Стали микропредприятием: что делать с резервами?

В избранном В избранное
Печать
Адамович Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2018/№ 81
Предприятие по результатам прошлого года стало соответствовать критериям микропредприятия, в результате чего перестало быть обязанным создавать резервы. Подскажите, как поступить с остатками созданных ранее резервов? Можно ли их списать?

Если вы стали микропредприятием и приняли решение впредь работать без резервов (обеспечений), то неиспользованные их остатки следует списать.

Напомним, что с 01.01.2018 г. действуют новые критерии отнесения предприятий к малым и к микропредприятиям (см. ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV). Так, к субъектам микропредпринимательства относятся юрлица — субъекты хозяйствования, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек, балансовая стоимость активов составляет до 350 тыс. евро; чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 700 тыс. евро (определенные по среднегодовому курсу НБУ).

Для бухучета и составления финотчетности за 2018 год предприятиям следует ориентироваться уже на эти новые критерии классификации предприятий. Так считают и налоговики (см. БЗ 135.02).

И если ваше предприятие на протяжении двух лет подряд соответствует двум из трех критериев микропредприятия, то уже со следующего отчетного года вы законно можете считать себя таковым. Соответственно, создавать в бухучетных целях обеспечения (резервы) не обязаны (п.п. 2 п. 2 и п. 8 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»). И раз решили больше не создавать резервов, то свое решение следует сперва закрепить в приказе об учетной политике (п. 2.1 разд. II Методрекомендаций по учетной политике, утвержденных приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635).

Что же делать с остатками резервов, которые предприятие не использовало? Остатки резервов следует отсторнировать. Поскольку это расходы прошлых периодов, то сальдо по каждому из резервов (обеспечений) присоединяют к нераспределенной прибыли/уменьшают непокрытый убыток (п. 4 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» и п. 46 МСБУ 8 «Учетные политика, изменения в учетных оценках и ошибки»). Списание остатков резервов следует провести на дату утверждения изменений в учетной политике. По каждому списываемому остатку резерва следует составить бухсправку и указать причину такого исправления. В зависимости от вида резерва (обеспечения) в бухучете вам придется сделать следующие записи:

— по остатку резерва отпусков (списывают сальдо переходного отпускного резерва, созданного под не использованные на 1 января дни отпуска): Дт 471 — Кт 441 (442). Правда, учтите: в момент фактического начисления оплаты за неиспользованные дни прошлогодних отпусков такие суммы опять попадут в бухрасходы и повторно снизят налог на прибыль. Осторожным плательщикам советуем: (1) либо не списывать переходный резерв и за счет кредитового сальдо по субсчету 471 относить начисления за неиспользованные прошлогодние отпуска; (2) либо в стр. 02 декларации по налогу на прибыль переносить из ф. № 2-мс бухфинрезультат без учета выплат за неиспользованные дни прошлогодних отпусков (в пределах переходного резерва, отнесенного на нераспределенную прибыль/непокрытый убыток);

— по остатку РСД: Дт 38 — Кт 441 (442);

— по остаткам резерва гарантийных обязательств (субсчет 473), резерва на реструктуризацию и выполнение обязательств при прекращении деятельности (субсчет 474), резерва на выполнение обязательств по обременительным контрактам (субсчет 474): Дт 473, 474 — Кт 441 (442).

Правда, малодоходникам (не считающим разницы) остаток по резервам желательно не списывать либо показывать в стр. 02 декларации завышенный финрезультат. Подробнее об угрозе списания остатков резервов у малодоходников см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 19-20, с. 31.

Однако, несмотря на открывшуюся вам возможность работать без резервов, советуем вам подумать, прежде чем отказаться от них. Дело в том, что создание резервов помогает правильно распределить расходы между учетными периодами, как того требует п. 7 П(С)БУ 16 «Расходы».

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить