Новые двери в офис: как учесть?

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 68
В офис купили новые двери. За установку оплатили отдельно — третьему лицу. Как отразить такие операции в учете?

Двери являются неотъемлемой частью любого помещения. Поэтому замену дверей чаще всего рассматривают как ремонт помещения, в котором их установили. Хотя, в принципе, новые двери можно признать и отдельным(-и) объектом(-ами) основных средств (ОС). Рассмотрим оба варианта учета.

Замена дверей — ремонт помещения

Порядок отражения расходов, понесенных в связи с заменой дверей (сюда входит как стоимость самих дверей, так и расходы на демонтаж/монтаж, доставку и пр.), зависит от того, на что направлены осуществляемые ремонтные работы. Если замена дверей осуществляется с целью:

поддержания работоспособности объекта ОС, то это расходы текущего периода (п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»);

улучшения объекта ОС (ожидается увеличение будущих экономических выгод от его использования) — расходы подлежат капитализации и по окончании работ увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС (п. 14 П(С)БУ 7).

Как определить, является ли замена дверей улучшением?

В п. 31 Методрекомендаций № 561* сказано: основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением ОС, является увеличение вследствие этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и/или качества продукции (работ, услуг), которая производится (предоставляется) этим объектом. Учитывают и существенность понесенных расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561). Поэтому если замена дверей ожидаемо приведет к увеличению срока полезного использования помещения и/или улучшит условия труда работающих в нем людей, и/или увеличит рыночную стоимость здания, такую замену следует рассматривать как улучшение.

* Методические рекомендации по бухучету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

Например, говорить об улучшении уместно в случае замены всех дверей в офисе на более качественные (вместо фанерных ставим дубовые). Такая замена, безусловно, приведет к улучшению теххарактеристик здания. Повысится защита помещения от шума, будет лучше сохраняться тепло в зимнее время года, что продлит срок полезного использования помещения и приведет к экономии расходов на теплоносители. Рыночная стоимость здания тоже увеличится.

Важно! Если признаете ремонт улучшением, начислять амортизацию по-новому (исходя из новой (увеличенной) стоимости) начинайте со следующего месяца после месяца завершения улучшительных работ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 64, с. 14).

Если же тотальной замены дверей не происходит, а меняется только одна дверь (или несколько дверей) по причине ее (их) непригодности к дальнейшей эксплуатации, причем новые двери примерно того же уровня, что и старые, то никакого улучшения тут, скорее всего, нет. Это обычный ремонт, отражаемый в расходах периода.

Кстати, согласно п.п. 1.2.8, п. 2.8 Перечня № 150** установка дверей может быть отнесена как к текущему ремонту (который всегда осуществляется только с целью поддержания работоспособности объекта), так и к капитальному (который может быть как поддерживающим, так и улучшающим). Так что никакого общего рецепта здесь быть не может. Есть улучшения или нет — решать исключительно вам на основании вдумчивого анализа ожидаемых от осуществленного ремонта результатов и с учетом существенности понесенных расходов.

** Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, строений, утвержденный приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004 г. № 150. Именно этот перечень для классификации ремонтов рекомендует использовать Минрегионстрой (см. письмо от 15.05.2015 г. № 8/15-232-15).

Решение о характере и направленности ремонтных работ (на поддержание или улучшение) принимает руководитель предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561). Хотя техзаключение о направленности планируемых мероприятий руководителю, как правило, подает специалист соответствующего профиля.

Пример 1. Предприятие приобрело новые двери в офис стоимостью 15000 грн. (в том числе НДС — 2500 грн.). Стоимость установки с демонтажом — 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.). Решено, что замена дверей — капитальный ремонт, осуществляемый с целью поддержания помещения в рабочем состоянии.

Таблица 1. Замена дверей в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата за новые двери

371

311

15000

644/1

644/НДС

2500

2

Отражен налоговый кредит (НК) на основании зарегистрированной налоговой накладной (НН)

641/НДС

644/1

2500

3

Получены двери

205

631

12500

644/НДС

631

2500

631

371

15000

4

Установлены двери:

— отражены расходы на установку дверей

92

631

2500

644/1

631

500

— списана стоимость дверей на расходы

92

205

12500

5

Отражен НК на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

500

6

Перечислена оплата за установку дверей

631

311

3000

Двери — отдельный объект ОС

Как мы уже сказали, новые двери можно признать и отдельным объектом ОС. Так поступить позволяет п. 4 П(С)БУ 7, согласно которому объектом ОС может быть не только актив в целом, но и его часть, если такая часть имеет другой срок полезного использования. Ожидаемый срок полезного использования дверей наверняка меньше, чем срок полезного использования офисного помещения. Поэтому двери как отдельный объект ОС имеют полное право на существование. Учитывают их на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь».

Признавать двери отдельным объектом может быть выгодно в случае, если характер ремонтных работ явно улучшающий и включать их в текущие расходы вы не решаетесь. Если оставшийся срок полезного использования помещения больше, чем ожидаемый срок эксплуатации дверей, то двери, учитываемые отдельно, самортизируются быстрее. Значит, быстрее попадут в бухгалтерские расходы, а вместе с ними уменьшат и прибыльный объект налогообложения. А если двери попадают в состав МНМА, то расходы сыграют еще быстрее (конечно, если предприятие амортизирует МНМА ускоренными методами — 50 %/50 % или 100 % в первом месяце использования).

Если же ремонтные работы по замене дверей носят поддерживающий характер или оставшийся срок эксплуатации помещения меньше срока полезного использования дверей, признание их отдельным объектом, наоборот, «удлинит» период попадания в расходы.

Пример 2. Возьмем условия из примера 1 и представим, что на предприятии было принято решение признать новые двери отдельным объектом ОС со сроком эксплуатации 4 года.

Таблица 2. Двери как отдельный объект ОС в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата за новые двери

371

311

15000

644/1

644/НДС

2500

2

Отражен НК на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

2500

3

Получены двери

152

631

12500

644/НДС

631

2500

631

371

15000

4

Отражены расходы на установку дверей

152

631

2500

644/1

631

500

5

Введены двери в эксплуатацию

106

152

15000

6

Отражен НК на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

500

7

Перечислена оплата за установку дверей

631

311

3000

8

Начислена амортизация (в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию дверей)

(15000 грн. : 4 года: 12 месяцев)

92

131

312,50

Меняем двери в арендованном помещении

Если вы заменили двери в арендованном офисе, порядок учета зависит не только от того, является ли замена дверей улучшением, но и от того, будет ли арендодатель возмещать понесенные расходы.

Учтите! Текущий ремонт — прямая обязанность арендатора, если стороны не предусмотрели в договоре иное (ч. 1 ст. 776 ГКУ). Поэтому в общем случае арендатор несет расходы на текущий ремонт за свой счет и без получения компенсации. А вот капитальный ремонт — это уже обязанность арендодателя и проводится за его счет (если в договоре стороны не прописали иное — ч. 2 ст. 776 ГКУ). Улучшения арендатор может осуществлять только с разрешения арендодателя (ч. 1 ст. 778 ГКУ). Иначе он не вправе требовать компенсацию расходов от арендодателя (ч. 5 ст. 778 ГКУ). В то же время, если такие улучшения можно отделить от арендуемого объекта без его повреждения или существенного обесценивания (ст. 187 ГКУ), арендатор имеет право на их изъятие (ч. 2 ст. 778 ГКУ).

Расходы на ремонт арендодатель не компенсирует. Их арендатор относит на расходы периода (Дт 92 — Кт 20, 63). В налоговоприбыльном учете все по бухправилам. Никаких НДС-особенностей тоже нет — НДС со стоимости приобретенных дверей (и услуг по их установке) арендатор включает в НК в общем порядке.

Расходы на ремонт арендодатель компенсирует по окончании действия договора аренды. Расходы на ремонт арендатор отражает как улучшение объекта аренды (по Дт 117) (см. ниже).

Расходы на ремонт/улучшение арендодатель компенсирует сразу. В таком случае капремонт/улучшение:

— в бухучете — арендатору следует отражать как продажу работ (услуг). Доход от их реализации отражают по кредиту субсчета 703, а ремонтные расходы — как себестоимость (дебет счета 23 с последующим списанием проводкой Дт 903 — Кт 23);

в налоговом учете все по правилам бухучета;

по поводу НДС — на сумму компенсации арендатор начисляет обязательства по НДС. НДС со стоимости приобретенных для ремонта товаров/услуг арендатор включает в НК в общем порядке.

Расходы на улучшение арендодатель не компенсирует/компенсирует по окончании действия договора аренды. Расходы по улучшению арендованного объекта арендатор учитывает как капитальные инвестиции на создание прочих необоротных материальных активов (Дт 153) (п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда»). А при вводе таких улучшений в эксплуатацию: Дт 117 — Кт 153. Полученный объект в общем порядке подлежит амортизации в течение срока полезного использования. Этот срок обычно привязывают к сроку действия договора аренды, хотя можно установить и другой срок. К прочим необоротным материальным активам применяют прямолинейный либо производственный метод амортизации (п. 27 П(С)БУ 7). Начисленную амортизацию списывают на те же счета расходов, на которых учитывают арендную плату.

Передачу улучшений на баланс арендодателя, возмещающего их стоимость по окончании действия договора аренды, арендатор отражает как продажу объекта прочих необоротных материальных активов. Если компенсация отсутствует, то такой объект списывают с баланса как при бесплатной передаче.

Налоговый учет зависит от стоимости улучшений арендованного объекта. Если она не превышает 6000 грн., такие расходы не являются объектами ОС в понимании НКУ. Это значит, что их не учитывают в расчете амортизационных разниц, установленных пп. 138.1 и 138.2 НКУ. При этом суммы начисленной в бухучете амортизации включаются в финрезультат и влияют на объект обложения налогом на прибыль без всяких корректировок. А вот дорогостоящие (свыше 6000 грн.) улучшения объекта аренды в налоговом учете зачисляют в состав ОС. Для них предназначена налоговая группа 9 «Прочие основные средства» (см., например, письмо ГФСУ от 19.03.2018 г. № 1092/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, а также 102.05 БЗ). Таким образом, по улучшениям стоимостью свыше 6000 грн. высокодоходники (и малодоходники-добровольцы) определяют амортизационные разницы, предусмотренные пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

Пример 3. Возьмем условия из примера 1 и представим, что замена дверей осуществлена в арендованном офисе. Арендодатель сразу компенсировал расходы арендатору.

Таблица 3. Ремонт арендованного помещения с компенсацией

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата за новые двери

371

311

15000

644/1

644/НДС

2500

2

Отражен НК на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

2500

3

Получены двери

205

631

12500

644/НДС

631

2500

631

371

15000

4

Установлены двери

23

631

2500

644/1

631

500

5

Списана стоимость дверей на ремонтные расходы

23

205

12500

6

Отражен НК на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

500

7

Отражена реализация услуг по ремонту арендованного помещения арендодателю

377

703

18000

8

Начислены НО по НДС

703

641/НДС

3000

9

Списана себестоимость ремонтных работ

903

23

15000

10

Перечислена оплата за установку

631

311

3000

11

Получена компенсация от арендодателя

311

377

18000

выводы

  • Замену дверей чаще всего рассматривают как ремонт помещения. Но можно признать двери и отдельным объектом основных средств.
  • Порядок отражения в учете ремонта помещения зависит от направленности осуществляемых работ — на поддержание работоспособности или улучшение объекта.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить