Базовые знания о командировках На поле активной конкурентной борьбы каждое предприятие стремится к наилучшим, постоянно прогрессирующим результатам своей деятельности. В связи с этим субъекты хозяйствования ищут новые рынки сбыта, новых контрагентов, овладевают современными технологиями, улучшают профессиональные навыки своих работников. Очень часто это сопряжено с командированием соответствующих сотрудников в разные города Украины и за границу. В этом спецвыпуске мы рассмотрим основные организационно-учетные моменты, связанные с командировками.
В частности, вы узнаете о законодательно установленных правилах командирования, гарантиях, предусмотренных для командированных работников, и обязанностях, которые на них налагаются. Кроме того, мы напомним, какие расходы, понесенные в командировке, можно компенсировать и какие документы при этом должен предоставить ваш сотрудник. Не обойдем стороной и налогово-бухгалтерский учет командировочных расходов. А также поговорим об особенностях применения платежных карточек в служебной поездке.
Спецвыпуск для вас подготовили редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья Чернышова и Елена Савченко, эксперт по вопросам оплаты труда Лилия Ушакова.
Гарантии командированным работникам Направляясь в командировку, работник должен четко понимать, какие льготы и гарантии установлены для него на этот период действующим законодательством. Владеть этой информацией также необходимо и его работодателю. Ведь льготы и гарантии, о которых пойдет речь далее, установлены, в частности, ст. 121 КЗоТ. А нарушение/несоблюдение требований трудового законодательства сейчас ой как дорого стоит! Разложить все по полочкам и не упустить важное — наша с вами сегодняшняя цель. Так что собрались с силами и побежали «разгребать» гарантии!
Компенсируем командировочные расходы Командировка — не увеселительная прогулка, а производственная необходимость. И, естественно, работники имеют право на возмещение расходов, связанных с такими служебными поездками. К этим расходам относятся суточные, стоимость проезда до места назначения и обратно, расходы на наем жилого помещения, прочие расходы. Порядок их возмещения имеет определенные особенности. А некоторые расходы компенсации не подлежат вовсе. Важно и то, какие документы работник должен привезти из командировки для подтверждения своих расходов. Подробнее все эти нюансы обсудим прямо сейчас.
Особенности компенсации «загранкомандировочных» расходов Пожалуй, редкий работник не желал бы отправиться в командировку за границу. Ведь это такая возможность посетить другую страну за чужой счет (пусть и с рабочим уклоном)! Но вот только его работодателю в этом случае необходимо быть крайне бдительным и учесть все нюансы, касающиеся компенсации «загранкомандировочных» расходов*. О них и будем говорить в этом разделе.
Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Ну что же, основные организационные вопросы, связанные с командировками работников, позади. Теперь перенаправим наше внимание на налогово-бухгалтерское поле командировочных процессов. В этом разделе рассмотрим, как расходы на командировку в пределах Украины и за ее границу следует отражать в налоговом и бухгалтерском учете.
Использование платежных карточек в командировках Все чаще современные работодатели, шагающие в ногу со временем, пользуются более «продвинутым», нежели выдача наличных, способом выдачи «командировочного» аванса — перечислением денежных средств на соответствующий счет для использования с применением платежных карточек. Об организационных и учетных особенностях такого безналичного авансирования и будет наш дальнейший разговор.
Командировочные расходы в разъяснениях ГФСУ При рассмотрении вопросов, связанных с командировками, мы неоднократно упоминали о консультациях налоговиков. В заключение спецвыпуска мы хотим ознакомить вас с наиболее интересными из них, сопроводив их своими комментариями. При этом помните: чтобы безбоязненно пользоваться приведенными в разъяснениях выводами, следует получить для себя индивидуальную налоговую консультацию такого же содержания.