Темы статей
Выбрать темы

«Отдыхайте культурно!»: алкоголь в ресторане

Голенко Александр, шеф-редактор
Рестораны бывают разные. Но гораздо труднее найти такой, в котором не предлагались бы алкогольные напитки (в том числе пиво), чем тот, в котором вы получите удовольствие, как говорится, по полной... Кроме похмелья, с алкоголем в ресторане ассоциируются многие другие «неотвратимости».

Наверное, невозможно найти легального ресторатора, который не знал бы, что предлагать посетителям алкогольные напитки — и, разумеется, небезалкогольное пиво в том числе — он вправе только при наличии у него соответствующей лицензии.

Вот и в профильных Правилах № 219 (п. 1.4) так прямо и написано, мол, «розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями в заведениях (предприятиях) ресторанного хозяйства осуществляется субъектами хозяйственной деятельности при наличии соответствующих лицензий».

Под «соответствующей» имеется в виду лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками.

«Стойте!» — возможно, воскликнет неофит — «а при чем тут мой ресторан, если розничная торговля — это магазины?»...

Ответ на этот вопрос очевиден. Он содержится в абзаце тринадцатом ст. 1 Закона № 481, который дает определение розничной торговли как деятельности по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов и

в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания

То есть, с точки зрения алко-лицензирования (кстати, и табако- тоже), реализация посетителям ресторана алкогольных напитков — это по сути то же самое, что и розничная торговля такими товарами. Поэтому все, что вы узнали об этом из тематического номера «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54, для вас столь же важно, как и для субъектов розничной торговли в более узком их понимании, т. е. магазинов и других подобных субъектов.

Но прав больше у вас! Дело в том, что даже при наличии у магазина розничной алко-лицензии он не вправе торговать алкогольными напитками на разлив. Напомним, что ст. 153 Закона № 481 и п. 22 Правил № 854 разрешают последнее лишь заведениям ресторанного хозяйства и специализированным отделам предприятий, имеющим статус заведений ресторанного хозяйства или предприятий с универсальным ассортиментом товаров (115.03 БЗ).

В общем, не станем здесь цитировать определение алкогольных напитков, а в смысле алко-лицензирования лишь напомним, что, во-первых, все это относится и к пиву тоже (разумеется, небезалкогольному). А также к слабоалкоголке (115.03 БЗ). Но!

Во-вторых, согласно части тринадцатой ст. 15 Закона № 481 обязательность наличия розничной алко-лицензии не касается вин столовых (115.03 БЗ). Кроме того, часть четырнадцатая той же статьи разрешает ресторану, у которого уже есть лицензия на розничную торговлю алкогольным напитками, не приобретать еще одну — на право розничной торговли сидром и перри (без добавления спирта). А о других ситуациях, связанных с использованием алкогольных напитков в разнообразных ресторанных ситуациях — для приготовления коктейлей, пропитки тортов (пирожных) и т. д. — мы скажем отдельно ниже.

В-третьих, все важные особенности реализации алкогольных напитков единоналожниками вы уже знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54, с. 30.

Алкогольно-лицензионное

Нет особого смысла во всех подробностях расписывать порядок получения лицензии и подробности ее оплаты — во-первых, потому что в центре обслуживания плательщиков (ЦОП) вам предложат конкретные, а самое главное — актуальные формы документов и их предметный перечень, сообщат реквизиты для оплаты и т. д.

Во-вторых, если вы только собираетесь открывать ресторан или менять (расширять) его профиль на алкогольную сферу, то очевидно, что такие платежи не будут иметь для вас критического характера. А кроме того — где алкоголь, там, как правило, и табак. А это — две разные лицензии на розничную торговлю тем и другим.

Главное: во-первых, розничная алко-лицензия привязана к конкретному адресу места торговли (этот адрес указывается в приложении к лицензии), и поэтому если у вас в одном строении (по одному адресу) расположены, скажем, не только ресторан, но и магазин, то вам достаточно получить только одну розничную алко-лицензию по этому адресу осуществления деятельности (115.03 БЗ). И соблюдать алко-запреты ст. 153 Закона № 481.

А во-вторых, очень важно, что в приложении к такой лицензии приводится конкретный перечень применяемых РРО и указывается информация о них (модель, модификация, заводской номер, производитель, дата изготовления), а также регистрационные номера КУРО на соответствующие РРО.

Здесь мы делаем акцент на слове «перечень».

Потому что, говоря о ситуации, когда в одном строении (по одному адресу) расположены те же ресторан с магазином, трудно представить, что чисто технически все это «потянет» всего лишь один РРО (хотя теоретически таки возможно, чтобы официант из ресторана/кафе/бара — как это сказано в статье на с. 33 — бегал бы пробивать счета к этому единственному РРО). А если мест наличных расчетов в одном строении таки два — ресторан и магазин, то в одну алко-розничную лицензию просто вписывают два РРО (конечно же, если алкогольные напитки продаются — и соответственно пробиваются — и в ресторане, и в магазине).

Разумеется, если никакого «тут-же-магазина» не существует, а ресторан сам по себе настолько посещаем, что во избежание очередей (задержек в обслуживании) наличия одного РРО для него таки недостаточно, то можно использовать столько РРО в одном ресторане, сколько требуется. И все их вписать в одну-единственную алко-лицензию.

А еще акцент на количестве вписанных в алко-лицензию РРО нужно сделать по той причине, что в ст. 15 Закона № 481

размер платы за такую лицензию жестко привязан (кратен) именно к количеству РРО

и он составляет 8000 грн. в год за один РРО (если ресторан находится в пределах города) и 500 грн. в год за один РРО (если ресторан находится за пределами городской черты). Кстати, плата за «отдельную» лицензию на розничную торговлю сидром и перри (без добавления спирта) составляет 780 грн. на одно место торговли, т. е. ресторан. Хотя вряд ли такой уникальный объект с такой «отдельной» лицензией существует... ☺ Ведь напомним, что при наличии у ресторана «общей» алко-лицензии «отдельная» ему нужна не будет. Как сидр и перри «отдельно» если и понадобятся посетителям, то по-хорошему — лишь для «полировки» более «тяжелой» выпивки...

Обратим ваше внимание еще на два важных обстоятельства.

Первое. Даже при очень большом ассортименте и объеме алкогольных напитков (еще раз напомним: и табачных изделий тоже), запасенных вашим рестораном, лучше хранить их прямо в его же помещениях (т. е. по тому же адресу, который указан в вашей розничной алко-лицензии). При этом условии, благодаря части тридцать восьмой ст. 15 Закона № 481 вы избежите обязанности регистрировать другой адрес места хранения алкогольных напитков и табачных изделий в соответствующем Едином реестре (согласно специальному Порядку № 251).

Второе. Как уже сказано выше: если в ресторане посетителям разливают исключительно столовые вина, то розничная алко-лицензия не нужна. Но! Если ресторан не просто разливает такие столовые вина, а использует их (исключительно столовые!) для приготовления коктейлей и подобных напитков (типа глинтвейна), то налоговики требуют, чтобы такой ресторан тоже приобрел бы розничную алко-лицензию (115.03 БЗ).

Коктейль «Алкозависимость»

Два слова о коктейлях.

Сперва незабвенное:

— Сказали, что ты портвейн с водкой мешаешь!

— Ну и что?! Говорил ему, а он: «Коктейль, коктейль»... Хиппи лохматый!*...

* Из к/ф «Осенний марафон».

А если серьезно, то в духе сказанного в п. 23 Правил № 854

Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив в заведениях ресторанного хозяйства смешивать напитки разных видов и марок, кроме приготовления коктейлей

Разумеется, на все предлагаемые коктейли в ресторане должны быть технологические и калькуляционные карточки.

Короче говоря, то ли вы просто поверите на слово налоговикам (115.03 БЗ), то ли прислушаетесь к аргументам и рекомендациям в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54, с. 33, — если собираетесь поить посетителей в ресторане коктейлями с содержанием алкоголя, обязательно обзаведитесь розничной алко-лицензией.

Торт до 0,2 промилле

Кондитеры/пекари в ресторане (и не они одни) используют алкогольные напитки не только по прямому (и правильному ☺) назначению, но и для пропитки своих вкусняшек. А иногда алкоголь легально подмешивается в напитки — кофе, чай, шоколад... Разумеется, в строгом соответствии с технологическими и калькуляционными карточками.

Если у ресторана имеется розничная алко-лицензия — ему опасаться нечего. А если нет? То есть — а если в ресторане непосредственно алкогольные напитки посетителям не разливаются, но используются строго для пикантности горячих напитков (не коктейлей!) и для пропитки блюд, а не посетителей?

Вы знаете, налоговики разрешают такому ресторану обходиться без розничной алко-лицензии (115.03 БЗ). Но тут есть два «но».

Первое. Если присмотреться к упомянутой выше части тридцать восьмой ст. 15 Закона № 481, освобождающей ресторан от обязанности регистрировать как место хранения алкогольных напитков в Едином реестре (согласно специальному Порядку № 251) свой собственный адрес, если только он хранит их только здесь, то видно, что такое освобождение касается только владельца розничной алко-лицензии.

Если же ресторан использует алкоголь только для пропитки тортов и такой лицензии у него нет, то

свой адрес ему нужно зарегистрировать в качестве места хранения на общих основаниях

И это прямо предписано в 115.03 БЗ.

Второе. Если такой не имеющий розничной алко-лицензии «толькопропитывающий» ресторан планирует закупку алкогольных напитков у оптового поставщика (имеющего оптовую алко-лицензию), то возможны проблемы. ☹ Имеется в виду противоречивая консультация в 115.02 БЗ, в которой, с одной стороны, признается, что, продавая алкогольные напитки (и табачные изделия), оптовик не должен требовать от покупателя предъявления последним его лицензии (ни оптовой, ни розничной). А с другой стороны — тут же налоговики пишут, что в специальной ТТН на перемещение алкогольных напитков по форме № 1-ТН реквизиты соответствующей лицензии получателя указывать обязательно! Получается, что налоговики как бы провоцируют оптовика на явное нарушение этого предписания? Короче: ресторану без алко-лицензии оптовик алкоголь продаст вряд ли.

Значит, ему остается закупать алкогольные напитки в рознице. Тем более, что формальное ограничение на приемку для продажи и хранение алкогольных напитков от розничника в п. 8 Правил № 854 может прямо коснуться только ресторана, осуществляющего розничную торговлю алкогольными напитками (т. е. имеющего розничную алко-лицензию). А «толькопропитывающий» ресторан розничную торговлю алкогольными напитками не осуществляет — и с этим налоговики как раз согласны.

Алкогольно-акцизное

Мало того, что алкогольные напитки (и табачные изделия тоже) — подлицензионны, так они еще и соответственно подакцизны ( п. 215.1 НКУ), т. е. их розничная реализация облагается «розничным» акцизом (по ставке 5 % согласно п.п. 215.3.10 НКУ).

Главное : ресторан (кстати, наравне с магазинами) подлежит регистрации плательщиком акцизного налога в налоговом органе по своему местонахождению не позднее предельного срока подачи декларации акцизного налога за месяц, в котором осуществляется (начала осуществляться) соответствующая деятельность.

Да-да — такую декларацию «алкогольный» ресторан тоже подавать обязан.

Все «рознично»-акцизные подробности обстоятельно изложены в «торговом» спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 76, с. 53, и сегодня мы вас перегружать не станем.

Ресторанная итоговая НН

В заключение коснемся «алкогольных» особенностей составления и регистрации рестораном налоговых накладных (НН).

Разумеется, мы не станем ни повторять сказанного в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 41, с. 17 про общепитовские НН вообще, ни пересказывать НН-шпаргалку из «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 23, с. 3 об итоговой НН в частности. Но сделаем таки несколько акцентов вам в помощь.

Понятно, что п. 14 Порядка № 1307 разрешает вам оформлять так называемую итоговую НН (по ежедневным итогам операций по реализации).

Понятно, что при составлении итоговой НН на основании п. 14 Порядка № 1307 вы вправе воспользоваться предписанными в 101.06 БЗ особенностями, а конкретнее: указать в ней тип причины «11», графы 4, 5, 6 и 7 вообще не заполнять, а в графе «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» такой НН сгруппировать товары/услуги по соответствующим кодам УКТ ВЭД / ГКПУ. Причем принципы такого группирования явно отличаются для (1) «перепродаваемых» готовых покупных (на стороне) товаров и для (2) товаров собственного приготовления. Так что даже при «сокращенном» порядке составления НН необходимость заполнения граф 3.1 — 3.3 создает известные неудобства.

По-видимому, главное тут то, что при любых придирках налоговиков к заполнению такой итоговой НН они вряд ли будут ставить под сомнение правомерность ее регистрации — лишь бы общая сумма НДС-обязательства не была занижена. Ведь на основании такой НН никто не сформирует налоговый кредит, а значит, традиционно мотивировать возможный отказ в ее «принятии» интересами бюджета не имеет смысла.

Заметим, что, говоря именно об итоговых НН, налоговики опять же традиционно апеллируют к самому, по их мнению, важному — дневному Z-отчету и контрольной ленте в электронном виде. Ведь для них вера в достоверность РРО-информации, передаваемой через интернет в базу ГФСУ, сродни убежденности в правдивости выводов полиграфа («детектора лжи»). Поэтому на первое место фискалы всегда ставят электронную отчетность РРО. И поэтому самым беспроблемным вариантом заполнения НН будет тот, при котором такая

итоговая НН максимально соответствует электронной отчетности РРО

Но при этом напомним, что согласно п. 11 ст. 3 Закона об РРО коды УКТ ВЭД программируются в РРО только продавцами горючего, поэтому в электронной отчетности по РРО ресторана соответствующих «алкогольных» кодов быть не может.

Кстати, также в 101.06 БЗ налоговики разрешают при наличии в ресторане нескольких РРО оформлять по собственному выбору — то ли по отдельной итоговой НН на каждый дневной Z-отчет, то ли одну итоговую НН на дневные Z-отчеты всех РРО. Заметим, что раньше фискалы категорически настаивали на «отдельном» варианте, и лишь недавно их «попустило»... ☺

Поскольку алкоголь — подакцизный товар, во «входных» НН ваш поставщик должен указывать всю необходимую для УКТ ВЭД-группирования информацию (коды УКТ ВЭД полностью). Для кодификации коктейлей в упомянутой публикации мы советовали указывать в итоговой НН «групповой» код УКТ ВЭД 2208 90 69 00, соответствующий товарной позиции «Прочие напитки, содержащие спирт».

Вообще же, если говорить о кодификации для целей идеального заполнения НН по части любых именно готовых покупных продуктов, то тут тоже «входные» НН вам в помощь. Такие покупные товары можно свести в «группы» с помощью как самой УКТ ВЭД, так и Пояснений..., утвержденных приказом ГФСУ от 09.06.2015 г. № 401*.

* См. здесь: http://sfs.gov.ua/zakonodavstvo/mitne-zakonodavstvo/nakazi/63754.html

Что же касается блюд собственного приготовления, то в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 47, с. 17 мы уже советовали сводить их под один «ресторанно-услужный» код 56.10.

Ну и до общей суммы согласно Z-отчетам соответствующий итоговый показатель НН остается «добирать», по-видимому, точно такой же услугой, как «деятельность ресторанов...» (код ГКПУ 56.10).

И — «за Ваше здоровье!»...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше