К сожалению, в новом «кассовом» Положении № 148, которое пришло на смену Положению № 637*, вы не найдете четкого порядка расчета лимита кассы.
* Утверждены постановлениями Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 и от 15.12.2004 г. № 637 соответственно.
Данный документ лишь требует от предприятий, проводящих наличные расчеты, разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы на основании Положения № 148 и с учетом особенностей работы такого предприятия (п. 50 Положения № 148).
К таким особенностям относят, например, сроки сдачи наличной выручки для ее зачисления на счет в банке, внутренний трудовой распорядок, графики сменности и т. д.
При этом Положение № 148 предлагает использовать два способа расчета лимита:
— на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу;
— на основании расчета среднедневной выдачи из кассы.
На этом все. Ни ограничений по видам поступлений/выплат, ни оговорок о том, какой период для расчета лимита выбрать.
То ли дело — предыдущее «кассовое» Положение № 637. В п. 5.4 этого документа было оговорено, что предприятия, которые устанавливали лимит кассы исходя из среднедневной выдачи наличности, при расчете лимита:
— не должны были учитывать выплаты, связанные с оплатой труда, стипендии, пенсии, дивиденды;
— могли брать данные за три любых месяца подряд из последних двенадцати.
То, что выплаты, относящиеся к фонду оплаты труда, исключались из расчета лимита кассы, было связано с тем, что наличность, полученную в банке для таких выплат, предприятия имели право хранить в своей кассе сверх установленного лимита кассы в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличных в банке (п. 2.10 Положения № 637). Другими словами,
для «зарплатных» выплат был установлен свой (особый) сверхлимитный порядок хранения наличности в кассе. Поэтому их не учитывали ни при подсчете остатков наличности на конец дня, ни в расчете лимита кассы
Заметьте, что норма, устанавливающая сверхлимитный порядок хранения в кассе выплат, связанных с оплатой труда, почти в неизменном виде перекочевала и в Положение № 148.
Поэтому было бы вполне логичным и далее такие суммы не включать в расчет среднедневной выдачи при определении лимита кассы.
В то же время можно прийти и к противоположному выводу, так как:
— Положение № 148 не содержит никаких оговорок относительно сумм поступлений/выдачи наличных, которые участвуют в расчете лимита кассы;
— в Положении № 148 нет установленной формы Расчета лимита остатка наличности в кассе (в Положении № 637 для этих целей служило приложение 8), в котором эти суммы исключаются из расчета. Сейчас предприятия такой документ разрабатывают самостоятельно (его образец можно найти в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 32, с. 54).
А раз так, то при расчете лимита предприятие вправе учитывать любые виды поступлений/выдачи наличности (даже те, которые не принимались в расчет согласно Положению № 637). То есть, рассчитывая лимит по среднедневной выдаче, учесть в нем выплаты, связанные с оплатой труда, пенсии, стипендии, дивиденды.
Учитывая такую неоднозначную ситуацию, приходим к выводу: предприятие вправе само решить, какие выплаты войдут в расчет его лимита кассы. Главное, чтобы такое решение предприятие зафиксировало документально — в Порядке расчета лимита наличности в кассе.