодателю будет вручено предписание на их устранение без применения «штрафного наказания». Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (устранены работодателем ошибки, которые были выявлены инспекторами Гоструда), то ни финансовые санкции к работодателю, ни административные штрафы к его должностным лицам применяться не будут.

А вот если предприятие проигнорирует требования предписания, то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат «бонусом» админштраф по ст. 1886 КоАП за невыполнение законных требований инспектора Гоструда.

Кстати, «под занавес» 2017 года региональные Управления Гоструда начали оглашать Планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2018 год. В эти Планы попали субъекты, которых Гоструда планирует проверить в 2018 году.

То есть каждый субъект хозяйствования может заглянуть в Планы своего регионального Управления Гоструда и определить, будет ли в 2018 году проводиться у него проверка.

Если такая проверка запланирована, то из Плана можно узнать предмет осуществления проверки, дату начала проверки и ее продолжительность, а также к какой степени риска отнесена деятельность субъекта хозяйствования в части соблюдения законодательства о труде.

Отыскать такой План вы можете на официальных веб-сайтах региональных Управлений Гоструда.

Что еще мы писали на эту тему

№ п/п

Название статьи/темы номера/спецвыпуска

Источник

1

«Трудовые» проверки и ответственность сквозь призму кадровых документов

2017, № 84, с. 2

2

Гоструда: когда ждать штраф

2017, № 79, с. 26

3

Гоструда: проверок нет?

2017, № 43, с. 26

4

Во тьме ночной, при свете дня мы ждем... проверок Гоструда

2017, № 41, с. 20

5

«Трудовая» ответственность

2017, № 33, с. 24

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше