Импорт в посылках для «юриков»

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2018/№ 81
Совсем недавно* мы рассказали о том, как проходят таможню посылки, отправленные из-за границы на имя физических лиц. Сегодня же коснемся вопросов, которые возникают у предприятий, получающих импортные посылки.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 79, с. 18.

Предприятию, заказывающему зарубежный товар, прежде всего нужно учесть действующие ограничения в сфере внешнеэкономических расчетов. И, конечно же, побеспокоиться о документальном сопровождении осуществляемой операции. Ведь в учете без первички никак не обойтись.

Нужен ли договор с поставщиком «посылочного» товара? Как можно рассчитаться за заказанный товар? Каким образом проходит растаможка и какие налоги придется заплатить? На эти и другие вопросы мы сейчас и ответим.

Нужен ли договор с нерезидентом?

Предприятие, желающее приобрести что-либо у заграничного продавца, должно заключить с ним внешнеэкономический договор в простой письменной или электронной форме, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины (ст. 6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-ХII).

Но не стоит забывать и о том, что сделка считается заключенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах (в том числе электронных), в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны (ст. 207 ГКУ). Так что

формально сама бумага с названием «контракт» вовсе не обязательна

Правда, любые другие документы-«заменители» (например, публичное предложение о соглашении (оферта) и подтверждение ее принятия другой стороной, инвойс или другие) могут выступать в качестве договора, только если они будут содержать все обязательные реквизиты и существенные условия договора (их перечень см. в п. 1 Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Минэкономики от 06.09.2001 г. № 201).

Но сможет ли предприятие оплатить за товар на основании таких документов-заменителей? И получится ли растаможить товар, не имея договора?

НБУ в письме от 07.07.2015 г. № 22-01012/46746 саму возможность использования в качестве договора других документов не отрицает, но акцентирует внимание на том, что такие документы должны:

1) быть надлежащим образом оформлены;

2) содержать достаточную информацию о сторонах, между которыми осуществляются расчеты, условия и требования, в соответствии с которыми возникают обязательства, а также о принятии стороной предложения (оферты) и осуществлении ею соответствующих действий.

И хотя в указанном письме речь идет о документальном подтверждении экспорта услуг, к импорту товаров подход у банкиров должен быть идентичным. Так что, по идее, оплату нерезиденту реально произвести и без договора.

А о том, что документы-заменители должны быть приняты таможенными органами вместо договора, сказано еще в письме ГТСУ от 14.07.2009 г. № 11/6-10.10/6714-ЕП. То есть растаможить товар без договора тоже вполне реально. Тем более, что сейчас ни договор, ни документы, его заменяющие, таможенникам вообще не подают. А только вносят соответствующие данные об этих документах в таможенную декларацию (ТД) (ч. 3 ст. 335, п. 7 ч. 8 ст. 257 ТКУ).

Скажем пару слов об электронной форме ВЭД-договора.

Согласно Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.80 г. любые положения ст. 11, 29 или ч. II Конвенции, допускающие «неписьменность» договора купли-продажи, неприменимы, если одной из его сторон является украинское предприятие. То есть, если предприятие заказывает товар у резидента страны — участницы Конвенции, договор должен быть заключен исключительно в письменной форме. А электронный договор считается заключенным в письменной форме только при условии, что он подписан в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 675* (см. ч. 12 ст. 11 этого же Закона). Но вот

* Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 г. № 675-VIII.

электронной цифровой подписью подписать ВЭД-договор не выйдет,

так как порядка признания иностранных сертификатов ключей на сегодняшний день нет (см. письмо НБУ от 16.06.2017 г. № 40-0005/42751).

Впрочем, ст. 12 Закона № 675 предусматривает еще несколько способов подписания электронных договоров. Не так давно о них упоминали и налоговики (см. письмо ГФСУ от 13.07.2018 г. № 21363/7/99-99-18-02-02-17).

Как рассчитаться за товар из посылки?

Расчеты между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота осуществляются в иностранной валюте и только через уполномоченные банки в порядке, установленном НБУ (ст. 7 Декрета № 15-93*). Аналогичную норму содержит и ст. 7 Закона № 2473**, который вступит в силу 07.02.2019 г. Это значит, что

* Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

** Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

оплатить посылку из-за границы путем выдачи (или перечисления на карту работника) валюты под отчет или возмещения работнику потраченных им личных средств нельзя

Корпоративные платежные карты (КПК) для осуществления расчетов с нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам тоже использовать запрещено (п.п. 8.3 п. 8 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением НБУ от 12.11.2003 г. № 492).

Поэтому осуществить оплату можно только путем перечисления средств с текущего валютного счета предприятия на счет нерезидента-продавца.

Учтите: за нарушение порядка расчетов, установленного ст. 7 Декрета № 15-93, предусмотрена ответственность в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, использованных при таких запрещенных расчетах (см. ст. 16 Декрета № 15-93). Штраф в размере до 100 % суммы операции, осуществленной с нарушением валютного законодательства, предусматривает и ч. 4 ст. 14 Закона № 2473. Правда, если вам все же удастся проплатить с КПК, применение этого штрафа, на наш взгляд, необоснованно (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 49, с. 21).

Кроме того, помните: если перечисление средств нерезиденту станет первым событием по импортной операции, то ввезти предоплаченный товар (а точнее, документально подтвердить такой ввоз) нужно не позднее 180 календарных дней с даты перечисления аванса. Иначе налоговики начислят пеню за нарушение сроков внешнеэкономических расчетов (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 13).

Подлежит ли посылка налогообложению?

Согласно ТКУ посылка из-за границы может иметь статус международного почтового отправления (далее — МПО) или международного экспресс-отправления (далее — МЭО). Такое МПО/МЭО облагается таможенными платежами (согласно п. 27 ч. 1 ст. 4 ТКУ к ним относят таможенную пошлину, акцизный налог и НДС), если оно содержит:

— подакцизные товары;

— «безакцизные» товары стоимостью более 150 евро.

Заметьте: для расчета «стопятидесятиеврового» лимита берется стоимость не каждого отдельного МПО/МЭО, а суммарная стоимость всех МПО/МЭО, предназначенных для одного получателя, пересылаемых в одной депеше почтового оператора/одном грузе экспресс-перевозчика. То есть, даже если предприятие закажет несколько «заграничных» товаров в разное время и отправлены они будут несколькими посылками, но одновременно и одним перевозчиком, то при расчете лимита будет учтена стоимость всех заказов. И без уплаты налогов получится обойтись только в том случае, если их суммарная стоимость не превысит 150 евро.

Как происходит растаможка?

Необлагаемые МПО/МЭО (т. е. те, в которых пересылают «безакцизные» товары суммарной стоимостью не более 150 евро), декларируются в устной форме на основании товаросопроводительных документов. Никакого участия получателя посылки в процессе ее декларирования не требуется.

А вот облагаемые отправления подлежат письменному декларированию (ст. 236 ТКУ) путем подачи ТД (п. 3 Положения о ТД, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450). То есть

облагаемые посылки декларируют в общем порядке — точно так же, как и товары, перемещаемые любым другим способом

Форма ТД утверждена упомянутым выше постановлением КМУ, а порядок ее заполнения прописан в приказе Минфина от 30.05.2012 г. № 651.

Учтите: вместе с ТД таможенникам подают счет или другой документ, определяющий стоимость товара (ч. 3 ст. 335 ТКУ). Так что без такого документа при импорте посылки не обойтись.

Именно на основании декларационных документов в случае предоплаченного импорта банк снимет операцию с валютного контроля. То есть подтверждением необлагаемой поставки для него станут товаросопроводительные документы, на основании которых осуществлялось декларирование (для этого предприятие должно предоставить их в банк), а облагаемую поставку подтвердит ТД. Поскольку банк увидит необходимую информацию в реестре ТД, подавать ТД банку не нужно (п. 3.3 разд. 3 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136).

Сколько придется заплатить?

Таможенная пошлина. Базу обложения таможенной пошлиной определяют согласно ст. 279 ТКУ. Ее ч. 1 гласит, что базой налогообложения является:

— таможенная стоимость товаров — для товаров, на которые законом установлены адвалорные ставки таможенной пошлины;

— количество товаров в установленных законом единицах измерения — для товаров, на которые установлены специфические ставки таможенной пошлины;

— и таможенная стоимость товаров, и их количество — для товаров, на которые установлены комбинированные ставки таможенной пошлины.

Информацию о размере всех трех видов ставок можно найти в Таможенном тарифе Украины для каждой позиции УКТ ВЭД

Таможенную стоимость определяют согласно гл. 9 разд. III ТКУ. И пересчитывают в национальную валюту по курсу НБУ, действующему на дату подачи ТД или на дату осуществления таможенных формальностей, если их осуществляют без подачи ТД (ч. 4 ст. 295, ст. 31 ТКУ).

Акцизный налог. Базой обложения акцизным налогом является:

— при применении адвалорных ставок — стоимость товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Украины, по установленным импортером максимальным розничным ценам на товары (продукцию), которые он импортирует, с учетом НДС и акцизного налога (п.п. 214.1.2 НКУ);

— при применении специфических ставок — величина, определенная в единицах измерения веса, объема, количества товара (продукции), объема цилиндров двигателя автомобиля или в других натуральных показателях (п. 214.4 НКУ);

— при применении одновременно адвалорных и специфических ставок — база налогообложения, определенная по двум предыдущим правилам (п. 214.5 НКУ).

Пересчет иностранной валюты осуществляют по курсу НБУ на дату подачи ТД, а в случае если она не подается — на дату определения налоговых обязательств (п. 214.2, ст. 391 НКУ). А ставки налога установлены ст. 215 НКУ.

НДС. Базой обложения НДС для товаров, пересылаемых в МПО/МЭО, является их фактурная (а с 01.01.2019 г. — таможенная) стоимость, определенная согласно ст. 234 ТКУ с учетом таможенной пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате (п.п. 191.1.1 НКУ). Ставка равна 20 % (или 7 % для определенных медпрепаратов/медоборудования).

Декларирование и налогообложение товаров, перемещаемых в МПО/МЭО

I. Товары (кроме подакцизных)

Стоимость товара

Таможенная пошлина

НДС

Декларирование

Не превышает 150 евро

Не уплачивается

Не уплачивается

Устное декларирование на основании товаросопроводительных документов

Превышает 150 евро

База налогообложения х ставка согласно Таможенному тарифу Украины

(Фактурная (с 01.01.2019 г. — таможенная) стоимость + таможенная пошлина) х 20 % (или 7 %)

Таможенная декларация

II. Подакцизные товары

Стоимость товара

Таможенная пошлина

Акциз

НДС

Декларирование

Независимо от стоимости

База налогообложения х ставка согласно Таможенному тарифу Украины

База налогообложения х ставка акцизного налога

(Фактурная (с 01.01.2019 г. — таможенная) стоимость + таможенная пошлина + акциз) х 20 % (или 7 %)

Таможенная декларация

Как оприходовать товар из посылки?

Товар из посылки приходуют на баланс точно так же, как и любой другой заграничный товар:

1) на дату, когда предприятие получило контроль над приобретаемым активом и к нему перешли риски его случайной гибели или повреждения, при условии, что стоимость такого актива можно достоверно определить.

Заметьте: дата отражения в учете импортного актива не зависит от даты оформления ТД. Эти даты могут совпадать, только если именно на дату оформления ТД выполнены все вышеперечисленные условия.

Более того, ТД не является документом-основанием для оприходования товара. Таким документом могут выступать инвойс, товарно-транспортная накладная или другие документы, составление которых предусмотрено в договоре с нерезидентом;

2) по курсу НБУ, действующему на дату:

— перечисления аванса, если первым событием была предоплата;

— признания товара активом, если первой произошла поставка товара.

Подробнее об учете импорта товара см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 35-36, с. 3.

выводы

  • Оплатить импортную посылку можно только путем перечисления средств с текущего валютного счета предприятия на счет нерезидента-продавца.
  • Посылка из-за границы облагается таможенными платежами, если она содержит подакцизные товары или «безакцизные» товары стоимостью более 150 евро.
  • Необлагаемую посылку декларируют в устной форме на основании товаросопроводительных документов. А облагаемую — в общем порядке, т. е. путем подачи ТД.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить