Нормативные новинки 2018 года

В избранном В избранное
Печать
Адамович Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2018/№ 05
Совсем недавно мы познакомили вас с масштабными изменениями в НКУ, которые привнес Закон Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 101, с. 3, 7). Но этим, увы, дело не ограничивается. Представляем вашему вниманию обзор других, не менее важных новшеств законодательства, которые наряду с налоговой реформой-2018 заработают в текущем году.

Администрирование

Электронный кабинет. С 1 января 2018 года официально стартовала информационно-телекоммуникационая система «Электронный кабинет» (ЭК), позволяющая не только подавать отчетность, но и в электронной форме взаимодействовать с контролирующими органами. Работает система на базе ранее действовавшего сервиса «Электронный кабинет плательщика» (о нем см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 61, с. 19) согласно Порядку, утвержденному приказом Минфина от 14.07.2017 г. № 637. Полный перечень возможностей системы дан в ст. 421 НКУ.

Плательщики, подающие отчетность в электронной форме и/или прошедшие электронную идентификацию онлайн в ЭК, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи (п. 42.4 НКУ). Для этого нужно сообщить контролирующему органу свой электронный адрес, внеся информацию в ЭК (п. 45.3 НКУ).

Плательщики обязаны переписываться с контролерами только через ЭК, если они: (1) прямо не отказались от такого способа взаимодействия с контролерами; (2) вообще не определились со способом такого взаимодействия (п.п. 16.1.14 НКУ).

Старые ИНК от штрафов не спасут. Налоговые консультации, предоставленные до 31 марта 2017 года (включительно), с 1 января 2018 года прекратили свое действие (п. 39 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). До этого такие консультации (в письменной или электронной форме), освобождали налогоплательщика (налогового агента и/или его должностное лицо) от ответственности (п. 53.1 НКУ).

Речь идет о финансовой ответственности (штрафных санкциях и/или пене) за деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31 марта 2017 года (включительно).

Теперь могут выручить только свежие ИНК от контролеров, полученные плательщиком в свой адрес, которые зарегистрированы в единой базе ИНК и опубликованы на сайте ГФСУ (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 19, с. 39; № 95, с. 25).

Налог на прибыль

Выпуск и проведение лотерей. В 2018 году для субъектов, осуществляющих выпуск и проведение лотерей, действует повышенная ставка налога на прибыль. Так что в этом году доход от операций по выпуску и проведению лотерей (п.п. 14.1.271 НКУ) облагается по ставке 24 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ).

Новый нерезидентский перечень. Высокодоходникам (с годовым доходом от 20 млн грн.) для определения увеличивающей 30 % разницы при приобретении товаров/услуг, необоротных активов у нерезидентов с особых территорий, с 01.01.2018 г. нужно ориентироваться на новый Перечень государств (территорий)…, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 (ср. 025069200). Добавлен ряд стран. И среди более «близких» нашему государству: Эстония, Латвия, Грузия, Венгрия. Теперь импорт товаров, услуг, необоротных активов из этих стран добавит высокодоходнику в финрезультат 30 % их стоимости.

Производственный акциз

Спирт. В 2018 году на спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды по УКТ ВЭД 2208 20 12 00,220820 62 00), действует ставка акцизного налога, определенная в п.п. 215.3.1 НКУ126,96 грн. за 1 литр стопроцентного спирта (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

В 2017 году применяли специальную ставку — 105,80 грн. за 1 литр стопроцентного спирта.

Акцизным складам ГСМ — наполнить Реестр. С 01.01.2018 г. должна была заработать норма п. 230.1 НКУ, предписывающая акцизным складам, на территории которых осуществляются производство, обработка (переработка), смешивание, погрузка-разгрузка, хранение горючего, использовать расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики в резервуаре, зарегистрированные в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров — счетчиков уровня горючего в резервуаре (Реестре).

Однако действие этой нормы отложили до 1 января 2019 года. Ведь только с 01.01.2018 г. вступил в силу сам Порядок ведения Реестра, а также процедура передачи учетных данных в электронном виде распорядителями акцизных складов (утверждены постановлением КМУ от 22.11.2017 г. № 891).

В 2018 году держатели акцизных складов ГСМ должны подать учетные данные для формирования Реестра:

единоразово (при корректировке) — электронные документы с данными, перечисленными в пп. 1 — 4 п. 5 Порядка (свои данные, количество акцизных складов их адреса, унифициорванную нумерацию каждого резервуара, данные о расходомерах-счетчиках и уровнемерах-счетчиках), подать их следует еще до формирования самого Реестра;

ежедневно — электронные документы с данными из пп. 5, 6 п. 5 Порядка (об остатках ГСМ в резервуарах).

С 1 января 2019 года за отсутствие на акцизных складах зарегистрированных счетчиков будут штрафовать.

Рентная плата за спецводопользование

С 01.01.2018 г. изменился су6ъектный состав плательщиков рентной платы за специальное использование воды (п. 255.1 НКУ). Так, плательщиками «общей» спецводоренты (за использование поверхностных и подземных вод) определены (!) только первичные водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

Что же касается вторичных водопользователей (тех, кто получает воду для производственных нужд от первичных водопользователей), то они согласно новой редакции п. 255.1 НКУ уже не в числе плательщиков.

Вторичные водопользователи освобождены от уплаты спецводоренты за пользование поверхностными и подземными водами

Кроме того, с 01.01.2018 г. вступили в силу также другие изменения в ст. 255 НКУ, принятые еще год назад. В частности, исключен п.п. 255.4.6 НКУ, предусматривавший, что спецводорента не взимается за воду, потерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительной системы и магистральных водогонах. То есть потери воды в системе водоснабжения теперь не в счет.

А это все потому, что согласно п. 255.3 НКУ объектом налогообложения рентной платой за спецводопользование является фактический объем воды, который используют водопользователи.

И как уже успели пояснить налоговики, первичные водопользователи должны определять облагаемый фактический объем воды как результат водозабора и водоподготовки, например, очищения или обработки до установленных для соответствующего водного объекта нормативных требований потребления (см. письмо ГФСУ от 01.11.2017 г. № 2472/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Еще одна категория плательщиков — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которыe используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Налоговая отчетность

Некоторые формы деклараций Минфин обновил еще в течение 2017 года. Однако подавать их в обновленном формате следует с 01.01.2018 г.:

1) по транспортному налогу (утверждена приказом Минфина от10.04.2015 г. № 415 в редакции приказа Минфина от 27.06.2017 г. № 595) (электронная форма — J0303602);

2) по плате за землю по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560 в редакции приказа Минфина от 23.01.2017 г. № 9 (электронная форма — J0602006);

3) Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства (форма, утвержденная приказом Минагрополитики от 26.12.2011 г. № 772) (электронная форма — J0303307);

4) Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (утвержден приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553 в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 г. № 469 (электронная форма — J0101911, с дополнениями).

Кроме того, с 31.12.2017 г. вступил в силу приказ Минфина от 06.06.2017 г. № 556, которым изложена в новой редакции форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и инструкция по ее заполнению. С 01.01.2018 г. эта декларация подается по новой форме.

Статотчетность

С полным перечнем форм статотчетности утвержденной на весь 2018 год, можно ознакомиться на сайте Госстата. Общий план (перечень) форм государственных статистических наблюдений на 2018 год утвержден приказом Госстата от 20.12.2017 г. № 330.

При этом будьте внимательны: с отчета за январь 2018 года юрлица и их обособленные подразделения, занимающиеся промышленными видами деятельности, обязаны подать обновленную форму № 1-ціни (пром) (місячна) «Звіт про ціни виробників промислової продукції», утвержденную приказом Госкомстата от 20.07.2017 г. № 182.

Кассовые операции

С 05.01.2018 г. нормативку по вопросам ведения кассовых операций субъектами хозяйствования регулирует Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте, утвержденное постановлением НБУ от 29.12.2017 г. № 148. Новое Положение собрало в себе нормы из прежних (отменив их):

постановления НБУ от 06.06.2013 г. № 210, определявшего предельные суммы расчетов наличкой — в этой части все (!) без изменений;

— «кассового» положения, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2003 г. № 637. В этой части либерализованы ряд требований по ведению кассовых операций, которые теперь предприятия будут определять внутренними приказами (распоряжениями). Четко прописано, что использование печати при проведении кассовых операций не обязательно. Кроме того, к прежним нормам добавлены некоторые возможности: возможность использования ЭЦП, возможность выполнения функции кассира работником другого предприятия и др. (остальные подробности — на с. 2).

С 05.01.2018 г. операции с наличными следует оформлять, используя обновленные формы ордеров

Таможенное оформление

В 2018 году Минфин вводит использование единого авансового счета ГФС для уплаты предприятиями таможенных платежей. Это должно решить проблему того, что у предприятий, осуществляющих таможенное оформление товаров в разных таможнях, на счете одной таможни могут оставаться определенные средства, а для оформления товаров в другой таможне данной суммы средств не хватает.

Регулирует введение единого авансового счета ГФС для уплаты таможенных платежей приказ Минфина от 01.11.2017 г. № 898 (вступил в силу 19.12.2017 г.). Согласно ему с единого казначейского счета ГФС будет проводиться списание таможенных платежей при таможенном оформлении в любой таможне.

Перевод предприятий на единый авансовый счет ГФС будет осуществляться поэтапно:

— на переходный период (с 15 января по 16 июля 2018 года) — по решению предприятия;

— с 17 июля 2018 года — на постоянной основе.

Лицензирование

С 1 января 2018 года деятельность в сфере телекоммуникаций, предоставления услуг в области криптозащиты информации (кроме услуг ЭЦП) и технической защиты информации не подлежит лицензированию (ч. 2 ст. 21 «лицензионного» Закона Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII).

Таким образом, операторы, провайдеры коммуникаций смогут осуществлять свою деятельность без получения лицензий.

Так что операторы, провайдеры телекоммуникаций теперь не будут тратить средства на плату за выдачу лицензий, их переоформление, выдачу дубликатов, копий и продление срока их действия.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить