вывод документа
ФЛП — плательщики ЕН, которые не обязаны применять РРО и РК, приходуют наличность на основании письменных документов (чек/накладная и т. п.) на каждый продаваемый товар (услугу) независимо от того, требует ли такие документы покупатель
Проблематика этого письма перекликается с темой нашей публикации на с. 22 этого номера. И там, и здесь идет речь о первичных документах ФЛП на ЕН. Но сейчас поговорим о документах, которые сопровождают продажу, а не приобретение.
Об обязанности ФЛП-безРРОшников оформлять в двух экземплярах и выдавать покупателям расчетный документ вы слышали от нас достаточно давно*. Однако, несмотря на очевидность такого вывода, из уст фискалов раньше он не звучал.
* См., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 74, с. 38; 2016, № 40 (спецвыпуск), с. 99.
Катализатором пересмотра их позиции стали июньские изменения к новому «кассовому» Положению № 148** (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 3). Тогда в нем впервые прописали, что именно следует считать оприходованием наличности для ФЛП-безРРОшников.
** Утверждено постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.
Напомним, что раньше они должны были осуществлять учет операций с наличностью в соответствующих книгах учета. И все. Поэтому для оприходования наличности достаточно было лишь записи в такой книге.
А вот с 1 июня оприходование для ФЛП-безРРОшников — это запись в единоналожной книге на основании товарных чеков (квитанций). Именно эта конкретизация — «на основании…» — и стала, на наш взгляд, решающей для фискалов.
По операциям до 01.06.2018 г. у них никаких претензий не будет. А как оградить себя от возможных штрафов за неоприходование после этой даты?
С 1 июня и до сегодняшнего дня. Совет такой: как можно быстрее на ежедневные суммы наличных поступлений, записанных в книге, оформить по одному общему товарному чеку. Проще всего это будет сделать тем ФЛП, которые не выдали ни одного индивидуального чека (разумеется, из-за отсутствия требования со стороны покупателя ☺). Если же такие случаи были, то из общей суммы оприходованной наличности за каждый такой день следует исключить те суммы, которые уже подтверждены вторыми экземплярами чеков. А вот если вторых экземпляров не осталось, имеет смысл выписать «итоговый» товарный чек на всю сумму.
Отныне и впредь. Нельзя окончательно исключать случайный характер сделанного в комментируемом письме вывода. Хотя, как свидетельствуют сигналы с мест, ☺ рейды с кассовыми проверками уже начались. Поэтому лучше будет прислушиваться к требованиям фискалов. А это означает необходимость выписывать товарные чеки, квитанции (можно по форме традиционной РК), накладные и т. п. Причем или в двух экземплярах, или с возможностью разделить такой документ на основную часть и отрывной корешок.
Как часто это делать? В идеале, как вы поняли, — на каждую операцию продажи (а не на каждый товар, как загнули фискалы). Неприятнее всего здесь — натолкнуться на псевдопокупателя, который делает контрольную закупку. Если вы в этот момент не оформите соответствующий кассовый документ, есть угроза штрафа в пятикратном размере за неоприходование наличности согласно Указу Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95.
От него надо отбиваться ссылкой на п. 15 ст. 3 Закона об РРО: «покупатель не требовал, поэтому я и не выдал» (с учетом п. 24 Положения № 148). Кроме того, сами фискалы утверждают, что ответственности за непредоставление расчетного документа нет (109.03 БЗ).