Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Кофемашина — она, кофе — он, а два НО — это «оно»…

Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги & бухучет Май, 2017/№ 41
Печать
Предприятие — плательщик НДС арендовало кофемашину и покупает кофе для нее. Каковы налоговые последствия?

Сразу определимся, для кого будет кофе. Если только для вип-клиентов, а сотрудники к нему доступа иметь не будут, то это чистой воды (точнее — крепкого кофе ☺) представительские расходы, «хозяйственность» которых несомненна («Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 51, с. 6). Если же кофе предназначен для сотрудников и клиентов без ограничения доступа, то все сложнее.

Начнем с кофемашины.

Не станем муссировать вопрос, «производственный» это объект или «непроизводственный» (об особенностях учета непроизводственных ОС читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 17, с. 7). Но фискалы на то и фискалы, чтобы традиционно отказывать подобным необоротным активам в их «производственности».

Будем откровенны: если кулер для питьевой воды и саму воду, и тот же кондиционер, как правило, удается легко продавить в состав «производственно-хозяйственных» активов, а электрочайник и тем более холодильник и телевизор — с переменным успехом (а зачастую — только через судебную волокиту), то «производственно-хозяйственную» кофемашину налоговики уж наверное примут в штыки.

Если вы уверены в своих способностях убедить контролера, то можете покупать на фирму не только «производственно-хозяйственную» кофемашину, но и… кальян такого же назначения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 17, с. 26). ☺ В таком случае вам не придется заморачиваться с альтернативными правилами налогового учета аренды кофемашины из-за ее непроизводственности. Ибо вы будете рассматривать все эти премудрости в отношении кофемашины наравне с арендой, скажем, станка (см. «арендный» спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 94). В общем, таким «безумно храбрым» бухгалтерам все остальное — вплоть до сказанного ниже относительно учета кофе — можно не читать…

Но даже в противном случае все равно порадуем вас (причем как мало-, так и высокодоходников): даже признанный вами непроизводственный характер арендованной кофемашины в налоговоприбыльном учете не повлечет никаких значительных отличий в сравнении с арендой станка. Ну разве что будет такая особенность, как отнесение на расходы через «компенсирование» налогового кредита (НК) сумм НДС, уплачиваемых в составе арендной платы. Вообще же, насчет НДС-особенностей учета нехозяйственной кофемашины (и халявного кофе) надо сказать подробнее.

Вы хорошо знаете, что, в отличие от «бухучетного» налога на прибыль, для целей обложения НДС принципиально важен критерий использования приобретенного актива именно в хозяйственной деятельности плательщика НДС. В упомянутом спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 94, с. 26 вы читали, что первоначально «слепо» (но, разумеется, на основании налоговой накладной (НН), зарегистрированной в ЕРНН вашим арендодателем) отнесенный в НК соответствующий «входной» НДС в составе вашего арендного платежа за кофемашину должен быть «скомпенсирован» начислением налогового обязательства (НО) согласно «нехозяйственному» п.п. «г» п. 198.5 НКУ. В результате эта сумма «погасит» НК и попадет в расходы.

А теперь о кофе. Бесплатном. Опять же, что касается подобной передачи кофе (разумеется, в составе приготовленного напитка, который включает также воду — с которой все давно понятно, а также, возможно, сахар — с которым все абсолютно аналогично кофе), то с точки зрения налоговоприбыльного учета у вас не будет проблем. Вы это знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 22, с. 16. Наряду с прочими производственно-хозяйственными расходами покупная стоимость кофе и сахара (разумеется, вместе с «входным» НДС — на основании абзаца пятого п. 9 П(С)БУ 9 «Расходы») уменьшит ваш финансовый результат до налогообложения. И даже высокодоходникам не придется его корректировать (так как в НКУ нет соответствующих «разниц»).

А вот что касается «входного» НДС — тут все хуже. Причем, если вы «не хотите быть героем», т. е. соглашаетесь с нехозяйственностью не только самой кофемашины, но и загружаемого в нее кофе — все хуже не просто, а гораздо… ☹

Как вы знаете из той же публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 22, с. 8, при бесплатной поставке кофе с сахаром всем его пьющим сотрудникам и захожим клиентам (а согласно п. 185.1 НКУ тут от поставки вам никак не отвертеться) вы обязаны начислить на стоимость такой поставки соответствующее НО, да не одно, а два! Смотрите: первое НО — это НДС по п. 188.1 НКУ — на покупную стоимость кофе (без НДС) как сумму превышения такой минимальной базы налогообложения над договорной ценой поставки (равной 0). Причем его вам придется начислить в любом случае — даже если вы считаете этот кофе хозяйственным. А второе НО — это «компенсирующий» НДС согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ в случае если вы признаете этот кофе нехозяйственным.

Понятно, что о необходимости начисления НО таким плательщиком НДС не один раз, а именно дважды мы пишем скрепя сердце… ☹ Не станем пересказывать все перипетии этой проблемы и метания фискалов от позиции «одно НО» к позиции «два НО». Вспомним только упомянутую статью в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 22, с. 8 (где представлена плохая, но формально законная позиция) и самый последний «зигзаг удачи» от налоговиков в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 33, с. 2 (где они вернулись к хорошей позиции после того, как высказывали плохую)… Кстати, в первой из этих публикаций даны подробные рекомендации с примерами заполнения — внимание! — аж трех НН: (1) «нулевой» — с типом причины «02»; (2) на сумму «минбазы» — с типом причины «15»; (3) «компенсационной» — с типом причины «13».

Что вам экономить, решайте сами: свои нервы или копеечный НДС…

В качестве «ложечки меда» заметим, что обе такие суммы НО спокойно лягут на ваши бухгалтерские расходы и уменьшат финрезультат для налоговоприбыльного учета. К тому же не вызовут необходимости их последующих корректировок.

А закончим на позитиве. ☺

Поскольку кофе из кофемашины (и сахар) потребляется вашими сотрудниками и обласканными клиентами, так сказать, НЕперсонифицированно, то в 103.02 БЗ налоговики прямо пишут, что объект для НДФЛ отсутствует. А следовательно, отсутствует он и для ВС! Так что кофеманьте на здоровье!

И смотрите проводки «вприкуску»…

Учет арендованной кофемашины и общедоступного кофе (сахара)

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Получена в аренду кофемашина

01

2

Начислена арендная плата за отчетный месяц

949

685

3

Начислен НК по арендной плате

644/1

685

4

Учтен НК по арендной плате при регистрации НН

641/НДС

644/1

5

Начислены «компенсирующие» НО в сводной НН (по итогам месяца)*

643/1

641/НДС

6

Отражены в составе расходов «компенсирующие» НО по арендной плате*

949

643/1

7

Уплачена арендная плата арендодателю кофемашины

685

311

8

Предоплачен кофе (сахар)…

до даты регистрации НН

371

311

644/1

644/НДС

9

Учтен НК по кофе (сахару) при регистрации НН

641/НДС

644/1

10

Получен кофе (сахар)

209

631

644/НДС

631

11

Зачтены задолженности

631

371

12

Отражены в составе первоначальной стоимости «компенсирующие» НО по кофе (сахару)**

209

643/1

13

Выставлен для свободного использования кофе (сахар)

949

209

14

Начислены «компенсирующие» НО в сводной НН (по итогам месяца)**

643/1

641/НДС

15

Начислены НО в сводной НН по «минбазе» по кофе (сахару)

949

641/НДС

* Если кофемашина признается «непроизводственной».

** Если признается, что на «нехозяйственный» кофе (сахар) начисляются «два» НО, однако напоминаем, что последняя хронологически позиция налоговиков — за «одно» НО.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше